Ролевые и деловые игры.
Характеристика ролевых и деловых игр, их сходства и различия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevye_i_delovye_igry.ppt | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– это комплексный методический прием обучения, в котором группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё тему, и при этом участники в защищенной воображаемой ситуации, как в модели реальной ситуации, исполняют роли различных предполагаемых людей. РОЛЕВАЯ ИГРА
присвоение внешних черт поведения присвоение норм поведения присвоение социальных задач, стоящих перед ролью ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ РОЛЬ ЧЕРЕЗ
Не является непосредственным участником игрового комплекса. РУКОВОДИТЕЛЬ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, преподавателями или нормативными документами, а могут быть сформулированы игроками в соответствии с собственным видением ситуации.
Игра должна быть значима для участников. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках занятия. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать участие в игре. 4. Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель. ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситуацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться, что все понимают ее правильно. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные варианты. 4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих. МЕХАНИЗМ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Таким образом, ролевая игра выполняет в учебном процессе мотивационно-побудительную, воспитательную, ориентирующую и компенсаторную функции. ВЫВОД
- форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. ДЕЛОВАЯ ИГРА
1. Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. 2. Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
3. Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению. 4. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
5. Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. 6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
7. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность. 8. Данным метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов. ПРЕИМУЩЕСТВА ДЕЛОВЫХ ИГР ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
дидактические: закрепление системы знаний в области конструирования ДИ; выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры; обмен опытом создания ДИ; совершенствование навыков принятия коллективных решений; развитие коммуникативных умений разного рода. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
воспитательные: порождение творческого мышления; выработка установки на практическое использование ДИ: воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми; преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
Проблематизация и тематизация. Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам). Выделение целей конструирования. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Анализ главных закономерностей - связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры. Выделяются игровые единицы и функции. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события. Создается перечень решений, которые могут принимать игроки. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Определение параметров связей между факторами, которые нужно отразить. Формирование числового массива. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей среды. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Формулирование системы штрафов и поощрений. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
методическую инструкцию по проведению игры ролевые инструкции игрокам необходимый справочный материал ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИГРЫ НЕОБХОДИМО ПОДГОТОВИТЬ
Деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности. ВЫВОД
Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания походу игры. ОТЛИЧИЕ РОЛЕВЫХ И ДЕЛОВЫХ ИГР