Материалы для педагогов.

Малинина Елена Сергеевна

Надеюсь, что эта страница станет полезной для учителей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость, и по этой причине талантливый педагог становится профнепригодным. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.

Стадии профессионального выгорания:

 

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

 

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

 

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

 

Симптомы профессионального выгорания:

 

Первая группа - психофизические симптомы:

 

·   Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

·   ощущение эмоционального и физического истощения;

·    снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

·    общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

·    частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

·    резкая потеря или резкое увеличение веса;

·    полная или частичная бессонница;

·     постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

·    одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

·    заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

 

Вторая группа - социально-психологические симптомы:

 

·  Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

·   повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

·   частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

·   постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

·    чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

·    чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

·    общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

Третья группа - поведенческие симптомы:

 

·    ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

·    сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

·    постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

·    руководитель затрудняется в принятии решений;

·    чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

·    невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

·    дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;

·    злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

 

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ И ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов (Н.Е. Водопьянова).

Но определенные личностные характеристики можно так же назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.

Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.

Следующая особенность – это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли или приоткрыться, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.

Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.

 

Однако одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны подключиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурными условиями общества.

 

Три фактора эмоционального выгорания связанные с организацией работы:

 

1.      Личностный фактор:

Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства (А. Пане, 1982). Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

 

2.      Ролевой фактор:

Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы (отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция (К. Кондо). А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет работника социально-психологической службы от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

 

3.      Организационный фактор:

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

 

Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Как говорят различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.

Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

 

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

Хотите определить, нужно ли вам бороться со стрессом?

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания


Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

 

Почти никогда

Редко

Часто

Почти
всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

 

 

 

 

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

 

 

 

 

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

 

 

 

 

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

 

 

 

 

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

 

 

 

 

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

 

 

 

 

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

 

 

 

 

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

 

 

 

 

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

 

 

 

 

Интерпретация результатов.

    Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале:

"0" — почти никогда. "1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда.
Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

 

11 рекомендаций для предотвращения СЭВ

 Академик Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

 - определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

 - используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

 - овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

 - займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

 - уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

 - вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

 - поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

 - старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

 - учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

 - проще относитесь к конфликтам на работе;

 - не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

 А в заключение хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, "задушить его на корню".

 источники:  - Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования.// Орел В.Е. - 2001;  2 - Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Форманюк Т.В. -   6. - 1994 г;

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

•"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.;

•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах

6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Задание: Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг.

ПАМЯТКА: ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ

 

• НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

• НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

• НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

• НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

• Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

• Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

• Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Методы саморегуляции

1. Антистрессовое дыхание.

  • В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
  • Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
  • Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!

2. Аутогенная тренировка.

     В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

  • Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
  • Повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.

Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца…

3. Медитация.

     Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.

     Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.

4. Йога.

     Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.

Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.

Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.

     Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.

5. Релаксация.

     Если мышцы расслаблены человек находится в состоянии полного душевного покоя.

     Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.

     Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.

Упражнение: "Пять точек".

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных "границ". Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание "передается" в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, "энергии". Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую "граничную" область. После того как будут пройдены все три "границы" по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение "натянутой струны". Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот "кокон", упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.

Примечание. Упражнение, помимо оздоровительных целей, имеет важное практическое применение в повседневной жизни. Оно помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда "земля плывет под ногами" и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Особенно необходимо оно людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт). Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений "надвигающейся потери сознания". Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с "земли".

6. Визуализация ресурсного состояния.

Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием.

Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.

Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.

7. Кинезиологический комплекс упражнений.

     Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.



Предварительный просмотр:

Агрессия.

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема проявления детской и подростковой агрессии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (употребление алкоголя, нарушение общественного порядка, хулиганство и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Что же такое агрессия?

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния.

Агрессия принимает самые разнообразные формы – явные или латентные. Несмотря на то, что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и так далее.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в форме ухода от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинение вреда себе.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Подростковый возраст – это самый трудный  и сложный из всех детских возрастов, представляющих собой период формирования эго – идентичности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку  в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте.

