Программа снижения уровня агрессивности подростков через развитие эмоционального интеллекта
В подростковом возрасте общение играет ведущую роль. В это время ребенок начинает активно интересоваться общением, его ведущая деятельность постепенно меняется, он переключается с учебной деятельности на общение со сверстниками, которое играет важную роль в жизни подростков. Для успешного взаимодействия с окружающими подросткам необходимо развивать эмоциональный интеллект, чтобы из-за крайностей поведения, характерных для подросткового периода (агрессивности, вспыльчивости, конфликтности и др.), у школьников не появлялись проблемы во взаимоотношениях с людьми.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Развивать эмоциональный интеллект очень важно в подростковом возрасте, так как эта способность поможет подростку контролировать свое поведение, регулировать свои эмоциональные проявления и строить взаимоотношения с людьми.
В ходе проведенного эмпирического исследования установлены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и агрессивным поведением подростков, то есть, развивая эмоциональный интеллект можно снизить проявления агрессивности в поведении подростков. Для успешного функционирования в группе сверстников и эффективного взаимодействия с окружающими подросткам важно уметь контролировать свое поведение, в том числе и агрессивное, управлять своим эмоциональным состоянием, понимать эмоции и чувства других людей.
Разработанная программа предположительно будет способствовать развитию эмоционального интеллекта и снижению уровня агрессивности подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Пояснительная записка
В подростковом возрасте общение играет ведущую роль. В это время ребенок начинает активно интересоваться общением, его ведущая деятельность постепенно меняется, он переключается с учебной деятельности на общение со сверстниками, которое играет важную роль в жизни подростков. Для успешного взаимодействия с окружающими подросткам необходимо развивать эмоциональный интеллект, чтобы из-за крайностей поведения, характерных для подросткового периода (агрессивности, вспыльчивости, конфликтности и др.), у школьников не появлялись проблемы во взаимоотношениях с людьми.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Развивать эмоциональный интеллект очень важно в подростковом возрасте, так как эта способность поможет подростку контролировать свое поведение, регулировать свои эмоциональные проявления и строить взаимоотношения с людьми.
В ходе проведенного эмпирического исследования установлены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и агрессивным поведением подростков, то есть, развивая эмоциональный интеллект можно снизить проявления агрессивности в поведении подростков. Для успешного функционирования в группе сверстников и эффективного взаимодействия с окружающими подросткам важно уметь контролировать свое поведение, в том числе и агрессивное, управлять своим эмоциональным состоянием, понимать эмоции и чувства других людей.
Разработанная программа предположительно будет способствовать развитию эмоционального интеллекта и снижению уровня агрессивности подростков.
Практическая значимость программы: в настоящее время, несмотря на большое количество работ (Дж. Мэйера, Д. Гоулмена, Д.В. Люсина, И.Н. Андреевой и др.), посвященных проблеме эмоционального интеллекта, исследований, изучающих взаимосвязь данной способности и агрессивного поведения немного. Следовательно, недостаточное количество и программ, направленных на развитие эмоционального интеллекта в целях снижения проявления агрессивности в поведении. Разработанная программа позволит повысить уровень эмоционального интеллекта учащихся и снизить уровень агрессивности.
Цель программы: повышение уровня развития эмоционального интеллекта и снижение уровня агрессивности подростков.
Задачи программы:
1. Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в коллективе для обеспечения условий успешного развития эмоционального интеллекта.
2. Повысить уровень развития способности понимать свои эмоции и эмоции других людей.
3. Развить способность к саморегуляции и контролю над поведением.
4. Повысить уровень развития способности управлять своими эмоциями.
5. Создать условия для рефлексии подростками своих изменений в сфере развития эмоционального интеллекта и контроля над поведением.
Принципы организации и построения программы:
1. Принцип системности – развивающие занятия проходят в определенной последовательности и логике, они должны быть структурированы и систематизированы. От одной темы к другой должна сохраняться определенная преемственность и связь.
2. Принцип единства рационального и эмоционального – развитие эмоционального интеллекта может быть эффективным только в том случае, когда учащиеся осознают цели своего обучения и развития, значимость для личности, проявляют осознанный интерес к познанию. В то же время должен быть непосредственный эмоциональный интерес к самосовершенствованию и развитию навыков продуктивного общения и взаимодействия.
