Выступление на методическом объединении педагогов-психологов Советского района

Социально-эмоциональное развитие детей как основа формирования активности, самостоятельности, ответственности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-эмоциональное развитие детей как основа формирования активности, самостоятельности, ответственности

Слайд 2

Актуальность. Детская активность самостоятельность и ответственность в последнее время все чаще становятся объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Причины: Реализация личностно- ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, необходимость решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированном подходе к организации образовательного процесса образовательных учреждений. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Слайд 3

Одной из задач, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является : развитие инициативности, самостоятельности и ответственности детей . Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо начинать решать именно в работе с дошкольниками. В данный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения

Слайд 4

Реальные условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания решению задач обучения и воспитания, педагоги активно организуют деятельность детей, направляют и регулируют ее . Однако зачастую это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности, а значит, не получает условий для собственного становления.

Слайд 5

Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметами находится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый во взаимодействии с ребенком Для решения этой задачи, нам необходимо развивать социально-коммуникативные навыки ребенка, его социальный интеллект

Слайд 6

Социальный интеллект В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) социально- коммуникативное развитие должно быть направлено на развитие социального и эмоционального интеллекта . Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном образовательном учреждении не возможно без социализации, активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для успешной реализации человека в жизни и деятельности важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения с ними. Низкий уровень социального интеллекта затрудняет личностное развитие ребенка, приводит к появлению негативных моделей поведения, в том числе и зависимого поведения. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, умение налаживать гармоничные отношения с окружающими. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Впервые термин «социальный интеллект» упоминается в 1920 году в работе Э. Л. Торндайка .

Слайд 7

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности. Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста . От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей . Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Слайд 8

Дошкольник с развитым социальным интеллектом: - Умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми; -Откликается на просьбы других детей -С удовольствием занимается вместе со взрослым; -Успешно действует под руководством взрослого; -Принимает помощь ; -Часто взаимодействует со сверстниками; -Моделирует различные отношения в сюжетно- ролевых играх; -Проявляет лидерские способности; -Умеет занимать других детей; с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми; -Успешно разрешает конфликты со сверстниками; -Действует самостоятельно; -Умеет сдерживать проявление своих эмоций, контролировать свое поведение;

Слайд 9

Психолого-педагогические условия формирования активности,самостоятельности,ответственности Условия воспитания чувства ответственности подробно изучены в работах Я.З. Неверович , З. Н. Борисовой, К. А.Климовой. В своих трудах они выделили следующие: 1 . Организация системы коллективной трудовой деятельности в форме дежурств с вовлечением в нее всех детей. 2. Установление отношения взаимной ответственности между детьми. 3. Формирование у детей общественные мотивы деятельности. 4. Формирование системы трудовых знаний, умений, навыков, необходимых для ответственного выполнения дела. 5. Организация системы отчетности - общественное обсуждение и оценка результатов деятельности каждого ребенка воспитателям и всей группой. 6. Осуществление дифференцированного подход с учетом уровня сформированности начальных форм ответственности у каждого ребенка.

Слайд 10

ФГОС ДО рассматривает следующие условия, необходимые для развития самостоятельной деятельности дошкольников: 1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях (п. 3.2.1. абзац 1 ФГОС ДО). 2.Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности (пункт 3.2.1 абзац 4 ФГОС ДО). 3.Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (пункт 3.2.1 абзац 6 ФГОС ДО). 4.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности (пункт 3.2.1. абзац 5 ФГОС ДО). 5.Построение предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении –главная задача , так как она позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность. Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. , во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. В дошкольном учреждении эту задачу педагоги могут осуществлять при помощи игровой деятельности

Слайд 11

Игры направленные на формирование коммуникативных умений, ответственности, самостоятельности

Слайд 12

« Сложи картинку» Цель: воспитывать настойчивость и самостоятельность – умение длительное время прикладывать усилие к достижению проявленной цели и достигать её, умение преодолевать трудности и достигать результаты – развивать волю, усидчивость, целеустремленность. Оборудование: 2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке – такие же, но только разрезанные на 6 равных частей по вертикали и диагонали. Ход игры: ведущий вместе с детьми рассматривает картинки, затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки эта часть. Дети называют. Ведущий накладывает часть картинки на целую, затем предлагает подобрать другие части к этой картинке и раздает каждому ребенку по одной части от картинки , предлагает сложить целую картинку.