Подростковый возраст – это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не простые: «Кто я?», «Откуда пришел?», «Куда я иду?». В процессе поиска ответов на них возникает много трудностей. Если у подростка формируется одна из установок: «Я не нравлюсь», «Я не способен», «Я не значу», - это приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становиться «трудным».

На основе отрицательных самопредставлений возможно проявление различных форм агрессии:

Физическая агрессия – использование против людей физической силы;

Вербальная агрессия – у подростков она проявляется в виде негативного словесного потока – криков, угроз и слов. Является самым распространенным фактором переходного возраста.

Раздражительность – один из наиболее ярких показателей переходного возраста. Выражается в грубости и вспыльчивости по любому поводу;

Косвенная агрессия – агрессия окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев.

Основные причины проявления агрессии:

1.Чувство недоверия к окружающему миру.

Известно, что к первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо недоверия, страха и тревоги.

2. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Ребенок рождается полностью зависимым от взрослых, и его основная задача на протяжении всей жизни – это обретение независимости и самостоятельности. Подросток призван стать равноправным и равноценным человеческим существом. И подростковый период является одним из важнейших в решении этой проблемы. В это время дети особенно остро реагируют на внедрение в их жизнь, что находит свое выражение в протестных реакциях. Подросток должен знать, что его границы уважают и не нарушают без его ведома.

3. Столкновение подростка с невыполнением его желаний, запретами.

Взрослые вынуждены в некоторых ситуациях запрещать подростку вести себя определенным образом. Запреты зачастую провоцируют проявление агрессии, но без них невозможно организовать жизнедеятельность любого подростка в семье. Ведь там устройство жизни подчинено правилам учебного заведения, режимным моментам, которые порой кажутся подросткам неприемлемыми. К тому же воспитанием детей одновременно занимаются несколько человек, требования которых к поведению и соблюдению дисциплины могут разниться, что также создает дополнительные стимулы для проявления агрессии.

4. Неуважение к личности подростка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем

тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности подростка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах и, как следствие, рождается агрессия.

5. Недостаток внимания со стороны взрослых

В этом случае агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "Лучше пусть поругает, чем не заметит".

6. Гиперопека.

Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к подростку и повышенный контроль над ним. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, зачастую находят своё выражение в виде агрессивности

Рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

1.Не отвечайте агрессией на агрессию,  старайтесь держать себя в руках, разговаривайте спокойно и уверенно. Даже если поведение подростка заставляет изрядно нервничать, не стоит ему уподобляться, иначе ситуация совсем выйдет из-под контроля. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.  

2.Никогда не позволяйте себе оскорблять подростков и их близких.

3.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистанционно.

4.В открытую лучше не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать личностные особенности, бурные реакции.

5.Обсуждайте поведение только после успокоения.

6.Критикуйте наедине.

7.Возложите на него обязанности по выполнению какого-то ответственного дела в школе, пусть чувствует себя нужным.  

8.Выражайте недовольство отдельными действиями подростка, а не им самим. Найдите повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.

9.Недовольство действиями не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие ребенка.

10.Если подросток вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но говорите о своих чувствах, а не о нем, не о его поведении («Мне не нравится вести урок, когда меня перебивают»).

11.Предоставляйте возможность подростку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.

12.Принимайте подростка таким, какой он есть, старайтесь уделять ему достаточно внимания, чаще разговаривайте с ним.

13.Покажите ему конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, то в последствии его ждет наказание, осуждение поступка.

14.Предоставляйте подростку свободу, в допустимых количествах.

15.Постарайтесь показать ребенку лучшие качества его личности - лидерство, стремление к цели, умение добиваться своего, и мотивировать подростка на развитие этих качеств.

16. Позвольте подростку ощутить, что с его мнением считаются и уважают. Ребенок должен чувствовать себя нужным и понятым.

17.Уважайте взгляды подростка на жизнь, разговаривайте о проблемах мягко, ненавязчиво. Помните, что он тоже личность, пусть еще не зрелая.

Список используемой литературы

1.Бардышевская М.К., Дубровина И.В., Минкова Э.А. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения.-М.: ТОО «СИМС», 1995.

2.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 238, [2] с.: ил.

