Консультация для воспитателей "Агрессивные дети"
Агрессивное поведение - это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель - устранение препятствий. Повышенная агрессивность – одна из частных проблем в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_agressivnye_deti.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
педагога-психолога Сеиной Ю.А.
Агрессивные дети
Агрессивное поведение - это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель - устранение препятствий. Повышенная агрессивность – одна из частных проблем в дошкольном возрасте.
Формы проявления агрессивности:
Вербальная агрессия:
1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб («А Таня меня ударила!»); демонстративного крика («Не мешай мне! Уходи!»); агрессивных фантазий («Сейчас придет бандит и застрелит тебя»).
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки, оскорбления.
Физическая агрессия:
1. Косвенная физическая агрессия направлена на нанесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого ребенка; уничтожение или порча чужих вещей.
2. Прямая физическая агрессия - представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижения. Может применять две формы – символическую (угрозы и запугивание) и реальную (непосредственное физическое нападение).
Причины детской агрессии.
Самые распространённые причины детской агрессии:
• ребенок агрессией реагирует на агрессию взрослых. Достаточно часто ребенок становится агрессивным в том случае, если родители частенько общаются на повышенных тонах.
• ребенок испытывает нехватку чего-либо. Чаще всего психологи говорят о нехватке родительской любви или заботы. Однако агрессия, сама по себе, является сигналом того, что какая-то жизненно важная потребность не удовлетворена.
• агрессия может быть свидетельством того, что ребенок проходит очередной возрастной кризис. К примеру, в возрасте 2-3 лет практически все дети становятся более агрессивными, капризными.
• не менее распространённой причиной детской агрессии является отсутствие четких границ дозволенного. Как бы странно не казалось на первый взгляд, но наличие четких правил, требований, а также контроль за их соблюдением – есть залог спокойствия ребенка, и отсутствия у него агрессии.
• достаточно часто в основе детской агрессии может лежать другое чувство, например чувство вины. Если задуматься, то и взрослые часто защищаются агрессией, когда чувствуют себя виноватыми. Так же и ребенок.
• также причиной детской агрессии может быть ревность.
Как вести себя родителям агрессивного ребенка:
• Нормализовать семейные отношения.
• Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких.
• Понимать и принимать его таким, какой он есть, и любить его со всеми недостатками.
• Предъявлять ребенку разумные требования, учитывая его возможности и настаивать на их выполнении, ясно давая понять, что от него ждут.
• Стараться погасить конфликт еще в зародыше, направив интерес ребенка в другое русло.
• Давать ему понять, что он любим, даже если появился новорожденный.
• Научить его общению со сверстниками.
• При драчливости главное – не разъяснять, а предотвратить удар.
• Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, надо несколько раз глубоко вздохнуть или сосчитать до 10 – это помогает.
• Учите ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.
• Будьте готовы внимательно выслушать ребенка, если он хочет что-то вам рассказать.
• Если ребенку сложно сдержаться, предложите ему различные игры, где он смог бы сбрасывать свою агрессию.
Учите ребенка методам расслабления и снятия психоэмоционального напряжения с помощью игр.
Игры, направленные на снятие эмоционального напряжения.
«Подушечный бой»
Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за …»
Примечание: игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.
«Выбиваем пыль»
Каждому участнику дается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.
«Детский футбол»
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
«Падающая башня»
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом запрыгнуть на нее, издавая победные крики, типа: «А-а-а», «Ура!» и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушая ее стены.
Примечание:
- каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить;
- после каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т. д.
«По кочкам»
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие - лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушатам» тесно, Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та, ищет себе новую кочку.
Примечание: взрослый тоже прыгает по кочкам. Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.
Если негативные эмоции переполняют ребенка, помогите ему от них избавиться с помощью следующих игр.
Игры, направленные на ослабление негативных эмоций.
«Брыкание»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая интенсивность удара.
«Кулачек»
Цель: осознание эффективных форм поведения и мышечная релаксация.
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко- крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладони будет красивая игрушка.
«Строители» (для группы детей)
Цель: способствует сплочению детей, эмоциональному и моторному самовыражению.
Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и так далее. Каждому строителю задаются вопросы:
- Удобно ли будет жить в этом доме?
- Где ты разместишь приехавших гостей?
- Кто будет жить в этом доме кроме тебя?
Используйте релаксационные игры для мышечного и эмоционального расслабления.
Игры, направленные на развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения.
«Врасти в землю» (для детей с 5-ти лет)
Ребенку предлагают: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека»
«Дыши и думай красиво» (для детей с 5-ти лет)
Ребенку говорят: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
- мысленно скажи: «Я - лев» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я - птица» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я - камень» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я - цветок» - выдохни, вдохни;
- скажи: «Я спокоен» - выдохни. Ты действительно успокоишься»
«Рисунок на спине»
Взрослый на спине ребенка пальцами рисует солнце, забор, домик, дерево и т. д. Ребенку нужно угадать, что нарисовал взрослый. Детям, знающим буквы и цифры, можно предложить отгадать слово или решить примеры с использованием простейших математических действий.
«Аквариум»
Взрослый на треть заполняет миску с очень теплой водой пуговицами, бусинками. Монетками, небольшими кубиками и т. д.
Ребенку предлагается опустить в нее руки и выполнить задания:
- взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую:
- собрать одной рукой бусинки, а другой – монетки;
- распределить предметы по группам;
- приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность игры около 5 минут, пока вода не остынет. По окончании руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.