Слайд 13

Игра Поводырь» Цель: развития сопереживания и взаимопомощи . Материалы: стулья, кубики, обручи и. др.) В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий-ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Давай обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Слайд 14

Игра «Звери на болоте» Цель игры: воспитание доверия друг к другу, ответственности за другого. Материал: на каждого участника по 3 листа бумаги. Ход игры: Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

Слайд 15

«Ладонь на ладонь» Цель: развитие умения согласовывать действия с партнером. Ход игры : дети прижимают ладошки друг к другу и так двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна п реодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть соор уженная ребенком гора или река. В игре может участвова ть пара взрослый ребенок.

Слайд 16

"Найти предмет по описанию" Цель : развитие инициативы, учить играть самостоятельно, с помощью считалки выбрать ведущего. Развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам. Воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования. Оборудование: мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки. Ход игры: Ведущий вместе с детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом, ведущий обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. Ведущий сначала рассказывает о той игрушке, которую дети должны найти самой первой. Описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Ведущий предлагает одному ребенку найти мяч. После того, как ребенок найдет и принесет мяч, ведущий описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

Слайд 17

« Совушка » Цель: Развиваем у детей волевые качества, самостоятельность. Ход: выбирается среди детей одна « совушка ». Играющие на площадке располагаются произвольно. « Совушка » в гнезде. По сигналу ведущего : «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу : ночь наступает, все замирает !» - сова вылетает. Играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. « Совушка » выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока , она берет его за руку и уводит в гнездо.



Предварительный просмотр:

Игры  направленные на формирование коммуникативных умений, ответственности, самостоятельности 

  • « Сложи картинку»

Цель: воспитывать настойчивость и самостоятельность – умение длительное время прикладывать усилие к достижению проявленной цели и достигать её, умение преодолевать трудности и достигать результаты – развивать волю, усидчивость, целеустремленность.

Оборудование: 2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке – такие же, но только разрезанные на 6 равных частей по вертикали и диагонали.

 Ход игры: ведущий вместе с детьми рассматривает картинки, затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинки эта часть. Дети называют.

Ведущий накладывает часть картинки на целую, затем предлагает подобрать другие части к этой картинке и раздает каждому ребенку по одной части от картинки , предлагает сложить целую картинку.

Игра Поводырь»

Цель:  развития сопереживания и взаимопомощи.

Материалы: стулья, кубики, обручи и. др.)

В группе разложены и расставлены предметы-препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий-ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Давай обойдем его». Затем дети меняются ролями.

Игра «Звери на болоте»

Цель игры:

 воспитание доверия друг к другу, ответственности за другого.

Материал: на каждого участника по 3 листа бумаги.

Ход игры: Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок.

«Ладонь на ладонь»

Цель: развитие умения согласовывать  действия с партнером.

Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и так  двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый ребенок.

Найти предмет по описанию"

Цель: развитие инициативы, учить играть самостоятельно, с помощью считалки выбрать ведущего. Развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам. Воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования.

Оборудование: мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки.

Ход игры: Ведущий вместе с детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом, ведущий  обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. Ведущий сначала рассказывает  о той игрушке, которую дети  должны найти самой первой. Описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Ведущий предлагает одному ребенку найти мяч. После того, как ребенок найдет и принесет мяч, ведущий описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

« Совушка»

 Цель: Развиваем у детей волевые качества, самостоятельность.

Ход: выбирается среди детей одна « совушка». Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде. По сигналу ведущего : «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу : ночь наступает, все замирает !» - сова вылетает. Играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока , она берет его за руку и уводит в гнездо.



