Презентация "Трудности в обучении"

Кононыхина Ирина Евгеньевна

Презентация познакомит родителей с возможными трудностями обучения детей в начальной школе и предложит некоторые пути решения данных проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trudnosti_v_obuchenii.ppt680.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

T рудности в обучении младших школьников ГБОУ СОШ № 277 педагог-психолог Кононыхина И. Е.

Слайд 2

Трудности в обучении младших школьников чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе обучения.

Слайд 3

Причины трудностей Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве Недостатки в развитии памяти Недостатки в развитии речи Индивидуально-типологические особенности Недостатки в развитии мышления Несформированность приемов учебной деятельности Недостатки в развитии внимания

Слайд 4

Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве Восприятие – процесс создания субъективного образа предмета или явления при его непосредственном воздействии на органы чувств. При недостаточном развитии восприятия: образы получаются неполными и нечеткими; возникают трудности ориентировки в пространстве;

Слайд 5

Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве (продолжение) Величина зоны бокового зрения (поле зрения). Определяет количество букв и слов, которые ребенок может одновременно воспринять. Узкая зона препятствует быстрому и правильному чтению.

Слайд 6

Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве (продолжение) 3. Недостаточный уровень зрительного анализа. Ребенок не может выделить значимые детали, ведущие признаки предмета, расчленить объект на части, сравнить объекты между собой. В результате возникают ошибки слитно-раздельного написания букв, их замена по оптическому сходству, трудности при списывании текста .

Слайд 7

Недостатки в развитии внимания Внимание – это процесс, который позволяет сосредоточиться на объекте, настроиться на его восприятие. Характеристики внимания: Концентрация и устойчивость Распределение Произвольность Объем Избирательность

Слайд 8

Недостатки в развитии внимания (продолжение) 1. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания. Ребенку трудно долго сохранять сосредоточение, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания. Ребенок не может сконцентрироваться (настроиться на восприятие) именно той части материала, которая необходима для выполнения задачи. 3. Недостаточное распределение внимания. Ребенок затрудняется выполнять несколько действий одновременно.

Слайд 9

Недостатки в развитии внимания (продолжение) 4. Недостаточная произвольность внимания. Ребенок затрудняется сосредотачивать внимание по требованию. 5. Недостаточный объем внимания. Очень малое количество объектов, которые школьник способен одновременно в области сосредоточения (сознания).

Слайд 10

Недостатки в развитии памяти Память – это комплекс процессов, с помощью которых человек запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Кратковременная (20 секунд) Долговременная (длительное время) Память

Слайд 11

Недостатки в развитии памяти (продолжение) Оперативная память. Удерживает информацию в течение заданного срока, необходимого для выполнения какой-либо операции (решение задачи, сдача экзамена). При недостаточном объеме оперативной памяти ребенок способен удерживать очень маленький объем информации. Низкий уровень развития логической памяти означает, что ребенок запоминает информацию механически, без осмысления.

Слайд 12

Недостатки в развитии мышления Мышление Словесно-логическое Абстрактное Наглядно-образное

Слайд 13

Недостатки в развитии мышления (продолжение) Низкий уровень развития наглядно-образного мышления – отражает недостаточную степень развития несловесной формы, когда возникают трудности при мысленном оперировании (изменении, преобразовании, оперировании) предметным содержанием. Низкий уровень словесно-логического мышления вызывает трудности при совершении логических действий (обобщение, анализ, сравнение и т. д.) и операций со словами (использование языка в качестве средства рассуждения).

Слайд 14

Недостатки в развитии мышления (продолжение) Низкий уровень развития абстрактного мышления – ребенок плохо владеет понятиями, которые не существуют в природе и которые невозможно воспринимать при помощи органов чувств (например: площадь, уравнение). Абстрактно-теоретическое мышление считается наивысшим уровнем развития мышления человека.

Слайд 15

Недостатки в развитии мышления (продолжение) Недостаточное развитие мыслительных операций приводит к трудностям в: анализе – мысленном разделении предмета на части с последующим их сравнением, синтезе – построении целого из частей; с равнении – выделении общих и различных признаков в предметах; систематизации и классификации – построении предметов по схеме и упорядочиванию их по признаку; обобщении – связывании предмета с классом объектов на основе существенных признаков.

