Психологическое сопровождение одаренных детей в ДОУ

Забелина Ольга Александровна

Представлена система работы со всеми участниками образовательного процесса по  психологическому сопровождению способных и одаренных детей в детском саду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение одаренных детей в МБДОУ «Детский сад №9«Россиянка

         Мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития). Среда, воспитание либо подавляет этот дар, либо помогают ему раскрыться.

       Принимая во внимание данный подход, мы опираемся на положение, о котором говорила Виктория Соломоновна Юркевич, профессор кафедры «Теоретические основы социальной психологии», что 90-99% детей входит в так называемую «нормальную» одаренность, которую можно и нужно развивать, и только 0,5% детей отличаются особыми задатками и представляют «особую одаренность».

        В связи с этим, одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада является создание условий для выявления и развития способностей, творческого потенциала у детей, работа по их психологическому сопровождению.

1. Психодиагностика

       Анализ результатов наблюдений и педагогической диагностики позволяет увидеть детей, которые осваивают программу на уровне выше среднего, хорошо выполняют задания, показывают оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, а также обладают такими характеристиками, как сообразительность, инициативность, любознательность, широта кругозора – признаки одаренности.

       Дальнейшее обследование проводится с данной группой, у которой достаточно часто и ярко проявляются перечисленные признаки.

        В то же время, необходимо сказать, что в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности в этом возрасте может быть недостаток необходимых знаний, умений,  навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, мы делаем своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность пока не смогли увидеть. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

        Мы убеждены, что навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо в дошкольном возрасте не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личное развитие ребенка. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.

       Выявление таких детей мы связываем с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

2. Профилактика и развивающая работа.

       Практика работы в МБДОУ позволяет утверждать, что высокий уровень интеллекта, креативности не гарантирует хорошего уровня социализации, высокой социальной компетентности. Именно для способных, одаренных детей характерными чертами является импульсивность, низкий уровень комфортности, быстрота при переработке информации. Также им свойственно развитие таких качеств как демонстративность, стремление к лидерству, неумение слушать другого и ждать своей очереди при ответах на вопросы, повышенная конфликтность, обидчивость, которые могут мешать в общении.

      Многие исследователи, изучающие одаренных детей (Т.А.Репина, Т.В.Сенько, В.В.Ветрова), их проблемы и трудности в сфере общения объясняют диспропорцией в умственном и социальном развитии.

       Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факты:

 1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся,  пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся , т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Нередко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже в их интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечания.

       Решение многих проблем возможно путем привлечения внимания  детей к эмоциональному миру человека, через организацию деятельности, которая поможет сформулировать у них знания о нормах и правилах поведения в обществе. Причем, важно, чтобы в процессе специально организованной деятельности эти дети не только усвоили заданные взрослыми  формы поведения  и общения, но и выработали адекватную эмоциональную реакцию на них, научились гибко реагировать на изменения социальной ситуации, выстраивать взаимоотношения исходя из социальных ролей участников общения и содержания мотивации.

        Исходя из этого, в нашем саду назрела необходимость реализации целенаправленной, систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сферы у детей в старшем дошкольном возрасте.

       Данная система работы была создана на основе изучения и анализа практического материала и рекомендаций следующих авторов:

- Программы «Я, ты, мы» сост. О.Л.Князевой;

- Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. «Тропинка  своему Я: как сохранить психологическое здоровье детей»;

- Семенаки С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»;

- Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В. «Цветик - семицветик».

       Основной целью работы является овладение детьми навыками социального поведения и общения с другими людьми.

       Система работы состоит из двух разделов: «Эмоции и чувства», «Я и другие люди».

Занятия проходят один раз в неделю, и строится в интересной, занимательной форме. Работа по социально-эмоциональному развитию начинается в ноябре, после анализа результатов диагностики эмоциональной сферы.

        Диагностическое исследование проводится два раза в год (в сентябре, мае). Я использую следующие методики: проективную методику «Рисунок семьи», Тест тревожности Р.Темл, М.Дорки, В.Амен, методику «Лесенка» Дембо-Рубинштейна, графическую методику «Кактус», наблюдения за эмоциональным состоянием, анкетирование родителей и воспитателей.

Работа с родителями.

       Отношение родителей к детской одаренности – это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка. Дошкольник смотрит на реакцию близких и в зависимости от нее оценивает себя, свое поведение, систему ценностей и стремлений. Поддержка родителей ведет к закреплению или отторжению тех или иных качеств личности и познавательной сферы. Ребенок очень чутко воспринимает реакцию родителей на свои достижения, поэтому именно она и определяет, будет ли ребенок стремится развивать свои способности, станет ли он двигаться вперед или попытаться «спрятать» свою неординарность, стать «как все».

        Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.

         Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказываются на одаренности ребенка.

        Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.