3. Принцип доступности – заключается в необходимости соотнесения содержания программы с типом учащихся, их интересами, возрастными особенностями, уровнем развития.
4. Принцип активности – эффективное усвоение знаний, приобретение умений и навыков учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении и развитии.
Методы и формы работы: психологическая диагностика, мини-лекции, психологические игры и упражнения, работа в парах и мини-группах.
В работе используются упражнения и игры из программ: И.Н. Андреевой «Программа тренинга эмоциональной компетентности», Т.Л. Бука и М.Л. Митрофановой «Психологический тренинг».
Ожидаемые результаты реализации программы:
Изменения в личностной сфере:
1. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта учащихся.
2. Формирование способности к рефлексии своих действий и достижений.
Изменения в коммуникативной сфере:
1. Сплочение классного коллектива.
2. Развитие умения понимать партнера по общению.
Изменения в регулятивной сфере:
1. Развитие умения контролировать и выражать свое эмоциональное состояние.
2. Снижение уровня агрессивности подростков.
Сроки реализации программы: 6 месяцев.
Структура программы:
Программа состоит из двух блоков (этапов) по 9 занятий (см. приложение). Первый этап рассчитан на сформированность базовых навыков управления агрессивным поведением, второй – ориентирован на более сложные системы межличностных взаимоотношений и опирается на знания, умения и навыки, сформированные на первом этапе. Между первым и вторым блоком предусмотрена промежуточная диагностика, которая покажет изменения, произошедшие после развивающих занятий первого блока, чтобы строить дальнейшую работу на втором этапе, исходя из этих изменений. После первого этапа программы необходимо время (несколько месяцев), поскольку развитие эмоционального интеллекта происходит не быстро и нужен некоторый период для усвоения первичных результатов. Частота проведения занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 45 минут.
Структура занятий:
1. Подготовительная часть: приветствие, разминка (5-7 минут).
2. Основная часть: теория, игры, упражнения (25-30 минут).
3. Заключительная часть: рефлексия (7-10 минут).
Состав группы: программа рассчитана на подростков 12-14 лет. Оптимальное количество участников – 10-15 человек, так как атмосфера малой группы способствует сплочению группы, созданию атмосферы доверия, проявлению активности каждого участника и получению продуктивной обратной связи.
Программа может корректироваться по продолжительности, количеству и структуре занятий (добавление игр, упражнений). Тематический план развивающей программы представлен в табл.1.
Таблица 1.
Тематический план
Темы занятий | Цель занятия | Упражнения | Кол-во академ. часов |
1 этап | |||
Занятие 1. Вводное | Создание в группе атмосферы доверия и доброжелательности. | 1. «Продолжи фразу» 2. «Карусель» 3. «Звезда» 4. «Высокопарных слов не будем опасаться» | 1 |
Занятие 2. «Я и окружающие» | Сплочение, развитие коммуникативных навыков. | 1. «Калейдоскоп» 2. «Мой напарник» 3. «С тобой приятно общаться» 4.«Общий рассказ» 5. «Комплимент» | 1 |
Занятие 3. «Спокойствие, только спокойствие!» | Снятие эмоционального напряжения, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием и поведением. | 1. «Разожми кулак» 2. «Что мне мешает» 3. «Заземление» 4. «Позитивная фантосмогория» 5. «Путешествие на Голубую звезду» | 1 |
Занятие 4. «Эмпатия» | Познакомить учащихся с понятием эмпатии, провести упражнения для развития этой способности. | 1. «Настроение» 2. «Кенгуру» 3. «Толстое стекло» 4. «Строй» | 1 |
Занятие 5. Тема «Мир эмоций» | Развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние. | 1. «Приветствие на сегодняшний день» 2. «Польза и вред эмоций» 3. Игра с мячом «Что звучит обидно?» 4. «Изобрази эмоцию» 5. «Подарок» | 1 |
Занятие 6. «Невербальное общение» | Знакомство учащихся с понятием невербального общения, развитие способности понимать других людей с помощью мимики и жестов. | 1. «Назови соседа справа» 2. «Чего на свете не бывает» 3. «Мимика и жесты» 4. «Передай чувство мимикой» | 1 |