Предварительный просмотр:

Игры на развитие самостоятельности

« Сложи картинку»

Цель: воспитывать настойчивость и самостоятельность – умение длительное время прикладывать усилие к достижению проявленной цели и достигать её, умение преодолевать трудности и достигать результаты – развивать волю, усидчивость, целеустремленность.

Оборудование: 2 коробки с картинками. В одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке – такие же, но только разрезанные на 6 равных частей по вертикали и диагонали.

 Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, затем показывает часть картинки и спрашивает, от какой картинке эта часть. Дети называют. Воспитатель накладывает часть картинки на целую, затем предлагает подобрать другие части к этой картинке. Воспитатель раздает каждому ребенку по одной части от картинки и предлагает сложить целую картинку. Игру можно усложнить, внеся элемент соревнования. Кто первый соберет картинку, тот выиграет, по содержанию (на картинке не один предмет, а небольшой сюжет).Воспитатель следит за тем, что бы дети самостоятельно доводили дело до конца.

«Бегите ко мне»

 Цель: Учить играть соблюдая правила, с помощью считалки выбрать ведущего. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, двигаться в коллективе, не толкаясь. Дети упражняются в ходьбе и беге по прямому направлению. Воспитывать организованность.

Оборудование: стулья по количеству играющих детей .

Ход игры: Дети сидят на стульях у одной из стен комнаты. Ведущий игры отходит к противоположной стене и говорит : « Бегите ко мне». Дети бегут к ведущему. Ведущий приветливо встречает детей, широко раскрыв руки. Когда дети собираются возле ведущего , он предлагает им погулять. Дети свободно гуляют. «Бегите домой», - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и садятся на них

Игры на настойчивость

«Меняемся пуговицами»

Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

Материал:100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.

«От спины к спине»

Цель: игра помогает детям установить хороший контакт друг с другом, объединиться для решения совместной задачи.  

Материал: «летающая тарелка» — одноразовая картонная или пластмассовая тарелка. Дети разбиваются на группы по 8 человек и становятся в тесный плотный круг, плечом к плечу. Потом они встают на четвереньки, по-прежнему тесно прижавшись плечом к плечу. Ведущий кладет тарелку на спину одного из них. Играющие должны передавать тарелку друг другу спинами, без помощи рук. Когда тарелка сделает полный круг, всем вместе можно громко крикнуть: «Ура!».

"Собери картинку".

 Цель: развивать память у детей и умение видеть изменения, которые произошли с предметами, учить запоминать порядок расположения наглядного материала, вырабатывать такие качества, как быстрота, ловкость, сила воли, стремление к победе.

Оборудование: 2 одинаковые картонные картинки с изображением бабочки, разрезанные на 9 равных частей. Одна целая картинка размером не меньше альбомного листа (для образца).

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество мальчиков и девочек. Затем ребятам показывается картинка, на которой изображена бабочка и наборы небольших карточек. Именно из них необходимо собрать такой же рисунок. Следующим этапом руководитель кладет карточки на финальной линии для каждой команды и предлагает детям необычную эстафету. Правила ее заключаются в том, что ребята должны по очереди принести все карточки, затем, собравшись вместе, собрать рисунок из принесенных частей. В игре побеждает та команда, которая справилась с заданием быстрее. В данной игре можно использовать не только карточки, но и кубики с картинками. При этом необходимо заранее обговаривать, какую картинку дети должны собрать.

Игры на целеустремленность

«Передай апельсин»

Цели: развивает ловкость и сообразительность, а также побуждает участников действовать слаженно.

Ход игры: участники игры становятся в ряд. Первый игрок удерживает апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин следующему игроку.

 «Ладонь на ладонь»

Цель: развитие умения согласовывать  действия с партнером.

Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и так  двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый ребенок.

Игры на развитие решительности

« Защита крепости»

Цель: Развивать у детей силу воли, учить выполнять правила, развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

Материал: кегли, волейбольный мяч.