        И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

        В связи с этим мною уделяется особое внимание семье. При этом такой ребенок все равно остается дошкольником. Его социальное и личностное развитие соответствует возрасту. Он только учится общаться со сверстниками, контролировать свои эмоции, понимать самого себя и других. Просветительская работа с родителями включает в себя различные виды деятельности: семинары, беседы (основная тематика особенностей одаренного ребенка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослым одаренности, ступени становления детской одаренности и др.), индивидуальные консультации, тренинги, деловые игры, включение в жизнь детского сада (посещение занятий, участие в совместной творческой и проектной деятельности), а также организацию информационных блоков в группах по актуальным вопросам, стендовых докладов, составлению рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей, организацию библиотеки, которые помогут родителям увидеть реальный мир своего ребенка, научат понимать его, помогут становлению – как талантов, так и его личности.

Работа с педагогами.

         Работа со способными, одаренными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога.

         М.Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одаренности;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я - концепция;
  • целеустремленность и настойчивость;
  • зрелость (четкое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • чуткость;
  • креативность.

        Поэтому, для осознания, оценки и развития личностных качеств педагогов, так необходимых для развития способностей детей, в нашем детском саду ведется специальная подготовка педагогического коллектива. Для достижения этой цели используются различные формы работы:

       1. анкетирование с целью выявления их психолого-педагогического потенциала в работе с одаренными детьми: личная педагогическая рефлексия Т.Н.Васильевой «Потенциал педагогов в работе с одаренными детьми»; тест-опросник В.Ф.Ряховского для оценки уровня общительности воспитателя, который очень важен, т.к. воспитатель должен обладать коммуникативными навыками – быть примером для детей и помогать им преодолевать трудности в общении; анкета Т.А.Репиной «Сформированность навыков общения ребенка со сверстниками» и др.

            2.консультации, семинары, практикумы, деловые игры. (Основная тематика, которых: понятие одаренности, ее признаки и виды; характеристика одаренных детей дошкольного возраста; особенности наблюдения за детьми с целью выявления у них признаков одаренности; специфика взаимоотношений в группе одаренных детей; особенности организации образовательной работы с талантливыми и одаренными детьми; специфика организации образовательной среды, особенности подготовки к школе одаренного ребенка.

          3. тренинговые занятия. (Темы: профессиональное самосознание; профилактика профессионального выгорания; поиск резервов для эффективной работы, формирование мотивации для анализа собственных педагогических взглядов и д.р.)

           В заключении хотелось бы сказать, что от интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду – это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выпускают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны и города Протвино в частности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №9 «Россиянка» Психологическое сопровождение одаренных детей в детском саду Подготовила: педагог-психолог Забелина О.А.

Слайд 2

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Н.С.Лейтес

Слайд 3

Одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда , воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Слайд 4

Направления работы по психологическому сопровождению Психодиагностика; Профилактика и развитие; Консультирование и просвещение.

Слайд 5

Уитмор , изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы: 1. Стремление к совершенству . Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано. 2. Ощущение неуязвимости . Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 3. Нереалистические цели . Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Сверхчувствительность . Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 5. Потребность во внимании взрослых . Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Слайд 6

Система работы по развитию эмоциональной и социальной сферы у детей создана на основе изучения и анализа практического материала и рекомендаций следующих авторов : Князевой О.Л. «Я, ты, мы»; Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье детей»; Чистяковой М.И. « Психогимнастика »; Семенаки С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»; Куражевой Н.Ю., Вараевой Н.В. «Цветик- семицветик ».

Слайд 7

Основная цель: овладение навыками социального поведения и общения с другими людьми

Слайд 8

первый раздел «Эмоции и чувства» решает следующие задачи: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное объяснение. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. знакомить с навыками релаксации и саморегуляции .

Слайд 9

второй раздел «Я и другие люди» решает следующие задачи: обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Слайд 10

Методы и приемы : ролевые игры; психогимнастические игры; коммуникативные игры: игры , направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения, обучающие умению сотрудничать; игры и задания, направленные на развитие воображения, произвольности; задания с использованием терапевтических метафор; эмоционально-символические методы: групповое обсуждение различных чувств; направленное рисование; релаксационные методы; чтение и обсуждение художественных произведение; обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.

Слайд 11

ДИАГНОСТИКА Проективная методика «Рисунок семьи » Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка Методика «Лесенка» Дембо-Рубинштейна Графическая методика «Кактус» Тест тревожности Р.Теммл , М.Дорки , В.Амен ,

Слайд 12

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 13

Виды деятельности: семинары, беседы; индивидуальные консультации; тренинги, деловые игры; включение в жизнь детского сада; организация информационных блоков в группах; стендовые доклады; рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

Слайд 14

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Слайд 15

М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми: теоретические знания по вопросу одарённости; наличие практического опыта; позитивная Я-концепция; целеустремлённость и настойчивость; зрелость (чёткое знание своих целей и задач); эмоциональная стабильность; чуткость; креативность.

Слайд 16

Формы работы: 1. Анкетирование с целью выявления их психолого-педагогического потенциала в работе с одаренными детьми; 2. Консультации, семинары, практикумы, деловые игры; 3. Тренинговые занятия .

Слайд 17

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №9 «Россиянка» Психологическое сопровождение одаренных детей в детском саду Подготовила: педагог-психолог Забелина О.А.