Занятие 7. Тема «Контроль эмоций» | Развитие способности контролировать свои эмоции и понимать эмоции других людей. | 1. «Огонь, вода, земля!» 2. «Передача эмоций» 3. «Спокойные и агрессивные ответы» 4. «Передача чувств» 5. «Самоконтроль эмоций» | 1 |
Занятие 8. «Я тебя понимаю» | Развитие коммуникативных навыков и умения понимать партнера по общению. | 1. «Эффективное взаимодействие» 2. «Повтори за мной». 3. «Нападающий и защищающийся» 4. «Рукавички» 5. «Пожелания» | 1 |
Занятие 9. Заключительное | Создание условий для рефлексии участниками своих достижений на занятиях. | 1. «Передай энергию» 2. «Высокопарных слов не будем опасаться» 3. «Изменения» 4. «Какой был тренинг» | 1 |
Промежуточная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта и уровня агрессивности. | 1 | ||
2 этап | |||
Занятие 1. Вводное | Создание в группе атмосферы доверия и доброжелательности. | 1. «Кенгуру» 2. «Подчинение инструкциям» 3. «Пастух Павел плясал польку» 4. «Печатная машинка» | 1 |
Занятие 2. «Я тебя слушаю» | Развитие способности к активному слушанию и развитие умения работать в парах. | 1. «Поменяйтесь местами» 2. «Интервью» 3. «Спина к спине» 4. «Хорошо или плохо» 5. «Позиция» | 1 |
Занятие 3. «Эмоциональное состояние» | Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей. | 1. «Понимание – залог успеха!» 2. «Наводка» 3. «Хорошее и плохое» 4. «Состояние моего соседа» 5. «Похвали себя» | 1 |
Занятие 4. «Я и группа» | Развитие умения конструктивно взаимодействовать друг с другом в парах и мини-группах. | 1. «Пусть встанут те…» 2. «Узелки» 3. «Пять добрых слов» 4. «Список черт характера» 5. «Последняя встреча» | 1 |
Занятие 5. «Общаемся без слов» | Развитие способности взаимодействовать с людьми помощью невербальных языковых средств. | 1. «Мне в тебе нравится» 2. «Есть контакт» 3. «Ромашка» 4. «Угадай состояние» 5. «Сообщение» | 1 |
Занятие 6. «Собеседники» | Развитие умения понимать партнера по общению. | 1. «Комфортная беседа» 2. «Отражение» 3. «Мое сильное переживание» 4. «Утешь друга» 5. «Бесплатные советы» | 1 |
Занятие 7. «Овладей эмоциями, пока они не овладели тобой!» | Развитие умения понимать и контролировать свое эмоциональное состояние и поведение. | 1. «Мусорная корзина» 2. «Найди свое место» 3. «Пушинка» 4. «Стакан» 5. «Прекрасный сад» | 1 |
Занятие 8. «Я общительный» | Развитие умения взаимодействовать с людьми и понимать их состояние. | 1. «Давайте поздороваемся» 2. «Какой он» 3. «Фигуры» 4. «Откровенно говоря» 5. «Телеграммы» | 1 |
Занятие 9. Заключительное | Создание условий для рефлексии участниками своих достижений на занятиях. | 1. «Мое настроение» 2. «Чемодан в дорогу» 3. «Письмо себе в 20…год» 4. «Обращение к группе» 5. «Спасибо, до свидания!» | 1 |
Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта и уровня агрессивности. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 блок программы
Занятие 1. Вводное
Цель: создание в группе атмосферы доверия и доброжелательности.
Подготовительная часть:
1. Приветствие. Представление ведущего. Знакомство с целями и формой проведения занятий.
2. Разработка правил поведения на занятиях совместно с участниками группы.
Основная часть:
1. Упражнение «Продолжи фразу»
Инструкция: сейчас по кругу я буду передавать фразу. Ваша задача, не задумываясь, продолжить ее. Пример: «Особенно мне нравится, когда люди окружающие меня… (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
2. Упражнение «Карусель»
Группа делится на две команды, образуя внешний и внутренний круг. Кто стоит во внешнем кругу, должны сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив его. Участники внутреннего круга должны поблагодарить за комплимент. Игра продолжается до тех пор, пока не обойдется весь круг. После этого участники должны поменяться местами.
3. Упражнение «Звезда»
Этап 1. Группа делится на пары, и в течение 5-10 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.
Этап 2. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.
Обратная связь: «Что чувствовал, когда тебя представляли?», «Какие испытывал трудности в процессе выполнения упражнения?».
