Удовлетворение образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

  Дмитриева Надежда Павловна

Статья посвящена опыту работы МБУ ДО "ДТДиМ" Топкинского муниципального округа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье определены направления, целевые установки и особенности воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konferentsii_traditsii_i_innovatsii.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 374

                                                                                 

Н.П. Дмитриева,

МБУ ДО «Дворец творчества

детей и молодежи»,

Топки

E –mail: dvoretz.tvorchestva@yandex.ru

N.P. Dmitrieva

Children and Youth Center for creative activities

Topki

E –mail: dvoretz.tvorchestva@yandex.ru

 Удовлетворение образовательных запросов детей с ограниченными возможностями здоровья

 в условиях дополнительного образования

The educational needs of children with different educational needs in terms of additional education

Настоящая статья посвящена опыту работы МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Топкинского муниципального района с детьми с  ограниченными возможностями здоровья. Автор выделяет направления, целевые установки и особенности воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

The article deals with the experience of MBU TO "the Palace of creativity of children and youth" Topkinsky municipal district with children with disabilities. The author identifies direction, target setting and features educational activities with children with disabilities.

Дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитательно-образовательная деятельность.

Additional education, children with disabilities, educational activities

На протяжении нескольких лет МБУ ДО «Дворец творчества детей  и молодежи» ведет работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Нами накоплен и обобщен опыт обучения и воспитания детей с различными нарушениями в развитии.

Воспитательно – образовательная деятельность в нашем учреждении основывается на   интересах, запросах,   потребностях, индивидуальных возможностях и возрастных особенностях детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ занимаются по программам социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной направленности: «Играя, познаю мир», «Работа с бисером и тканью», «Мой мир», «Хореография», «Ритмика», «Природа и фантазия», «Фито-стиль», «Художественное чтение», «Волшебная мастерская», «Дорожная азбука», театр моды «Гармония», «Рукопашный бой», «Песочная анимация», «Кулинария», «Вокал».

Основной целью дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ является социализация детей с ОВЗ посредством включения в разнообразные виды деятельности.

Работа в творческих объединения строится на принципах ценности человека не зависимо от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, ребенок имеет право на общение, поддержку, дружбу ровесников.

Занятия реализуются в таких формах деятельности, как: учебные индивидуальные        занятия по индивидуальным программам, групповые занятия по адаптированным программам, занятия по дополнительным общеразвивающим программам с включение ребенка с ОВЗ в общую группу сверстников, встречи        с        интересными        людьми,

коллективные        творческие        дела, праздники, концерты, развлекательные мероприятия, выставки детских творческих работ, тренинговые занятия с детьми с ОВЗ, с родителями, совместно с детьми и родителями, обучающие занятия для родителей определенным приемам и методам работы, необходимых для коррекционных занятий в домашних условиях.

Для успешного обучения детей педагоги на своих занятиях создают специальные условия: доброжелательное отношение к ребенку, обеспечение ситуации успеха, поощрение даже за незначительное достижение ребенка, работа в индивидуальном темпе, выбор вида и содержания творческой деятельности, обучение на дому [1; 35].

В творческих объединениях Дворца творчества обучаются «необучаемые» дети. Эти дети быстро утомляются, у них слабо выражена познавательная активность, нарушены память, мышление, восприятие. В основном это домашние дети, которые лишены общения с внешним миром, так как родители либо стесняются своих детей, либо живут в отдаленном районе и не могут посещать занятия. Поэтому учебная деятельность с этими детьми ведется на дому, где ребенок живет и воспитывается в привычных условиях. Работа  с такими детьми строится на многократном повторении изученного материала, увеличении времени на усвоение отдельных тем, частой смене видов деятельности, использовании физкультминуток на занятиях и репетициях.

Педагоги Елена Григорьевна Климентьева, Ольга Алексеевна Даничкина, Инга Александровна Никулина, Марина Владмировна Кульгина, Ольга Анатольевна Какуева, Ирина Витальевна Мелкозерова  практикуют в своих творческих объединениях инклюзивное обучение, где дети с ОВЗ включены в образовательную деятельность со сверстниками. Для таких детей педагоги составляют индивидуальный образовательный маршрут, постоянно корректируют, дополняют, адаптируют содержание обучения к возможностям детей.  

Очень важно создавать ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, эмоционально реагировать на малейшее достижение, хвалить, поощрять, особенно на первых этапах обучения [2].

         Опыт работы нашего учреждения показывает, что дети-инвалиды, дети с ОВЗ способны заниматься вокалом, хореографией, читать стихи, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в декоративно-прикладном творчестве. Педагоги, работающие с данной категорией детей, отмечают позитивное эмоциональное состояние воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.

 Большой интерес у детей, педагогов и родителей вызывает муниципальный фестиваль–выставка детского творчества детей с ОВЗ «Преодоление», муниципальная выставка «Мастерская деда мороза», Защита творческого проекта, муниципальный конкурс «Даже кроха должен знать правила дорожные».  Ежегодно учащиеся Дворца творчества принимают участие в областных фестивалях детского творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Рождественские встречи друзей», «Лучики надежды», Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества «Зеленая планета», «Зеркало природы», «Арт -талант», «Золотая рыбка», «Красная книга глазами детей», занимают призовые         места.

Литература

  1. Батурина, О. Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-vospitanii-i-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya. - Дата обращения: 20.11.2017.
  2. Коновалова, М.Д., Полянская, Н.В. Возможности программ дополнительного образования для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс].- Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-tru/.- Дата обращения: 27.11.2017.
  3. Нагорнова,  А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей [текст] / Ю.А. Нагорнова // Гуманитарные научные исследования. – 2014 -  № 3. – С. 25 – 29.
  4. Усова, Н.А. Технология обобщения педагогического опыта в многопрофильном учреждении ДО детей [текст] / Н.А. Усова // Дополнительное образование и воспитание. – 2011 - № 1. – С. 16 – 18.