Слайд 16

Недостатки в развитии речи Нарушение звукопроизношения и артикуляции – ребенок неправильно произносит отдельные звуки; речь невнятная и невыразительная, темп замедленный. Нарушение фонематического восприятия (слуха) и звукобуквенного анализа – недостаточное развитие способности узнавать, различать и анализировать речевые звуки.

Слайд 17

Недостатки в развитии речи (продолжение) Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи – ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует категорию рода и падежа. Низкий уровень антиципации (смысловой догадки) – ребенок не умеет предугадывать окончание слова или фразы. Низкий уровень развития лексики – затруднение в понимании смысла слов из-за отсутствия их в активном словаре ребенка.

Слайд 18

Несформированность приемов учебной деятельности Не умеет ориентироваться на систему требований. Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет ребенку выработать определенную последовательность выполнения задания. Низкий уровень самоконтроля – ребенок переставляет при письме буквы, пропускает слоги, «перескакивает» при чтении через строчку, списывает с ошибками.

Слайд 19

Несформированность приемов учебной деятельности (продолжение) 4. Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание; запоминать информацию и решать задачи в нужной ситуации; прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

Слайд 20

Индивидуально-типологические особенности Низкий уровень работоспособности – недостаточная выносливость нервных клеток при интенсивных нагрузках и длительной работе. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается, а результативность мыслительной деятельности снижается. Медлительность психический процессов – низкая скорость протекания психических процессов, которая проявляется в замедленном темпе выполнения любого вида деятельности.

Слайд 21

Индивидуально-типологические особенности (продолжение) 3. Неуравновешенность – слабая сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Неуравновешенного ребенка отличает быстрое возникновение возбуждения (реактивность), его сила (бурность и стремительность проявлений), трудность перехода от возбуждения к торможению. Многие неуравновешенные школьники отличаются повышенной чувствительностью, в связи с чем для них характерны неуверенность в себе, обеспокоенность, страх и тревога в различных ситуациях.

Слайд 22

Индивидуально-типологические особенности (продолжение) Импульсивность – ребенок действует по первому побуждению без обдумывания. Импульсивность проявляется в несдержанности, вспыльчивости, легкомысленности, непрестанной тяге к смене впечатлений и т. д.

Слайд 23

Рекомендации родителям для повышения эффективности дополнительных занятий Время для занятий. После отдыха ребенка. Регулярность. Занятия должны быть систематическими и не продолжительными. Эффективны занятия по 10 – 15 минут, 3-4 раза в неделю (желательно ежедневно). Планирование. Составление предварительного плана занятий. Помочь ребенку достичь цели . Чтобы ослабить страх ребенка перед неудачами, придерживайтесь следующих правил:

Слайд 24

Рекомендации для повышения эффективности дополнительных занятий (продолжение) не сравнивайте успехи детей между собой; следите за настроением ребенка, ободряйте его; поддерживайте навыки, которым ребенок уже научился; напоминайте ему о конечной цели – это его подбодрит; поощряйте в достижении самостоятельных успехов.

Слайд 25

Рекомендации для повышения эффективности дополнительных занятий (продолжение) Найдите правильный подход к обучению. Постепенно приучайте ребенка к самостоятельным учебным действиям. Формируйте желание учиться. Хвалите ребенка. Старайтесь, чтобы учащиеся ставили самооценку каждому выполненному ими заданию. Для этого используйте алгоритм , который поможет школьнику адекватно определить качество выполненного задания: «Что нужно было сделать?» «Получилось или нет?»

Слайд 26

Рекомендации для повышения эффективности дополнительных занятий (продолжение) 3) «Если что-то не получилось, то что конкретно?» «Какие были сложности, в чем нужна была помощь?» Похвала должна быть конкретной. От резких замечаний рекомендуется воздержаться. Чтобы результаты занятий были у ребенка на виду, заведите график достижений, где цветом будут обозначены результаты каждого занятия.

Слайд 27

Рекомендации для повышения эффективности дополнительных занятий (продолжение) Принцип: от простого к сложному. Обращайтесь за помощью к учителю и психологу.

Слайд 28

Благодарим за внимание

Слайд 29

Используемые источники: Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку., М, 2008