4. Упражнение «Высокопарных слов не будем опасаться»
В начале тренинговой работы некоторая напряженность и закрытость участников— обычное явление. Если это упражнение проводить в полушуточной форме, то оно помогает участникам почувствовать себя более свободно и раскрепощение Важно и то, что в итоге все получают образную обратную связь, информацию о том, какое первое впечатление они производят на окружающих.
Для выполнения упражнения каждому участнику прикрепляется на спину лист бумаги, на котором другие участники будут делать разные надписи. По команде ведущего все должны начать свободно ходить по комнате и внимательно смотреть на своих коллег; как только у кого-то появляется фраза, ассоциирующаяся с одним из участников, он подходит к нему и записывает фразу на его листе бумаги.
На выполнение упражнения участникам дается10—15минут. За одну минуту до его завершения тренер просит участников поторопиться и написать фразы тем, кому они хотели это сделать, но не успели. Затем все снимают свои листочки и знакомятся с написанным. Обязательно нужно провести обсуждение: кто узнал себя в этих фразах, кому они кажутся совсем неподходящими, легко ли было придумывать ассоциации и т. д.
Второй раз это упражнение можно провести в последний день тренинга, затем сравнить, какое впечатление производили участники в начале работы, какое — в конце.
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 2. «Я и окружающие»
Цель: сплочение, развитие коммуникативных навыков.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение-активатор «Калейдоскоп».
Сейчас мы можем узнать друг друга немного лучше и даже найти единомышленников. Я буду задавать вопросы, как только вы найдете ответ, начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ.
Вопросы:
В каком месяце вы родились?
Какое ваше любимое блюдо?
Ваше любимое занятие в свободное время, хобби?
Вы скорее замкнуты или общительны?
В каком случае вы чувствуете себя способными на творчество: когда вы одни, с партнером или в группе?
Что вы лучше запоминаете: имена или лица?
Основная часть:
1. Упражнение «Мой напарник»
Дети разбиваются на пары. Им дается три минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Затем все садятся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике.
2. Тест-игра «С тобой приятно общаться»
«Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении». Для этого детям раздаются листочки для записи, на которых они пишут свое имя и фамилию. Листочек пускается по кругу и каждый проставляет соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске:
+2 - с тобой очень приятно общаться
+1 - ты не самый общительный человек
0 - не знаю, я мало с тобой общаюсь
-1 - с тобой иногда неприятно общаться
-2 - с тобой очень тяжело общаться
Когда лист вернется снова к своему владельцу, подсчитывается количество набранных балов.
Слова ведущего: «Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению».
3. Упражнение «Общий рассказ»
Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».
Игра может продолжаться не один круг, а заканчивается она на заторе мыслей или логическом завершении истории. Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Вам понравился получившийся рассказ?», «Можно ли сказать, что он про нашу группу?», «Кто из участников определял основные повороты сюжета?», «Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы?)».
Заключительная часть:
1. Упражнение «Комплимент».
Участники по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства всех членов группы.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 3. «Спокойствие, только спокойствие!»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение-активатор «Разожми кулак»
Упражнение проводится парами. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (без насилия!). По окончании ведущий выявляет, использовались ли несиловые методы вроде просьб, уговоров, хитрости. Участники в упражнении должны почувствовать, что действуя силой, в ответ получаешь еще более сильное сопротивление.
Основная часть:
1. Упражнение «Что мне мешает»
Это упражнение каждый делает для себя, оно не будет демонстрироваться на группу. Ведущий просит нарисовать участников то, от чего они хотят избавиться, на рисунке может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. На это дается время, после чего ведущий просит описать это словами (письменно). Затем участникам говорится, что они могут сделать со своим листочком всё что угодно, например, смять, разорвать, выбросить и. т. д. Обсуждение.
2. Упражнение «Заземление»
Тренер просит участников вспомнить ситуацию, вызывающую обиду, иные отрицательные эмоции. Представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от человека, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как через проводник, не причиняя никакого вреда, и вся спокойно уходит в землю. Обсуждение.
3. «Позитивная фантосмогория»
На первом этапе инструктор предлагает участникам выбрать не очень приятного человека в кругу и с закрытыми глазами, используя местоимение «Он» рассказать, о том, что в нем не нравится.
