Страх перед ЕГЭ

Дёмина Наталья Владимировна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strah_pered_ege_1.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние темперамента на подготовку к ОГЭ». Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия г. Алдан ». Работу выполнил: ученик 11 класса Шпиллер Даниил Руководитель: Дёмина Н.В.

Слайд 2

Эпиграф: «Страх опасности в десять тысяч раз страшнее самой опасности». Альберт Эйнштейн

Слайд 3

Актуальность: Численность населения земного шара составляет около 6 млрд. человек. И все мы очень разные не только внешне, но и внутренне . Такое многообразие обусловлено многими факторами, в том числе и типом темперамента людей . Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов. К динамике психических процессов относятся: а) сила психических переживаний, их глубина или поверхностность, б) скорость протекания психических процессов и в) степень эмоциональной возбудимости, придающая поведению человека своеобразную эмоциональную окраску. Проблема. Все эти процессы оказывают большое влияние на поведение и деятельность человека в обществе. Действительно, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по- разному учимся ? Мы задумались над вопросом. А влияет ли темперамент на результаты и подготовку к сдаче ОГЭ? Для нас, учеников, тех, кто задумывается о своей дальнейшей жизни, а таких большинство, это особенно важно. Ведь темперамент это врожденное качество человека и изменить его невозможно. Следовательно, необходимо выяснить степень его влияния на нашу основную деятельность – учение. Поэтому мы решили провести свое собственное исследование.

Слайд 4

Цель работы: В ыяснить зависит ли успешность подготовки и сдачи ОГЭ от типа темперамента. Задачи : 1 . Изучить литературу по данной теме ; 2 . Провести социологический опрос с целью определения типов темперамента; 3 . Проанализировать табели учащихся, содержащие оценки за предыдущие годы обучения в школе; 4 . Систематизировать и проанализировать полученные данные; 5 . Разработать рекомендации для учителей и родителей по работе с детьми разных типов темперамента. Методы исследования : - Работа с литературными и интернет – источниками; - Психологическое тестирование; - Анализ ; - Обобщение . Объект исследования : Учащиеся 10 класса; Предмет исследования: Т ипы темперамента обучающихся, табеля обучающихся с результатами их учебной деятельности, поэлементный анализ результатов ОГЭ, результаты ОГЭ.

Слайд 5

Страх – эмоция возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник опасности. Страх уродует мышление, оно становится вялым и заторможенным. М ышление теряет свою гибкость, становится скованным . Это говорит о развитии защитного торможения мозга, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок. Еще в 1978 году биохимик Фредерик Вестер в книге «Мышление. Учение. Забывание.» - отметил, что человеческая память функционирует значительно хуже в условиях страха или стресса. Это касается как усвоения учебного материала, так и воспроизведения находящейся в памяти информации . Большая часть энергии в этом случае тратится на работу кровеносной системы и мышц, а не на решение заданий.

Слайд 6

Страх — это реальная проблема для экзаменуемого. Виды экзаменационного страха многообразны. Это может быть, например: 1. Страх оказаться в экзаменационной аудитории; 2. Страх пустого листа перед глазами; 3. Страх отсутствия помощи со стороны , в том числе связанный с отсутствием учебников, записей, интернета, телефона; 4. Страх ошибиться при выборе варианта ответа из нескольких предложенных; 5. Страх, что выбран неверный вариант; 6. Страх сдать законченную или незаконченную экзаменационную работу… Список страхов, способных омрачить жизнь выпускника сдающего Единый Государственный экзамен, можно продолжать до бесконечности.

Слайд 7

«Причины экзаменационного страха»: Учащийся, иногда неосознанно, может считать, что от результата ЕГЭ зависит то, как его будут оценивать близкие и друзья ; Иногда учащийся сдаёт ЕГЭ «для кого-то», например , для родителей. Тогда страх провала экзамена подсознательно ассоциируется с тем, что подросток будет отвергнут родителями, как не оправдавший их надежд; Значимость результата также может завышаться, если выпускник связывает с ЕГЭ значительные планы, а провал оказывается равносильным разрушению его светлого будущего; Страх провалить экзамен может оказаться следствием « перфекционизма », или синдрома «отличника», привыкшего получать высшие оценки всегда и везде. В данном случае провалом экзаменуемый может считать любую оценку , кроме высшей.

Слайд 8

« Последствия экзаменационного страха »: 1. Выпускник не способен сосредоточиться на выполнении задания; 2. В падает в « диссоциативный ступор» и, находясь в сознании, не способен совершить никаких действий — ни читать, ни писать, ни говорить, ни думать. Проанализировав и систематизировав литературу по страхам и их классификациям, я пришел к выводу, что поставленная мною гипотеза о том, что ситуация сдачи ЕГЭ способствует повышению страха подтверждается.

