Рабочая программа внеурочной деятельности «Я принимаю вызов» Авторы исходной программы: Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих
Программа по профилактике употребления наркотических веществ «Я принимаю вызов!» для 8 класса направлена на решение важной государственной задачи-профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ. Она позволяет формировать у подростков ценности здорового образа жизни, готовность принимать ответственные решения в ситуациях, связанных с риском для здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_ya_prinimayu_vyzov_8_kl.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я принимаю вызов»
Авторы исходной программы: Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих
по направлению: социальное
Класс: 8Б
Составитель: Николаева Татьяна Анатольевна
высшая квалификационная категория
МБОУ «СШ № 10»
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Программа по профилактике употребления наркотических веществ «Я принимаю вызов!» для 8 класса направлена на решение важной государственной задачи-профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ. Она позволяет формировать у подростков ценности здорового образа жизни, готовность принимать ответственные решения в ситуациях, связанных с риском для здоровья.
Цели и задачи курса
Цели
Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», « социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.
Воспитательные: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.
Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения.
Задачи
- Создать психологические условия, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
- Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
- Способствовать формированию повторяющихся образцов правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
- Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
- Создать предпосылки для формирования готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ.
- Способствовать развитию критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
- Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
в рамках когнитивного компонента будут сформированы:
- знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска,
- основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий,
- ориентация в системе моральных норм и ценностей.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
- готовность к равноправному сотрудничеству,
- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия,
- устойчивость к давлению сверстников и группы,
- уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира,
- потребность в самовыражении и самореализации,
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства.
В рамках деятельностного компонента будут сформированы:
- готовность и способность к выполнению правовых норм и требований в сфере, касающейся распространения и употребления ПАВ,
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия,
-умение конструктивно разрешать конфликты,
- умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере пропаганды ЗОЖ, профилактики потребления ПАВ,
- готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно формулировать задачи как шаги достижения поставленной цели в сфере проектирования ЗОЖ,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, самостоятельно планировать инвариантные и альтернативные пути достижения целей,
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов,
- умение оценивать собственные возможности,
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение,
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации,
-развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, выражать уверенный отказ в асоциальных случаях,
- умение выражать свои чувства и мысли,
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью,
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность и отличительная особенность программы.
Программа основана на методологии компетентностного подхода и предполагает в качестве профилактики не традиционную форму «информирования» о наркотиках и последствиях их действия, а практику, тренировку, направленную на развитие у подростков личностных качеств, предоставляющих возможности решения возникающих проблем конструктивными путями, ориентированными на достижение успешной социальной самореализации и эмоционального благополучия в жизни.
Настоящая программа предназначена для работы с детьми подросткового возраста 13-14 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 1 академический час. Состав участников 25 человек в группе.
Формы занятий
Основная форма работы- групповое взаимодействие. Важным условием проведения рефлексивных, интерактивных бесед является соблюдение формы круга, учет правил и закономерностей организации групповой работы. Педагог становится активным участником взаимодействия при соблюдении принципов партнерских отношений, личностно ориентированного и делового общения с подростками. Важным является обучение подростков принятию правил работы в группе, умение подчиняться правилами организовывать свою деятельность во времени. Предлагается использовать диагностирующие материалы.
Формы контроля уровня усвоения содержания
- Тематические выставки творческих работ участников,
- викторины,
- фестиваль достижений участников «Шаги к здоровью: «Я принимаю вызов»,
- анкетирование участников (анкеты обратной связи),
- обратная связь (рефлексия) участников.
Этапы проведения занятий
Все занятия проводятся в три этапа:
- Вводная часть. Ритуал начала занятия – проводится с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и настроя на совместную деятельность.
- Основная часть.
- Заключительная часть. Ритуал завершения занятия - проводится с целью создания у участников ощущения принадлежности к группе и чувства душевного подъема от совместной деятельности.
Условия проведения занятий
Создание атмосферы защищенности и безопасности участников группового взаимодействия обеспечивается принятием правил взаимодействия и поведения на занятиях:
- «Конфиденциальность»- личная информация, мысли, чувства, высказываемые участниками, не выносятся за пределы группы.
- «Здесь и теперь»- говорить о собственных мыслях, чувствах, которые возникают здесь и теперь, акцент делается на том, что переживается в настоящий момент.
- «Я-высказывания»- говорить от своего имени, о своих мыслях, чувствах, избегая оценок, начиная фразу с «Я, я чувствую, думаю, мне кажется, избегая обобщений типа «Мы все здесь чувствуем…»
- «Называть друг друга по имени» - это создает дружескую доверительную атмосферу.
- Правило «Одного микрофона» -когда говорит один участник, остальные внимательно слушают, не перебивают, не подсказывают, проявляют уважение к мнению другого.