 Ход игры:  На земле чертится большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остаётся в круге. В середине круга становятся пять кеглей. Это крепость, которую водящий должен защищать. Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить кегли. Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником.

« Кто обгонит»

 Цель: учить детей соблюдать правила игры, играть в команде, прыгать на одной ноге. Развиваем равновесие, волю. Ловкость.

 Ход игры: Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся и берутся за руки. Это команда. Задачи команд- по сигналу воспитателя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах. Затем команды поворачиваются и совершают прыжки и в обратную сторону. Выигрывает команда, которая первой достигла границы.

 Правила: 1)нельзя вставать на обе ноги .2) Игроки не должны расцеплять руки. 3) При нарушении команде засчитывается поражение.

Игры на выдержку

«Молчанка»

 Цель: Развивать выдержку и волю.

Ход игры: Перед началом игры все играющие произносят слова какой – нибудь песенки. Как только скажут последнее слово , все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями или смешными словами. Кто засмеётся или скажет хотя бы одно слово, отдаёт ведущему фанты.

« Где позвонили»

 Цель: Учить выполнять требования воспитателя, ведущего. Продолжать учить играть самостоятельно. Развивать выдержку. Воспитывать дисциплинированность.

 Оборудование: Стулья на каждого ребенка, звонок (колокольчик).

Ход игры: Дети сидят по кругу. Один из играющих выбирается с помощью считалки воспитателя или ведущего, и становится в центре круга. По сигналу воспитателя или ведущего он закрывает глаза. Воспитатель или ведущий дает кому – нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен, не открывая глаз, указать рукой направление

 ( повернуться лицом к тому месту), откуда доноситься звук. Если он указывает правильно, воспитатель или ведущий говорит «пора», и отгадывающий ребенок открывает глаза, а тот кто звонил, поднимает звонок и показывает его. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз. Затем воспитатель или ведущий назначает другого водящего. Воспитатель либо ведущий следит за тем, чтобы водящий во время игры не открыл глаза, что бы дети звонили не слишком громко.

Игры на развитие самостоятельности

« Совушка»

 Цель: Развиваем у детей волевые качества.

Ход: выбирается среди детей одна « совушка». Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» в гнезде. По сигналу ведущего : «День наступает, все оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу : ночь наступает, все замирает !» - сова вылетает. Играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока , она берет его за руку и уводит в гнездо. За один выход она может добыть двух или трёх играющих. Затем « совушка» возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу.

« Падающая палка»

Цель: Развивать ловкость, силу воли , внимание.

 Ход игры: Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер выходит в середину круга водить. Водящий , держа палку за верхней конец, громко называет какой – нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить палку, он возвращается на своё место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становиться водящим, а бывший водящий идет в круг на своё место. Выигрывает тот , кто ни разу не был в кругу

"Найти флажок".

Цель: Учить играть самостоятельно, по считалке выбирать ведущего, выполнять требования воспитателя, желание достигать поставленной цели. Развивать наблюдательность, выдержку. Воспитывать организованность, дисциплинированность и настойчивость.

 Оборудование: стульчики на каждого ребенка, флажки для всех играющих (по 1 шт).

 Ход игры: дети сидят на стульях в разных местах комнаты. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). "Пора", - говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль комнаты, держа в руке флажок. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу: "На места!" – дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель следит за тем, чтобы дети открывали глаза только по сигналу "пора" и брали только один флажок. Игра повторяется 2-3 раза.

Игры на развитие инициативы

 "Найти предмет по описанию"

Цель: Учить играть самостоятельно, с помощью считалки выбрать ведущего. Развивать наблюдательность, находчивость, умение находить предмет по его наиболее характерным признакам. Воспитывать дисциплинированность, выдержку, умение своевременно выполнять требования.

