Влияние родительских директив на формирование личности ребенка
Главную роль в формировании личности ребенка играют директивы родителей. Под понятием директива подразумевается скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние родительских директив на формирование личности ребенка
Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка. В сущности, взрослые одним только своим поведением способны программировать жизнь ребенка на годы вперед. Знаменитый психолог Эрик Берн по этому поводу пишет: «С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь»[2]. Получается, что семья может быть как источником благополучия, так и источником травматизации ребенка.
Родители являются проводниками требований общества к ребенку, трансляторами средств взаимодействия с другими людьми, облегчая или затрудняя тем самым наработку им собственного жизненного опыта.
Конечно же, родители хотят добра своим детям. Они стараются привить им доброту, великодушие, щедрость и другие полезные качества характера. Но, к сожалению, в процессе воспитания по незнанию многие родители используют, казалось бы, обыденные, но очень опасные по сути слова и выражения.
Например, почти в каждой семье используется фраза: «Ты плохой (плохая), я не буду с тобой дружить». С ее помощью родители хотят показать ребенку, что он ведет себя не хорошо. Вероятно, такой шантаж сработает, и ребенок изменит свое поведение. Но почти никто не задумывается о побочном эффекте. А ведь он есть и еще какой! В подсознание, морально неокрепшего человечка внедряется опаснейшая программа: «Я плохой (плохая)!» Стоит ли потом удивляться, что ребенок с такой подсознательной программой плохо ведет себя в школе? Да и в последующей жизни эта негативная программа, скорее всего, даст о себе знать...
Итак, получается, что главную роль в формировании личности ребенка играют директивы родителей. Под понятием директива подразумевается скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно — собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок (а часто и взрослый) не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя «хорошим». Впервые понятие «родительские директивы» было описано американскими специалистами по трансактному анализу, психотерапевтами Робертом и Мери Гоулдингами. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Родительская директива и ее глубинный смысл | Внешнее выражение родительской директивы | Негативное влияние родительской директивы |
«Не живи» - желание родителей управлять ребенком через возбуждение в нем постоянного чувства вины. | «Глаза бы мои на тебя не смотрели», «Как мне трудно с тобой», «Ты мне мешаешь», «Чтоб ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог и лишений ты мне принёс, появившись на свет», «Я все силы отдавала тебе, а ты …» | Ребенок считает, что он является источником всех возможных бед в жизни родителей, что он их вечный должник. Для снижения чувства вины ребенок может подсознательно стремится к наказанию, т.к. ему проще чувствовать себя виноватым за конкретное событие (например, драка), а не за факт собственного рождения. Реальное наказание служит ребенку средством разрядки эмоционального напряжения |
«Не будь ребенком» - обесценивание родителями эмоциональных проявлений. | «Что ты ведешь себя как маленький», «Пора стать самостоятельнее», «Ты уже не ребенок, чтобы...», «Ты моя единственная опора» и т. п. Иными словами, она проявляется в высказываниях, неявно описывающих состояние «детскости» как плохое, а состояние «взрослости» как хорошее. | Дети, принимающие данную директиву, в будущем испытывают трудности в общении с собственными детьми, как неспособные к раскованному поведению Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению. Такая директива способствует появлению комплекса неполноценности, который в последствие будет очень мешать личности выразить себя в обществе. |
«Не расти» - панический страх родителей взросления ребенка | «Мама всегда будет с тобой», «Мама тебя никогда не бросит», «Ты еще мала, чтобы краситься», «Не торопись взрослеть», «Детство — самое счастливое время жизни», «Ты еще мал, чтобы так рассуждать», «Ну ты же не маленький, чтобы...» и пр. | Такая директива часто обращена к единственным или младшим детям в семье. Дети, принимающие эту директиву, часто демонстрируют поведение, не несоответствующее их возрасту. Подсознательно они стремятся вести себя «как маленькие», рассчитывая на родительскую поддержку. Вступая в жизнь, дети боятся отойти от родительских указаний и часто не могут оторваться от психологической зависимости, став взрослыми и даже создав свои семьи. |
«Не думай» - трансляция ребенку родительского страха перед проблемами | «Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Не бери в голову», «Не думай об этом, забудь» и пр. | Люди, получившие такую директиву, часто испытывают мучительное чувство « пустоты в голове», когда им надо самостоятельно решить какую-то проблему. Их преследуют головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным. Если же в голову приходят какие-нибудь необычные мысли, то они стремятся заглушить их алкоголем, спортом, хобби или развлечениями типа «много думать вредно». Они испытывают глубинное чувство недоверия к результатам своего умственного труда, часто совершают необдуманные поступки, оставляющие чувство недоумения «как я мог такое совершить?» |
«Не сближайся с другими людьми» - внушение ребенку, что нельзя доверять, никому, кроме родителей | «Делиться проблемами можно только с родителями», «никому ничего не рассказывай» | Принятие запрета на любую близость приводит к страху перед контактами с людьми. В результате ребенок везде чувствуют себя «не как все», кроме как в родительской семье |
«Не чувствуй» - запрет родителей ребенку на проявление чувств | «Как ты смеешь злиться на маму», «Не сахарный – не растаешь» | Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к родителям, может начать раздражаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму. Взрослые, несущие в себе такую директиву, часто страдают психосоматическими заболеваниями, не умеют выражать свои чувства словами и нередко могут оказаться жертвами несчастного случая. |
«Не делай», то есть не делай сам, я буду делать это за тебя | «Не делай сам, подожди меня», «Не делай сам — это опасно, за тебя буду делать я», «Без меня получится плохо», «Успех только со мной». | При такой директиве активности инициатива ребенка практически полностью блокируется. Ребенок начинает испытывать трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». |
«Не достигай успеха» - лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка или наоборот амбиции родителей | «Я так и сказала, что у тебя не чего не получиться», «Один ты делаешь много ошибок», «Зачем ты хочешь быть лучше других?». | Ребенок, выполняя такую директиву, пугаясь собственных успеха, может на бессознательном уровне вредить своему делу – делает ошибки, плохо себя ведет или у него снижается самооценка («У меня ничего не получится») |
«Не будь самим собой», неудовлетворенность своим нынешним состоянием и мотивированной завистью (к кому-то или к чему-то) | «Будь похожим на …», «Стремись к идеалу», «Почему твой друг это может, а ты — нет?» | Ребенок, несущий в себе такую директиву, постоянно неудовлетворен собой. |
«Не будь лидером», родители очень обеспокоены чувством зависти, которое они, по их убеждению, обречены вызывать у других людей | «Не высовывайся», «не выделяйся», «будь как все». | Такие дети стараются не выделяться из общей массы Ребенок находится в состояние пассивного наблюдения за происходящим, когда кого-то обижают или относятся агрессивно. Став взрослыми, они пожизненно ходят в подчиненных как на работе, так и дома. И даже если они достигают какого-то положения в обществе, то все равно не в состоянии взять на себя ответственность в той или иной ситуации. |
Возникает вопрос: а можно ли в принципе воспитать ребенка, никогда не прибегая к подобным директивам? Это возможно лишь теоретически — если ребенка воспитывает человек, полностью решивший все свои личные проблемы и свободный от создания новых, что практически нереально.
Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет.
Обобщая все вышесказанное, хочется сказать, что директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От директив невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение с ними.
Используемая литература:
- Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. — М.: А.П.О., 1995. — 52 с.
- Эрик Берн Секс в человеческой любви. – М.: ЭКСМО, 2013- 352c.