РМО педагогов-психологов и социальных педагогов (март 2020г.). Руководитель РМО - Ивлева Екатерина Александровна.

Ивлева Екатерина Александровна

Согласно плану РМО педагогов-психологов и социальных педагогов, в марте 2020 г. состоялось третье заседание РМО, цель которого заключалась в следующем:

1. Ознакомиить участников РМО с итогами районного конкурса "Неделя психологии",

2. Ознакомить педагогов-психологов и социальных педагогов с информацией на тему "Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей",

3. Ознакомить участников РМО с информацией на тему "Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через метод психологической коррекции - сказкотерапию",

4. Ознакомить педагогов-психологов и социальных педагогов с тематикой "Семья и психологическое здоровье ребенка".

Ивлева Е. А., как руководитель РМО, ознакомила педагогов-психологов и социальных педагогов с результатами районного конкурса "Неделя психологии", предоставив итоговые протоколы.

Трифонов С. А., педагог-психолог д/с "Теремок" подготовил материал на тему "Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через метод психокоррекции - сказкотерапию". Информация является очень содержательной, интересной и полезной.

Педагог-психолог МАОУ Бутурлинской СОШ имени В. И. Казакова, Зулитова Е. Ю.,  подготовила информацию на тему "Семья и психологическое здоровье ребенка" в виде презентации, а также разработала психолого-педагогические рекомендации в виде памяток.

Социальным педагогом МАОУ Бутурлинской СОШ, Кирилловой М. С. была раскрыта тема "Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей". Марина Сергеевна познакомила коллег с формами и методами работы, которые она использует в своей практической деятельности по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»

«Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через метод психологической коррекции – сказкотерапию»

Подготовил: педагог-психолог

Трифонов С.А.

р.п. Бутурлино

Одним из самых серьезных социальных проблем, с которым сталкиваются педагоги нашего детского сада, являются нарушение коммуникативных навыков, проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Дети, пришедшие в детский сад, испытывают различные виды страхов, беспокойства, которые они ещё не в силах объяснить. Они часто капризничают, упрямятся. Это естественный фактор развития в дошкольном возрасте. Но если не проводить целенаправленных воспитательных и коррекционных мероприятий, то в дальнейшем это не лучшим образом отразится как на учебной деятельности ребенка, так и на формировании личности в целом. Какой самый быстрый путь к душе ребенка? Конечно, сказка. Поэтому темой своей работы я выбрал:   «Актуализация личностного становления воспитанников детского сада через метод психологической коррекции – сказкотерапию»

Для того чтобы приступить к работе я изучил труды таких авторов как Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Н. Сакович, А. Лисиной и многих других; передовой опыт коллег; поставил цель, разработал содержания образовательно-воспитательного процесса; составил план работы; наметил поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и сотрудничества с семьями воспитанников. Так же выступал на педагогических советах, проводил семинары и консультации как с педагогами так и с родителями.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики требованиями стандарта (ФГОС ДО). Введение нового образовательного стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию: важное место в образовательном процессе занимает психическое здоровье воспитанников, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается фундамент человеческой личности. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Ребенок дошкольного возраста мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На стресс, трудности он чаще отвечает эмоциональными реакциями - гневом, обидой, страхом. Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной мной темы.

Изучив многих авторов таких как Л. Б. Фесюкова, Т. Д. Зинкевич –Евстигнеева и многих других. Нами были выделены Основные условия эффективной работы по реализации темы:

  •  Улучшение условий для сохранения и улучшения психологического здоровья детей;
  •  Поиск эффективных форм и методов работы с детьми;
  •  Тесное сотрудничество с родителями воспитанников;

Цель моей работы оттолкнулась от темы. Это: Актуализировать личностное становление воспитанников детского сада через метод психологической коррекции – сказкотерапию.

Задачи: (вы видите на экране)

  1. Определение и изучение состояния эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста
  2. Профилактика и преодоление негативного эмоционального состояния
  3. Содействование формированию активной позиции родителей для эмоционального благополучия ребенка

Идея заключается в создании условий для развития эмоционально-волевой сферы, развитии познавательного интереса, логического мышления, формирования творческих способностей, развития адаптационных навыков, взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции дошкольника через использование метода сказкотерапии.

