Диагностика познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
диагностического обследования воспитанника
младшего дошкольного возраста (2-3 года жизни)
группа «___________________________»
_________________________________________
(фамилия имя ребёнка)
Дата проведения обследования: «______ »______________202__год
Время обследования: _____________
Возраст ребёнка на момент обследования: _________
Дата рождения: _________________
Принятие задания:
Согласен_____
Не согласен_______
Поведение во время обследования: (нужное подчеркнуть)
(Агрессивность, вспыльчивость, негативизм, демонстративность, обидчивость, конфликтность, эмоциональная отгороженность, нерешительность, скованность, двигательная расторможенность, страхи, ригидность (навязчивость, повторение однотипных движений)
Проявление интереса:
Проявляет интерес к игрушкам_____
Не проявляет интереса______
Проявляет интерес к общению_____
Не проявляет интерес к общению______
Способы выполнения задания:
Самостоятельное выполнение______
С помощью взрослого______
Самостоятельное выполнение после обучения_____
Действует силой____
Действует хаотично без учета свойств предметов_____
Обучаемость:
Выполнение действий по подражанию_____
Выполнение заданий по подражанию с использованием указательных жестов_____
Речь:
Слушает и понимает речь______
Участвует в общении по инициативе взрослого______
Участвует по собственной инициативе _______
Присутствует, понятная _______
Присутствует, непонятная_______
Говорит неполными словами______
Говорит простыми предложениями______
Речевая активность________
Наличие связной речи_________
Моторика:
Правильно держит карандаш____
Не правильно держит карандаш____
Высокая автоматизированность навыков графической деятельности______
Умеренная автоматизированность навыков графической деятельности____
Недостаточная автоматизированность навыков графической деятельности_____
Свободное распределение мышечной активности кисти и пальцев_____
Недостаточная сформированность двигательного компонента навыка графической деятельности____
Произвольность регуляции (высокая, умеренная, низкая)
Контроль за выполнением движений ______
№ | Название методики | Цель | Инструкция | Критерии оценки | Примечание (высказывания ребёнка) | Оценка результатов |
1 | Субтест 1. «Коробочка форм» (почтовый ящик) (восприятие) | Оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве | «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры» | - Задание выполнено на основе зрительного соотнесения – 2 балла. - Часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет правильно – 1 балл - Не выполнил задания – 0 баллов | ||
2 | Субтест 2. «Матрёшка – 3 составная» (мышление) | Выявление понимания ребёнком инструкции сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления | «Это матрёшка. Сейчас я её разбираю. Теперь собираю. Сделай так же. Покажи самую большую матрёшку и самую маленькую. Поставь их по росту» | - Понимает инструкцию. Самостоятельно путём проб разбирает и собирает матрёшку – 2 балла. - Справляется с заданием с помощью взрослого -1 балл - Не справился с заданием – 0 баллов | ||
3 | Субтест 3. Доска Сегена | Исследование особенностей моторики, выявление способности ребенка к дифференциации форм, уровня развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки. | «Рассмотри внимательно эти фигурки, вырезанные на рисунке. Выбери из этого набора такие же и наложи их сверху каждой сходной прорези фигуры на рисунке так, чтобы они полностью совпали, чтобы отверстия были полностью заняты фигурой» | Понимает инструкцию. Использует метод примеривания, зрительное соотнесение, выполняет без помощи, силу не применяет – 2 балла. - Справляется с заданием с помощью взрослого -1 балл- Не справился с заданием – 0 баллов | ||
4 | Субтест 4 «Цветные кубики» (восприятие) | Оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знаний названий цветов, умения работать по устной инструкции. | У ребёнка и педагога по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, жёлтый, зелёный, красный). 1. Психолог показывает кубик и просит показать такой же. Так со всеми кубиками. 2. Покажи красный кубик (затем также со всеми). 3. Поочерёдно берём кубик и спрашиваем какого он цвета. | - Правильно показывает и называет цвета – 2 балла. - Верно показал, но путается в названиях- 1 балл. - Не справился с заданием – 0 баллов. | ||
5 | Субтест 5 «Парные картинки» (внимание, общая осведомленность) | Оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах. наблюдательности, зрительной памяти. | Перед рёбёнком выкладываются картинки. Аналогичный набор у психолога. Поочерёдно предъявляем картинки и предлагаем найти такую же и сказать, что на ней изображено. | - Правильно сказал, что изображено на картинках, нашёл пары – 2 балла. - Правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания – 1 балл. - Назвал меньше 3 изображений, не смог подобрать пары – 0 баллов. | ||
6 | Мозаика |
| ||||
7 | Разрезные картинки | Исследование перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т.е. синтез на предметном уровне (конструктивный праксис). Исследование особенностей наглядно-образного мышления. | Сложи из кусочков, находящихся перед тобой картинку | В работе с элементами задания использование метода проб и ошибок (до 5 лет), Помощи не оказывалось. Время выполнения около 1 минуты- 2 балла В работе с элементами задания использование силовых приемов (до 5 лет), Оказание помощи. Время выполнения больше 1 минуты – 1 балл Не понимает задание, не выполняет- 0 баллов | ||
8 | Предметные картинки | |||||
9 | Полоски и круги разного цвета (основные цвета) | |||||
10 | Кубики разной величины | |||||
11 | Нарисуй солнышко | выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату. | ||||
Общее кол-во баллов: |
Высокий уровень – 8-12 баллов
Средний уровень – 5-7 баллов
Низкий уровень – 0-4 балла
Актуальный уровень развития воспитанника: _____________________________________________________________________________________________________
Познавательные способности:_____________________________________________________________________________________________________________________
Личностные качества:____________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины недостатков и отклонений________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог Л. А. Макарова /_________________/