Сценарий игры "Звездный час" для учащихся 9 классов
Профориентационная игра по методике Н.С. Пряжникова. Цель игры - помочь учащимся лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности человека и соотнести эти смыслы со своими собственными представлениями, ожиданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry_tsyrenova.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Сужинская средняя общеобразовательная школа
Сценарий игры с учащимися 9 классов
«Звездный час»
Автор: Цыренова Цыцыгма Цыденжаповна,
педагог-психолог
с. Сужа
2018
Игра "Звездный час"
Игра по методике Н.С. Пряжникова. Цель игры - помочь учащимся лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности человека и соотнести эти смыслы со своими собственными представлениями, ожиданиями.
В процессе игры учащиеся определяют наиболее характерные для представителей той или иной специальности и профессии "радости" жизни и работы. А также продумывают наиболее трудные и неприятные моменты в выбранной профессии. Умение увидеть в будущей профессиональной деятельности безусловные плюсы и минусы свидетельствует о зрелости принятого решения, дает возможность легче воспринимать первые профессиональные трудности на этапе обучения профессиональной деятельности и профессиональной адаптации.
Задачи:
- Активизация интереса к выбранной профессии.
- Определение не только сильных, но и слабых сторон профессиональной деятельности.
- Выявление ценностей профессионалов.
- Определение степени информированности учащихся о содержании и характере труда профессионала через анализ "звездных моментов" профессии.
Время проведения — 40–50 минут.
Место проведения — комната, где есть возможность организовать пространство для групповой работы, и место, где могут выступать дети со своими презентациями (например, небольшая стойка или кафедра, красиво оформленный фон, где написано название игры).
Материалы:
• карточки с названиями профессии, конверты по количеству игровых карточек (см. приложение);
• плакат для фиксации результатов (см. приложение);
• клей;
• секундомер, таймер или песочные часы;
• колокольчик;
• фотоаппарат;
• жетончики для деления на команды;
• плакат для соцопроса (см. приложение);
• бланки для жюри (см. приложение);
• бланки для презентаций профессии (см. приложение);
• бланки для определения профессий;
• фломастеры, маркеры.
(2 – 3 мин.) Вступительное слово педагога: каждая работа и профессия имеет свои особенности, которые при совпадении с индивидуальными жизненными и профессиональными ценностями становятся своеобразными "звездными моментами" профессиональной жизни человека. Настоящий профессионал своего дела черпает в "звездных моментах" профессии силы для выполнения тех профессиональных обязанностей, которые ему менее интересны или даже неприятны. Наличие представлений о том, что является "звездными моментами" той или иной профессии и специальности, свидетельствует о том, что человек хорошо представляет ценности данной профессиональной деятельности и в определенной степени "застрахован" от полного разочарования при столкновении с первыми профессиональными трудностями. Еще более подготовлен к будущей профессиональной деятельности тот, кто хорошо представляет не только достоинства выбранной специальности, но и ее недостатки. Пословица гласит: "предупрежден - вооружен".
На подготовительном этапе было проведено анкетирование, которое выявило наибольший интерес к таким профессиям, как юрист, судья, архитектор, военнослужащий, врач, нотариус.
- Почему вы выбрали именно эти профессии?
- Знаете ли вы какими недостатками обладает данная профессия?
- Спасибо за ответы! А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Звездный час», в ходе которого мы сможем ответить на эти вопросы более осознанно.
(2 мин.) Разделитесь, пожалуйста, на группы по 3 – 4 человека. Каждая команда должна придумать название. По моему сигналу команды представляются.
(1 мин.) На нашем занятии сегодня присутствуют независимые эксперты, члены жюри. Разрешите мне их представить: социальный педагог – Туяна Батоевна Жамбалова; школьный библиотекарь – Цыремжит Барбуевна.
ХОД ИГРЫ
(3 мин.) Итак, ребята, начнем игру. Ваша задача презентовать профессию в любой форме, вам нужно дать как можно более полную характеристику данной профессии, не называя саму профессию. Остальные участники по данной характеристике должны угадать о какой профессии идет речь. Проведем жеребьевку, подойдите, пожалуйста, представители из каждой группы. Команды получили название профессии (держите его в тайне) и бланк с вопросами, по которому вы будете делать анализ. Ребята, помните, что при презентации вам необходимо называть только характеристики, название угадывают остальные участники.
На обсуждение дается 5 мин. На презентацию каждой команде дается 2 минуты. По моему сигналу команды начинают и так же по сигналу прекращают обсуждение, презентацию начинает команда, у которой находится карточка №1. Цель команд – набрать как можно больше «звезд». В игре оцениваются:
А) точность и оригинальность характеристики профессии;
Б) количество отгаданных профессий;
В) особенности взаимоотношений детей друг с другом;
Г) тактичность, уважительное отношение к мнению других, умение слушать другого человека. (с места ответы не выкрикивать, поднимаем руки)
Жюри оценивает по следующим критериям:
- презентация – максимально 3 звезды;
- правильный ответ – максимально 2 звезды;
- работа в группе – максимально 3 звезды;
- нетактичное отношение к другим игрокам – минус 1 звезда;
- нарушение регламента – минус 1 звезда.
Оценки всех членов жюри суммируются – это и есть общее количество звезд, полученных командой.
(5 мин.) Приступаем к обсуждению.
(8 мин.) Презентация команд
Спасибо большое за интересные презентации. Пока жюри совещается поиграем еще в одну игру "Профессия на букву..." Смысл данного упражнения - расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10-15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15 минут) и носит скорее разминочный характер.
Процедура упражнения следующая (при работе в круге):
1. Общая инструкция: "Сейчас будут названы какие-то буквы. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся с этой буквы, то есть показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждая команда совещается в течение 1 мин., записывает на листок свои ответы отдельно для каждой буквы, затем представители зачитывают ответы букву".
2. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа.
При работе с целым классом можно разбиться на 2-3 команды (например, по рядам парт) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
- Спасибо за игру! А теперь подведем итоги, слово предоставляется члену жюри.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Наше занятие подходит к концу. Как мы говорили в начале занятия каждая профессия имеет свои особенности, человек, который хорошо представляет не только достоинства выбранной специальности, но и ее недостатки более подготовлен к будущей профессиональной деятельности. А тех, кто не знает о них, часто ждут разочарования.
- Скажите мне, пожалуйста, что Вы извлекли, узнали из занятия?
- Какие выводы сделал каждый из вас?
Литература
- Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Воронеж, 1997.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Первое сентября. 2004. 224 с.