Моя работа охватывает период с сентября 2018 года по настоящее время. Так как работа большая мне пришлось разделить её на три этапа:

1. Подготовительный 2. Основной 3. Заключительный

1 этап – подготовительный

Первый этап состоял из изучения специальной литературы, ознакомление с работами современных программ и методик. Так же необходимо было обнаружить и проанализировать проблемы, имеющиеся у детей, родителей, составить план работы, подобрать диагностический материал.

При проведении обследования использовались следующие методики:

Графическая методика «Кактус» (Панфиловой), по которой можно сделать вывод: что на начало года у некоторых детей присутствует агрессивность, раздражительность, замкнутость или наоборот явное стремление быть лидером.

Проведенное тестирование на исследование самооценки воспитанников «Лесенка» (Щур), показало завышенную или заниженную самооценку. Однако, по мнению дошкольников, отношение к ним со стороны родителей и сверстников находится на среднем уровне.

Для диагностики страхов мы использовали в своей работе опросник Захарова «Страхи у детей». Мы спрашивали воспитанников «Ты боишься или не боишься….?» (когда остаешься дома один, заболеть, маму или папу и т.д.). Таким образом, с помощью тестов мы определили наличие страхов у детей, что позволило нам выделить проблемы воспитанников, выявить проявления страхов и наметить психокоррекционные меры воздействия.

Для осознания детьми нравственных качеств нами было проведена методика «Закончи историю» (Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина), она показала, что большинство детей могут оценить поведение только как положительно или отрицательно, но оценку не мотивируют. Отвечая на вопросы, взрослого, стараются ответить так, что бы было выгодно им самим.

А с родителями было проведено анкетирование на уровень «Уровень агрессивности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.). Где родители так же подтвердили, что у некоторых детей прослеживается отклонение в становление личности на данном этапе своего развития.

Таким образом, на основе проведенных мероприятий для повышения собственной профессиональной компетентности по предупреждению и коррекции личностного становления  воспитанников нами был разработан перспективно-тематический план всей работы, были прослушаны семинары коллег по данной области, созданы и оформлены памятки и консультации для педагогов и родителей, разработана организованная образовательная деятельность с воспитанниками.

2 этап – основной

На втором этапе мной проводилась профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально - волевое развитие детей старшего дошкольного возраста - это комплекс занятий по тематическому плану.

Сказкотерапевтические занятия мной используются в качестве групповой или подгрупповой работы и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению. Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен комплекс занятий развития эмоционально-волевой сферы старших дошкольников.

В ходе всех проведенных мероприятий с воспитанниками мы корректировали и развивали такие качества как: 

  1. Низкая самооценка, чувство неполноценности, зажатость и скованность
  2. Развивали эмоциональность и выразительность движений рук и адекватность использования жестов
  3.  Стимулировали воображение и фантазию ребенка
  4. Создание положительного эмоционального настроя
  5. Преодолевали страхи в различных группах
  6. Преодолевали барьеры в общении, развивали навыки коммуникации и саморелаксации
  7. Сказка, рассказанная вовремя, поможет человеку обрести уверенность в собственных силах, понять, что  он нужен и важен ничуть не меньше, чем взрослый, большой человек.
  8. Боролись с неуверенностью в себе, тревожностью, страхом самостоятельных действий
  9. Учили детей действовать по запланированному плану и вместе со сверстниками, учитывать роль каждого участника
  10.  Выявляли индивидуальные особенности эмоционального развития
  11.  С помощью релаксационных упражнений мы помогали снимать мышечное напряжения, частично расслабляли организм, и укрепляли нервную систему. (3 слайда)
  12. А так же преодолевали тревогу и беспокойство связанные с отрывом от родителей и вхождением в детский сад

Организованная планомерная работа с родителями помогла повысить уровень развития эмоционально-волевой сферы детей путем сказкотерапии: (Это Вы можете видеть на эране)

  • индивидуальные консультации по воспитанию и развитию ребенка;
  • проведение родительского собрания с элементами тренинга «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?»;
  • групповая консультация «Волшебные превращения»
  • памятки для родителей; 
  • выставки литературы по данной теме;

В группе оформлен эмоциональный уголок с различными пособиями, которые можно использовать в своей работе. Предлагаемый материал содержит рекомендации для занятий родителей с детьми дома.