Вдох-выдох, открыть глаза. «Как вы себя чувствуете?». Далее ведущий просит найти человека самого приятного в кругу и так же рассказать о нем с закрытыми глазами. Вдох-выдох. «Как вы себя чувствуете?».
На третьем этапе участники становятся в круг, берутся за руки. Поднимают руки вверх и резко опускают их вниз со словами «Хватит». Обсуждение: «Как вы себя чувствуете?»
Заключительная часть:
1. Упражнение (релаксация) «Путешествие на голубую звезду»
Инструкция: «Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы...
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.
Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох – выдох, 3 раза. Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали... Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох, 3 раза. Xopoшо. Мы почти не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох – выдох, 2 раза.
Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Голубая Звезда... И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох – и выдох, 2 раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!
Выйдем из корабля... Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и ... чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и друзьями, со всеми людьми».
2. Рефлексия занятия.
Занятие 4. «Эмпатия»
Цель: познакомить учащихся с понятием эмпатии, провести упражнения для развития этой способности.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение-активатор «Настроение»
Давайте сейчас улыбнемся и скажем друг другу добрые приятные слова! А теперь расскажите, что чувствовали во время выполнения задания? Хотелось ли на улыбку в ответ улыбнуться?
Основная часть:
1. Знакомство с понятием «эмпатия».
2 Упражнение «Кенгуру»
Участники делятся на пары. Один из них – кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по Кругу, попрыгать вместе и т. д.
На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем – партнерами.
Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.
3. Упражнение «Толстое стекло»
Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о времени встречи в кино при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя
4. Упражнение «Строй»
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 5. «Мир эмоций»
Цель: развитие способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»
Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Основная часть:
1. Упражнение «Польза и вред эмоций»
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы. Каждая группа получает карточку, на которой записана эмоция. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с заданной эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и вред эмоции «ЛЮБВИ». Вторая группа рассматривает пользу и вред «ЛЕНИ»
2. Игра с мячом «Что звучит обидно?»
Ведущий бросает мяч по очереди каждому участнику и произносит по одной фразе, а все стараются запомнить, что при этом чувствовали. Фразы ведущего:
- ты всегда плохо работаешь
- ты никогда не делаешь домашнего задания
- ты каждый раз перебиваешь
- ты – лентяй
- ты никогда не здороваешься
- ты – глупый
При обсуждении ведущий задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?
3. Упражнение «Изобрази эмоцию»
Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.
При обсуждении обратной связи разбираются вопросы: «Что помогло в работе над упражнением?», «Что препятствовало его выполнению?».
Заключительная часть:
1. Упражнение «Подарок»
Каждый участник без слов, жестами, мимикой должен показать, какой подарок он "дарит" имениннику (це), она и все пробуют угадать, что это за подарок.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 6. «Невербальное общение»
Цель: знакомство учащихся с понятием невербального общения, развитие способности понимать других людей с помощью мимики и жестов.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение-активатор «Назови соседа справа»
Каждый участник по очереди называет своего соседа справа.
Основная часть:
1. Знакомство с понятием «невербальное общение».
2. Упражнение «Чего на свете не бывает».
Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.
Обратная связь: обсуждение чувств участников.
3. Упражнение «Мимика и жесты»
Процедура выполнения:
Педагогам предлагается передать какое-либо сообщение, используя только невербальные формы общения. Варианты игры:
- только при помощи рук показать родителям, как вёл себя сегодня их ребёнок;
- то при помощи мимики (жестов);
- то же при помощи мимики, жестов и позы.
Анализ упражнения:
1) Часто ли вы используете мимику и жесты в общении с родителями?
2) Оказывают ли влияние ваши мимика и жесты на установление доброжелательных отношений с родителями?
3) Можете ли вы определить состояние родителей по их мимике и жестам?
4. Упражнение «Передай чувство мимикой»
Инструкция: На доске написана фраза. У вас на карточке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить, что за чувство.
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 7. «Контроль эмоций»
Цель: развитие способности контролировать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение-активатор «Огонь, вода, земля»
Участники становятся в круг. Ведущий: «Когда я говорю «огонь!», вы поднимаете руки вверх, когда я говорю «вода!», вы подпрыгиваете, когда я говорю «земля!» вы садитесь на корточки».