Оборудование: мяч, машина, кукла, ведерко, собачка и прочие игрушки.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он предлагает детям поиграть. Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры. При этом, воспитатель обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам и говорит: разбежались все наши игрушки. Сейчас мы их найдем. А поможет нам Буратино. Он сначала расскажет о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Буратино описывает мяч – круглый, резиновый, может прыгать и катиться по полу. Дети отгадывают. Буратино предлагает одному ребенку найти мяч. После того, как ребенок найдет и принесет мяч, Буратино описывает другой предмет. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место. Буратино отмечает детей активных, внимательных, находчивых. Затем предлагает поиграть с игрушками, ведь теперь они знают, как с ними играть.

"Веревочка"

 Цель: развивать вестибулярный аппарат у детей, умение двигаться вместе с друзьями в колонне. Оборудование: две веревки по 2 м, 6 кеглей, прочерченные линии старта и финиша.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть в одну очень интересную игру, которая называется "Веревочка". Правила её заключаются в том, что необходимо как можно быстрее набрать на свою веревочку всех игроков команды. Далее руководитель делит детей на две команды таким образом, чтобы их силы были примерно равны. Затем необходимо расставить кегли так, чтобы две из них находились на пути следования команды, а третья стояла в конце. Её-то и нужно обогнуть, а затем вернуться обратно. Если во время движения команда задела кеглю и та упала, то необходимо вернуться и поставить её снова. Итак, первым участникам команд выдается веревочка, и по свистку они начинают движение, огибая кегли, затем возвращаются обратно по прямой. Теперь за веревочку берется следующий участник, и они уже вдвоем начинают движение. Так продолжается до тех пор, пока все участники каждой команды не будут выстроены паровозиком, держась за веревку. Двигаться такой колонной довольно сложно, поэтому необходимо предупредить ребят о том, что если двигаться медленнее, то больше шансов придти к линии финиша, а потом и старта первым. В игре побеждает та команда, которая наиболее аккуратно прошла дистанцию и вернулась на линию старта первой. Есть и вариант данной игры: дети не используют веревочку, а держатся за одежду предыдущего игрока, но двигаться таким образом намного сложнее, поэтому подобная игра может проводиться только с ребятами старшего дошкольного возраста.

Примеры игр для развития коммуникативных способностей

Игра «Менялки»

Цель: развитие умения слушать , понимать и подчиняться правилам.

Материал: стулья по количеству игроков;

Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Игра «Травинка»

Цель:  развитие слухового  внимания и умения подчиняться правилам.

Ход игры:

Считалкой выбирают «наблюдателя»: остальные дети – «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребенка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задания воспитателя.

1). Поднимите руки медленно вверх через стороны.

2). Потянитесь как травинка тянется навстречу солнечному теплу.

3). Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травку.

4). Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперед-назад.

5). Ветер усиливается и все сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперед-назад.

«Наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребенок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и упражнение повторяется вновь.

Примеры игр на развитие умения активно слушать

«Сказки наизнанку»

Цель: обучение общению на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Материалы: Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

«Отражение чувств»

Цель: понимать и отражать эмоциональное состояние других людей.

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «За мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое настроение у говорящего.

Примеры игр на развитие умения конструктивно излагать свои мысли

«Художник слова»

Цель: развитие умения излагать свои мысли точно и лаконично.

Ход игры:

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?».

«Опиши друга»

Цель: Развитие умения конструктивно излагать свои мысли

Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу. И по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребенок был точен.

Примеры игр на развитие умения устанавливать обратную связь

«Телевизор»

Цель игры: развитие умения устанавливать « обратную связь»

Ход игры:

Выбирают одного ребенка («ведущий телепередачи»); остальные дети делятся на две группы и уходят в другое помещение. Педагог дает ведущему задание показать по телевизору передачу «Новости» или др. Пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны; телезрители по описанию угадывают, что эта за передача, и договариваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в групповую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.



Предварительный просмотр:

Картотека игр: «Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом».


Цель: развития активного взаимодействия детей друг с другом в игровой деятельности при поддержке инициативы и самостоятельности.


Младший дошкольный возраст.

«Большие и маленькие ножки»

Цель: развивать координацию движений, координацию слов с движениями, умение действовать по сигналу. Учить играть вместе, дружно.