3.Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / Сергей Юрьевич Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2007.

4.Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е – Ростов н/Д : Феникс, 2010.



Предварительный просмотр:

Педагогические приемы повышения

 учебно-познавательной

 мотивации младших школьников

 «Все наши замыслы, все поиски

    и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека. Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. Младший школьный возраст имеет большие ресурсы формирования школьной мотивации учащихся, а главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх направлений, каждое из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный,мотивационно-целевой, познавательный). Каждое из направлений рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования наряду с другими направлениями.

Главная задача эмоционального направления состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Учитель может  использовать  для этого следующие приемы:

1.Положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества. Усвоение знаний напрямую связаны с микроклиматом каждого учащегося в классе. Если ребенок находится в состоянии тревожности и беспокойства, то ему очень трудно переключаться на учебную деятельность. И, соответственно, ни о каком положительном результате не может быть и речи. Поэтому учителю начальных классов необходимо на каждом уроке (в начале и в середине урока) проводить позитивные тренинги на создание атмосферы сотрудничества, веселые физминутки, которые позволят создать положительный эмоциональный настрой у каждого ребенка.  ПР 5

2.Яркая и эмоциональная речь учителя, создающая положительный настрой у младших школьников. Многие учителя считают, что с детьми на уроке нужно разговаривать строго, сухо, без эмоций, поэтому речь учителя часто бывает монотонной. Но такая речь плохо воспринимается учащимися, им становится скучно на уроке, а у слабо мотивированных учащихся понижается и без того низкая мотивация. Учителю нужно следить за своей речью, стараться, чтобы она была яркой и эмоциональной, чтобы в ней как можно чаще звучали добрые, теплые интонации, и каждый ребенок должен чувствовать, что учитель обращается именно к нему, что он является полноценным участником педагогического процесса. Пр 6

3.Создание ситуации успеха для слабо мотивированных школьников. 

Ситуация успеха на уроках создается учителем для того, чтобы поднять самооценку слабо мотивированного ученика. Ведь именно самооценка играет важную роль в становлении личности учащегося, в формировании его внутренних качеств. Для создания ситуации успеха учитель может предложить учащимся выполнение заданий, посильных для каждого из них. Ведь каждый учитель знает, справится ли конкретный ученик с конкретным заданием определенного уровня. Распределение  заданий по уровню сложности для индивидуальной работы должно проходить таким образом, чтобы учитель был уверен в выполнении данным учеником данного задания. Например, на уроке математики в 4 классе по теме «Составление и решение уравнений» учащимся с сильной и слабой мотивацией было предложено одно и тоже задание: «Составь уравнение, решаемое действием вычитанием», но при этом сильному учащемуся учитель предложил составление уравнения сложной структуры, а слабо мотивированному – простой структуры. При выполнении этого задания учащиеся класса справились одновременно, а слабо мотивированный ученик почувствовал себя более успешным и уверенным. Со временем задания для слабо мотивированного учащегося необходимо усложнять, иначе не будет прогресса в обучении учащегося. Пр 7

4.Изучение нового материала с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания. Первоначальные знания или опыт учащегося – это лучшая основа для крепких знаний младшего школьника. Преподавание учебного материала с опорой на уже имеющиеся знания дают гарантию качества усвоения новых понятий. В этом учителю может помочь технология Развития Критического Мышления. Ведь основы критического мышления могут быть развиты в работе и со слабо мотивированными учащимися, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых  качеств. Наиболее оптимальный для этого путь – стимулирование детей реагировать на доказательства на основе собственного опыта. Существует достаточное количество стратегий критического мышления, которые, при правильном их применении в различных стадиях урока, позволяют вовлечь в процесс обучения слабо мотивированных учащихся начальных классов. [Приложение8]

5.Рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности. Рефлексия на уроке заставляет учащихся задуматься, т.е. активизировать собственную мозговую деятельность, что само по себе очень полезно, особенно слабо мотивированным учащимся. Оценивание собственной деятельности, деятельности одноклассников, результата собственной деятельности позволяет увидеть реальную картину собственного участия в процессе обучения, заставляет задуматься о необходимости изменений в собственной деятельности. Но учащимся начальных классов в силу их возрастных особенностей очень трудно заниматься анализом и самоанализом, поэтому в качестве рефлексии учитель должен предлагать младшим школьникам вопросы, требующие многовариантных ответов (вопросы открытого типа) (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.). [Приложение9]

