Холдинг терапия

Ковалева Елена Сергеевна

Холдинг-терапия  (от англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребёнком с диагнозом аутизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holding.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко»

Холдинг-терапия.

Метод лечения удержанием .

Практика и критика.

Учитель-дефектолог Ковалева Е.С.

2019 г.

Москва, г.о. Троицк

Холдинг-терапия  (англ. hold — «держать», «удерживать») — метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребёнком с диагнозом аутизм. Его изобретение приписывают Марте Вэлч, «доктору, основавшему в Нью-Йорке «Материнский центр».

                                       

Описание метода

Родитель берёт ребёнка на руки, крепко прижимает к себе. Несмотря на сопротивление ребёнка, говорит ему о своих чувствах, о своей любви. Объясняет, как он нужен родителю, что не хочет причинить ему вреда. Второй родитель оказывает первому физическую и эмоциональную поддержку, обнимает их обоих. Через некоторое время страх и сопротивление ребёнка уходят, появляется возможность для установления тесного эмоционального контакта. На первых сеансах присутствует психолог, который объясняет родителям происходящее во время сеанса, помогает им справиться с эмоциями.

Другое описание сеанса более эмоциональное:

Мать садится в удобном месте, посадив ребёнка на колени лицом прямо к своему лицу. Ноги ребёнка обнимают её за талию. Она своими руками обвивает его руки вокруг своей спины. Ребёнок может сразу начать протестовать или несколько минут принимать эту близость с матерью, но затем начать бороться опять. Мать же выражает словами свои чувства — она говорит ребёнку, как она его любит, как надеется, как огорчена или сердита, как беспокоится о нем, как много он для неё значит. При этом она пускает в ход все свои силу и цепкость, чтобы не дать ему вырваться и сделать контакт еще более тесным. Они борются все отчаяннее, но затем — если матери удается преодолеть сопротивление — возникает нежная близость с интенсивным зрительным контактом, исследующими прикосновениями к материнскому лицу и взаимно мягкой беседой.

                                     Обоснование метода

Марта Уэлч

                 

В основу терапии положена концепция, которая по сути обвиняет родителей в аутизме их ребёнка. Эта концепция рассматривает ранние эмоциональные расстройства у детей как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребёнком.

Формирование привязанности ребёнка к матери основано на чувстве безопасности, которое ребёнок испытывает в процессе общения с ней. В случае раннего детского аутизма это чувство безопасности оказывается нарушено, а социальное и эмоциональное развитие ребёнка идёт в неправильном направлении.

В обычной жизни матери очень сложно установить контакт со своим аутичным ребёнком, он не смотрит ей в глаза, не принимает удобную позу у неё на руках, не обращается к ней за помощью, когда ему плохо или страшно.

Во время холдинг-терапии создается определенный уровень стресса, который «пробивает» аутистический барьер и дает возможность для развития эмоционального взаимодействия.

Н. Тинберген и Э. Тинберген

Ученые разработали теорию, объясняющую механизм действия холдинг-терапии на ребёнка с аутизмом. Авторы опираются на утверждение, что ранний детский аутизм возникает в результате враждебного влияния на грудного ребёнка со стороны его окружения. В связи с этим у ребёнка-аутиста отсутствует базовое доверие, которое в норме возникает в первые недели и месяцы жизни.

Так как аутичные дети, по их мнению, не могут развить базовое доверие, они враждебно противостоят окружающим людям и отказываются от общения с ними.

Холдинг-терапия противоположна обычному для аутичного ребёнка поведению избегания контакта. В процессе проведения терапии нарушенный процесс формирования доверия и социализации компенсируется.

Мария Либлинг

В отечественной психологии метод холдинг-терапии успешно разрабатывался Марией Либлинг. У неё метод удержания намного мягче, чем классическая холдинг-терапия.

«Суть метода состоит не в механическом удерживании ребёнка, а в том, что происходит между ребёнком, матерью и отцом в процессе холдинга. Мать берёт ребёнка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребёнка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза. Родители настойчиво объясняют ребёнку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть».

Мария Либлинг в соавторстве с Ольгой Никольской и Еленой Баенской, выделяют в холдинг-терапии два компонента.

«Очищающий» – собственно преодоление аутистического барьера, снятие эмоционального напряжения и негативизма. И «развивающий» - его цель разработать новые формы эмоционального контакта.

Они отмечают, что классический холдинг ориентирован только на «очищающий» компонент. При таком подходе терапия через некоторое время превращается в стереотипную ритуализированную процедуру и начинает терять свою эффективность.

В своей версии холдинг-терапии они акцентируют внимание на «развивающем» компоненте, то есть на тех видах взаимодействия, которые происходят на стадии разрешения.

Задача специалиста-психолога здесь:

  • обучить родителей новым формам взаимодействия с ребёнком,
  • обучить, как родители могут провоцировать ребёнка на подражание,
  • как могут развивать его способность к сопереживанию и эмоциональному осмыслению всех событий его жизни,
  • определить актуальные задачи развития конкретного ребёнка, на решение которых должно быть направлено взаимодействие.

Процесс терапии

Марта Уэлч подчеркивает – терапию следует проводить в контакте с психологом!

