Развитие мелкой моторики рук и других психических функций

Оксана Викторовна Нешкуренко

Тема занятия: Развитие мелкой моторики рук и других психических функций.

 

Цель: Коррекция и развитие психических процессов и психомоторики учащихся.

 

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Коррекция зрительной и слуховой памяти.

Коррекция мыслительных процессов.

Коррекция мелкой моторики рук.

Развитие произвольности психических процессов.

Коррекционно-образовательные:

Развивать навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.

Активизация творческих способностей.

Развитие речи, логического мышления, внимания.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, трудолюбие, аккуратность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx63.39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Севская школа-интернат»

Тема занятия: Развитие мелкой моторики рук и других психических функций.

Составила:

Нешкуренко Оксана Викторовна

педагог-психолог

первой категории

г.Севск

2018

Методическая разработка

коррекционно - развивающего занятия

для детей с ОВЗ

Тема занятия: Развитие мелкой моторики рук и других психических функций.

Цель: Коррекция и развитие психических процессов и психомоторики учащихся.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

Коррекция зрительной и слуховой памяти.

Коррекция мыслительных процессов.

Коррекция мелкой моторики рук.

Развитие произвольности психических процессов.

Коррекционно-образовательные:

Развивать навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.

Активизация творческих способностей.

Развитие речи, логического мышления, внимания.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.

Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, трудолюбие, аккуратность.

Материалы для занятия:

Листы с изображением домика.

Листы для выполнения графических заданий, цветные и простые карандаши, ручки.

Нитки, бусинки (по 10 штук каждому).

Коробка спичек на партах.

Разрезанные мозаики по количеству детей.

Аквариум (нарисованный на плакате), 10 нарисованных рыбок.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийное оборудование, колонки.

Презентация. Диски с релаксационной музыкой.

Время проведения: 30 минут.

Ход занятия

Задача:

Организовать детей через привлечение внимания. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.

Педагог –психолог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. И чтобы она стало еще интересней, нам помогут в этом ваши ручки и пальчики.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Дети эмоционально настраиваются на работу.

Упражнение  «Разминка для пальцев»

1) вращение кистей;

2) сжимание и разжимание пальцев в кулак;

3) погладим котенка (поглаживающие движения рук);

4) кольцо (соединяем большой и указательный пальцы);

5) ладонь – ребро – кулак;

6) расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).

Дети выполняют упражнений на развитие мелкой моторики рук

Педагог–психолог: - Ребята, как вы думаете, выполнив вот эти упражнения, над чем мы сегодня будем работать?

Дети высказывают свои предположения, формулируют цели занятия

- Правильно, сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.

(психолог  обращает внимание детей на рисунок аквариума, который прикреплен к доске)

- Наша цель сегодня – это постепенно заполнить аквариум рыбками. За каждое правильно выполненное задание, в аквариуме появится новая рыбка.

- А для того, чтобы всё правильно получалось, что мы должны делать? 

Дети высказывают свои предположения.

Педагог–психолог: - Итак, первое задание.

Нарисуйте следы, которые ведут к домику ,а на столах у каждого своя такая же картинка. (слайд №1): (Приложение 1)

C:\Users\оксана\Desktop\добав в папку психолога\korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-dietiei-s-ovz_1.png

Дети рассматривают  картинки

Следы можно нарисовать по-разному, как их представляют себе дети. Рисование следов (развитие воображения, мелкой моторики рук) (Приложение 2)

Варианты следов (слайд №2):

C:\Users\оксана\Desktop\добав в папку психолога\korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-dietiei-s-ovz_2.png

Дети рисуют следы. Затем психолог проверяет правильность выполненного задания

Педагог–психолог: - Расскажите, ребята, чьи следы вы нарисовали?

 - Кого вы представили хозяином этого домика? Почему? (Появляется первая рыбка в аквариуме).

Рассказы детей о жителях своих домиков. Развитие воображения.

