Подростки и молодежь группы риска. Симптомы суицидальных намерений
28.09.2019г.
На что следует обращать внимание в поведении ребенка
Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:
✓ высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть»,
«Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть , о бессмысленности жизни;
✓ фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
✓ активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
✓ сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;
✓ раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
✓ негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
✓ постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
✓ необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
✓ стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
✓ снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
✓ символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
✓ попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)
Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:
✓ часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности;
✓ вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
✓ снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
✓ поглощенность темой смерти;
✓ постоянная скука;
✓ социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
✓ пропуск школы или плохая успеваемость;
✓ деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;
✓ чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
✓ повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
✓ повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;
✓ жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
✓ сложности концентрации внимания;
✓ значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.
Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своего ребенка.
Любое резкое изменение в его поведении должно настораживать. Крайне важно не бояться обращаться за помощью, если Вы заметили какие-либо проблемы в состоянии своего ребенка.
Существует также ряд ситуаций, которые могут восприниматься подростком как кризисные, непреодолимые, безнадежные.
Например, смерть близкого или любимого человека; сексуальное насилие; денежные долги; раскаяние за совершенное преступление или предательство; угроза физической расправы; нежелательная беременность; получение тяжелой травмы или тяжелая болезнь; шантаж; сексуальная неудача; измена партнера; ревность; публичное унижение; коллективная травля (буллинг); одиночество; подражание кумиру и т.д.
Также к группе риска относятся и находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- не имеющие друзей;
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
- перенесшие тяжелую утрату;
- остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой)
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_chto_sleduet_obrashchat_vnimanie_v_povedenii_rebenka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На что следует обращать внимание в поведении ребенка
Некоторые задумывающиеся о самоубийстве подростки испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение. Такими знаками предостережения могут выступать:
✓ высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть»,
«Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть , о бессмысленности жизни;
✓ фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете);
✓ активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
✓ сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов;
✓ раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);
✓ негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего;
✓ постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;
✓ необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
✓ стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
✓ снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;
✓ символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
✓ попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)
Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:
✓ часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности;
✓ вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
✓ снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
✓ поглощенность темой смерти;
✓ постоянная скука;
✓ социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
✓ пропуск школы или плохая успеваемость;
✓ деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;
✓ чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины;
✓ повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
✓ повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;
✓ жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
✓ сложности концентрации внимания;
✓ значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.
Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своего ребенка.
Любое резкое изменение в его поведении должно настораживать. Крайне важно не бояться обращаться за помощью, если Вы заметили какие-либо проблемы в состоянии своего ребенка.
Существует также ряд ситуаций, которые могут восприниматься подростком как кризисные, непреодолимые, безнадежные.
Например, смерть близкого или любимого человека; сексуальное насилие; денежные долги; раскаяние за совершенное преступление или предательство; угроза физической расправы; нежелательная беременность; получение тяжелой травмы или тяжелая болезнь; шантаж; сексуальная неудача; измена партнера; ревность; публичное унижение; коллективная травля (буллинг); одиночество; подражание кумиру и т.д.
Также к группе риска относятся и находящиеся в сложной семейной ситуации (болезненный развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- не имеющие друзей;
- не имеющие устойчивых интересов, хобби;
- склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
- перенесшие тяжелую утрату;
- остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой)
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания;
- совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия);
- попавшие под влияние деструктивных религиозных сект или молодежных течений.