6.Занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, позитивных видео роликов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.( яркие пятна) По данным психологов, изучающих возрастную психологию учащихся (Л. И. Божович, М. В. Матюхина), в младшем школьном возрасте наибольший процент внимания ребенка приходится на начало урока. А если его сделать ярким, занимательным, впечатляющим, несущим позитивный заряд бодрости, то внимание учащихся, будет рассеиваться в последующее время урока не так быстро, как на обычном уроке. Тем более современные технологии ИКТ позволяют учителю широко использовать различные позитивные ролики, музыкальные фрагменты детских песен, фрагменты мультфильмов. Единственным условием будет лишь соответствие этого материала целям и задачам проводимого урока.

Мотивационно-целевое  направление решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это станет возможным на уроках благодаря следующим приёмам:

1.Совместная с детьми работа по  осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Во-первых, осмысленный подход дает возможность лучше усвоить новые понятия, во-вторых, совместная работа повышает интерес к изучаемому материалу, что дает возможность вовлечения в процесс обучения слабо мотивированных учащихся.

2.Предоставление права выбора через разноуровневые задания, дозированность и вариантность домашних  заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости. Дифференцированный подход при составлении заданий позволяет учителю учитывать уровень мотивации каждого учащегося в классе. Разноуровневые задания предполагают несколько вариантов заданий по степени сложности, но при этом ученику должна предоставляться возможность собственного выбора того или иного задания. Ребенок постарается выбрать то задание, с которым ему легче будет справиться, у него не пропадет интерес к предмету, повысится мотивация к дальнейшей учебной деятельности. Тоже самое обстоит с дозированными и вариантными домашними заданиями, когда учащемуся со слабой мотивацией предлагается выполнить ту часть от общего объема домашнего задания, с которой он справится самостоятельно либо при небольшой поддержке взрослых. Лучше, если ученик сам выберет, какую часть домашнего задания ему выполнить, только учителю необходимо попросить прокомментировать свой выбор: «Почему ты выбрал именно эти задания? Какие сложности встретишь при выполнении тех заданий, от которых отказался?». Это дает учителю возможность лучше  понять причины слабой успеваемости учащегося и помочь ему в дальнейшей учебной деятельности.

3.Реакция на ошибку через прием «Лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий. «Лови ошибку» - это универсальный прием, который активизирует внимание учащихся, формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации. Использование данного приема на уроках позволяет учителю  вовлекать слабо мотивированных учащихся в процесс обучения в силу их естественного интереса с учетом особенностей данного возраста младших школьников. Ребенок проявляет любопытство, радуется успеху, ненавязчиво знакомится с новыми понятиями – все это способствует повышению школьной мотивации. [Приложение10]

4.Практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости в жизни учащегося  изучаемого материала. Учащимся, особенно со слабой мотивацией, легче усваивать новый материал, если он соотносится с жизненными ситуациями, знакомыми школьникам.

Познавательное направление нацелено на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача может реализовываться учителем на уроках посредством следующих приёмов:

1.Включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, в парах, игровые и соревновательные формы. Такой вид работы, как работа в группах и в парах,  способствует созданию атмосферы сотрудничества в классе, сплочению классного коллектива. Способствует развитию самодисциплины, что очень важно для учащихся любого  класса. При групповой работе происходит диалог между детьми, т.е. взаимодействие на уровне «ученик» - «ученик». А такая совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию, что очень важно для учащихся со слабой мотивацией. Работа в малых группах способствует развитию саморегуляции школьников. Групповая и парная работа вызывает положительные эмоции у учащихся, потому что они испытывают радость творчества, чувство удовлетворения от проделанной совместно работы, становятся хотя бы на время ближе друг к другу. И все это способствует повышению уровня школьной мотивации.