Ход: Дети берутся за руки и идут по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами в такт текста.


Большие ноги, 
Шли по дороге,
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки, 
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ, 
Топ-топ-топ-топ-топ


«Зайка шел»

Цель: продолжать учить детей ходить по кругу держась друг с другом за руки; развивать и активизировать речь; учить детей взаимодействовать друг с другом.

Ход: Дети, берутся за руки, образуя круг, двигаются по кругу в такт текста. 
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - остановиться и присесть на корточки.

«Мы по лесу идем»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развить координацию слов с движениями, умение выразительно двигаться. Содействовать развитию совместной игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход: дети берутся за руки и ходят по кругу в такт текста.


Мы по лесу идем, 
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!» 
Никто не откликается, 
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка

громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису

позовем». 


«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развить координацию слов с движениями, умение выразительно двигаться. Содействовать развитию совместной игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение взаимодействовать друг с другом.


Ход: Вместе с детьми поводится хоровод со словами:


По ровненькой дорожке, 
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,       

по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке приседаем.


«Медведь».

Цель: продолжать учить детей ходить по кругу держась друг с другом за руки; развивать и активизировать речь; учить детей действовать по сигналу, взаимодействовать друг с другом.

Ход: Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

Как под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

И под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише,

Не шуметь!


«Ровным кругом»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развить координацию слов с движениями, умение выразительно двигаться. Содействовать развитию совместной игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход: Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например: повернуться, наклониться, присесть



«Кошки – мышки»

Ход: Дети, берутся за руки, образуя круг, двигаются по кругу в такт текста. 

Оля – мышка,

Саша – кот!

Будем дружно играть,

Коту мышку не поймать!

Е.Серова

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:

Ты не бойся, мышка, кот

Не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другим котом и мышкой.


«Солнышко и дождик»

Ход: Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигналдождь идет, скорей домой

дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит:

Дождь прошел. Солнышко светит.

Игра повторяется.

«Аленький цветочек». 

Ход:

Аленький цветочек,

словно огонечек дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре, пять - повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг

«Подарки»

Ход: Взявшись за руки, дети образуют кругу, один ребенок становится в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет –

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет

С окончание слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся. Стоящий в кругу выбирает нового ведущего. Игра повторяется.


«Жаворонок»

Ход:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве:

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год!

По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.



«Колпачок и палочка»

Ход: Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова

Скок, скок, скок.

Угадай, чей голосок

Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает.

Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину.


«Как на нашем на лугу»

Ход:

Как на нашем на лугу

Пляшет Олечка в кругу,

А мы песенку поем

и в ладоши громко бьем.

Оля, Оля веселей!

Своих ножек не жалей

Поклониться не забудь,

выбирай кого-нибудь.

Как на нашем на лугу

Заплясали все в кругу.

мы все пляшем и поем

и в ладоши громко бьем.

Дети стоят в кругу. В середине круга находиться ребенок, про которого поется в песне. Ребенок пляшет так, как умеет. После слов «поклониться не забудь» он кланяется кому-нибудь, и тот выходит в круг. 1 куплет и припев повторяются несколько раз, имена детей меняются. В заключении поется 2 куплет. Пляшут все дети.




«Бабушкин двор»

Ход: 
Лады, лады, ладушки, приехали мы к бабушке.
К нашей милой бабушке, 
Бабушке - Забавушке, ехали \3 раза\ ребятушки,

милые \3 раза\ внучатушки.