Слайд 9

Исследовательская работа: В подтверждение теоретической части, я перехожу к практической части, где ставлю перед собой задачу, подтвердить поставленную нами гипотезу.

Слайд 10

Анализ результатов проведенного исследования : В нашем исследовании приняло участие 27 человек в возрасте 17 лет, из них 8 юношей и 19 девушек. Опрос проводился среди учащихся 11 класса перед пробным экзаменом. Психологический инструментарий представлен следующими методиками : «Изучение самооценки Казанцевой»; «Шкала личностной тревожности Спилбергера -Ханина»; Психологический тест «Школьной тревожности Филлипса »;

Слайд 11

«Изучение самооценки Казанцевой» По результатам данной методики видно, что у выпускников 11 класса преобладает высокий и низкий уровень самооценки. Это говорит о том, что уровень самооценки является одной из важнейших предпосылок для появления страхов перед ЕГЭ; Хочется отметить, что пиковые уровни самооценки преобладают у девушек.

Слайд 12

«Изучение самооценки Казанцевой »

Слайд 13

«Шкала личностной тревожности Спилбергера -Ханина ». Применив данную методику перед пробным экзаменом мы получили следующие результаты: 11 девушек из 19 – имеют высокий уровень тревожности; 5 девушек – умеренный уровень тревожности; 3 девушки – низкий уровень. 2 юношей – высокий уровень тревожности; 6 юношей – умеренный уровень тревожности. Можно сделать вывод, что уровень тревожности уже достаточно высок, причем более выражен у девушек.

Слайд 14

«Шкала личностной тревожности Спилбергера -Ханина »

Слайд 15

Психологический тест «Школьной тревожности Филлипса ». Проанализировав результаты данной методики мы видим, что у выпускников: очень высок страх не соответствовать ожиданиям окружающих (например, ожиданиям родителей); страх проверки знаний; фрустрация потребности в достижении успеха, то есть неблагоприятный психический фон, не позволяющий подростку развивать свои потребности в успехе; страх низкого сопротивления стрессу. Больше всего выражены эти страхи у девушек.

Слайд 16

Психологический тест « Школьной тревожности Филлипса »

Слайд 17

Заключение: Нам удалось выявить причины страхов у выпускников 11 класса. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что больше подвержены страхам девушки. Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что ситуация сдачи ЕГЭ способствует повышению уровня страха. Преодолеть страх, возможно путём проведения своевременной коррекционной работы по преодолению страхов. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию коррекционную работу «Проработка экзаменационных страхов», которая (по мнению психологов) поможет учащимся 11 класса справиться со страхом перед ЕГЭ.

Слайд 18

Работа с образами: Учащиеся должны были представить свое восприятие ЕГЭ с каким-то животным, растением и цветом : Инструкция: «Опиши свой страх перед экзаменом, на что он похож? Какие ассоциации он у тебя вызывает ?» Э ти образы можно преобразовать, сделать свои страхи забавными, где-то даже смешными. Или , используя технику коллажа, поместить страхи и переживания в новые условия «жизни», придать им новую форму и наделить новыми качествами. Улыбка позволяет немного расслабиться и снять мышечное напряжение. Ведь лучший способ победить страх — посмеяться над ним . Данная методика была проведена перед пробным экзаменом в 11 классе.

Слайд 19

Авторы рисунков не просто осознали свои чувства, но и нашли ресурсы для их позитивной трансформации. А можно не только «преобразить» свой страх, но и придумать целую историю победы над ним.

Слайд 20

Методика «Объективный взгляд на ЕГЭ». Цель : проработка страха перед экзаменами. Инструкция : «А сейчас страшная-страшная история. Сейчас мы с вами заглянем в страшную «черную дыру». Что произойдет, если вы (о, ужас!) не поступите в институт? Напишите мини-сочинение на эту тему». Обсуждение.

Слайд 22

«Дыхательная релаксация». Цель: научить избавляться от страха , используя дыхание (можно использовать на экзамене). Инструкция : «Наиболее простой способ - это дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета - выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Слайд 23

Методика «Письменное изложение тревог». Цель : помогает бороться с вызываемым предстоящими испытаниями страхом и лучше справляться с заданиями . За 10 минут до ЕГЭ изложить свои тревоги, связанные с экзаменом, в письменном виде.

Слайд 24

Спасибо за внимание !