Возможности учреждения дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся

  Дмитриева Надежда Павловна

Настоящая статья раскрывает роль ОДО в профессиональном самоопределении учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proforientatsiya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 374

Т.В. Полухина,

Н.П. Дмитриева,

МБУ ДО «Дворец творчества

детей и молодежи»,

Топки

T.V. Polukhina

N.P. Dmitrieva

Children and Youth Center for creative activities

Topki

E –mail: dvoretz.tvorchestva@yandex.ru

 Возможности учреждения дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся

Possibilities of establishing additional education in the professional self-determination of students

Настоящая статья раскрывает роль учреждения дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся.

This article reveals the role of the institution of additional education in the professional self-determination of students.

Учреждение дополнительного образования, профессиональное самоопределение, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, профориентационная работа.

Establishment of additional education, professional self-determination, additional General educational program, career guidance.

Дополнительное образование для детей является одним из главных ориентиров в выборе жизненного пути,  так как предоставляет широкие возможности для их профессионального самоопределения. Среди многообразия видов деятельности, ребенок может выбрать образовательную  область и профиль программы, удовлетворяющие его интересы и потребности.

Во Дворце творчества детей и молодежи Топкинского  муниципального района ребята находят наставников, друзей, педагогов, которые помогают им открыть себя и сделать важный шаг к творчеству, науке, делу, которое может стать главным в их жизни.

Образование, которое получают учащиеся в нашем учреждении, дополняет не только  полученные в школе знания, но и формирует активную творческую личность,  дает  возможность раскрыться, найти себя, внести полезное разнообразие в повседневную жизнь.

Профориентационная работа в нашем учреждении ведется в рамках воспитательно-образовательной программы «Твой выбор», целью которой является создание условий для формирования профессиональных интересов учащихся, направленных на подготовку к сознательному выбору профессии.

Программа реализуется в следующих направлениях:

  • обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам;
  • проведение профориентационных мероприятий;
  • участие в конкурсном движении и мероприятиях различного уровня.

Занятия в творческих объединениях носят личностно - деятельностный характер, что способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству. Попробовав себя в различных видах творческой деятельности, учащиеся начинают осознавать свои силы, оценивают свой творческий потенциал, задумываются о выборе будущей профессии, или решают, что творчество станет любимым занятием в свободное время.

С большим интересом ребята посещают занятия театра моды «Гармония», который пользуется большой популярностью не только у детей, но и у их родителей. В процессе реализации программы педагог обучает детей знаниям в области культуры одежды, технологической культуры. Деятельность учащихся направлена на создание эскизов модели одежды, пошив различных ее видов, изготовление декоративных элементов. Учащиеся создают авторские тематические коллекции одежды, выступают на конкурсах, владеют основами сценического движения и макияжа. Создавая образы в мини-спектаклях, учащиеся формируют собственный эстетический имидж.

Работая по программе «Школа игрушки «Рыжий слон» педагог большое внимание уделяет профессиональному самоопределению ребят, которые в будущем при желании могут получить образование по профессии портного или закройщика. Это относится как к девочкам, так и к мальчикам, которые с удовольствием занимаются в объединении, изучают технологию изготовления разных игрушек, знакомятся с разными видами материалов, учатся читать схемы деталей выкроек с комментариями к условным обозначениям, разрабатывать дизайн - проекты собственных  игрушек и воплощать их в жизнь.

В творческом объединении «Художественное выпиливание» значительная роль отводится единству трудового и эстетического воспитания, что важно для подготовки ребенка к жизни.  Создавая изделия, имеющие, как культурную, так и материальную ценность, дети проникаются уважением к мастерам своего дела, обычаям русского народа.  Занятия в объединении сочетают искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, профессионально ориентируют учащихся в области народных художественных промыслов. Содержание программы знакомит учащихся с профессиями, связанными с изготовлением художественных изделий, ребята выполняют практические работы, дающие представление о применении технологий обработки древесины в практической деятельности человека, работают над проектом, защищают его.

 Большая роль в процессе формирования личности принадлежит   музыкальному искусству.  В шоу-клуб «Опус» приходят ребята, желающие научиться петь, выступать на сцене. Занимаясь по программе «Вокально-эстрадное пение», у детей формируются умения певческой деятельности, совершенствуются специальные вокальные навыки, развивается сценическая культура. В программу введены занятия по актерскому мастерству, пластики тела и хореографии. Со временем пение для ребенка становится эстетической ценностью, а практический опыт  способствует формированию профессионального интереса.

Более 20% учащихся нашего учреждения занимаются в хореографических коллективах. Занятия хореографией  являются важным средством воспитания и социализации детей, они организуют, воспитывают и расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности и подтянутости. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

Обучаясь по программе «Юные автомобилисты» учащиеся не только изучают особенности организации движения транспортных средств, правила оказания первой доврачебной помощи, учатся безопасно управлять и обслуживать учебный автомобиль, но и получают знания по устройству, ремонту и вождению спортивной техники. Изучение правил дорожного движения в процессе проведения занятий по программе обеспечивает повышение качества подготовки будущих водителей.   

Знакомство учащихся с новыми информационными технологиями проводится на занятиях по программе «Основы компьютерной грамотности». Работая за компьютером, у ребят развивается память, мышление, внимание, что способствует  развитию математических и естественнонаучных способностей.

Полученные знания на занятиях закрепляются профориентационными мероприятиями: Фестиваль профессий, Ярмарка профессий, Единый день технического творчества, Защита творческого проекта, показательные выступления юнармейцев, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия города, проведение мастер-классов, отчетный концерт.

Немаловажную роль в профессиональном самоопределении учащихся играют конкурсы и мероприятия различного уровня: областной конкурс «Сибирская звонница», муниципальный конкурс творческих работ «Моя профессия», муниципальный слет «Юный эколог», «Школа безопасности», «Юные спасатели»,  региональные соревнования по картингу, областной конкурс «Подиум», областные и муниципальные выставки творческих работ и др.

Как правило, дети, занимающиеся в творческих объединениях нашего учреждения, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с выбранным видом деятельности. Многие из них продолжают обучаться в системе среднего и высшего профессионального образования по профилю.

Литература

  1. Махлеева, Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание [Электронный ресурс] // Молодой ученый.  — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/104/24332/.
  2. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2016. - 429 с.
  3. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов [текст] / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2015. - 128 с.
  4. Шаршов, И. А. Основные закономерности развития педагогов и учащихся при организации профильного обучения в системе дополнительного образования детей [текст]/ И.А. Шаршов // Образование и общество. - 2010. – N 3.-С.68-71.