Основная часть:
1. Упражнение «Передача эмоций»
Участники игры рассаживаются в круг. Первому предлагается вызвать в себе максимум отрицательных эмоций, и, называя их, перебросить мяч другому частнику, постаравшись вложить максимум темперамента. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч переходит в благодушное настроение и делится своим хорошим настроением с другим участником, перебрасывая ему мяч и подбирая самые нежные и теплые слова. До тех пор, пока цепь положительных эмоций не иссякнет. Обсуждение.
2. Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»
Направлено на формирование адекватных реакций в различных ситуациях.
Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной
ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого
участника используется только одна ситуация.
Ситуации:
- друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;
- ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые
мешают работать;
- вас кто-то очень обидел.
3. «Передача чувств»
Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый человек поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.), второй человек должен передать следующему это же чувство, и т. д. У последнего спрашивают какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
4. Упражнение «Самоконтроль внешнего выражения эмоций»
Инструкция: подросток вспоминает конкретную ситуацию, в которой он испытывал сильное эмоциональное напряжение, свое состояние (позу, мимику, жесты) и мысленно воспроизводит его.
Задает себе вопросы самоконтроля:
- Как выглядит мое лицо?
- Не скован (а) ли я?
- Не сжаты ли мои зубы?
- Как я сижу?
- Как я дышу?
Если эти признаки выявлены, необходимо:
1) Произвольно расслабить мимические мышцы, для чего используются следующие формулы:
2) Мышцы лица расслаблены.
3) Брови свободно разведены.
4) Лоб разглажен.
5) Расслаблены мышцы челюстей.
6) Расслаблены мышцы рта.
7) Расслаблен язык, расслаблены крылья носа.
8) Все лицо спокойно и расслаблено.
9) Удобно сесть, встать.
10) Сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, чтобы восстановить учащенное дыхание.
11) Установить спокойный ритм дыхания.
Заключительная часть. Ребенку предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце упражнения. Проводится обсуждение, какие еще известны способы произвольно регулировать свое состояние. Подросток заканчивают предложение «В напряженной ситуации я сделаю..., так как это поможет...».
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 8. «Я тебя понимаю»
Цель: развитие коммуникативных навыков и умения понимать партнера по общению.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Вводное слово ведущего.
Основная часть:
1. Упражнение «Эффективное взаимодействие»
Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго — уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг — упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.
Обсуждение:
1) Когда было легче просить предмет?
2) Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?
3) Какие слова или действия побудили вас к этому?
2. Упражнение «Повтори за мной»
Участники делятся на пары. Слова ведущего: «пусть каждая пара займет удобное место так, чтобы не мешать никому. Встаньте друг против друга. Договоритесь, кто будет начинать задание, а кто его продолжит. Итак, сейчас тот, кто начинает, будет делать различные движения головой, глазами, всем телом. Второму участнику необходимо с максимальной точностью повторять движения партнера. Через некоторое время по моему сигналу партнеры поменяются ролями».
Упражнение дает возможность участникам лучше почувствовать друг друга, осознать условия, улучшающие установление контакта, дает возможность поставить себя на место другого человека.
3. Упражнение «Нападающий и защищающийся»
Участники группы делятся на пары. Один участник играет роль нападающего, а другой – защищающегося. Они ведут диалог. Нападающий чувствует свое превосходство. Он указывает, ругает, критикует, требует, говорит громко. Защищающийся постоянно извиняется и оправдывается, говорит, как будто хочет угодить, старается говорить вкрадчиво, тихо, то есть «защищается». Через 5-7 минут участники меняются ролями. Важно постараться полностью испытать власть, авторитет «нападающего» и пассивность «защищающегося».
В конце упражнения участники делятся своими впечатлениями, как они себя чувствовали в заданных ролях. Сыгранные роли сравниваются с действиями в реальной жизни, какая роль была более по душе, а какой роли было трудно следовать.
4. Упражнение «Рукавички»
Содержание: Тренер делает заготовки: вырезает из бумаги рукавички, количество их пар должно соответствовать количеству пар участников игры. Ведущий выдает всем играющим по одной рукавичке. Каждый должен найти пару. Затем пара отходит в сторону и без слов, используя три карандаша разного цвета, как можно быстрее раскрашивает совершенно одинаково свои рукавички. Примечание Ведущий наблюдает за тем, как организуют совместную работу пары, как они делят карандаши, как при этом договариваются, удается ли им договориться без помощи слов.
Обсуждение: Во время обсуждения каждый участник рассказывает в кругу о том, что помогло ему лично найти пару, как удалось договориться с партнером.
