Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ вкючает характеристику детей с ЗПР, а также индивидульный маршрут ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_redkozubova_o.v.docx | 43.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Редкозубова Ольга Владимировна
(МАОУ СОШ №35 г. Тамбов)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
как часть адаптированной образовательной программы
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2019 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психологическая характеристика детей с ЗПР. ………….6
Глава 2. Индивидуальное сопровождение ребенка с ЗПР в МАОУ СОШ №35 г. Тамбова ……………………………………….………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..…..11
Список литературы……………………………………………………………..16
Введение.
Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе все формы, методы и технологии должны обеспечивать максимально благоприятные условия для развития и адаптации. Распространение в нашей стране процесса инклюзии, то есть включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения вместе с их сверстниками – является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с законодательством РФ.
Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации своих возможностей.
По мнению ученых, консолидация всех детей в едином социально-образовательном пространстве позволит решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач современного учебно-воспитательного процесса.
Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали, что «особый ребёнок» с раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.
Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:
- социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;
- непрерывность инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях;
- природосообразность образовательных задач и методов возможностям ребенка;
- Приоритетное развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;
- профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка.
Эффективная реализация представленных приоритетов включения особого ребенка в среду общеобразовательного психолого-педагогического сопровождения невозможна без специализированного психолого-педагогического сопровождения различных аспектов инклюзивной практики. Система психолого-педагогического сопровождения предполагает содружество учителя с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПк). Консилиум координирует работу специалистов по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
На социального педагога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.
В то же время преувеличение роли инклюзивного образования не допустимо. Именно родители принимают решение о выборе образовательного учреждения для своего ребенка, а задача специалистов помочь родителям определить в каком образовательном учреждении ребенок получит лучшую социальную адаптацию, будет лучше развиваться и качество этого развития будет максимально возможным.
Цель данной работы: составление программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ - определение оптимальных форм и методов психолого-педагогического сопровождения по созданию комфортных условий для обучения данной категории школьников через включение их в общую социально-культурную и образовательную среду.
Задачи работы:
1.Ознакомление с теоретическими основами инклюзивного образования.
2.Изучение различных категорий обучающихся с ОВЗ.
3.Рассмотрение технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
4.Определение программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.
Практическая значимость данной работы опирается на скоординированное взаимодействие специалистов сопровождения со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, обучающимися).
Глава 1. Психологическая характеристика детей с ЗПР.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, множественными нарушениями развития.
По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников - дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. Около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучатся далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР – только в условиях коррекционного класса (данные, приведенные Н.М. Назаровой). Многие школьники с ЗПР продолжают свое образование или устраиваются на работу.
Характерные особенности детей с ЗПР:
- отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста)
-неравномерность проявлений недостаточности развития
- несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту.
- снижение работоспособности
- неустойчивость внимания
-низкий уровень развития восприятия
- недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения
- отставание в развитии всех форм мышления, снижение познавательной активности
- отставание в речевом развитии
- несформированность произвольной регуляции поведения
- отсутствие или слабость учебной мотивации
- несформированность сюжетно – ролевой игры
Система комплексной помощи детям с ЗПР включает:
- различные модели специальных образовательных учреждений компенсационного вида, специальные школы и школы – интернаты для детей с ЗПР, классы коррекционно – развивающего обучения при школе общего назначения.
- раннее выявление детей с ЗПР. Удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования.
-совершенствование системы медицинского и психологического диагностирования.
-нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР.
- определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально- трудовой подготовки и социально- трудовой адаптации выпускников.
- разработку моделей служб консультативной помощи семье.
Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.
Создание инклюзивной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на качественное образование опирается, в первую очередь, на модернизацию образовательной системы образовательной организации. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Глава 2. Индивидуальное сопровождению ребенка с ЗПР в МАОУ СОШ №35 г. Тамбова
В настоящее время в нашей школе обучается 457 школьников. Из них 1 человек Ольга М. по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития Данный ребенок обучается в 6 классе индивидуально на дому по состоянию здоровья в соответствии с заключением ТПМПК. При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.
