Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков
Презентация к родительскому собранию
Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_kak_pomoch_rebyonku.ppt | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие факторы влияют на развитие саморазрушающего суицидального поведения подростков
1. Переживание обиды, одиночества , отчужденности и непонимания. 2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность. 3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом. 4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом). 5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка), нежелание извиниться. 7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность. 8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство. 9. Желание привлечь к себе внимание , вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека. 10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов.
Эксперимент №2
7 0 4 3 рис.1
Ч 0 Ы а рис.2
Рис.3 0
7 0 4 3 Ч 0 Ы А 0 Рис.4
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Рождение Вашего ребенка было желанным? 2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? 3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? 4. Раз в неделю проводите с ним досуг (играете в настольные игры, походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)? 5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? 6. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? 7. Вы знаете о его времяпрепровождении, хобби, занятиях? 8. Вы в курсе его влюбленности, симпатий? 9. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? 10. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? 11. Вы знаете, кто его любимый учитель, а кто его нелюбимый учитель ? 12. Вы первым идете на примирение, разговор? 13. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Обращайте внимание на эмоциональное состояние Вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если Вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере Вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут Вам найти выход из трудной ситуации.
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Принимаете ли вы взросление своего ребёнка? ЕСЛИ РОДИТЕЛИ ПОДЧЕРКИВАЮТ И ВЫСМЕИВАЮТ ТЕЛЕСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА, ОН СТАНЕТ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ УРОДЛИВЫМ
Какие же чувства родителей заставляют их высмеивать внешность сына или дочери: разочарование — родитель «теряет» своего милого ребенка, а вместо него теперь приходится видеть «прыщавое и нескладное нечто»; соперничество — взросление ребенка переводит родителя в категорию «старшего поколения», смещает его с «трона власти», напоминает о том, что молодость миновала; злость и страх — подросток вырос, теперь его нельзя подчинить, используя физическую силу; тревога — родитель больше не может контролировать подростка, не уверен в нем, не доверяет ему.
Во внешне благополучной семье может существовать множество тщательно замаскированных проблем. Разлад между домочадцами, отсутствие доброго отношения, обманы, измены, интриги — все это имеет огромное значение для подростка, втянутого в такое патологическое семейное взаимодействие. Ему может отводиться определенная роль в этих отношениях: например, «жилетка для слез матери», или «мировой судья на войне полов», или «последняя надежда бабушки», или «защитник пьющего отца от критики женщин», или «козел отпущения», «клоун».
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Высказывания о нежелании жить : «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания о желании умереть , о бессмысленности жизни.
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например, в Интернете). ✓ Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке, разговорах просуицидальных высказываний, символов.
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложность контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния).
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы будущего. ✓ Постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими.
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Н еобычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем. ✓ Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий. ✓ Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков)
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.
На что следует обращать внимание в поведении ребенка ✓ Подросток может устраивать «развлечения», потенциально опасные для его жизни и здоровья, — прыжки с высоты, залезание на ветхие конструкции, эксперименты с электричеством, с удушением, игры с использованием оружия, потребление несъедобных или ядовитых веществ.
Типичные симптомы ДЕПРЕССИЯ: ✓ часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества, бесполезности; ✓ вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность; ✓ снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась; ✓ поглощенность темой смерти; ✓ постоянная скука; ✓ социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях; ✓ пропуск школы или плохая успеваемость;
Типичные симптомы ДЕПРЕССИЯ: ✓ деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение; ✓ чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая самооценка и чувство вины; ✓ повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды; ✓ повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей), враждебность или выраженная тревога;
Типичные симптомы ДЕПРЕССИЯ: ✓ жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль; ✓ сложности концентрации внимания; ✓ значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, потеря аппетита или неконтролируемое обжорство). Наличие двух или трех поведенческих признаков указывает на то, что у ребенка может быть депрессия и ему нужна помощь специалиста.
Любое резкое изменение в поведении ребёнка должно настораживать. Крайне важно не бояться обращаться за помощью, если Вы заметили какие-либо проблемы в состоянии своего ребенка.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков Каждый человек обладает средствами для решения проблем - это та сила личности, которая служит основой жизнестойкости и повышает вероятность преодоления кризиса. В психологии такие «средства» называются ресурсами. Ресурсы Внешние (например, поддержка семьи и друзей, вера в Бога, работа с психологом или психотерапевтом). Внутренние (например, инстинкт самосохранения, опыт преодоления трудностей, интеллект)
Антисуицидальных факторов, т.е. мыслей, душевных переживаний, положительных жизненных установок, позиций и психологических особенностей человека, препятствующих осуществлению суицидальных намерений.
К ним относятся: - страх смерти; - нежелание вызывать отрицательные переживания близких; - боязнь физических страданий (в т.ч. негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства, опасения остаться инвалидом); - выраженное чувство долга, обязательность; - наличие актуальных жизненных ценностей, целей; - представление о греховности и о позорности суицида (в т.ч. религиозные мотивы); - любовь к жизни; - наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных и др.); - надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь.
Соответственно, чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем сильнее его антисуицидальный барьер .
Антисуицидальный барьер подразумевает: выраженную эмоциональную привязанность к близким, родственные обязанности, чувство общественного долга, понятие о чести, дружеские привязанности, зависимость от общественного мнения и мнения товарищей, представление о трусости, позорности суицида, наличие планов, определяющих цель в жизни.