2.Необычная форма преподнесения материала, нестандартные формы проведения уроков. Чтобы вызвать интерес, любопытство младших школьников, искренне их заинтересовать, учитель должен подумать о формах преподнесения материала и о формах проведения уроков. В последнее время существует большое количество видов нестандартных уроков в начальных классах. [Приложение11] Каждый учитель в своей педагогической практике проводит нестандартные уроки и каждый учитель согласится, что именно на таких уроках раскрываются даже самые слабо мотивированные учащиеся с самым маленьким багажом знаний и самой низкой самооценкой. Именно такие уроки дают больше качества в приобретении новых знаний учащимися начальных классов. Учителям просто требуется немного творчества для разработки и проведения нестандартных уроков, а результат по вовлечению слабо мотивированных учащихся в процесс обучения не заставит себя ждать.

3.Создание проблемной ситуации. Вызвать интерес, заинтересовать чем-то неожиданным – вот возможность для вовлечения в процесс проведения занятия учащихся всех уровней мотивации – и высокой, и низкой. А заинтересовать школьников можно лишь какой-либо проблемой, т.е. созданием проблемной ситуации на уроке. Чем интереснее проблема, тем больше вероятность привлечения внимания слабо мотивированных учащихся. А совместное решение этой проблемы создает условия для более прочного усвоения новых понятий. Очень важно давать возможность учащимся высказывать собственную точку зрения, пусть она не всегда правильная, этому способствует проведение учебных дискуссий, диспутов.

4.Привлечение учащихся к оценочной деятельности через формативное, критериальное оценивание, организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений. Чтобы ученик мог правильно оценить свою работу, необходимо развивать его самооценку. Цель ее состоит в том, чтобы заинтересовать ученика в поддержании качества своей работы и помочь ему проанализировать возможности ее улучшения. В конечном счете, это должно облегчить работу учителя, т.к. ученик приходит к пониманию, что не только учитель несет ответственность за процесс обучения. Взаимооценка помогает учащимся предоставлять друг другу необходимую обратную связь, т.е. взаимодействовать на уровне «ученик» - «ученик», при которой учащиеся могут взаимообучаться, говорить, обсуждать, объяснять, критически оценивать друг друга. Успешная взаимооценка может помочь в развитии самооценки, потому что в конечном итоге ученики смогут брать на себя все возрастающую ответственность за прогресс в обучении. Регулярное использование самооценки, взаимооценки, формативного и критериального оценивания на уроках дают возможность учителю вовлекать слабо мотивированных учащихся в процесс обучения, повышать уровень их школьной мотивации, добиваться осознанного желания учиться.

5.Стимулирование деятельности через словесное поощрение, благодарность, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. Словесное поощрение является одной из разновидностей формативного оценивания. Его применение в школьной практике позволяет учителю мотивировать учащихся к дальнейшей учебной деятельности, т.к. при этом  у учащихся улучшается психологический настрой на предстоящую работу, повышается самооценка. Только при словесном поощрении ни в коем случае нельзя сравнивать между собой достижения других учащихся, что может привести к нездоровой соревновательности между одноклассниками, искажению истинных целей обучения. Так же учитель может объявлять благодарности за хорошо и отлично выполненную работу, хвалить даже небольшие достижения учащихся со слабой мотивацией. Все это будет являться стимулом для повышения уровня школьной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Задача учителя: создать для учащегося со слабой мотивацией все необходимые условия, чтобы у него появился интерес к познанию, желание учиться.



Предварительный просмотр:

Как разрешить конфликт с учеником?

Эмоциональная готовность к примирению


Любой конфликт вызывает у участников негативные эмоции, каждый чувствует себя задетым и оскорбленным, ждет определенного поведения с другой стороны. Неверные ожидания могут быть препятствием, чтобы примириться. Поэтому во время процесса примирения не стоит ждать, что ученик будет вести себя корректно, проявит инициативу к примирению.
Нужно быть готовым к тому, что участники конфликта будут эмоциональными и несдержанными, им захочется выплеснуть эмоции, которые до момента примирения испытывали из-за 
конфликтной ситуации. Процесс примирения займет не один день и будет неудачным, если пытаться добиться его в день конфликта. Инициатором примирения скорее всего будет педагог.


