Программа МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ
Проведение обследования обоснованности выбора профильного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_professionalnyy_put.docx | 55.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Саха республиката (Якутия) Республика Саха (Якутия)
Муниципальнай уопсай yорэхтээhин Муниципальное бюджетное
тэрилтэ Алдан оройуона общеобразовательное учреждение
“Гимназия Алдан куорат” “Гимназия г. Алдан”
678900, РС (Я), Алданский район, г.Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ,
тел: (141145) 32-8-43, 32-8-56. Факс: (41145) 32-9-52
e-mail gymnald@aldan.sakha.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия г. Алдан»
___________ /Сухинина О.В./
Приказ №______
«___» _________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации для 5 - 8 классов.
«Мой путь к выбору профессии»
на 2017 - 2018 учебный год
Разработчик:
Педагог-психолог Демина Н.В.
Алдан, 2017 г.
Пояснительная записка:
Любому ребёнку свойственно мечтать, кем он станет, когда вырастет. В младшем школьном возрасте в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. В младшем школьном возрасте, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, то есть определяющей развитие ребенка, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, ребенку необходимо их как-то использовать. Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток. Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Обоснование актуальности:
Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем.
Цель:
Создание условий для формирования у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.
Задачи:
-Формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда;
-Формирование культуры труда;
-Расширение знаний о производственной деятельности людей, техники;
- Формирование понимания значения труда в жизни человека;
- Расширение и углубление представления о различных профессиях;
- Способствование осознанию подростками собственных жизненных целей и ценностей;
- Ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.
- Изучение интересов, потребностей и склонностей учащихся;
- Формирование положительного отношение к труду;
- Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.
Контингент:
Программа предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, рассчитана на 1 год. Групповые занятия с детьми организуются 1 раз в неделю. Длительность занятия 45 минут.
Формы проведения занятий по профориентаци:
-Профориентационная игра;
-Диагностика и анкетирование;
-Групповые беседы;
-Дискуссии;
-Индивидуальные и групповые консультации;
-Экскурсии.
Условия реализации программы:
1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий;
2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфедициальности;
3. Материально – техническое обеспечение: мультимедийный аппарат, канцелярские принадлежности, лицензионная электронная программа «Эффектон студио».
Ожидаемые результаты:
Реализация данной программы позволит:
- Сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;
- Воспитать в ребятах уважение к людям труда;
- Повысить уровень знаний о мире профессий;
- Выявить первые профессиональные предпочтения учащихся;
- Сделать обдуманный, окончательный выбор будущей профессии;
- Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- Сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
«Все профессии нужны, все профессии важны»
для 5 класса.
Пояснительная записка:
Программа «Все профессии важны, все профессии нужны» формирует наглядную основу, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания, помогает создать разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, на основе которой ребенок анализирует профессиональный мир более осмысленно.
Цель:
Развитие у пятиклассников компетенции самоопределения на подготовительной стадии;
Формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков.
Задачи:
- Сформировать положительное отношение к труду других людей и к своему собственному;
- Сформировать у пятиклассников знания о профессиях «близкого круга», требованиях к личности;
- Помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, определить пути саморазвития.
Основные направления профориентационной работы:
- Планирование карьеры в среднем звене;
- Развитие готовности к личностному и профессиональному росту;
- Способствует творческой самореализации личности ребенка.
Формы работы:
Беседы, консультации, экскурсии, творческая мастерская, практическая работа, викторины, интерактивные игры.
Содержание курса:
1 модуль: Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
2 модуль: Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре;
3 модуль: Групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления интересов и способностей, ценностных ориентаций учащихся;
Ожидаемые результаты:
- Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Получить новые знания в рамках изучаемой программы и развить научный тип мышления;
- Ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;
- Делать оценочные выводы (отбирать алгоритмы и объекты по заданным критериям для применения в конкретной ситуации);
- Сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Учебно-тематический план.