3 этап - заключительный

По завершению цикла развивающих мероприятий проводится анкетирование, беседы с родителями и итоговая диагностика детей, через сравнение результатов в ходе которой определяется динамика эмоционально - волевого развития детей.

По результатам проведенной методики «Кактус» и анкетирования родителей можно отметить, что ребенок стал значительно спокойным, уверенным, активным, присутствуют высокие показатели открытости и оптимизма.

Тестирование на исследование уровня самооценки воспитанников тоже показало улучшение результатов. Дети стали давать более адекватную самооценку своей личности.

Благодаря проведенным методикам по преодолению страхов у воспитанников снизился уровень боязни того или иного страха. Это например: медицинского, социального страха.

У дошкольников так же улучшилось осознание нравственных качеств, дети правильно начали оценивать поведение сверстников, и мотивировать свою оценку.

Диапазон опыта представлены комплексной системой работы педагога с детьми, родителями по развитию эмоционально волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью сказок и игр на групповых профилактических мероприятиях, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, на совместных групповых консультациях с тесным переплетением с образовательным процессом.

Благодаря проведенным мероприятиям у воспитанников повысился уровень эмоционального развития, освоились социальные нормы развития; понизился уровень личностной тревожности; наблюдается расширение внутреннего мира воспитанника; Воспитанники по средствам сказок ориентированы на развития своего мировоззрения, а также повысился уровень включения родителей в образовательный процесс.

Свои практические достижения я представил в виде семинаров, педагогических советов, памяток для родителей и педагогов, а всю систему работы разместил  на сайте МААМ, где она может  быть использована педагогами в своей работе.

Заключение

Система работы позволяет сделать вывод о том, что результативность опыта показывает эффективность использования сказкотерапии для эмоционально-волевого развития воспитанника старшего дошкольного возраста.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовил: педагог-психолог Зулитова Е.Ю МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова « Психологическое здоровье ребенка в семье»

Слайд 2

Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение

Слайд 3

Когда семья и окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие: чувство уверенности и защищённости. преобладает жизнерадостное настроение . развитие личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям. Всё это свидетельствует о том, что ребёнок растёт психологически здоровым .

Слайд 4

Что такое здоровье? По ВОЗ Здоровье это – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков. физическое психическое социальное !!!Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом

Слайд 5

П сихологи считают, что эмоциональная сфера крайне важна в развитии ребёнка. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.

Слайд 6

Что оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребёнка? Сравним наше мнение и факторы, предложенные психологами: Ускорение темпа жизни. Дефицит времени родителей. Нет условий для снятия напряжения и расслабления. Невротизация родителей. Неумение решать внутриличностные конфликты. Неудовлетворённость условиями жизни. Дисгармония семейных отношений, семейного воспитания. Нарушения в детско-родительских отношениях.

Слайд 7

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы взаимодействия. Важны родительские установки – эмоциональное отношение к ребёнку, поведение с ним. !!!!Они могут оказывать негативное и позитивное влияние на ребёнка.

Слайд 8

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Слайд 9

Благоприятному психологическому климату характерны следующие признаки: сплоченность , возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность

Слайд 10

стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Слайд 11

неблагоприятный психологической климат в семье: члены семьи испытывают тревожность эмоциональный дискомфорт напряженность отчуждение конфликтность межличностных отношений когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Слайд 12

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Слайд 13

«Родительские установки » Негативные установки Последствия Позитивные установки Горе ты мое! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты. Радость ты моя! Нытик, плакса! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность. Поплачь, станет легче! Ты копия своего папочки! Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями. Папа у нас замечательный! Мама у нас умница! Неумейка! Откуда у тебя только руки растут! Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности. Попробуй еще раз, и у тебя обязательно получится! Давай попробуем вместе.