(Дети идут по кругу).
У меня есть петушок, ярко-красный гребешок.
Красная бородка, важная походка.
Красная \3 раза\ бородка, важная \3 раза\ походка.
(Дети идут, высоко поднимая ноги. Корпус держат прямо, голова поднята. Руки отведены назад. Во время движения дети активно "машут крыльями", поднимая и опуская руки).
Есть козленок озорной, вот затряс он бородой.
Деток он пугает, рожками бодает.
Деток он \3 раза\ пугает,
рожками \3раза\ бодает.
(Дети прыгают на месте, держа у затылка кулачки с поднятыми указательными пальцами, изображая рожки).
Есть и кошка Мурка, славная кошурка.
(Дети идут мягким "пружинным" шагом).
Ходит вслед за бабкой, моет морду лапкой.
Ходит \5 раз\ вслед за бабкой,
моет \5раз\ морду лапкой.
(Дети показывают жестами, как умывается кошка).
Цок, цок, цок, цок, цок цок
есть лошадка — серый бок.
Вихрем скачет по двору, приглашает всех в игру!
Вихрем скачет \3 раза\ по двору,
приглашает \3 раза\всех в игру!
(Дети сгибают в локтях руки с "уздечкой", то, прижимая их к груди,то, вытягивая перед собой).
Лады, лады, ладушки, вот сколько всех у бабушки


«Вокруг домика хожу»

Ход: Дети стоят в кругу, ведущий ходит по кругу и произносит слова:

- Вокруг дерева хожу и в окошечко гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

Подходит сзади ребёнок, тихонько стучит по спине. Между ними происходит диалог:

- Кто там?

- Это я… (имя)

_Что угодно?

-Давай побегаем!

Дети встают спиной друг к другу и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит, занимает место. Второй становится ведущим.


«Грушка»

Ход: Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку – вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне  (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.

Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.

«Дедушка Водяной»

Ход: 
Дедушка Водяной 
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку
.

«Веселись детвора»


Ход:

Поиграть пришла пора!
Как мяукает кисонька?– Поочерёдное выдвижение рук вперёд.
Мяу, мяу, мяу.

А как лает Жученька?– Хватательные движения
Гав, гав, гав.

Как мычит коровушка?– "Рога" Руки к голове, наклоны вперёд.
Му, му, му.

А как свинка хрюкает?– к носу указательным пальцем
Хрю, хрю, хрю.

Веселись детвора 
Продолжается игра– Водим хоровод

Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцыразвести
Ква, ква, ква.

Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях "клювики"
Кря, кря, кря.

Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками
Чик-чирик.

По дорожкам прыгают– Прыжки на месте
Прыг, прыг, прыг.

Веселись детвора
Завершается игра–Остановиться.  


«Хоровод»


Ход: Игру лучше проводить на траве. Дети стоят в кругу и держатся за руки.
Вокруг розовых кустов, 
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
(Дети идут по кругу)
До того мы закружились, 
что на землю повалились.
Бах!
(Приседают или опускаются на землю)
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и кустов,
Водим, водим хоровод.
(Дети идут в другую сторону)
Как заканчиваем круг.
Дружно прыгаем все мы вдруг.
Прыг!
(Останавливаются и подпрыгивают на месте)

«Сороконожка» 


Ход: Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой». 
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут – 
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний, 
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.

Средний дошкольный возраст.

«Ручеек»

Цел: Воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры. Побуждать проявлять свою инициативность при имитации движений. 
Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота – 50см.), не задевая предметы.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности.

Ход: Дети строятся в колонну и имитируют ручеек и произносят слова:

Ручеек течет, журча,
Камни огибает
Так водичка ключа
В речку попадает.

« Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Развивать эмоциональность и инициативность.

 

Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

 Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

   Ход: Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка».

Цель: продолжать воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. Проявлять свою инициативность, называя друг друга по особенному.

 

Ход: Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

                                                       

 «Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

 

Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

                                         

 «Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение взаимодействовать друг с другом в разрешении конфликтных ситуаций. Побуждать проявлять инициативу в предложении способов разрешения конфликтов.

Ход: Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

 

               

                       

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

 Ход: Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по - настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

 

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

    

Ход: Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

 

                                      

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта, замечать особенности других детей.

 

Ход: Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

 

 

                                              «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимательность и умение описывать других выделяя их особенности.

 

Ход: Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

 

                                                    

 

                                                  «Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

 Ход: Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

              «Змея»

Ход: Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост». 
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом???

              

 

Старший дошкольный возраст.

 

 «Запоминалка»

Цель: визуальное развитие.