№ | Мероприятие | Количество часов | Дата проведения | Ответственный |
1 | Введение. «Что я знаю о профессиях». | 1 | Педагог-психолог | |
2 | «Кем я хочу стать» - анкетирование. | 1 | Педагог-психолог | |
3 | Психодиагностика «Анкета оптанта», «Карта интересов». | 1 | Педагог-психолог | |
4 | Обсуждение результатов методик, индивидуальное консультирование. | 1 | Педагог-психолог | |
5 | Трудовые династии (Составление профессионального портрета семьи). | 2 | Педагог-психолог | |
6 | «Кем быть, каким быть» - интерактивная беседа, инсценировка. | 1 | Педагог-психолог | |
7 | «Кто чем работает», интерактивная беседа | 1 | Педагог- психолог | |
8 | Творческая страничка «Профессии в моей жизни» | 1 | Педагог-психолог | |
9 | «Сколько в мире профессий» (Игра соревнование направленная на расширение кругозора). | 1 | Педагог-психолог | |
10 | Профессия «Повар». Экскурсия в школьную столовую. Инструментарий используемый в работе. | 1 | Педагог-психолог | |
11 | Конкурс «Готовим обед». | 1 | Педагог-психолог | |
12 | Профессия «Врач». Экскурсия в медицинский кабинет. Инструментарий используемый в работе. | 1 | Педагог-психолог | |
13 | Профессия «Библиотекарь». Экскурсия в школьную библиотеку. Интерактивная игра. | 1 | Педагог-психолог | |
14 | Профессия «Журналист». Профессиональные навыки. | 2 | Педагог-психолог | |
15 | Профессия «Ветеринар». Интерактивная игра. | 1 | Педагог-психолог | |
16 | Профессия «Учитель». Какими качествами должен обладать учитель. | 1 | Педагог-психолог | |
17 | «Кем я хочу быть»- (Мини-сочинение). | 1 | Педагог-психолог | |
18 | Сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями: «Почта», «Магазин», «Стройка». | 1 | Педагог-психолог | |
19 | «Профессии нашего города». | 3 | Педагог-психолог | |
20 | «Строим новый город»- Профориентационная игра. | 2 | Педагог-психолог | |
21 | «Своя игра» по профессиональной ориентации. | 1 | Педагог-психолог | |
22 | Направленное фантазирование: Презентация «Моя будущая профессия» | 3 | Педагог-психолог | |
23 | Ролевая игра «Не место красит человека» | 1 | Педагог-психолог | |
24 | «Редкие профессии» - мини лекция | 1 | Педагог-психолог | |
25 | Оформление стенда «Профессии будущего» | 2 | Педагог-психолог | |
26 | Заключительное занятие. Рефлексия. | 1 | Педагог-психолог |
«Путешествие по зазеркалью профессий»
для 6 класса.
Пояснительная записка:
Программа «Путешествие по зазеркалью профессий», в ходе самодиагностики помогает изучить психологические особенности подростков, применить различные модели поведения и сформировать психологическую готовность учащихся к профессиональному самоопределению.
Цель:
Развитие у шестиклассников компетенции самоопределения на подготовительной стадии;
Формирование позитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков.
Задачи:
- Сформировать положительное отношение к труду других людей и к своему собственному;
- Сформировать у шестиклассников знания о классификации профессий и личностных качеств подростков;
Помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, определить пути саморазвития.
Формы работы:
Беседы, консультации, творческая мастерская, практическая работа, психодиагностика по профориентации.
Содержание курса:
1 модуль: «Что я знаю о своих возможностях» - 8 часов.
Ребята научатся соотносить темперамент и профессию, узнают свою самооценку, определят тип мышления;
2 модуль: «Что я знаю о профессиях» - 8 часов.
Учащиеся узнают классификацию и формулу профессий, определят тип профессий и профессионально важные качества;
3 модуль: «Способности и профессиональная пригодность» - 9 часов.
Ребята познакомятся с профессиями социального типа и предпринимательской деятельностью;
4 модуль: «Планирование профессиональной карьеры» - 9 часов.
Учащиеся узнают навыки самопрезинтации, стратегию выбора профессии, познакомятся с современными профессиями.
Ожидаемые результаты:
- Научить ставить цели и строить жизненные планы с учетом социально значимых сфер деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- Сформировать понятие о труде и выборе профессии как условии сохранения и поддержания качества жизни общества и человека в нем, о правилах безопасности для сохранения жизни, физического и психо-социального здоровья человека;
- Сформировать у обучающихся системы позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков, умений и способностей;
- Научить ставить познавательную задачу, обосновывая ее ссылками на собственные интересы, мотивы, внешние условия;
- Развить интерес к самопознанию, творческой деятельности, готовности к саморазвитию и самообразованию;
- Уметь задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга;
- Сопоставлять свои идеи с идеями других членов группы, развивать и уточнять идеи друг друга;
- Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные отобранные под руководством учителя.
Учебно-тематический план.
№ | Мероприятие | Количество часов | Дата проведения | Ответственный |
«Что я знаю о своих возможностях». | ||||
1. | 1 | Педагог-психолог | ||
2. | 1 | Педагог-психолог | ||
3. | «Чувства и эмоции»; «Цветовой тест Люшера» - на эмоции. | 1 | Педагог-психолог | |
4. | «Что такое стресс». | 1 | Педагог-психолог | |
5. | «Определение типа мышления». | 1 | Педагог-психолог | |
6. | «Внимание и память». | 1 | Педагог- психолог | |
7. | «Уровень внутренней свободы». | 1 | Педагог-психолог | |
8. | Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о своих возможностях». | 1 | Педагог-психолог | |
«Что я знаю о профессиях». | ||||
9. | «Классификации профессий»; «Признаки профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
10. | «Формула профессии»; «Профессия, специальность, должность». | 1 | Педагог-психолог | |
11. | «Определение типа будущей профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
12. | «Интересы и склонности в выборе будущей профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
13. | «Определение профессионального типа личности». | 1 | Педагог-психолог | |
14. | «Профессионально важные качества». | 1 | Педагог-психолог | |
15. | «Профессия и здоровье». | 1 | Педагог-психолог | |
16. | Обобщающий урок по теме: «Что я знаю о профессиях». | 1 | Педагог-психолог | |
«Способности и профессиональная пригодность». | ||||
17. | «Профессии нашего города». | 1 | Педагог-психолог | |
18. | «Способности к практическим видам деятельности». | 1 | Педагог-психолог | |
19. | «Способности к интеллектуальным видам деятельности». | 1 | Педагог-психолог | |
20. | «Способности к профессиям социального типа». | 1 | Педагог-психолог | |
21. | «Способности к офисным видам деятельности» | 1 | Педагог-психолог | |
22. | «Способность к предпринимательской деятельности». | 1 | Педагог-психолог | |
23. | «Эстетические способности». | 1 | Педагог-психолог | |
24. | «Уровни профессиональной пригодности». | 1 | Педагог-психолог | |
25. | Обобщающий урок по теме: «Способности и профессиональная пригодность». | 1 | Педагог-психолог | |
«Планирование профессиональной карьеры». | ||||
26. | «Мотивы и потребности». | 1 | Педагог-психолог | |
27. | «Ошибки в выборе профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
28. | «Современные профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
29. | «Пути получения профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
30. | «Навыки самопрезентации». | 1 | Педагог-психолог | |
31. | «Стратегия выбора профессии». | 1 | Педагог-психолог | |
32. | Обобщающий урок по теме: «Планирование профессиональной карьеры». | 1 | Педагог-психолог | |
33. | Мини – сочинение на тему: «Я и моя будущая профессия». | 1 | Педагог-психолог | |
34. | Заключительный урок по теме: «Моя будущая профессия». | 1 | Педагог-психолог |
«Профессия и Я»
для 7 класса.
Пояснительая записка:
Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение – событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток. Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения. Профориентационные занятия могут содействовать осмысленному выбору школьником своего профессионального пути.
Цель:
- Изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 7 класса;
- Развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения к физическому и умственному труду, к разным профессиям;
- Формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.
Задачи:
- Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
- Воспитать уважение к рабочему человеку.
