Аналитическая справка по результатам анкетирования воспитателей на тему: «Стиль педагогического общения»
«Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».
А. Н. Острогорский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_ped_obshch.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стиль педагогического общения - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует педагог при взаимодействии с детьми , их родителями, коллегами по работе В стиле общения отражаются особенности коммуникативных возможностей педагогов, характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на : авторитарный, демократический и либеральный .
Авторитарный Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении
Попустительский или Либеральный Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет». При попустительском (либеральном) стиле общения отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.
Демократический Данный стиль общения можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги». При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Цель : выявить стиль общения каждого воспитателя ДОУ № 256 Метод: анкетирование Время проведения: февраль 2018 г Количество педагогов: 18 Материал: листы бумаги, карандаш, ручка
С целью выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ № 256 было проведено анкетирование, по результатам которого можно сделать следующий вывод:
На основании проведенного анкетирования педагогам МБДОУ № 256 можно рекомендовать: использовать элементы либерального стиля, например, при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности. Использовать частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Подводя итоги, можно сделать вывод, что стиль общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности .
По мнению В.А. Сухомлинского «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца.» И именно от нас, педагогов ,зависит то, каким будет общество в будущем. Важно не упустить то время, когда детские сердца готовы быть добрыми, милосердными, отзывчивыми и любящими.