Чтобы примирительный диалог начался правильно и принес результаты, педагогу нужно оставаться в своей профессиональной позиции: не переходить на личности, не срываться на крик, не давить, не впадать в обиду. Важно также не реагировать на провокации и не выделять ученика негативным образом перед всем классом – «ну, как всегда, хуже всех!».

Правила шести НЕ- при конфликте с учеником

1. Не начинайте разговор с негативного высказывания в адрес учащегося -«ты, Олег, конечно, лентяй и поведение у тебя ужасное». 
2. Не требуйте немедленного разрешения конфликта - «я хочу, чтобы мы немедленно разобрались в этой ситуации».
3. Не настаивайте на том, чтобы ученик проявил инициативу к примирению - «ты должен передо мной извиниться и пообещать больше так не делать».
4. Не обращайтесь за помощью к родителям, одноклассникам, другим педагогам - «я сейчас позвоню твоим родителям»; «позову класс, и мы вместе разберемся»; «давай я позову Марию Владимировну». 
5. Не делайте конфликт всеобщим достоянием - «посмотрите, какой наглец, я всем расскажу, какой ты».
6. Не приводите в качестве положительного примера одноклассников - «а вот Иванов себя хорошо ведет».

Этапы процесса примирения

Если педагог будет придерживаться последовательности этапов примирения, то сможет избежать ошибок и не усугубить конфликт с учащимся. Расскажите педагогам, что нужно делать на каждом этапе, чтобы завершить конфликт.

Этап 1. «Белый флаг».

Проявите инициативу и постройте диалог с учащимся на любую тему, кроме собственно конфликта. Не ссылайтесь на неравенство в отношениях – «я старше, и я знаю…», «я учитель», «мое дело – научить вас, а ваше – учиться», «ты еще маленький, чтобы судить об этом». Не усугубляйте конфликт: будьте корректными в высказываниях, займите нейтральную позицию, обращайтесь к ученику по имени.
Можно задать учащемуся вопрос неучебного характера: «Ты не видел NN в кабинете?», завести разговор на отвлеченную тему, например: «Ну и погода!», «У вас на физкультуре все нормально прошло?». Можно дать ученику задание, которое не относится к конфликту и соответствует его интересам: «Ты хорошо рисуешь, не хотел(а) бы принять участие в конкурсе …?», «У нас будет концерт, ты хочешь спеть?», «Пригласи команду самых активных учеников поучаствовать в соревнованиях». Таким образом, вы покажете учащемуся, что сотрудничество между вами возможно и за пределами конфликта.

Совет
Не стоит пытаться примириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение – это разные процессы, не нужно их смешивать

Этап 2. «Поговорим?». 

Если ученик сам пришел к вам, чтобы обсудить конфликт, то предыдущий этап необязателен – начните сразу со второго. Но чаще педагогу самому нужно предложить учащемуся поговорить о том, что произошло. Используйте для начала разговора предложения: «Я не могу забыть наш разговор», «Меня огорчает наш конфликт», «Мне важно понять тебя», «Мне хотелось бы понять, как ты видишь ситуацию», «Я думаю, ты хочешь высказаться», «Тебе ведь что-то не понравилось, расскажи». Если ученик уходит от ответа, наберитесь терпения и используйте высказывания, например: «Я вижу, что и у тебя много эмоций в связи с этим», «Я помню, как ты среагировал(а) на это», «Для меня это очень важный вопрос», «Ты можешь еще раз сказать, что заставило тебя …?»
Когда ученик начинает говорить, даже если это путаная и обвинительная речь, обязательно выслушайте его. Используйте технику активного слушания: сидите или стойте рядом, желательно в пол-оборота – если вы расположитесь друг против друга, это только усилит конфронтацию. Избегайте закрытых жестов – скрещенных рук, ног. Кивайте, используйте «угу-поддакивания» – «А! Угу. Ммм», не перебивайте, не отвлекайтесь. Время от времени резюмируйте то, что сказал ученик:
«По-твоему, я во всех этих случаях была несправедлива к тебе?», «Ты считаешь все это несовременным?»
Выслушав ученика, выскажите свое мнение. Сделайте это лаконично и конкретно, очень понятно и недвусмысленно: «Я считаю, что ответственность – это очень важно», «Я не могу допустить, чтобы один ученик унижал другого», «Мне трудно принять, что Пушкин может не нравиться». Важно задать вопрос о том, с чем не согласен ученик – с содержанием или с формой реакции учителя. Обоюдное высказывание накипевшего позволит психологически «разгрузиться», завершить конфликт, увидеть хотя бы частично ситуацию глазами оппонента.