Процессу терапии предшествует подготовка семьи к холдинг-терапии: психолог объясняет родителям суть терапии, убеждается в их готовности к проведению терапии, обучает их способам взаимодействия с ребёнком в моменты установления эмоционального контакта.

Способы взаимодействия: игры, пение песенок и потешек, стимуляция ребёнка на договаривание слов и звукоречевое подражание родителям, разговоры и обучение новому.

Процесс холдинг-терапии заключается в повторяющихся процедурах холдинга, то есть удержания ребёнка на руках у родителей до его полного физического и эмоционального расслабления. Важно в первую очередь не физическое удержание ребёнка, а эмоциональное, родители уговаривают ребёнка не уходить, не бросать маму и папу, повторяют, как важно быть всем вместе. Поза и положение родителей должны позволять ребёнку установить с ними зрительный контакт.

                                       Стадии холдинга

Каждая сессия холдинга включает три стадии:

  1. Конфронтация — ребёнок противится началу холдинга, несмотря на то, что часто на протяжении всего дня ждет его. Он находит любые поводы, чтобы уклониться от начала процедуры.
  2. Отвержение (сопротивление) — ребёнок вырывается из объятий, кусается, царапается. Мать, вместе с отцом, гладит ребёнка, успокаивает, говорит, как она его любит, переживает, что он страдает, но ни за что не отпустит его именно потому, что любит.
  3. Разрешение — ребёнок перестает сопротивляться, устанавливает глазной контакт, расслабляется, у него появляется улыбка, изменяется поза, он может начать с интересом рассматривать лицо матери, так, как будто видит его впервые; мать и ребёнок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви.

Длительность первого занятия длится от 1,5 до 4,5 часов, в дальнейшем сопротивление ребёнка сходит на нет, и занятие занимает не более 1,5 часов. Второе занятие редко длится дольше двух часов.

Противопоказания к холдинг-терапии

  1. Наличие в анамнезе у ребёнка эпилептических приступов; наличие у родителей или ребёнка тяжелых соматических (острых или хронических) заболеваний, которые могут обостриться в процессе терапии.
  2. Отсутствие отца или его категорический отказ от участия в терапии, так как, как правило, ни один другой родственник не оказывается способным выдержать ту нагрузку, которая ложится на отца, и оказать матери необходимую поддержку в полном объеме. Психолог ни в коем случае не должен принимать участие в терапии вместо одного из родителей.
  3. Неготовность родителей к холдинг-терапии, так как недоведённая до стадии разрешения терапия может привести к ухудшению состояния ребёнка.

Критика

Некоторые специалисты рассматривают метод холдинг-терапии как чрезмерно стрессовый как для ребёнка, так и для родителей. Критикуется применение силы и принудительных объятий к и без того беззащитному ребёнку и отмечается, что существуют более гуманные методы коррекции аутистических проявлений. Сеансы холдинг-терапии могут приводить к появлению нарушений сна, усилению агрессивности и возбудимости, увеличению количества стереотипий, что сторонники холдинг-терапии рассматривают как временные явления. А при недостаточно профессиональном применении холдинг-терапия способна привести к серьёзному ухудшению состояния ребёнка и спровоцировать регресс в развитии.

Многие специалисты полагают, что данная практика расходится с адекватным представлением о родительстве, как отношениях, основанных на доверии. Ребёнку может быть крайне трудно восстановить полное, истинное доверие к взрослому после того, как тот удерживал его против воли – независимо от «добрых намерений» родителей или последующего поверхностного поведения. Элис Миллер, психоаналитик и писатель, (темы её работ: насилие по отношению к детям — физическое, эмоциональное и сексуальное), писала:

«Я рассматриваю [холдинг-терапию] в качестве одного из видов нарушения прав. Люди, действуя из наилучших побуждений, просто не чувствуют, что они делают, когда нарушают права другого человека – ребёнка. Цель заключается в том, чтобы освободить запрещенные, подавленные чувства, однако насильственность данного метода делает совершенно невозможным извлечение какой-либо выгоды из подобного «освобождения». Сила, которая используется в рамках терапии, применяется во благо ребёнка, и ребёнок будет вознагражден и любим за то, что он является толерантным и позволяет этому происходить. Он поверит в то, что сила способствует его благополучию и, в конечном итоге, является выгодной. Едва ли можно представить себе более совершенный обман и искажение человеческого восприятия».

Этот метод нельзя назвать безопасным. В 2000 году, в результате занятия по холдинг терапии, в США скончалась десятилетняя девочка. Одной из самых известных жертв этой методики стала десятилетняя Кэндис Элизабет Ньюмэйкер, которая задохнулась во время сеанса. Этот инцидент привёл к запрету данной терапии. Этого вопиющего случая было достаточно, чтобы всколыхнуть общественность и восстановить её против насильственных родительских объятий. В 2013 году в Лондоне прошла международная акция, посвященная борьбе с холдинг-терапией. Группа психологов, в составе которой были специалисты из Америки, России, Чехии и Англии, зачитывали доклады, делились негативными фактами о данном способе лечения аутистов, а также распространяли предупреждения об опасности метода.

           Литература

  • О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. «Аутичный ребёнок. Пути помощи»: Теревинф; Москва; 2007
  • М. М. Либлинг «Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ренбенка»
  • М. Welch «Holding-Time». N.Y., 1988