На основе заключения ОПМПК и по результатам комплексного обследования специалистов школьного ПМПк, ученице Ольге М. было рекомендовано продолжить обучение по адаптированной основной образовательной программе среднего общего образования для детей с задержкой психического развития (6 класс); сопровождение педагога-психолога, учителя-логопеда, наблюдение у невролога. С целью развития способностей и навыков общения со сверстниками рекомендовано активнее включать ребенка во внеклассные мероприятия, дополнительное образование. Совместно с детьми своего класса ребенок принимал участие в подготовки мероприятия, посвященного Дню учителя. Кроме этого Оля приглашается на классные часы, проводимые учителем, а так же для занятий с психологом.
Социальный педагог в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка проводит следующие мероприятия: консультации родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка, осуществляет взаимодействие со специалистами различных организаций, совместно с педагогом – организатором разрабатывает мероприятия и обеспечивает участие данного ребенка в них.
План сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР
№ | Дата | Название | Ответственные |
1. | 05.09 | Посещение семьи, составление акта материально – бытовых условий. | Социальный педагог, классный руководитель |
2. | 15.09 | Составление социального паспорта семьи | Социальный педагог |
3. | 08.10 | Анкетирование родителей «Мой ребенок» | Социальный педагог, педагог- психолог |
4. | 25.10 | Информирование родителей о работе «Социальной гостиной» МАОУ СОШ №35. | Социальный педагог |
5. | 09.11 | Консультация родителей о правильном режиме дня ребенка с учетом нарушений развития | Социальный педагог |
6. | 27.11 | Мероприятие, посвященное Дню матери. | Педагог-организатор, классный руководитель. Социальный педагог. |
7. | 10.12 | Консультация родителей по вопросам обучения ребенка с задержкой психического развития (организация занятий дома, в школе) | Социальный педагог |
8. | 22.12 | Консультация родителей о наличии в МАОУ СОШ №35 секций и кружков дополнительного образования, помощь в выборе занятий для ребенка с учетом его психо-физических особенностей | Социальный педагог |
9. | 28.12 | Новогодний утренник | Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог |
10. | 25.01 | Организация консультаций со специалистами по коррекционно-развивающей работе | Социальный педагог, педагог-психолог. |
11. | 12.02 | Беседа с родителями «Общение ребенка с одноклассниками». | Социальный педагог |
12. | 21.02 | Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества. | Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог |
13. | 05.03 | Мероприятие, посвященное 8 марта. | Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог |
14. | 20.03 | Организация консультации со специалистами медицинского учреждения. | Социальный педагог |
15. | 08.04 | Посещение семьи, составление акта материально- бытовых условий. | Социальный педагог, классный руководитель |
16. | 05.05 | Мероприятие, посвященное Дню Победы. | Педагог-организатор, классный руководитель, социальный педагог |
17. | 25.05 | Помощь родителям в организации летнего отдыха ребенка. | Социальный педагог |
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с ЗПР:
- Продолжить коррекционные занятия с дефектологом, логопедом, психологом.
- Предложить посещение центра сопровождения развития ребенка с овз на базе Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения со специалистами по всем линиям развития или обучения ребенка.
Таким образом, социально - психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляет системный подход к проблеме включения детей с особенностями в развитии в современный социум. Это позволяет реализовывать право на образование всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, физических и психических особенностей.
Социально - психолого-педагогическое сопровождение играет важную роль в составлении адаптированной образовательной программы для обучения ребенка с ОВЗ.
Программы коррекционно-развивающей и психологической направленности являются обязательным коррекционным компонентом адаптированной образовательной программы для школьников с ОВЗ, в рамках которой каждый специалист сопровождения применяет свою программу сопровождения.
Заключение
Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегрированного обучения, которое предшествовало инклюзии.
Успешная образовательная инклюзия - многоуровневый процесс, который рассматривается как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы в целом.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.
Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).
Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.
Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.
Список литературы.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
- Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
- Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
- Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
- Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
- Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
- Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
- Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
- Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// http://www.lawmix.ru/pprf/71491
- Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// http://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
- Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
- Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( от 17.12.2010) №1897.
- Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №35
________________И.Ю. Гутор
«___» ______________2015 г.
АКТ
обследования материально-бытовых условий семьи
от «___» ________________2015 г.
Комиссия в составе: |
Произвела обследование материально-бытовых условий семьи |
Ф.И.О. главы семьи |
Год рождения |
Место работы______________________________________________________________________________________ |
Адрес, количество жилплощади (кв.м.)________________________________________________________________ |
Состав семьи (указать, где учатся дети или работают члены семьи)________________________________________ |
Проверкой установлено______________________________________________________________________________ |
Комиссия |
Подписи членов комиссии: |
|
Социальный педагог О. В. Редкозубова |