Цели и результаты этапов примирения с учащимся

 

 

Этап

Цель
Выйти на диалог: создать атмосферу для продуктивного диалога вне зависимости от остроты конфликта

Этап пройден, если…

 

«Белый флаг»

Ученик демонстрирует готовность к диалогу: отвечает на содержание нейтрального высказывания педагога, хотя бы немногословно поддерживает беседу, не дистанцируется физически (не выбегает из кабинета, не отворачивается), соглашается сотрудничать

 

 

 

 

«Поговорим?»

Обсудить взаимные претензии, понять факторы, которые спровоцировали конфликт

Оба участника конфликта высказались, смогли выразить эмоции, сравнили точки зрения

 

 

 

 

«Мирные предложения»

Определить желаемую выгоду от примирения и от окончания конфликта. Уловить вербальные и невербальные признаки готовности учащегося к примирению. Озвучить собственную готовность продолжать конструктивное взаимодействие, несмотря на произошедший конфликт

Участники обсуждают желаемые условия сотрудничества, диалог касается будущего, а не прошлого. Ученик дает развернутые, содержательные ответы. Его поза открытая. Жестикуляция умеренная – он не зажат, не размахивает руками.
Стиль речи – обычный, не конфликтный

 

 

 

 

 

 

 

«Рукопожатие»

Достичь примирения. Закрепить

окончание конфликта, завершить диалог на позитивной ноте

Ученик дал положительную обратную связь

 

 

 

 

 

 

Внимание
Примирение не означает, что стороны придут к единому мнению, но услышать мнение другого необходимо

Этап 3. «Мирные предложения».

Педагогу нужно обязательно сказать, что в любом случае он остается учителем и ему важно справедливо и полно работать с этим учащимся. Так как отношения ученика и учителя не ограничиваются коротким промежутком времени, стоит акцентировать на этом внимание: «Нам еще несколько лет работать вместе», «Мы видимся почти каждый день», «У нас четыре урока в неделю».
Нужно подчеркнуть, что сотрудничество не пострадает от конфликта: «Мы в любом случае будем готовиться к экзаменам», «У нас еще много материала впереди», «Будем сотрудничать, как и раньше», «Я не хочу, чтобы ты из-за нашего конфликта пропустил(а) важное мероприятие». Можно высказаться о том, что, когда нет конфликтов, решать общие задачи легче. Но человеческие отношения невозможны без конфликтов. При этом заверить учащегося: «Мое отношение к тебе не изменилось», «Я не сержусь», «Меня конфликты не пугают».
Если в конфликте нашли отражение какие-то ваши или учащегося значимые убеждения, обсудите условия, которые позволят в дальнейшем взаимодействии меньше задевать друг друга. Используйте в разговоре фразы: «Хорошо, я не буду этого касаться – я поняла, как это неприятно для тебя», «Я могу допустить…, если ты…», «Ты можешь делать так, если я буду в курсе», «Ты можешь делать так, но тогда я буду…», «Как мне реагировать, если…». При этом полезно обращаться к ученику с вопросами: «Согласен?», «Что скажешь?», «Как тебе такой вариант?».

Этап 4. «Рукопожатие».