Учащиеся должны знать:
-Уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии; карьеры;
-Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
-Осуществлять самоанализ развития своей личности;
-Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить
требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Этапы программы по профориентации:
1.Диагностический;
2.Профпросветительский (профинформационный);
3.Профконсультационный;
4.Постконсультационная диагностика;
5. Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Содержание курса:
I этап: «Диагностика учащихся»:
Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов психологического исследования;
II этап: «Информационно-просветительское направление»:
Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
III этап: «Консультационное направление»:
Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
IV этап: Обучающее (или формирующее) направление:
В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:
- умение анализировать мир профессий;
- умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
Ожидаемые результаты:
- Сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Обозначить системы индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений;
- Научить ставить цели и строить жизненные планы с учетом социально значимых сфер деятельности;
- Уметь планировать и осуществлять учебную деятельность;
- Сформировать заинтересованность в расширении знаний о профессиях;
- Ставить учебные задачи на основе познавательных проблем;
- Распределять время на решение учебных задач;
- Обосновывать выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- Формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- Принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
- Создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Отвественный |
1 | Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. | 1 | Педагог-психолог | |
2 | Классификация профессий Климова | 1 | Педагог-психолог | |
3 | Эмоциональное отношение к выбору профессии | 1 | Педагог-психолог | |
4 | Темперамент и выбор профессии | 1 | Педагог-психолог | |
5 | Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии | 1 | Педагог-психолог | |
6 | Склонность и профессиональная направленность | 1 | Педагог-психолог | |
7 | Профессиональный тип личности | 1 | Педагог-психолог | |
8 | Деловая игра «Кадровый вопрос» | 1 | Педагог-психолог | |
9 | Как достичь успеха в профессии | 1 | Педагог-психолог | |
10 | Поддержка друзей | 1 | Педагог-психолог | |
11 | Профессии моей семьи | 1 | Педагог-психолог | |
12 | Что я знаю о себе? | 1 | Педагог-психолог | |
13 | На пороге взрослой жизни | 1 | Педагог-психолог | |
14 | Развитие умений по принятию решений | 1 | Педагог-психолог | |
15 | Профессиональная зрелость | 1 | Педагог-психолог | |
16 | Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. | 1 | Педагог-психолог | |
17 | Темперамент и профессии | 1 | Педагог-психолог | |
18 | Что такое характер? | 1 | Педагог-психолог | |
19 | Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции | 1 | Педагог-психолог | |
20 | Склонность и интересы в выборе профессии | 1 | Педагог-психолог | |
21 | Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова | 1 | Педагог-психолог | |
22 | Что я знаю о мире профессий | 1 | Педагог-психолог | |
23 | Ошибки в выборе профессий | 1 | Педагог-психолог | |
24 | Составление личного профессионального плана | 1 | Педагог-психолог | |
25 | Навыки самопрезентации. | 1 | Педагог-психолог | |
26 | Игровые пробы | 1 | Педагог-психолог | |
27 | Что? Где? Когда? | 1 | Педагог-психолог | |
28 | Знакомство с профессиограммой | 1 | Педагог-психолог | |
29 | Я учусь принимать решение | 1 | Педагог-психолог | |
30 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | 1 | Педагог-психолог | |
31 | Здоровье и карьера | 1 | Педагог-психолог | |
32 | Современный рынок труда. Профессии 21 века | 1 | Педагог-психолог | |
33 | Устраиваемся на работу | 1 | Педагог-психолог | |
34 | Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда | 1 | Педагог-психолог |
«Это мой выбор»
для 8 класса.
Пояснительная записка:
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Профориентационная программа «Это мой выбор!» состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая включает изучение мира труда и профессий.
Практическая часть представлена в виде тестирования с использованием методик лицензионной программы «Эффектон студио», деловых и ролевых игр.
Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель программы:
Формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения;
Помощь в решении проблемы профессионального выбора.
Задачи:
- Сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
- Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
- Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
- Научить соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами;
- Научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).
Технология работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность курсов – 34 часа.
Ожидаемые результаты:
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных предпочтений и участия в профориентационной деятельности;
- Сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу, уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально значимом труде (трудового воспитание);
Содержание занятий:
Занятие № 1. «Многообразие мира профессий»:
История вопроса. Понятия профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориетационная анкета «Ориентация».
Занятие №2. «Выбор и моделирование профессии»:
Раскрытие понятия «выбор». Карта страны профессий. Требования к человеку, которые предъявляют профессии различных типов.
Занятие № 3. «Формула выбора профессии»:
«Хочу – могу - надо». Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии.
Занятие № 4. «Интересы и выбор профессии («хочу»)»:
Психологические аспекты интереса. Рассмотрение компонента формулы «хочу – могу - надо» на собственном примере ученика.
Занятие № 5. «Классификация профессий»:
Классификация профессий по предмету труда и по характеру труда. Карта интересов Голомштока.
Занятие № 6. «Склонности и профессиональная направленность («могу»)»:
Занятие № 7. «Мотивы выбора профессии»:
Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность.
Занятие № 8. «Профессиональный тип личности»:
Опросник профессиональной направленности личности Голланда.
Занятие № 9. «Темперамент и выбор профессии»:
Общая характеристика личности. Учение о темпераменте. Влияние темперамента на выбор профессии. Анкета самооценки типа личности.
Занятие № 10. «Способности и выбор профессии»:
Классификация способностей. Требования профессий к личности. Способности к обучению. Батарея интеллектуальных тестов программы «Эффектон студио».
