Занятие "Путь к себе"
Данный сценарий занятия можно использовать как педагогу-психологу, так и классным руководителям. Предназначено для проведения с учащимися 7-11 классов. Цель: освоение способов самопознания, формирование Я-концепции, способности определять психологические характеристики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_uchebnoe_zanyatie_put_k_sebe.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Цыренова Цыцыгма Цыденжаповна,
педагог-психолог МОУ Сужинская СОШ
Учебное занятие «Путь к себе»
Цель: освоение способов самопознания, формирование Я-концепции, способности определять психологические характеристики.
Задачи:
- формирование и развитие способности к самопознанию и саморазвитию,
- овладение практическими средствами самопознания.
Методическое оснащение: листы А4 (по 2 на каждого)
Этапы | Содержание | Примечания |
Вводная часть. | Ведущий: представьте себе, что вы смотритесь в зеркало. Что вы там видите? В зеркале мы видим свое отражение, внешнюю оболочку себя, отражается ли в нем наше «внутреннее содержание»? В чем выражается «внутреннее содержание»? Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь? Да, тема нашего занятия: «Путь к себе». | |
Основная часть. | Упражнение «Кто Я?» Цель: развитие способностей к самоанализу, освоение способов самопознания и самораскрытия, формирование «Я-концепции». Ведущий: Представьте себе, что каждый из нас подобно «луковице», имеет множество «оболочек», скрывающих центральную «сердцевину». Эти «оболочки» самовосприятия могут быть положительными и отрицательными. Они являются различными сторонами нашей личности и нашего отношения к миру. Где-то за этими оболочками в каждом из нас скрывается творческое и живое центральное «ядро» - наше настоящее Я, глубочайшая сущность нашей личности. Попробуем приблизиться к нему.
Попробуйте угадать владельца этого листа написать на этом же листе имя предполагаемого человека и ответить на вопрос «какой он?» 2-3 словами.
Обсуждение:
Упражнение “Рекламный ролик”. Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы, развитие креативности у учащихся. Ведущий: Каждый участник вытягивает жребий с именем ученика класса. Нужно придумать оригинальный рекламный ролик на этого человека, не называя имени. Задача класса угадать, о ком речь. Обсуждение:
| |
Завершающая часть. | Упражнение «Кто Я?» Цель: закрепление позитивного самоотношения, формирование «Я-концепции». Ведущий: в ходе данногго занятия вы, возможно, узнали много нового о себе, а возможно, описание ваших одноклассников полностью совпало с вашими знаниями о себе и поэтому не стало для вас открытием. И тем не менее, давайте закрепим полученные знания. Возьмите лист бумаги. Задайте себе еще раз вопрос «кто Я?». Попробуйте представить образ. Отличается ли этот образ от того, который вы рисовали в начале занятия или это тот же образ? Откройте глаза. Нарисуйте образ на листе. Рефлексия: - Похож ли второй образ на первый? Почему? - Что нового вы узнали о себе? Ведущий: Как-то Сократа спросили: «Что легче всего?». «Поучать других»,- ответил философ. «А что труднее всего?». «Познать самого себя»,- был ответ. Познание себя действительно долгое, нелегкое, полное неожиданностей путешествие, в котором человек может встретить и трудности. Особенно в начале пути легко впасть в одну из крайностей – самокритику или самооправдание. Постоянная самокритика порождает чувство вины, лишает человека сил, буквально загоняет в депрессию. Самооправдание же ведет к иллюзиям, попыткам приукрасить и оправдать свои поступки, а нередко и к противопоставлению себя («совершенного», «хорошего») другим людям. Самонаблюдение предполагает принятие всего в себе. Только так, не отбрасывая ни «хорошего», ни «плохого», человек способен понять, каков же он в действительности. Нужно стараться быть честным с самим собой, принимать все таким, как оно есть, без урезания или приукрашивания. Карен Хорни писала, что человек достигнет успехов в самопознании. |