Упражнение «Запомни и нарисуй фигурки»

Педагог–психолог: -Ребята, а теперь посмотрите на экран. На нем изображены фигурки. Вы должны внимательно рассмотреть их и потом на листочках изобразить по памяти. (слайд №3): (Приложение 3)

C:\Users\оксана\Desktop\добав в папку психолога\korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-dietiei-s-ovz_3.png

Развитие зрительной памяти.

Дети по памяти рисуют фигуры. (За работу на этом этапе появляется вторая рыбка в аквариуме).

Упражнение «Копирование по точкам» 

Развитие слухового восприятия

Педагог–психолог: - Для этого берем 20 точек на странице через клетку, опускаемся на две клеточки вниз, ставим такие же точки, снова опускаемся на две клетки вниз и ставим такие же точки.(Приложение 4)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Затем «печатаем» по точкам цифры и буквы по образцу или (если это детям по силам) под диктовку (2018 ГОД).  Копирование по точкам цифр и букв по шаблону (конверт у каждого ребенка)

Аквариум пополняется новой рыбкой.

Минутка отдыха (под музыку).

Педагог–психолог: - Ну на славу поработали и наверное устали. Давайте немножко отдохнем.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки – остановилась,

Над водою закружилась.

Дети выполняют движения по тексту. Восстанавливают работоспособность.

Упражнение «Составление фигурок из спичек»

Педагог–психолог: - Сложите следующие фигуры из спичек.

- Бабочка 

- Рыбка (слайд №4).

Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти. Работа в паре. Составляют фигурки из спичек

За выполненную работу в аквариуме появляются две рыбки.

Упражнение «Нанизывание бусинок на нитку»

Педагог–психолог: - Следующее задание: нанизываем бусинки (10 штук) на нитку и собираем браслет.(слайд №5) 

Дети нанизывают бусинки.

-Ребята, какие вы молодцы! Замечательные браслеты у нас получились. После нашего занятия вы можете их забрать с собой и кому-нибудь подарить, или оставить себе.

 За выполненную работу в аквариуме появляется ещё одна рыбка

Мышечная релаксация.

На фоне негромко звучащей музыки учитель говорит спокойным голосом:

Педагог–психолог: 

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… засыпают. (2 раза)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Пауза (минутки две).

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и

Красиво сесть!

Дети выполняют все инструкции психолога.

В аквариуме – новая рыбка.

Упражнение «Работа с мозаикой»

Педагог–психолог: - А теперь мы поработаем с мозаикой. Вы должны собрать свой рисунок из разрезанных частей. У каждого своя картинка.

Каждому ребенку дается не цветная картинка и цветная, разрезанная по линиям.

Ребенок кладет перед собой нецветную картинку и выкладывает на неё разрезанные цветные квадраты и прямоугольники с изображениями лягушки, зайца, бабочки, белки и других зверей.

В это время психолог  проверяет, как дети справляются с работой.

- За работу с мозаикой в аквариуме появляется девятая рыбка!

- Посмотрите, ребята, на наш аквариум. Он заполнен рыбками благодаря вам. Вы очень хорошо работали сегодня. Молодцы!

Подведение итога занятия

Задачи:

1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь.

2. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей развивающей работы.

Педагог–психолог: -  Ребята, чем же мы сегодня занимались? Что вам особенно  больше всего понравилось и запомнилось?

- Что было трудно?

- А теперь покажите какое настроение   сейчас у вас. На столе у каждого из вас лежат веселый и грустный смайлики. Поднимите вверх тот смайлик, который похож сейчас на вас.

- Благодарю всех за работу 

Ответы детей. Показывают свое настроение.

Используемая литература

1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 32 с.

2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 64 с.

3. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.

4. С.Д.Забрамная. «Ваш ребенок учится во вспомогательной школе».

5. Электронное приложение к курсу О.А.Холодовой «Юным Умникам и умницам». Графические диктанты.