Правда о детском суициде
С 2003 г. наша страна лидирует по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Намеренный уход из жизни — третья по частоте причина смерти подростков. Почему молодежь утратила веру в себя, почему суицид принял масштаб эпидемии в среде тех, кто даже еще не вступил во взрослую жизнь? Попробуем разобраться в этом вместе с Ольгой Евгеньевной Плахутой, педагогом-психологом ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravda_o_detskom_suitside.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультирование
Правда о детском суициде
С 2003 г. наша страна лидирует по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Намеренный уход из жизни — третья по частоте причина смерти подростков. Почему молодежь утратила веру в себя, почему суицид принял масштаб эпидемии в среде тех, кто даже еще не вступил во взрослую жизнь? Попробуем разобраться в этом вместе с Ольгой Евгеньевной Плахутой, педагогом-психологом ГБОУ УМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Ольга Евгеньевна, как бы Вы охарактеризовали такое страшное явление, и в чем, на Ваш взгляд, его причина?
Как известно, социально-экономические потрясения в обществе стимулируют рост числа самоубийств. Поэтому неудивительно, что преобразования, происходящие в нашей стране, обострили ситуацию с суицидами. В частности, увеличилось их количество среди молодежи.
До сих пор многие люди ошибочно полагают, что данная проблема имеет исключительно медицинское содержание и что ее можно решить лишь усилиями медиков. Важно отметить, что в условиях социально-экономического кризиса суицидальное поведение характерно не только для психически больных людей, но и для 90% практически здоровых.
«СУИЦИД — ЭТО ФРАЗА В ДИАЛОГЕ С ДРУГИМ» А.Г. АМБРУМОВА |
Один из пиков суицидальной активности приходится на период молодости: в этом возрасте уходит из жизни 1/3 самоубийц. Именно
молодым свойственно остро реагировать на разрыв связей с друзьями, любимыми, на обострение отношений с родителями — вечную «борьбу» поколений.
В последние годы все чаще стали говорить о детском суициде. Как это можно понять, объяснить?
Особенно повергают в шок суициды детей и подростков. Смерть ребенка — пожалуй, самое нелепое и трагическое событие,
которое только можно себе представить. Но если со смертью вследствие тяжелого заболевания волей-неволей приходится мириться и принимать ее, то суицид — всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность — самоубийство ребенка или подростка.
ПО ДАННЫМ ВОЗ, НА КАЖДЫЕ 100 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТСЯ БОЛЕЕ 60 ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЗАВЕРШЕННЫХ САМОУБИЙСТВ. СРЕДИ МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГ 72,5 |
Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают мрачные
фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Печальная статистика случаев аутоагрессии возникает, когда дети достигают 11–18 лет. Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст — 14–16 лет.
Невозможно оставаться равнодушным, вчитываясь в материалы статистики и анализируя их жестокие цифры: тысячи детей ежегодно предпочитают жизни смерть, за последнее десятилетие рост самоубийств среди них составил 100%. Из 15 попыток лишить себя жизни суицидом заканчиваются 1–2. Более трети молодых людей (34%) не оставляют своих намерений, и с каждым повтором риск смертельного исхода увеличивается. Лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков — это крик о помощи. Неслучайно 80% таких попыток предпринимается в дневное время — «крик» этот адресован прежде всего близким людям!
Какие существуют психологические подходы к объяснению суицидального поведения?
Они разнообразны. Наиболее точно и аргументированно суициды рассматриваются в концепции А.Г. Амбрумовой: суицидальное поведение она квалифицирует как «следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта». Это намеренное, осознанное лишение себя жизни, присущее только человеку.
Все суицидальные попытки подразделяются на истинные, когда целью является лишение себя жизни, и демонстративно-шантажные, при которых имеется стремление не столько умереть, сколько обратить на себя внимание окружающих. Но в силу обстоятельств подобная демонстрация подчас оканчивается реальным суицидом.
Какие мотивы ведут подростка к суициду?
Анализ результатов опроса подростков-суицидентов позволил установить: 40% из них хотели «дать человеку понять, в каком я отчаянии»; 30% — «заставить раскаяться человека, который плохо со мной обращался»; 25% — своим поступком решили показать «как я люблю другого» и выяснить «действительно ли любит меня другой»; 25% — надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение»; 18% — расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого».
Независимо от конкретной причины, более половины суицидов — это «обращение» к другому человеку, причем значимому!
Подростком руководит не желание умереть, а стремление повлиять на другого.
Результаты исследований, проведенных в школах России, показывают, что причинами различных видов суицидального поведения, по мнению подростков, могут быть: • проблемы в семье — 72,4% (!); |
Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей либо умер, либо покинул семью.
Хуже обстоят дела в тех случаях, когда один или оба родителя ведут антисоциальный образ жизни либо отец часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. В таких семьях царит напряженная атмосфера, борьба «отцов и-детей» обострена. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном. В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни, — именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ведется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от мыслей о самоубийстве.
ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ — ДЛИТЕЛЬНАЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ! |
«Школьные» причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с преподавателями и администрацией учебного заведения. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога часто бывает отрицательная оценка родителей), в самоуважении (низкая успеваемость обычно ассоциируется с недостаточным уровнем развития способностей и интеллекта), в общении (в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкие отметки не способствуют улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в классе).
Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) — весьма значимый фактор суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно как компенсация плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов или отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоционально необходимыми (по типу «я не могу жить без тебя»), что любое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Как и чем детское понимание и восприятие смерти отличаются от отношения к ней взрослых людей?
Одна из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, — неадекватное отношение к смерти, и корни его кроются еще в раннем детстве. Так, экспериментальное исследование понимания смерти детьми, проведенное французскими психологами, показало, что смерть для ребенка носит конкретное представление: в рисунках детей она предстает в образе колдуньи, старухи, злой и всемогущей феи. Опросы детей-суицидентов показывают, что чаще всего они относятся к смерти, как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер — «когда-нибудь она закончится, и я обязательно вернусь». Наивная детская вера в бессмертие, как это ни парадоксально, может послужить стимулом к посягательству на собственную жизнь: природа мудро вычеркивает из сознания мысли о смерти. Но это же бесстрашие перед смертью может обернуться смертельной опасностью.
Особенность детского понимания смерти заключается и в двойственном восприятии смерти и бытия. У ребенка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками; с другой — предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребенок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру и др.): «Они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом я вернусь, и наступит замечательная жизнь».
Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, а общая некомпетентность ребенка и неимение жизненного опыта приводят к драматическому уходу из жизни. Тем не менее иногда безобидные, с точки зрения взрослого, способы суицида свидетельствуют об искреннем желании покончить с собой. Например, подросток выпил флакон клея — это была истинная попытка, а не демонстративно-шантажное поведение. Особенно тяжелы последствия, когда подросток, собираясь совершить показательный суицид, выбирает по причине своей некомпетентности медикаментозные средства, похожие на витамины.
А дети среднего подросткового возраста чем мотивируют свое нежелание жить?
Средний подростковый возраст характеризуется наличием «философичной интоксикации»: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии умереть.
К концу подросткового периода у ребенка, как правило, формируется адекватное представление о смерти, и вопрос о необходимости суицида решается так же, как и у взрослых людей.
Автор врезки «Кто-то умер. (Автор — мальчик 14 лет) |
Родителям и учителям важно знать основные признаки суицидального поведения детей. Каковы они?
Суицидологи отмечают в поведении подростка ряд типичных изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
• недостаток сна или повышенная сонливость;
• нарушение аппетита;
• признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
• усиление чувства тревоги;
• упадок сил;
• неряшливый внешний вид;
• жалобы на физическое недомогание;
• частая смена настроения;
• отдаление от семьи и друзей;
• излишний риск в поступках;
• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственной смерти;
• дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
• примирение с давними врагами.
Автор врезки СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГА Антивитальные переживания — размышления, фантазии о бессмысленности, «ненужности» жизни без четких представлений о собственной смерти. |
Достаточно симптоматично появление открытых антивитальных заявлений подростков: «Ненавижу жизнь», «Не могу больше этого вынести», «Я покончу с собой», «Просто жить не хочется», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил» и т. д.
Существует ли такое понятие, как «сезонность» суицидальных проявлений?
Конечно. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в некоторой мере гармонируют с душевной подавленностью, а между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает сильный контраст. Исторически неврозы, происходящие в это время, отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися забавами и весельем. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Элиот, «апрель — самый жестокий месяц». Суициды в этот период случаются чаще примерно на 120%, чем в среднем в году.
Как же предотвратить трагедию?
Пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную личность с индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь серьезно к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы все мне надоели!» и т. п. Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях! Самое главное — покажите ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Помогите ему увидеть этот выход.
ДЕТСКОГО СУИЦИДА, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЗРОСЛОГО, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ. ГЛАВНОЕ — ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ! |
Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое намерение за считанные часы. Как правило, подобные замыслы зреют не один день и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять им, что ему очень плохо. Чуткие родители не оставят без внимания изменившееся поведение их чада. Помните, что в ошибках детей виноваты родители!
Подготовила О. Романова