Нужно коротко проговорить достигнутые договоренности: «Мы с тобой решили, что…», «Я тебя услышала, я больше не…», «Я буду…», «Прошу тебя учитывать, что…». Необходимо, чтобы высказывания носили позитивный характер, звучали как мотивирующие договоренности к дальнейшей работе, акцентировали внимание учителя к переживаниям ученика. Затем педагогу стоит получить от ученика обратную связь. Для этого можно использовать вопросы: «Тебя устраивает, что …?», «Ты согласен поступить так?», «Моя реакция на это тебя устраивает?», «Как ты считаешь, это поможет?», «Тебе будет лучше, если мы сделаем так?», «Как ты думаешь, мы можем сделать так?».
Если ученик дает позитивную обратную связь, соглашается с условиями примирения, не высказывает возражений, сомнений, негативных чувств, можно завершить обсуждение. При этом педагогу обязательно нужно показать, что ему стало легче после разговора: «Я очень переживала, спасибо за откровенность!», «Я рада, что мы поговорили!», «Мне стало намного легче после нашего разговора!».

10 СОВЕТОВ ПОМОГУТ РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ С УЧЕНИКОМ

1. Не пытайтесь помириться сразу после конфликта. Конфликт и примирение -это разные процессы, не смешивайте их.
2. Миритесь наедине.
3. Начинайте примирение с разговора на нейтральную тему.
4. Обращайтесь к ученику по имени. Избегайте высокомерного, обиженного, раздраженного тона.
5. Не используйте свои возраст, опыт, образование как аргумент, чтобы ученик с вами согласился.
6. Обращайте внимание на содержание, а не на форму реакций учащегося.
7. Будьте искренни. Нет недопустимых эмоций - выражать можно все.
8. Оставайтесь корректным, не позволяйте гневу и обиде управлять вашим поведением. Если чувствуете, что не выдерживаете, сделайте перерыв.
9. Сочувствуйте собеседнику. Принимайте во внимание его переживания, дослушивайте до конца, давайте обратную связь.
10. Не бойтесь в процессе примирения признавать свои ошибки и извиняться. Если вы правы, не нужно ложного, демонстративного согласия, только чтобы примириться.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2018г



Предварительный просмотр:

Профилактика подросткового суицида

Цель родительского собрания: оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.


  Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.

  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

  3. Воспитывать уважение к личности ребенка и понимание  его проблемам.

Каждый год в России добровольно уходят из жизни около 20 тысяч детей и подростков.

Каждые 40 секунд кто-то на земле кончает жизнь самоубийством.

В год от суицида погибает миллион человек, это больше, чем от войн, несчастных случаев и преступлений, вместе взятых. Большинство из них – это молодые люди в возрасте до 20 лет.

За последние 15 лет число самоубийств среди подростков увеличилось в 2 раза.

Именно на возраст 13 – 16 лет, как показывают статистические данные, приходится пик подростковых самоубийств. Многие детские психологи склоняются к мысли, что желание смерти – это достаточно распространенная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 17 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей, неволей оказывается человек.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

Различают следующие типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение

В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

Аффективное суицидальное поведение

Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Динамика развития суицидального поведения

Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид).

При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия.

Причины суицида

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение
структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.

Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».

Генетические факторы - некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.

Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

 В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

 Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Признаки суицидального поведения

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4.Прощальные письма, записки, рисунки.

5. Заинтересованность сайтами о способах совершения самоубийства.

5. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти, в том числе и  в соцсетях:

Маркеры суицидального поведения на аккаунте:

-оценка текста;

-оценка фотографий;

-количество фотографий;

-цвет картинок,

 -наличие подписчиков;

- наличие друзей;

-комментарии;

-музыкальные предпочтения

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде - есть слишком мало или слишком много;

– во сне - спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде - стать неряшливым, или наоборот через чур аккуратным

– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.( резкая смена настроения )

- утрата интереса к любимым закнятиям.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

4. Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы или молчание.

5.  Бессоница.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Возможные мотивы

Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

 - привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

- выраженное чувство долга, обязательность;

- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

- поддержка семьи, друзей, значимое социальное окружение;

- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

- проявление интереса к жизни;

- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

Профилактика суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

В заключение нашего собрания хочу привести слова "Молитвы любящего родителя" (С.Соловейчик): 

"Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне: "Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также привязан к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю как всякого другого человека. 

Я принимаю ребенка, я охраняю его, я понимаю, терплю, принимаю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому что я его люблю. 

Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить".