Статья «Методологические подходы в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с интеллектуальными нарушениями»
В данной статье рассматриваются особенности эмоционального
развития детей 5-7 лет с интеллектуальными нарушениями. Раскрыты
некоторые методологические подходы, которые помогают выстраивать систему «педагог-ребенок-родитель».
Также отмечены особенности психолого-педагогического сопровождения детей с
интеллектуальными нарушениями и развития у них эмоциональной сферы с включением родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formy_raboty_s_semyami_vospityvayushchih_detey_s_ovz_martynova_i.a._mbdou_no94.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формы работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ»
Мартынова Ирина Александровна, воспитатель
martynova.irina.74@mail.ru
г. Кемерово, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №94
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно - эстетическому направлению развития
воспитанников",
Аннотация: в данной статье изложены основные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям.
Современное образование рассматривает семью как субъект, имеющий собственные отношения к воспитательно-образовательной деятельности и место в ней. Всестороннее взаимодействие ДОО и семьи должно происходить поэтапно.
Этапы работы с родителями:
✓ Ознакомительный. Он подразумевает пропаганду ДОО, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. В учреждениях часто организуются стенды, на которых, представлены фотографии сотрудников и воспитанников, основные направления педагогической деятельности коллектива ДОУ, достижения и награды. Одним из современных средств, каждого детского сада служит презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.
✓ Диагностический. Включает социологическое и психологическое исследование семей, тематические анкетирования и опросы, беседы и интервью. Работа педагога на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей, выявить её проблемы выбрать адекватные способы и средства помощи.
✓ Психолого-педагогическое просвещение. Планирование вне форм направлений взаимодействия с родителями: тематическая наглядная пропаганда, родительские собрания, заседания досуговых клубов, консультирование и семинары.
✓ Практическая деятельность родителей в образовательном процессе организации. Проведение совместных мероприятий, воспитательно- образовательной и досуговой работы с детьми, поддержку и помощь в благоустройстве.
В настоящее время в условиях ДОУ используется различные формы педагогического просвещения родителей:
1. Индивидуальное консультирование родителей
Проводиться с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.
2. Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами МБДОУ.
В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика собрания:
- «Познания себя как родителя»;
- «Конфликты с детьми и их преодоление»;
- «Анализ различных подходов в воспитании детей»;
- «Наказания и поощрения – за и против»;
- «Как подготовить ребенка к школе».
3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.
Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать - ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.
4.Совместное проведение досугов (праздников, развлечений).
Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов.
Предлагалась следующая тематика праздников:
- «Встреча Нового года»;
- «Рождественские забавы»;
- «Масленица»;
- «Наши милые мамы»;
- «Лучший папа» и др.
5. Стенд для родителей.
Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательно форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.
6. Введение дневника «События нашей жизни».
Данное направление основано на разработках Е. Л. Гончаровой и О. И. Кукушкиной и в модифицированном виде внедрен Б. Г. Дементьевой в психокоррекционную работу. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которого является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.
7. Работа с родительской группой, которая включает:
- анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением;
- выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком;
- установление конструктивных отношений со специалистами МБДОУ.
Эта работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей.