Тренинг по профилактике суицидального поведения "Как прекрасен этот мир"

Юлия Владимировна Пенькова

 

«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся

Задачи:

1. Научить подростков анализировать происходящие события с разных точек

зрения.

2. Научить поиску различных вариантов поведения в какой-либо ситуации.

3. Формировать позитивный образ собственного «Я».

4.Учить ценить жизнь в любых её проявлениях.  

5. Развивать навыки выражения собственной позиции.

6.Способствовать формированию позитивного отношения к окружающему.

Наглядный материал: презентация.

Раздаточный материал: сердечки из цветной бумаги, тетрадный лист.

Ход занятия:

Психолог раздает всем сердечки из цветной бумаги. Каждый пишет свое имя. Психолог собирает, а потом учащиеся вытаскивают сердечко и говорят хорошее качество человека на ту же букву, что и его имя.

Сегодня разговор о жизненном пути, судьбе и преодолении трудностей.

Использование техники «Жизненная прямая»

Учащимся предлагается нарисовать линию и представить, что это — символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку сегодняшнего дня. Далее следует обсудить, все ли события были радостными.

Резюме: в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды, но...Наша жизнь похожа на зебру, есть в ней белые полосы, и есть чёрные. Не нужно бояться трудностей.

Психолог рассказывает притчу, затем предлагает учащимся привести пример из жизни, когда терпение побеждало.

Притча Л. Пантелеева о лягушке

Две лягушки попали в кувшин со сметаной, выбраться не могли, как ни старались. Одна отчаялась, перестала сопротивляться и пошла на дно. А вторая не сдавалась, продолжала барахтаться и пыталась выбраться наружу. От ее движений сметана постепенно сбивалась в масло, и через некоторое время лягушка выпрыгнула из кувшина.

У каждого человека есть выбор: делать что-то лёгкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, чтобы после решения вы испытывали радость от одержанной победы.

«Позитивная позиция»

Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют, как поступить в какой-то неприятной ситуации:

-Получил двойку…

-Поскользнулся и упал в людном месте…

-Хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой)…

-Хотел подарить подарок, а денег нет…

-Конфликт с учителем…

-Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…

-Дали кличку…

-Провоцируют на драку…

-Потерял большую сумму денег или дорогую вещь…

-Потеря друга, близких…

Вывод : «Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потрудней. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали

радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими

негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости

самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».

Психотерапевтическая сказка «Коряга».

Цели: диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.

Задание психолога: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец. Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! (Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...». (Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем»)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь) Здесь участникам занятия дается возможность придумать продолжение, они могут озвучить то, что они придумали. …

Обсуждаем почему именно так развивался сюжет, что это значит для самих учащихся.

Затем мы говорим, что в нашей истории было следующее продолжение. Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец... Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.) Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза)...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида») Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы. «Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество)

Далее проводится анализ впечатлений учащихся, комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе?

«Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением психолога).

 

Игра «Выйди из круга». Цель: стимуляция способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям. Ведущий говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это трудная работа, требующая мужества и иногда - полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить». Суть здесь, конечно, не в самом событии - «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто понастоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать учащимся, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.

Упражнение «Добрые пожелания»

-Давайте друг другу похлопаем и пожелаем самого доброго каждому участнику.

Рефлексия.

- Что вызвало у вас наибольший эмоциональный отклик? Что нового для себя

узнали?

- Что для вас оказалось трудным, а что легким?

- Какой вывод вы для себя сделали в завершении этого занятия?

Подведение итогов.

Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человеК может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_prekrasen_etot_mir_.doc35.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kak_prekrasen_mir.ppt923.5 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»

Цель: профилактика суицидального поведения учащихся

Задачи:

1. Научить подростков анализировать происходящие события с разных точек

зрения.

2. Научить поиску различных вариантов поведения в какой-либо ситуации.

3. Формировать позитивный образ собственного «Я».

4.Учить ценить жизнь в любых её проявлениях.  

5. Развивать навыки выражения собственной позиции.

6.Способствовать формированию позитивного отношения к окружающему.

Наглядный материал: презентация.

Раздаточный материал:  сердечки из цветной бумаги, тетрадный лист.

Ход занятия:

 Психолог раздает всем сердечки из цветной бумаги. Каждый пишет свое имя. Психолог собирает, а потом учащиеся вытаскивают сердечко и говорят хорошее качество человека на ту же букву, что и его имя.  

Сегодня разговор о жизненном пути, судьбе и преодолении трудностей.

  Использование техники «Жизненная прямая»

 Учащимся предлагается нарисовать линию и представить, что это — символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку сегодняшнего дня. Далее следует обсудить, все ли события были радостными.

 Резюме: в жизни не все гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот кошмар и нет никакой надежды, но...Наша жизнь похожа на зебру, есть в ней белые полосы, и есть чёрные. Не нужно бояться трудностей.

        Психолог рассказывает притчу, затем предлагает учащимся привести пример из жизни, когда терпение побеждало.

         Притча Л. Пантелеева о лягушке

 Две лягушки попали в кувшин со сметаной, выбраться не могли, как ни старались. Одна отчаялась, перестала сопротивляться и пошла на дно. А вторая не сдавалась, продолжала барахтаться и пыталась выбраться наружу. От ее движений сметана постепенно сбивалась в масло, и через некоторое время лягушка выпрыгнула из кувшина.

 У каждого человека есть выбор: делать что-то лёгкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, чтобы после решения вы испытывали радость от одержанной победы.

«Позитивная позиция»

Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют, как поступить в какой-то неприятной ситуации:

-Получил двойку…

-Поскользнулся и упал в людном месте…

-Хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой)…

-Хотел подарить подарок, а денег нет…

-Конфликт с учителем…

-Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…

-Дали кличку…

-Провоцируют на драку…

-Потерял большую сумму денег или дорогую вещь…

-Потеря друга, близких…

Вывод : «Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потрудней. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали

радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими

негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости

самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».

Психотерапевтическая сказка «Коряга».

Цели: диагностика и коррекция самопринятия учащихся; организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения.

 Задание психолога: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свой конец. Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей. Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая - ни красоты, ни проку… Как ей было обидно! (Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

 Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику. «Счастливчики... », - думала Коряга, завидуя этим деревьям, - «Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...». (Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд) 

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива! (Метафора: метафора «нужности», которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя «на самоубийство», мы «сгораем») 

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств … (Бессознательные процессы) 

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась! О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю..., но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза). (Метафорический кризис: шанс изменить жизнь) Здесь участникам занятия дается возможность придумать продолжение, они могут озвучить то, что они придумали. …

Обсуждаем почему именно так развивался сюжет, что это значит для самих учащихся.

 Затем мы говорим, что в нашей истории было следующее продолжение. Она упала в море. «Что это? Куда я попала? Что со мной будет?» - думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец... Но вот шторм начал потихоньку стихать… на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу… Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого, с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и безнадежность - так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики… (Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.) Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: «Это просто чудо! Настоящее чудо!». На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза)...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза). Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком. (Метафора: признание индивидуальности; придача «товарного вида») Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью «Дар моря» и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы. «Сколько бедствий я перенесла, - думала Коряга, - и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно». (Метафора: торжество)

Далее проводится анализ впечатлений учащихся, комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе?

          «Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. А, что такое самопринятие, по вашему мнению? (Ответы учащихся с последующим обобщением психолога).

Игра «Выйди из круга». Цель: стимуляция способности находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям. Ведущий говорит группе: «Любовь к людям, в том числе и к самому себе, - это трудная работа, требующая мужества и иногда - полной самоотдачи. Вам предлагается игра-проверка: умеете ли вы преодолевать препятствия, выживать, как вы это делаете. Итак, все встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти - вырваться за 2-3 минуты. Тот, кто не смог это сделать, считается погибшим. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий войдет в круг по желанию. Круг не железная клетка, шанс выйти он дает каждому, но выпустит только того, кто докажет свое желание жить». Суть здесь, конечно, не в самом событии - «погиб» участник или нет, а в том, что стоит за этим. Из круга имеет шанс выйти только тот, кто понастоящему любит и уважает себя, знает свою ценность и готов за нее бороться. И этот круг - прекрасная диагностика жизненного стиля человека: кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем. В ходе игры ведущий может показать учащимся, что одним из лучших способов выхода является искренняя просьба лично к тому, кто может тебя услышать, при этом необходимо стоять не между рук, а перед человеком, близко к нему, положив руки ему на плечи. Работа всей душой, всем своим существом! Для этого необходимо действительно доверить себя тому, кто перед тобой.

Упражнение «Добрые пожелания»

-Давайте друг другу похлопаем и пожелаем самого доброго каждому участнику.

Рефлексия.

- Что вызвало у вас наибольший эмоциональный отклик? Что нового для себя

узнали?

- Что для вас оказалось трудным, а что легким?

- Какой вывод вы для себя сделали в завершении этого занятия?

Подведение итогов.

Любые трудности и кризисы в нашей жизни не случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человеК может извлечь урок и стать лучше, сильнее, мудрее.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Жизненная прямая»

Слайд 4

«Позитивная позиция»

Слайд 5

Психотерапевтическая сказка «Коряга»

Слайд 6

Игра «Выйди из круга»

Слайд 7

«Добрые пожелания»