Слайд 14

Ты обидел маму! Ты плохой, вот уйду от тебя к другому мальчику. Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна. Я тебя все равно люблю! Но мне очень неприятно - постарайся не поступать так больше. Займись чем-нибудь, отстань. Отчуждение, озлобленность. Иди ко мне, давай подумаем, чем мы займемся. Только и слышу: «Купи! Купи!» Надоел со своими просьбами! Агрессия, капризы, истерики. Мне бы хотелось купить тебе, но у меня нет денег.

Слайд 15

Типы семейного воспитания: 1.Авторитетный – теплые, доверительные

Слайд 16

Авторитетный стиль. Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Слайд 17

2. авторитарный- холодные отношения

Слайд 18

Авторитарный стиль. Дети , как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

Слайд 19

3. Либеральный-дети садятся на шею

Слайд 20

Либеральный стиль. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми

Слайд 21

4. Индифферентный - попустительский

Слайд 22

Индифферентный стиль . Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению .

Слайд 23

Принципы общения с ребенком • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему. • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными. • Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.

Слайд 24

Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций. Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено. Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша. Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас. Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка; Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.

Слайд 26

«Как сохранить психическое здоровье ребенка?» Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины». Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Слайд 28

Спасибо за внимание»!



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации

«Как сохранить психическое здоровье ребенка?»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Педагог-психолог: Зулитова Е. Ю.



Предварительный просмотр:

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И.Казакова

«Психологическое здоровье ребенка в семье»

Доклад подготовил: педагог-психолог

Зулитова Е.Ю.

р.п. Бутурлино

      Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

      Семья – это замечательное слово, которое означает уют, тепло, поддержку близких и просто общение.

Когда семья и окружающие доброжелательно относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие:

  • чувство уверенности и защищённости.
  • преобладает жизнерадостное настроение.
  • развитие личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.

Всё это свидетельствует о том, что ребёнок растёт психологически здоровым.

Что же такое здоровье?

Здоровье  это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

  • Физическое
  • Психическое
  • Социальное

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

Психологи считают, что эмоциональная сфера крайне важна в развитии ребёнка. Эмоции являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.

Что оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребёнка?

  • Ускорение темпа жизни.
  • Дефицит времени родителей.
  • Нет условий для снятия напряжения и расслабления.
  • Невротизация родителей.
  • Неумение решать внутриличностные конфликты.
  • Неудовлетворённость условиями жизни.
  • Дисгармония семейных отношений, семейного воспитания.
  • Нарушения в детско-родительских отношениях.

Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы взаимодействия. Важны родительские установки – эмоциональное отношение к ребёнку, поведение с ним.

Они могут оказывать негативное и позитивное влияние на ребёнка.

Благоприятному психологическому климату характерны следующие признаки:

  • сплоченность,
  • возможность всестороннего развития личности каждого ее члена,
  • высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,
  • чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности,
  • гордость за принадлежность к своей семье,
  • ответственность.

Неблагоприятный психологической климат в семье:

  • члены семьи испытывают тревожность
  • эмоциональный дискомфорт
  • напряженность
  • отчуждение
  • конфликтность межличностных отношений
  • когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности.

 Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях.

Какие существуют типы семейного воспитания?

  1. Авторитетный тип. Отношения в семье теплые, доверительные. Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
  2. Авторитарный тип. Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.
  3. Либеральный тип. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.
  4. Индифферентный тип. Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению. 

Какие существуют  принципы общения с ребенком?

  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
  •  Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку трудно, и он готов принять Вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, каждый имеет свой путь развития, а сравнивайте его поступки и достижения с ранее приобретенными.
  • Будьте вежливы с ребенком, и тогда он усвоит именно такую манеру взаимодействия.
  • Установите определенные правила в семье, следуйте им ежедневно, это поможет избежать большого количества нотаций.
  •  Запретов должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности Вашему ребенку. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.
  • Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строги, не ущемляйте достоинства малыша.
  • Расширяйте поведенческий репертуар ребенка, проигрывая с ним различные ситуации, Вы строите доверительные отношения, учитесь понимать его, сочувствовать, сопереживать. А он в свою очередь, начинает лучше понимать Вас.
  • Будьте терпеливы, не допускайте чрезмерных вспышек в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение ребенка;
  • Обнимайте ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.