Заключительная часть:
1. Упражнение «Пожелания»
Слова ведущего: «Завершим сегодняшнюю работу высказываниями пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово». Ведущий начинает с себя и дальше по кругу каждый говорит пожелание. Данное упражнение позволяет позитивно настроиться на предстоящий день и получит обратную связь от группы.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 9. Заключительное
Цель: создание условий для рефлексии участниками своих достижений на занятиях.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Вводное слово ведущего.
Основная часть:
1. Упражнение «Передай энергию»
Участники молча сидят или стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Ведущий посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Участники передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом игроков и «энергетизируя» группу.
Примечание: Упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников
через тактильный контакт.
2. Упражнение «Высокопарных слов не будем опасаться»
Для выполнения упражнения каждому участнику прикрепляется на спину лист бумаги, на котором другие участники будут делать разные надписи. По команде ведущего все должны начать свободно ходить по комнате и внимательно смотреть на своих коллег; как только у кого-то появляется фраза, ассоциирующаяся с одним из участников, он подходит к нему и записывает фразу на его листе бумаги. Фразы могут быть высокопарными, но ни в коем случае не должны быть обидными или двусмысленными.
На выполнение упражнения участникам дается10—15минут. За одну минуту до его завершения тренер просит участников поторопиться и написать фразы тем, кому они хотели это сделать, но не успели. Затем все снимают свои листочки и знакомятся с написанным. Обязательно нужно провести обсуждение: кто узнал себя в этих фразах, кому они кажутся совсем неподходящими, легко ли было придумывать ассоциации и т. д. Сравнение: какое впечатление производили участники в начале работы, какое — в конце.
3. Упражнение «Изменения»
Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.
Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.
Время: 10 минут.
Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых – облегчить нашу жизнь. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет для себя в ближайшую неделю после тренинга».
Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.
Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.
Заключительная часть:
1. Упражнение-рефлексия «Какой был тренинг»
Упражнение помогает участникам вспомнить то, что происходило на тренинге, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить тренинг живой, активной, запоминающейся манере.
Необходимые материалы: планшетки, бумага формата А4, карандаши.
Описание. Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и планшетку и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному тренингу. Например, активный, информативный и т.д.
После чего они зачитывают полученный список прилагательных.
Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой тренинга.
2 блок программы
Занятие 1. Вводное
Цель: создание в группе атмосферы доверия и доброжелательности.
Подготовительная часть:
1. Приветствие. Знакомство с целями и формой проведения занятий.
2. Вводное слово ведущего.
Основная часть:
1. Упражнение «Кенгуру»
Эта веселая разминка очень хорошо снимает напряжение, позволяет участникам чувствовать себя более свободно и открыто.
Ведущий предлагает одному участнику, желательно обладающему артистическими способностями, выйти за дверь и там дает ему инструкцию: участник должен перед группой изображать кенгуру до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кого он изображает. Группе же ведущий говорит, что сейчас участник будет показывать кенгуру, а им нужно в течение пяти минут делать вид, что пытаются отгадать, кого он изображает, но при этом называть любых животных, кроме кенгуру.
2. Упражнение «Подчинение инструкциям»
В этом упражнении важно, чтобы вся группа мчала делать его одновременно, поэтому его следует использовать в том случае, когда вся группа уже в сборе. Упражнение, как правило, вызывает бурную эмоциональную реакцию и позволяет взбодрить приунывшую ил подуставшую группу. Слова ведущего: «Умеете ли вы четко следовать инструкции? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
1) До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2) Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3) Обведите ваше имя.
4) В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5) В каждом квадрате поставьте крестик.
6) Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7) Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8) Шепотом назовите номер, который вы написали.
9) Обведите этот номер.
10) Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11) Обведите этот знак треугольником.
12) Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от10 до 1.
13) Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении №4.
14) В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленьких дырочки.
15) Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
3. Упражнение «Пастух Павел плясал польку»
Задача участников в этом упражнении — за несколько минут сочинить небольшой рассказ, в котором все слова начинались бы на одну и ту же букву. Рассказ может состоять из пяти-семи фраз.
После того как рассказы написаны, их можно зачитать в кругу. Прочитать можно все работы, если группа небольшая, или избирательно, если группа достаточно велика или не все чувствуют себя уверенно в индивидуальных творческих заданиях.
