Творческая самореализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в декоративно-прикладной и художественной деятельности
В статье раскрываются условия для социально-культурной адаптации, социализации и развития творческих способностей детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_samorealizatsiya_deti_s_ovz_osnovnaya.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 374
Н.П. Дмитриева, Т.В. Полухина
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи»,
г. Топки
E –mail: dvoretz.tvorchestva@yandex.ru
Творческая самореализация учащихся с ограниченными возможностями здоровья в декоративно-прикладной и художественной деятельности
Настоящая статья посвящена опыту работы МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Топкинского муниципального района с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Авторы раскрывают условия для социально-культурной адаптации, социализации и развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, социализация, творческая самореализация, декоративно-прикладное и художественное творчество.
N. P. Dmitrieva, T. V. Polukhina
Municipal budgetary institution of additional education " Palace of creativity of children and youth», the city of Topki
Creative self-realization of students with disabilities in decorative, applied and artistic activities
This article is devoted to the experience of the IBU TO "Palace of children and youth" Topkinsky municipal district with children with disabilities. The authors reveal the conditions for social and cultural adaptation, socialization and development of creative abilities of children with disabilities.
Keywords: additional education, children with disabilities, adaptation, socialization, creative self-realization, arts and crafts.
Детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно сравнить с экзотическим цветком, который требует особой заботы и постоянного ухода. Взрослый человек не может изменить мир таких детей, но он может сделать образовательную среду благоприятной для расцвета личности ребенка. Именно в учреждениях дополнительного образования создана развивающая творческая среда, которая необходима ребенку с особенностями в развитии как пространство для его самореализации, свободы выбора творческой деятельности с учетом потребностей, интересов, ценностей и целей. Благоприятная среда воспитания и обучения детей с ОВЗ способствует раннему пробуждению задатков и способностей, особенно творческих. Способность может проявляться как в деятельности, так и создаться в ней.
Среди многообразия видов творческой деятельности художественная направленность занимает одно из ведущих мест, так как она связана с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят отражение особенности восприятия человеком окружающего мира [4].
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Топкинского муниципального района строится на основе интересов и потребностей детей, учета ресурсов, материальной базы, потенциальных возможностей педагогов.
Основной целью воспитательно-образовательной деятельности является творческая самореализация и социализация детей с ОВЗ посредством включения в разнообразные виды деятельности.
При организации обучения педагоги стараются создать адаптивную и психолого-педагогическую среду, располагающую к раскрытию творческих задатков детей, проявлению их творческих способностей, развитию умственных, нравственных, эмоциональных качеств и особенностей каждого воспитанника.
В нашем образовательном учреждении для детей с ОВЗ организован индивидуальный образовательный маршрут (адаптированная образовательная программа), который строится в зависимости от степени выраженности недостатков в психическом или физическом развитии ребенка. Такие программы, в совокупности с применением современных образовательных технологий, направлены на развитие индивидуальных особенностей детей и носят творческий характер. В творческих объединениях дети с ОВЗ обучаются либо со сверстниками, либо в отдельных группах или индивидуально; большое внимание уделяется интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников. Большую роль в обучении играет семейно-ориентированное сопровождение учащихся. Включённость родителей в образовательную деятельность, и их активность, является залогом эффективности реализации образовательной программы и процесса социализации. На занятиях допускается присутствие любого из членов семьи ребёнка. Ощущая реальную поддержку взрослого, у него возникает комфортное восприятие окружающей среды, снижается тревожность и страх. Это в большей степени способствует максимальному раскрытию возможностей воспитанника, так как преодолевать барьер социализации в процессе занятий уже не требуется.
Целенаправленная педагогическая деятельность для детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в объединениях, занимающихся декоративно-прикладным и художественным творчеством. В творческом объединении «Мастерская поделок» педагог особое внимание уделяет формированию у учащихся навыков работы с природным и утилитарным материалами, знакомству с природой родного края. Работа с природным материалом имеет богатый арсенал технических возможностей. На занятиях ребенок знакомится с видами природного материала, который используется для различных поделок. Взаимосвязь природы и творчества благоприятно влияет на формирование внутреннего мироощущения ребенка, формирует трудовые навыки, пробуждает интерес к новым знаниям.
Работая с соломкой, берестой, ракушками, семенами различных растений, используя бумагу, картон, солёное тесто дети с ОВЗ осваивают различные техники и технологии изготовления настольных и настенных предметов - это коллаж, аппликация, декупаж, модульное оригами, лекажур, лепка. Форма организации обучения в объединении – индивидуальная.
