Элективный курс для 9 классов "Путь в профессию, или в поисках призвания"
Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Психологическое развитие ребенка всегда происходит в конкретном социально-культурном пространстве. Многочисленные психологические исследования показывают зависимость особенностей развития ребенка от отношения взрослых к детям, от стратегии родительского поведения, от образовательных программ образовательного учреждения и пр., поэтому важно выявить черты национального характера учащихся для того, чтобы в дальнейшем использовать их в педагогической деятельности.
Программа элективного курса составлена с учетом национальных традиций бурят, этнокультурных потребностей, традиций воспитания в семье для работы с учащимися 9-х классов.
Предлагаемая программа тренинговых занятий для старшеклассников преследует следующие цели: развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, своих возможностей в профессиональном самоопределении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientatsii_dlya_9_klassa_tsyrenova.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сужинская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Сужинская СОШ
__________________ Т.Ц. Жапова
«____» ______________________г.
Образовательная программа
элективного курса для 9 классов
«Путь в профессию, или в поисках призвания»
Автор: Цыренова Цыцыгма Цыденжаповна,
педагог-психолог
с. Сужа, Иволгинский район
Республика Бурятия
Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стара как мир. Специфика психологических проблем профессионального выбора определяется нестабильной ситуацией в стране, необходимостью, освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Деловой и профессиональный мир в настоящее время остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить, реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Программа элективного курса составлена с учетом национальных традиций бурят, этнокультурных потребностей, традиций воспитания в семье для работы с учащимися 9-х классов.
Психологическое развитие ребенка всегда происходит в конкретном социально-культурном пространстве. Многочисленные психологические исследования показывают зависимость особенностей развития ребенка от отношения взрослых к детям, от стратегии родительского поведения, от образовательных программ образовательного учреждения и пр., поэтому важно выявить черты национального характера учащихся для того, чтобы в дальнейшем использовать их в педагогической деятельности.
Результаты исследований, проведенных на базе МОУ «АСОШ №1» п. Агинское, Забайкальского края (Ц.Ч.Жимбаева, М.Ю. Рогова) в 2002 г., говорят о следующем: среди бурятских школьников преобладающее большинство составляют интроверты, их 56%, когда экстраверты составляют всего 11%. Значит для большинства бурятских школьников характерны следующие черты: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать переживают разрывы старых связей, высокий уровень тревожности и ригидности. Также выявляется, что дети – буряты скрытны, сдержанны, осторожны, ориентируются на общепринятые нормы, но вместе с тем рассудительны и отзывчивы.
Все выше перечисленные особенности характера большинства детей – бурят указывают на то, что они воспитаны в духе послушания старших, ориентированы на общепринятые нормы, на мнение окружающих, на сдерживание своих эмоций. При таких особенностях характера бурятских детей на уроках может показаться, что дети не совсем понимают учителя, что их невозможно «расшевелить», но это лишь видимость. Программа составлена с учетом этих особенностей и направлена на раскрытие, развитие потенциальных возможностей детей в обучении и социализации.
Элективный курс учащиеся выбирают самостоятельно и добровольно, из числа предложенных. Предлагаемая программа тренинговых занятий для старшеклассников преследует следующие цели: развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, своих возможностей в профессиональном самоопределении.
Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1) формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий;
2) формирование представлений о современном мире профессий;
3) формирование первичных навыков ориентации на рынке труда.
Целевые группы: учащиеся 9-х классов, которые выбирают элективный курс.
Ресурсы. Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска с мелом; ручки и тетради для записи учащимися информации; столы.
Материалы: тестовые методики; опросники; лекционные и игровые материалы; дидактические материалы; карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; тренинговые упражнения.
Время: Программа рассчитана на 17 занятий, проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 40-60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Тренинговые занятия дадут возможность учащимся:
- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
- развить коммуникативную компетентность;
- освоить разные формы и методы общения;
- получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
- получить информацию о правилах выбора профессии;
- развить представления о себе, своем месте в мире, своих правах и обязанностях;
-осознать свою личностную позицию, возможности в профессиональном самоопределении.
Форма проведения: тренинговые занятия.
Методы обучения: игра, упражнения, беседа, диагностика.
Учебно – тематический план элективного курса «Путь в профессию, или в поисках призвания»
№ | Тема занятия | Содержание |
1 блок | Введение | |
1 занятие | Знаете ли Вы себя? | Задачи: организация деятельности, направленной на активизацию механизмов рефлексии с целью выявления интересов подростков, понимания ими себя на основе самоанализа внутренней свободы. 1. Упр. «Самопрезентация». 2. «Устойчивость интересов». 3. Обсуждение и принятие правил поведения на занятиях. 4. Беседа о психологии. 5. Упр. «Моя линия жизни». 6. Рисование «Моя планета». 7. Анкета. |
2 блок | Изучение личностных особенностей | |
2 занятие | Трудно быть собой | Задача: создание условий для формирования положительного самоотношения личности. 1. Упр. «Зато». 2. Тест «Как у тебя с самооценкой». 3. Беседа «Как развить уверенность в себе». 4. Упр. «Комплимент». 5. Упр. «Хвастовство». 6. Рефлексия. |
3 занятие | Не доводи меня до совершенства | Задача: создание условий для формирования личностных качеств, необходимых для специальной и личностной успешности. 1. Упр. «Я – индивидуальность». 2. Анкета «Мои представления». 3. Беседа «Классификация качеств личности. Пути воспитания сильной воли. Классификация людей по отношению к себе, своим способностям и возможностям. Что в них положительного и отрицательного». 4. Упр. «Качества личности». 5. Игра «Торг». 6. Рефлексия. |
4 занятие | Ключи в мой внутренний мир | Задача: активизация процесса самопознания. Отработка приемов уверенного поведения. 1. Упр. «Демонстрация естественной реакции». 2. Тест. «Темперамент». 3. Беседа «Типы и признаки темперамента». 4. Упр. «Определи темперамент». 5. Игры в командах. 6. Рефлексия. |
3 блок | Секреты общения | |
5 занятие | Вектор совместных усилий | Задача: активизация процесса самопознания через постижение внутреннего мира собеседника, формирующего первое впечатление о человеке. 1. Упр. «Конспект». 2. Упр. «Найди отличия». 3. Тест «Коэффициент общительности». 4. Беседа «Классификация общения. Механизмы взаимовосприятия. Вербальное общение». 5. Упр. «Эти разные слова». 6. Упр. «Воспроизведи интонацию». 7. Игра «Железнодорожная касса». 8. Рефлексия. |
6 занятие | Создай себе настроение | Задача: создание условий для формирования умений эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми с помощью мимики. 1. Упр. «Пальчики мордашки». 2. Упр. Спектр чувств. 3. Беседа «Мимика, Эмоции. Чувства». 4. Мимическая гимнастика. 5. Игра «Угадай эмоцию». 6. Рефлексия. |
7 занятие | Формула удачи | Задачи: создание условий для формирования умений эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми с помощью пантомимики. 1. Упр. «Яичница». 2. Упр. «Зеркало». 3. Беседа «Жесты. Поза. Пантомимика». 4. Упр. «Пантомимика». 5. Игра «Найди эмоцию. 6. Рефлексия. |
8 занятие | Точка пересечения | Задача: создание условий для установления взаимопонимания. Обучение умению давать инструкции и говорить для других. 1. Упр. «Стыковка». 2. Объясни инструкцию. 3. Беседа «Текст для себя», «Текст для другого». 4. Упр. «Остров сокровищ». 5. Игра - рисование. «Картина путешествий». 6. Рефлексия. |
4 блок | Ковер мира | |
9 занятие | Смирять себя или линия конфликта | Задача: организация деятельности, направленной на активизацию навыков общения помощью бесконфликтного поведения. 1. Упр. «Будешь! Не буду!». 2. Упр. «Ты - другой!». 3. Диагностика «Конфликт без насилия». 4. Беседа. Что такое конфликт. Структурные компоненты конфликта. Поведенческие реакции при личностном конфликте. Способы управления конфликтом. 5. Упражнение «Холодный суп». 6. Рефлексия. |
10 занятие | Мысль изреченная | Задачи: организация деятельности, направленной на осознание своих чувств и умение правильно сообщать о них при овладении техникой «Я-сообщения». 1. Упр. «Список благодарности». 2. Упр. «Договориться или не договориться». 3. Беседа «Ты и Я – высказывания». 4. Упр. «Тренируемся быть корректными». 5. Упр. «Письмо другу». 6. Составление правил поведения. 7. Рефлексия. |
11 занятие | Учимся сотрудничать | Задача: обучение эффективным речевым формам, способствующим бесконфликтному взаимодействию. 1. Упр. «Активатор». 2. Упр. «20 названий снега». 3. Беседа «Приемы эмоционального общения». 4. Игра «Катастрофа». 5. Рефлексия. |
12 занятие | На тропе доверия | Задача: создание условий для проявления интереса подростков к общению, содержанием которого является работа в группе. 1. Упр. «Ранжирование». 2. Анкета «Я вас слушаю». 3. Упр. «Спина к спине». 4. Беседа «Приемы эффективного слушания». 5. Упр. «Эксперимент». 6. Игра «Пересказ». 7. Рефлексия. |
13 занятие | Проверка на гуманизм | Задача: создание условий для усвоения навыков эффективной коммуникации. Организация процесса обратной связи. 1. Упр. «Цвет». 2. Упр. «Комплименты». 3. Беседа «Процесс передачи и получения обратной связи». 4. Упр. «Обратная связь». 5. Упр. «Волшебный стул». 6. Упр. «Афоризмы». 7. Рефлексия. |
5 блок | Муки выбора | |
14 занятие | В мире профессий | Задача: создание условий для первичного самоопределения подростков, выбора наиболее привлекательной сферы деятельности. 1. Упр. «Крокодил». 2. Беседа «Что мы знаем о мире профессий». 3. Методика «ДДО» Е.А. Климова. 4. Упр. «Генеологическое дерево профессий». 5. Рефлексия. |
15 занятие | Палитра слагаемых | Задача: создание условий для приобретения устойчивого ощущения личной успешности в деятельности, основанной на реальных знаниях, умениях. 1. Упр. «Угадай профессию». 2. Упр. «Советчик». 3. Беседа «Знакомство с профессиограммой». 4. «Закодируй профессию». 5. Опросник «Карта интересов» (модифицированная О. Филимоновой). 6. Рефлексия. |
16 занятие | Желания и возможности | Задача: создание условий для формирования умений подростка видеть и формировать свои потребности и проблемы, находить эффективные социально- приемлемые способы их удовлетворения. 1.Разминка. 2. Тест «Границы вашей решительности». 3. Беседа. «Стратегии профессионального выбора». 4. Упр. «Шаги к самореализации». 5+. Упр. «Мои перспективы». 6. Рефлексия. |
6 блок | Итоговое занятие | |
17 занятие | Философия преуспевающих | Задачи: расширение знаний о профессиях; создание условий для формирования осознанных профессиональных ожиданий учащимися, развития творческих способностей, навыков общения. 1.Упр. «Сигнал». 2.Упр. «Знакомство». 3.Упр. «Пересядьте, те…». 4. Стихотворение. 5.Упр. «Ассоциации». 6. Методика «Модифицированный тест Дж. Холланда». 7. Беседа. «Дороги, которые мы выбираем». 8.Анкета. 9.Упр. «Дискуссионные качели». 10.Релаксация «Мой путь к цели». 11.Упр. «Дерево профессий». 12.Упр. «Сигнал». 13.Рефлексия. 14. Рефлексия итоговая. 15. Анкета итоговая. |
того | 17 |
Литература.
- Андреева Г.М. «Социальная психология». М.: Педагогика. 1997. 215 с.
- Барчук О. «Выбор профиля» «Школьный психолог». № 4 2003 г. стр.8-9.
- Берн. «Игры, в которые играет люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы». М.: Лист-Нью; Центр общечеловеческих ценностей, 1997. 336 с.
- Большой психологический словарь \сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
- Горячева Н. «Экология души» «Школьный психолог» № 23,2003 с 8-9.
- Егорычева И.Д. «Мы с тобой одной крови». Теория и практика организации внеучебной деятельности подростков. Методическое пособие для учителей воспитателей школьных психологов. М.:АПиПРО. 2003, 185с.
- Жукова И. «Не доводи меня до совершенства», «Школьный психолог» №45, 2003, с.12.
- Под редакцией Дубровиной И.В. «Руководство практического
психолога» М. Асабет А. 1995. - Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. «Карта сказочной страны» «Школьный психолог» №45, 2003, с 8-9.
- Игры - обучение, тренинг, досуг…\ под ред. В.В. Петрусинского.М.: 1995 . 6с.
- Кабина И., Радзик Т. «Я в мире профессий» «Школьный психолог» № 48,2003, с.8-10.
- Козлов Н. «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург «АРД-ЛТД, 1997.
- Козлов Н.И. «Как относиться к себе и людям или Практическая психология на каждый день» М.: 1993.
- Кондратьева С., Соколова Н., Хахунова М. «Что? Где? Когда?» «Школьный психолог» №36, 2003, с. 12-13.
- Лепешева Е. «Психологическая игра «Торг» «Школьный психолог» №25,26,27,28; 2004.
- Макарова Л., Подвинцева Л. «Взрослый ребенок. Терапия отношений» «Школьный психолог» №27-28; 2004.
- Митина Л.М. «Психологическое сопровождение выбора профессий» М. Психолого-социальный институт, изд. «Филинта»,2003.
- Панкратов В.Н. «Искусство управлять собой: Практическое руководство» М.: Издательство Института Психотерапии. 2000.256 с.
- Пиз А. «Язык телодвижений. Как читать мысли других по жестам». М.: Издательский дом Гутенберг. 1997. 249 с.
- Пеньевская И. «Планета моего класса» «Школьный психолог» № 34,35, 2003.
- Прихожан А.М. «Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе». М.: ТЦ Сфера. 2001.192 с.
- Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию» М. «Просвещение»,1991.
- Прутченков А.С. «Школа жизни». Методические разработки социально-психологических тренингов. М.:МООДиМ Новая цивилизация 2000. 192с.
- «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» \ под общей ред. Битяновой М.Р. СПб: Питер. 2005. 304 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.: Первое сентября. 2004. 224 с.
- Резапкина Г. Уроки самоопределения: Профориентационные занятия в 8–9 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2007. – № 21. – С. 40–43. – (Работа с классом. Профориентация школьников).
- Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют. Психологический практикум», г. Дубна, Феникс+ 2000. 128 с.
- Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы». М.: Новая школа. 1995. 144с.