Статья «Методологические подходы в работе по развитию эмоциональной сферы у дошкольников с интеллектуальными нарушениями»

Мартынова Ирина Александровна

 В данной статье рассматриваются особенности эмоционального

развития детей 5-7 лет с интеллектуальными нарушениями. Раскрыты

некоторые методологические подходы, которые помогают выстраивать систему «педагог-ребенок-родитель».

Также отмечены особенности  психолого-педагогического сопровождения детей с

интеллектуальными нарушениями и развития у них эмоциональной сферы с  включением  родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья        «Формы работы с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ»

Мартынова Ирина Александровна, воспитатель

 martynova.irina.74@mail.ru

г. Кемерово, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение №94

"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно - эстетическому направлению развития

воспитанников",

Аннотация: в данной статье изложены основные формы и методы работы с родителями детей с ОВЗ в условиях детского сада.

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.

        Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.

        Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

        Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.

        Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

        Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный  и наилучший  способ  помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям.

Современное образование рассматривает семью как субъект, имеющий собственные отношения к воспитательно-образовательной деятельности и место в ней. Всестороннее взаимодействие ДОО и семьи должно происходить поэтапно.

Этапы работы с родителями:

        Ознакомительный. Он подразумевает пропаганду ДОО, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг. В учреждениях часто организуются стенды, на которых, представлены фотографии сотрудников и воспитанников, основные направления педагогической деятельности коллектива ДОУ, достижения и награды. Одним из современных средств, каждого детского сада служит презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.

        Диагностический. Включает социологическое и психологическое исследование семей, тематические анкетирования и опросы, беседы и интервью. Работа педагога на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей, выявить её проблемы выбрать адекватные способы и средства помощи.

        Психолого-педагогическое просвещение. Планирование вне форм направлений взаимодействия с родителями: тематическая наглядная пропаганда, родительские собрания, заседания досуговых клубов, консультирование и семинары.

        Практическая деятельность родителей в образовательном процессе организации. Проведение совместных мероприятий, воспитательно- образовательной и досуговой работы с детьми, поддержку и помощь в благоустройстве.

В настоящее время в условиях ДОУ используется различные формы педагогического просвещения родителей:

1.        Индивидуальное консультирование родителей

        Проводиться с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педагогом и родителями.

2.        Участие родителей в тематических собраниях, проводимых коррекционным педагогом совместно с другими специалистами МБДОУ.

        В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффективного взаимодействия с ребенком. Примерная  тематика собрания:

        - «Познания себя как родителя»;

        - «Конфликты с детьми и их преодоление»;        

        - «Анализ различных подходов в воспитании детей»;

        - «Наказания и поощрения – за и против»;

        - «Как подготовить ребенка к школе».

        3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.

        Направлены на формирование навыков сотрудничества при  организации совместной деятельности, укрепление сплоченности и взаимопонимания в диаде «мать  - ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию занятий дефектолога повышается уровень компетенции родителей в области обучения и воспитания детей.

4.Совместное проведение досугов (праздников, развлечений).

Проводятся с целью раскрепощения, объединения родителей, детей и педагогов.

        Предлагалась следующая тематика праздников:

        - «Встреча Нового года»;

        - «Рождественские забавы»;

        - «Масленица»;

        - «Наши милые мамы»;

        - «Лучший папа» и др.

        5. Стенд для родителей.

        Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательно форме собрана вся полезная информация. Большую практическую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встретиться с дефектологом, имеют возможность в письменной форме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

        6. Введение дневника «События нашей жизни».

        Данное направление основано на разработках Е. Л. Гончаровой и О. И. Кукушкиной и в модифицированном виде внедрен Б. Г. Дементьевой в психокоррекционную работу. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, предметом которого является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления – наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

        7. Работа с родительской группой, которая включает:

        - анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением;

        - выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком;

        - установление конструктивных отношений со специалистами МБДОУ.

        Эта работа способствует расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

        В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

        Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты.  Сплочение и общая цель  способствуют  личностному  росту и развитию не только детей с ограниченными  возможностями,  но и их родителей.