Ход: Поставьте небольшое количество разных предметов перед ребенком, пусть ребёнок сразу закроет глаза или отвернётся, и один предмет уберите, а

дошкольник в свою очередь должен этот предмет назвать, в дальнейшем

постепенно усложняйте эту игру, убирая два предмета и больше.

«Придумай свой вопрос»

Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и

задавать их.

Ход: Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующимдетям.

«Найди предмет»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно

слушать задания.

Ход: Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку

предмета в пространстве группы (например найти что-нибудь квадратное).

После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли,

желательно не повторятся.

«Сочинялка»

Цель: научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет.

Ход: Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.

«Почтальон»

Цель: выучить домашний адрес, описывать свой дом.

Ход. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу).

«Что в чудесном мешочке?»

Цель: знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний;

активизация речевой поисковой активности.

Ход. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать ». Вопросы задаются по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Повторять вопросы нельзя. В конце игры выясняют, кто больше наберет фишек.

«Я никогда не…»

Цель:  Учить детей проявлять внимание друг к другу, правильно рассуждать, развитие логического мышления, памяти.

Ход. Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.

«Представиться по-разному»

Ход. Каждый человек в кругу должен «представить себя2: изобразить жест,

сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

Подвижные игры.

«Человек к человеку»

Ход. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно

перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в

том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером

руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается.

Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу»,

«На одну букву»

Ход. Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все

присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в

этой комнате. Например, кто - то предложил букву "С". Все наперебой

начинают говорить: "стул, стекло, стол" и т. д. Выигрывает тот, кто назвал

последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3

«Пятка к пятке», «Ухо к уху», «Поздороваться носами»

Ход. За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек.

Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.

«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»

Ход. Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку.

Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

«Зеркала»

Цель - закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и

придумывание новых движений.

Ход. Дети становятся в круг они «зеркала», выбирается ведущий «отражение» он выполняет различные движения, кто по его мнению более точно «отражает» движения тот и становится ведущим.

«Передай мяч»

Цель - снятие излишней двигательной активности.

Ход. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно

быстрее передать мяч товарищу, предварительно назвать имя, и не уронить его. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Рыбак»

Цель – закреплять умения действовать по сигналу, делать самостоятельный

выбор.

Ход. Выбирается рыбак, остальные дети придумывают какой рыбой они будут, «подплывают» к рыбаку со словами : - «Рыбак, рыбак что плетешь?», - «Невод»! - «А зачем?», - «Рыбу ловить.», - «А какую?».Рыбак называет, какую и эта рыба убегает, он должен ее догнать. Пойманная рыба становится рыбаком.

«Кто соберет больше всего шишек?»

Нужно: шишки, корзинки, колокольчик.

Ход. Шишки высыпаются на землю, по команде (колокольчик) дети начинают

собирать, только не горстями, а поштучно, снова звонит колокольчик,

останавливаются, подсчитываем, у кого больше всех, тому приз.

«Нам весело»

Цель - научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно

оценивать результаты друг друга, быть объективными.

Ход. Воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и

показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки

результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои

оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его

награждают медалью «Весельчак».

«Цирк»

Цель - научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу.

Ход. Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится представление. Дети

могут выступать и в роли артистов, и в роли зрителей. Артисты (по желанию)

объединяются в группы или индивидуально, придумывают себе номер,

приобретают билеты в кассе проходят в зал, занимают места. Артисты

выступают в порядке очереди, которую заранее распределяют между собой.

Они показывают представление. Это могут быть уже знакомые номера, или

вновь придуманный сюжет. В конце представления дети аплодисментами

благодарят друг друга за представление.

«Космическое приключение»

Цель - научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.

Ход. Ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический

корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Кто решил

отправиться в космос, должен подойти к станции с необходимыми для полета вещами. Дети выбирают, на какую планету они отправятся. Туристы делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

«Фото-сессия»
Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.

«Я научу тебя

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря : «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру. 
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму: 
– Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
– Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
– Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
– Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.