СТАТЬЯ "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье рассмотрены современные технологии комплексной реабилитации детей с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 616-053.2-056.54:616-036.82
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Наталья Григорьевна Ефтифеева
заведующая отделением социально-психологической помощи, Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Спасатель» Забайкальского края, пгт.Новокручининский
е-mail:rz_spasatel@mail.ru
Инна Анатольевна Иваненко
педагог-психолог, Государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Спасатель» Забайкальского края , пгт.Новокручининский
е-mail:rz_spasatel@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются эффективные технологии работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра.
Ключевые слова: комплексная реабилитация, медико-психолого-педагогический консилиум, «дистанционная реабилитация».
MODERN TECHNOLOGIES IN COMPLEX REHABILITATION OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES
Natalia Grigorievna Eftifeeva
educational psychologist, state autonomous institution of social service "rehabilitation center for children and adolescents with disabilities" Saver "Trans-Baikal Territory, SMT. Novokruchininskij
e-mail: rz_spasatel@mail.ru
Inna Anatolevna Ivanenko
educational psychologist, state autonomous institution of social service "rehabilitation center for children and adolescents with disabilities" Saver " Trans-Baikal Territory, SMT. Novokruchininskij
e-mail: rz_spasatel@mail.ru
Annotation. This article discusses effective techniques of working with children and young people with disabilities in a rehabilitation center.
Keywords: comprehensive rehabilitation, medical-psychological-pedagogical consultation, "remote rehabilitation".
Детская инвалидность является острейшей проблемой современного общества. На сегодняшний день в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья составляет около 2% от общей численности детского населения страны.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на 01 января 2018 г. в Забайкальском крае 4966 детей-инвалидов и около 12000 детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в реабилитации.
Для обеспечения их успешной реабилитации необходимо осуществлять комплексное сопровождение и использование современных технологий в специализированных учреждениях, одним из таких является государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края».
Центр открыт в апреле 2003г. и расположен в пгт. Новокручининский, в 40 км от г.Чита в живописном месте, среди массива хвойного и березового леса. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Основная задача Центра - это комплексная реабилитация детей-инвалидов с целью оказания квалифицированной медицинской, психолого-социальной и социально-педагогической помощи.
Тип автономного учреждения - стационарное. Плановая мощность учреждения составляет 70 человек, срок реабилитации - 21 день.
Стационарная форма реабилитации имеет огромный спектр преимуществ. В условиях круглосуточного пребывания в учреждении созданы комфортные условия для отдыха и лечения:
- предоставление жилой площади и помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебной деятельности, культурно-досуговой деятельности;
-организовано 6-ти разовое питание (приготовление и подача горячего питания, включая диетическое питание);
- обеспечение мягким инвентарем согласно утвержденным нормативам;
- разработан оптимальный и комфортный режим дня для воспитанников;
- предоставление социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем проведения оздоровительных мероприятий;
- предоставление социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния детей и родителей (законных представителей);
- обеспечение непрерывности учебного процесса для детей школьного возраста;
- предоставление комплекса мероприятий необходимых для организации досуга (игровые, развлекательные и конкурсные программы), наличие библиотеки, организация деятельности игровых комнат, творческой мастерской, компьютерного класса.
За последние три года курс комплексной реабилитации прошли:
3312 чел., из них: 2171чел. - дети, из них 639 детей-инвалидов и 502 чел. – сопровождающие (рис.1).
Рис.1
Анализ нозологической структуры патологий у детей за период 2016-2018гг. показал, что на первом месте устойчиво сохранятся заболевания
нервной системы (рис.2).
Рис. 2
Для составления индивидуальной программы реабилитации получателя социальных услуг, координации работы специалистов, контроля эффективности проводимых реабилитационных мероприятий работает медико-психолого-педагогический консилиум, цель которого - создание целостной системы психолого-педагогического и медицинского сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия реабилитации для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями [2].
По окончании курса реабилитации на каждого ребенка выдается пакет документов, в котором содержатся данные о проведенных мероприятиях и их эффективности, рекомендации по дальнейшему выполнению реабилитационных мероприятий, а также сроки прохождения повторного курса.
Одним из основных направлений деятельности Центра является медицинская реабилитация.
Функционирующие в отделении кабинеты массажа, водных и физиотерапевтических процедур, залы для лечебной физкультуры, тренажерный зал позволяют проводить комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию физических ограничений пациентов, вызванных отклонениями вследствие инвалидности.
Особенно хорошие результаты достигаются в сочетании механотерапии с использованием компьютерного комплекса БОС.
С 2013 года с детьми проводятся занятия «скандинавкой ходьбой».
В качестве лечебного и восстановительного метода широко используется иппотерапия.
Важным направлением работы Центра является организация социально-психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
Для решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей с особенностями развития внедрена технология «Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях лекотеки». Целью деятельности лекотеки является создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи [1].
В работе с детьми и подростками широко используются компьютерные технологии, среди которых особо хочется отметить метод биологической обратной связи (БОС), который органично вписывается в современные технологии, используемые в реабилитационном центре.
Для повышения эффективности проводимых мероприятий по психолого-педагогической коррекции и активного участия в реабилитационном процессе привлекаются родители.
Основные направления работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, является: формирование позитивных установок в сознании родителей; отработка навыков и умений работы с ребёнком в домашних условиях; оптимизация детско-родительских отношений; гармонизации психологической атмосферы в семье; раскрытие собственного потенциала семьи, формирование доверия к окружающему миру, укрепление чувства контроля над ситуацией [3].
Для придания оздоровительно-реабилитационному процессу системного характера, обеспечивающего пролонгированный эффект, максимальную социальную адаптацию и интеграцию в общество детей и подростков с ограниченными возможностями, используется технология удалённого сопровождения семей с детьми-инвалидами «Дистанционная реабилитация».
«Дистанционная реабилитация» предоставляется в онлайн-режиме гражданам с ограниченными возможностями здоровья и детям, прошедшим курс реабилитации в реабилитационном учреждении и нуждающимся в поддерживающих реабилитационных мероприятиях на дому и в информационно-справочной, просветительской, поддерживающей помощи.
За последние 3 года в рамках реализации технологии «Дистанционная реабилитация» проведено 75 занятий, охвачено 188 семей, имеющий детей-инвалидов, 253 специалиста учреждений социального обслуживания.
Комбинированный подход к реабилитации даёт ощутимые результаты. Повышается уровень социальной адаптации у детей, улучшается общее самочувствие, повышается жизненный тонус [2].
Комплексный подход к реабилитации даёт ощутимые результаты. Наблюдения специалистов, анализ мониторинга качества услуг показали эффективность применения данных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
- Методические рекомендации по организации деятельности лекотек и служб ранней помощи./ А.М. Казьмин, Е.А. Пертусенко, А.И.Чугунова, В.Н.Ярыгин.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2011.-236с.
- Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов в новых социально-экономических условиях: III Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Чита: Экспресс-издательство,2006.-296с.
- Теория и практика комплексной реабилитации инвалидов в новых социально-экономических условиях: IV Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Чита: Экспресс-издательство,2008.-260с.