В дизайн-студии «Фито-стиль» педагогом разработана программа «Нетрадиционные техники рисования» с учетом специфики заболеваний и психофизиологических особенностей детей. Основной акцент в ней делается на то, что дети, обделенные здоровьем, щедро вознаграждены другими качествами - часто это творчески одаренные личности, тонко чувствующие, ценящие и понимающие красоту во всех ее проявлениях. Поэтому на занятиях педагогом создана комфортная обстановка, которая способствует развитию художественного вкуса, воображения, фантазии, а также формированию трудовых навыков. Дети осваивают такие техники рисования как «Кляксография», «Монотипия», «Штампование», рисование песком, пластилином, по трафарету. Условия работы в объединении следующие:
- ребёнку предлагаются варианты игр и заданий;
- учитывается интерес ребенка, адаптируется под него структура занятия;
- ценится его инициатива и мнение, а не молчаливое согласие;
- стимулируется его развитие вопросами, а не готовыми ответами;
- осуществляется поддержка ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагаются стандартные решения;
- создается пространство для его самовыражения, а не устанавливаются жесткие правила и рамки;
- ценится уникальность и природная мудрость ребенка, а не возможность быть таким как все.
Занятия по программе «Работа с бисером и тканью» выстроены с учётом постоянного усложнения материала. Программа составлена для группы детей из пяти человек. Обучаясь в малой группе, учащиеся с особенностями в развитии приобщаются к миру культуры одежды и прикладному творчеству через создание различных поделок из бисера и ткани, а также через изготовление простейших видов одежды, расширяют свой кругозор, что помогает им лучше адаптироваться в современной жизни. Основным типом занятий по данной программе является традиционное занятие с использованием методов личного показа, словесного, наглядного, игрового, практической работы.
Трудно переоценить значение приобщения ребенка к творчеству, тем более ребенка–инвалида. В своих работах ребенок передает не только то, что он видит в окружающей жизни, но и свои фантазии, дает волю воображению, что помогает ему осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям, событиям, и научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир игрушек» направлена на творческое развитие учащихся с ОВЗ средствами кукольного театрального искусства. Изготовление простейших кукол, рисование декораций, оформление сцены, представление спектакля, просмотр иллюстраций и видеоматериалов развивает у детей творчество, смекалку, уверенность в себе, художественный вкус и фантазию, речь. Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации, преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Индивидуальное обучение детей с ОВЗ проводится в творческом объединении «Ритмика». На занятиях по ритмике обучение основывается на взаимодействии движения, музыки, речи. Ребёнок овладевает и совершенствует свои двигательные навыки, у него развивается мышечное чувство, пространственная ориентация и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. В программу включены игры на развитие пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, координацию движения и внимания, подвижные игры под музыку, комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений с предметами, на развитие общей и мелкой моторики рук.
Основой программы «Творческое начало» является развитие творческого воображения и фантазии детей 9-10 лет, в том числе и детей с ОВЗ. В творческом объединении дети с особыми образовательными потребностями включены в общую группу здоровых детей. Программа построена на теоретических положениях и методиках Т.А. Барышева, О.М. Дьяченко, В.А. Шекалова. Средством педагогического воздействия на развитие творческого мышления младших школьников с ОВЗ является система творческих заданий, игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность, мозговой штурм, которые включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым и наглядным наполнением. Дети на таких занятиях не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес. Импровизации дают представление, как можно вербально наполнить разыгрываемую ситуацию, развивая воображение детей. Важное условие – нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий. Любое вербальное сопровождение идет параллельно с действиями детей. Игры-беседы спланированы как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком построена на воображении при его перевоплощении в живое или неживое существо. Творческая продуктивная деятельность позволяет не только развивать образное мышление, мелкую моторику, но является средством закрепления полученных знаний. Занятия проходят в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У учащихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы.
Таким образом в нашем образовательном учреждении созданы условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении. Вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в позитивную творческую деятельность, адекватную их возможностям и интересам, способствует их самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия. И как результат - это участие детей в праздниках, театрализованных представлениях, декадах, в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и выставках различного уровня.
Литература
- Батурина, О. Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/rol-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-vospitanii-i-obuchenii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya. - Дата обращения: 20.01.2019.
- Коновалова, М.Д., Полянская, Н.В. Возможности программ дополнительного образования для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [электронный ресурс].- Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-tru/.- Дата обращения: 07.02.2019.
- Нагорнова, А.Ю. Творческая самореализация детей и подростков в учреждениях дополнительного образования детей [текст] / Ю.А. Нагорнова // Гуманитарные научные исследования. – 2014 - № 3. – С. 25 – 29.
- Умярова, Е.Ю. Психолого-педагогические условия самореализации учащихся в среде детской школы искусств [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deslib.net/psixologia-vozrasta/psixologo-pedagogicheskie-uslovija-samorealizacii-uchawihsja-v-obrazovatelnoj-srede.html. - Дата обращения 17.02.2019.