Как сохранить психическое здоровье ребенка?

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, котор
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Семья... Именно здесь, прежде всего «закладывается» психологическое здоровье ребенка, формируется «иммунитет», который позволит преодолеть возможные трудности в жизни, адекватно отнестись к изменениям в ней, оптимистично ее воспринять.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Казакова

«Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей»

Подготовил: социальный педагог

Кириллова Марина Сергеевна

р.п. Бутурлино

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Именно поэтому тема моего доклада:   «Система работы социального педагога по формированию ЗОЖ обучающихся и их родителей» очень актуальна в наше время.

Сегодня перед человечеством со всей остротой стоит вопрос, как организовать образ жизни в соответствии с биологической природой человека и его социальными потребностями и жить полноценной, творческой жизнью, не болея. Ответ на этот вопрос на первый взгляд достаточно прост и однозначен – вести здоровый образ жизни. Однако в современном обществе здоровый образ жизни – это сложное, многофункциональное явление. Важно иметь в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредотачивать усилия лишь на преодолении факторов риска возникновения различных заболеваний, таких, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, гиподинамия, нерациональное питание, конфликтные отношения, необходимо выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержаться в различных сторонах жизни человека. Поэтому роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого учащегося и его родителей отношение к здоровью как к главной человеческой ценности.

Школа может и должна способствовать сохранению, укреплению здоровья учащихся. Формирование здорового образа жизни является важнейшей составляющей воспитательной работы по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья учащихся.

Педагогу важно строить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, основываясь на базе достигнутых в предыдущие годы результатах. Обязательным моментом в любой педагогической деятельности является мониторинг состояния здоровья учащихся, который проводится совместно с медицинскими работниками школы 2 раза в год. Также целесообразно отслеживать в течение учебного года уровень «полезности» тех или иных мероприятий, проходивших в течение учебного года, степень заинтересованности в них учащихся, их родителей, педагогов. При этом приоритет следует отдавать созданию здоровьесберегающей среды, направленной на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей как важнейшей ценности.

Обязательно в работе по формированию ЗОЖ у учащихся необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их психического, физического развития. Так пропаганду здорового образа жизни среди учеников среднего и старшего звена можно организовать через проведение различных мероприятий, таких как устные журналы, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, научных работ, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, ученических плакатов, интернет-проектов, походы выходного дня, и др. В начальном же звене работу по формированию ЗОЖ необходимо проводить в рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, театрализованных представлений, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей, работу кружков и др.

Безусловно, полезными будут для учащихся любого возраста встречи с медицинскими работниками, представителями различных организаций, чья деятельность направлена на формирование здорового образа жизни. Поэтому необходимо при планировании работы на год предусмотреть сотрудничество с ЦРБ.

Не снижается угроза здоровью молодого поколения, создаваемая вредными привычками. Алкоголизм, наркомания, табакокурение, токсикомания способствуют истощению физического и психического здоровья. Поэтому целесообразно проводить тематические недели, месячники профилактики вредных привычек (в нашей школе они проходят 2 раза в год). Проведение данных акций можно приурочить к Международным дням здоровья, даты которых указаны в Календаре дней здоровья, ежегодно рассылаемом по учреждениям образования.

В рамках недель здоровья можно провести тематические классные, устные журналы, открытый микрофон, ток-шоу, брифинги, турниры ораторов, ролевые игры, свободный разговор, заседания дебат - клуба, дискуссионные качели, тематические дискотеки и др.

Наряду с повышением эффективности профилактической работы в данном направлении очень важно использовать потенциал культурно-досуговой деятельности с целью раскрытия творческих способностей учащихся, их самосовершенствования и самореализации.