- Правило «Не ставим оценок» - любой участник может высказывать свои мысли, чувства, при этом ведущие и остальные участники группы обсуждают только ситуации, а не дают оценку поступкам, поведению, тем более личности высказывающегося.
Обсуждение правил. Вначале можно предложить школьникам сформулировать свои правила, которые помогли бы нам работать, с уважением относясь, друг к другу, затем предложить вышеперечисленные правила в качестве дополнения и обобщения. Правила желательно оформить в виде презентационного слайда, пока участники не запомнят их.
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы, количество часов | Дата проведения | Тема | Личностные и метапредметные результаты | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных, практических занятий |
1. Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика. 2 часа | Практикум командообразования | Совершенствование навыков позитивного мышления, эффективного общения и сотрудничества, развитие навыков командного взаимодействия и средств общения. Развитие эмпатии, способности к рефлексии. | 0 | 1 | |
Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками как факторы предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. | 0 | 1 | |||
2. Навыки управления своими эмоциональными состояниями в условиях группового взаимодействия со сверстниками. Профилактика агрессивных проявлений. 2 часа | Эмоции и чувства. Как распознавать переживания других людей и собственные эмоциональные состояния | Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение. Формирование практических умений понимания и ненасильственного выражения своих негативных эмоциональных состояний, умение учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве. | 1 | 0 | |
Технологии отреагирования и саморегуляции эмоциональных состояний | 0 | 1 | |||
3.Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. 3 часа | Две стороны конфликта | Развитие умения эффективно решать конфликты, конструктивно отстаивать свою позицию, противостоять негативному влиянию группы сверстников и сознательно выстраивать свое поведение на достижение ЗОЖ. | 1 | 0 | |
Технологии разрешения конфликтов. Способы отстаивания собственной позиции в конфликте. | 0 | 1 | |||
Посредничество в разрешении конфликта как способ восстановления отношений | 0 | 1 | |||
4. Формирование критического мышления, волевого поведения, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ. 6 часов | Я-концепция, потребность в саморазвитии, самореализации и ценностные ориентации человека | Развитие критического мышления, позитивного образа Я, рефлексии. Укрепление в обучающихся чувства уважения к самому себе, уверенности в способности противостоять вызовам, опасным для их здоровья. Формирование нравственных ценностей и на этой основе - жизненных целей. Актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения. | 1 | 0 | |
Я и мои жизненные цели | 0 | 1 | |||
Нарисую будущее | 0 | 1 | |||
Мой здоровый образ жизни | 0 | 1 | |||
Свобода и ответственность. Выбор и принятие ответственных решений | 1 | 0 | |||
Мой выбор: здоровье и успешное будущее. | 0 | 1 | |||
5.Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ. 6 часов | Социальные риски, связанные с ПАВ, и безопасное поведение | Развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в пробы ПАВ, формирование стратегий совладающего поведения и стрессоустойчивости. | 1 | 0 | |
Развитие стрессоустойчивости и совладающего с трудностями поведения | 0 | 1 | |||
Как совладать со стрессом | 0 | 1 | |||
Употребление ПАВ - риск для здоровья и жизни: моя личная позиция | 0 | 1 | |||
Реклама как метод воздействия на принятие решения и поведение человека | 1 | 0 | |||
Информационно-коммуникационная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков | 1 | 0 | |||
6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе 6 часов | Здоровье как важнейшая социальная ценность | Сформированность антинаркотических установок на понимание употребления психоактивных веществ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия и жизненного успеха. Формирование активной жизненной позиции обучающихся на основе информации о влиянии ПАВ на здоровье человека, причинах начала употребления и альтернативных возможностях поведения в ситуациях социального риска и организации досуга. | 1 | 0 | |
Негативное отношение к употреблению ПАВ: моя личная позиция | 0 | 1 | |||
Мой здоровый образ жизни | 0 | 1 | |||
Мои эмоции и чувства, связанные с употреблением ПАВ подростками и молодыми людьми | 0 | 1 | |||
Моя правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков | 0 | 1 | |||
Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха. | 0 | 1 | |||
7. Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ 6 часов | Здоровье человека - сфера личной ответственности | Формирование негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ, пропаганда ЗОЖ. Формирование ценностного отношения к здоровью. Привлечение внимания к проектированию собственного направления здорового образа жизни. | 0 | 1 | |
Наше будущее у нас в руках! | 0 | 1 | |||
Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ, и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ | 0 | 3 | |||
Выставка и презентация реализованных проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ | 0 | 1 | |||
8.Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика. 4 часа | Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей. | Формирование способности к прогнозированию как способу предвидения будущих событий. Овладение навыками проектирования успешного и здорового будущего, целеполагания и умения адекватно оценивать свои возможности для достижения поставленных целей, выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ. | 0 | 2 | |
Здоровье, будущее, успех: Я принимаю вызов! | 0 | 2 | |||
Итого 35 час | 8 | 26 |