Занятие № 11. «Социальные проблемы труда («надо»)»:
Продавец и покупатель. Конкуренция «работоискателей». Биржа труда. Куда пойти учиться, что бы быть востребованным специалистом.
Занятие № 12. «Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу»:
Рассмотрение понятия «рынок труда» и его составляющих. Предложение и спрос. Цена товара – рабочая сила. Анализ состояния, динамики и тенденций развития рынка труда в нашем регионе.
Занятие № 13. «Профессии «человек-человек»:
Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 14. «Профессии «человек – знаковая система»:
Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 15. «Профессии «человек – техника»:
Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 16. «Профессии «человек – художественный образ»:
Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 17. «Профессии «человек – природа»:
Требования, которые предъявляют профессии данного типа к знаниям, умениям, навыкам и личностным особенностям работника.
Занятие № 18. «Профессиональные стереотипы»:
Детерминанты профессиональной деформации. Уровни профессиональных деформаций.
Занятие № 19. «Ошибки при выборе профессии»:
Типичные ошибки при выборе профессии. «8 углов» при выборе профессии
Занятие № 20. «Построение профессиональной перспективы»:
Карьера. Основные принципы составления резюме. Составление резюме при приёме на работу.
Занятие № 21. «Профориентационная игра «Вакансия»:
Занятие № 22. «Заключительное занятие»:
Подведение итогов курса. Получение обратной связи. Разработка рекомендаций.
Учебно-тематический план:
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Ответственный |
1. | Многообразие мира профессий. | 1 | Педагог-психолог | |
2. | Выбор и моделирование профессии. | 1 | Педагог-психолог | |
3. | Формула выбора профессии «Хочу – могу - надо» | 2 | Педагог-психолог | |
4. | Интересы и выбор профессии («хочу») | 2 | Педагог-психолог | |
5. | Классификация профессий по. | 2 | Педагог-психолог | |
6. | Склонности и профессиональная направленность («могу»). | 1 | Педагог-психолог | |
7. | Мотивы выбора профессии. | 1 | Педагог-психолог | |
8. | Профессиональный тип личности. | 2 | Педагог-психолог | |
9. | Темперамент и выбор профессии | 2 | Педагог-психолог | |
10. | Способности и выбор профессии. | 2 | Педагог-психолог | |
11. | Социальные проблемы труда («надо»). | 1 | Педагог-психолог | |
12. | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | 2 | Педагог-психолог | |
13. | Профессии «человек-человек». | 2 | Педагог-психолог | |
14. | Профессии «человек – знаковая система». | 2 | Педагог-психолог | |
15. | Профессии «человек – техника». | 1 | Педагог-психолог | |
16. | Профессии «человек – художественный образ». | 1 | Педагог-психолог | |
17. | Профессии «человек – природа». | 1 | Педагог-психолог | |
18. | Профессиональные стереотипы. | 1 | Педагог-психолог | |
19. | Ошибки при выборе профессии. | 2 | Педагог-психолог | |
20. | Построение профессиональной перспективы. | 2 | Педагог-психолог | |
21. | Профориентационная игра «Вакансия». | 2 | Педагог-психолог | |
22. | Заключительное занятие. | 1 | Педагог-психолог |
Методические пособия для учителя:
1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
2. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);
3. «Школа и труд» / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика,1987 г.;
4. «Школа и выбор профессии» / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
5. Festival.1september.ru;
6. http://www.vashpsixolog.ru/;
7. Профессиональная и трудовая ориентация детей. Методические рекомендации. - М., 2006.;
8. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.;
9. «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.;
10. Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки учащихся 5- 9 классов», 2006;
11. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Палагин А.А. Азбука профориентации.- СПб., 2008. – 218 с.
12. Бендюков М.А., Соломин И.Л., Степанов А.Н. Ищу работу. – СПб.: Литера плюс, 1995. – 284 с.
13. Основы планирования и реализации профессиональной карьеры. Рабочая тетрадь по профориентации молодежи. – СПб., 2010. – 42 с.
14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение . – М.; Воронеж: Модек, 1996.
15. Психология популярных профессий / Под ред. Л. А. Головей. СПб.: Речь, 2003.
16. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. – СПб.: Речь, 2003.
17. Соломин И.Л. Экспресс – диагностика персонала. – СПб.: Речь, 2008.- 280 с.