Обязательным условием сохранения и укрепления здоровья учащихся является создание положительного эмоционального фона в школьном коллективе. Психоэмоциональный микроклимат в коллективе должен помочь раскрыть внутренние резервы и возможности учащегося, направить их на максимальное развитие его таланта, склонностей, способностей и личности ребенка в целом.

Педагог, ответственный за работу по формированию здорового образа жизни у учащихся, должен работать в тесном контакте с педагогами-организаторами и администрацией школы. Проводимые в школе культурно-массовые мероприятия должны попутно развлечению воспитывать навыки здорового образа жизни, показывать альтернативу вредным привычкам.

В эффективности проводимой работы по формированию ЗОЖ большое значение играет и сложившаяся система работы школы с родителями. Целесообразно проводить образовательные программы не только для учащихся, но и для их родителей. Дают положительный результат встречи медицинских работников, правоохранительных органов с родителями на родительских собраниях, выход на проблемы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями в процессе семейного воспитания, в ходе заседаний родительского университета.

Работу с родителями целесообразно проводить каждую четверть с учетом возрастных особенностей школьников, с использованием мультимедийных презентаций, с выступлениями узких специалистов, с предоставлением родителям для закрепления знаний соответствующих памяток с методическими советами по семейному воспитанию, в т.ч. и на электронных носителях.

В школах полезно издавать информационные вестники для размещения необходимой информации по вопросам ЗОЖ, практических советов для родителей, правил дорожного движения, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, охране жизни и здоровья молодежи и др.

Важным моментом в работе социального педагога по формированию здорового образа жизни является и работа с педагогами школы. Вопросы формирования здорового образа жизни должны обсуждаться на заседаниях методических объединений классных руководителей. Повышение методического уровня педагогов, обучение здоровьесберегающим технологиям приносят положительный результат и в работе по данному направлению. Использование активных методов в работе по формированию навыков здорового образа жизни активизирует интерес школьников, привлекает их внимание, позволяет учащемуся являться «субъектом» воспитания, выполнять творческие задания, вступать в диалог с учителем, обдуманно принимать решение. Активные методы работы помогают и в работе с родителями учащихся.

Как наиболее эффективные воспитательные технологии, на которые педагогам следовало бы обратить внимание, можно назвать следующие:

Ø Групповые технологии, в ходе реализации которых каждая группа получает определённое задание (одинаковое, дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога. Состав группы непостоянный и подбирается с учётом возможности максимально эффективно реализации способностей каждого участника в зависимости от содержания и характера работы.

Ø Деловая игра, в ходе которой у учащихся появляется возможность поучаствовать в межгрупповой, «ролевой» дискуссии, произвести оценку и самооценку работы.

Ø Тренинги общения, которые помогают созданию у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения: знакомство и взаимопонимания, обращения, поведения в проблемных для учащихся ситуациях, получение ими в модельной форме определённого социального опыта.

Ø КТД, которые помогают самоутверждению, самовыражению учащихся. Совместная деятельность детей и взрослых, при которой все члены группы участвуют в планировании и анализе, вносят вклад в создание социального продукта.

В заключение отметим, что педагогами школы накоплен богатый опыт по привитию учащимся здорового образа жизни, но очевидно то, что в одиночку ни один педагог не смог бы достичь положительного результата. Эффективность работы социального педагога по формированию здорового образа жизни у учащихся будет зависеть от того, как он сможет построить систему сотрудничества социума, школы и семьи, насколько все участники будут стремиться к общей цели – сохранение здоровья ребёнка.


 

Комментарии

Трифонов Сергей Александрович

На мой взгляд памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка?» очень актуальна на сегодняшний день. И она не только может относится к подросткам, но и к дошкольникам то же.

Ивлева Екатерина Александровна

Сергей Александрович, я полностью с Вами соглашусь. Памятка действительно очень полезна для нашей работы, ведь очень важно, чтобы ребенок был здоров именно психологически.

Маслова Анастасия Юрьевна

Уважаемые коллеги, спасибо предоставленные материалы. Непременно использую в своей работе.