Как правило, рассказы участников оказываются различными и по жанру, и по тематике, и это позволяет сделать акцент на том, что даже одинаковые вводные совершенно по-разному воплощаются разными людьми, и это может, как обогатить их взаимодействие, так и вызвать недопонимание между ними.
4. Упражнение «Печатная машинка»
Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий.
Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 2. «Я тебя слушаю»
Цель: развитие способности к активному слушанию и развитие умения работать в парах.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Игра «Поменяйтесь местами»
Участники садятся по кругу, ведущий в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет: «Пересядьте все те, у кого есть братья», - и все у кого есть братья должны поменяться местами, а тот, кто стоит в центре круга, должен постараться занять одно из мест. Кто остался в центре круга продолжает игру.
Игра позволяет побольше узнать друг о друге, снижает напряжение, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
Основная часть:
1. Упражнение «Интервью»
Участники разбиваются на пары и в течение 5 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше, и меняются ролями. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга, рассказывая от имени своего собеседника.
2. Упражнение «Спина к спине»
Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача — вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
Обсуждение: Дети делятся своими ощущениями.
- Легко ли было вести разговор?
- В чем были трудности?
- Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
Можно повторить упражнение еще с одной парой участников.
3. Упражнение «Хорошо или плохо»
Ведущий выбирает какое-нибудь качество. Это может быть качество, которое называлось чаще других на занятии, или спросить у группы, какое качество будем обсуждать. По кругу каждый участник высказывает свое мнение о данном качестве. При этом первый участник свое высказывание начинает со слов «хорошо быть (выбранное качество), потому что…», а следующий участник начинает со слов «плохо быть (выбранное качество), потому что…» и так далее.
Упражнение помогает найти позитивные и негативные стороны качеств личности, присущих участникам, привлекает к активному обсуждению и поддержке друг друга.
Заключительная часть:
1. Упражнение «Позиция»
Участники образуют два круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу (пара предложений), начиная с фразы «Я вижу тебя», «Я хочу тебе сказать», «Мне нравится в тебе». Круг смещается на одного человека и т.д.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 3. «Эмоциональное состояние»
Цель: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и состояние других людей.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Вводное слово ведущего.
Основная часть:
1. Упражнение «Понимание - залог успеха!»
Инструкция: «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хотели побудить другого человека на какие-то действия, например, вы обращаетесь к однокласснику с просьбой объяснить вам новую тему или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»
Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию: «Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно 10 минут».
После того, как все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы по 4 – 5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1 – 2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».
После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.
Обычно участники группы называют следующие моменты:
• удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;
• был установлен хороший эмоциональный контакт;
• помогает уверенность в себе, которая, в частности, проявляется в тональности разговора;
• открытость;
• четкое изложение причин побуждения.
2. Упражнение «Наводка»
Участники разбиваются на две команды, каждая команда придумывает несколько слов, которые записывает на отдельных листочках бумаги, затем из чужой команды выбирают человека, которому дают прочитать «слово» и он должен жестами объяснить своей команде, что это за слово, а команда должна угадать это слово, затем выбирается другой человек из чужой команды, который «показывает» новое слово. Сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадывала слова.
3. Упражнение «Хорошее и плохое»
Упражнение лучше выполнять под соответствующую музыку. Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабится и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они им помогали. Затем просит подумать об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.
Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помогли чем-либо. Обсуждение.
4. Упражнение «Состояние моего соседа»
Участники садятся по кругу. Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим» или «Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д. После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким образом вы определили состояние своего соседа?» или более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».
Заключительная часть:
1. Упражнение «Похвали себя»
Участники сидят в общем кругу и получают инструкцию: «Продумайте и запишите:
1) Что нового вы узнали в процессе занятий?;
2) В чем преодолели себя?;
3) Какую новую форму поведения опробовали?;
4) Какие новые эмоции испытали?;
5) Что уже готовы перенести в новую жизнь?».
Затем они по очереди хвалятся своими достижениями и успехами.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 4. «Я и группа»
Цель: развитие умения конструктивно взаимодействовать друг с другом в парах и мини-группах.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение «Пусть встанут те…»
Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т.д.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»
Основная часть:
1. Упражнение «Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
2. Упражнение «Пять добрых слов»
Участники разбиваются на подгруппы по пять человек.
Слова ведущего: «Каждый из Вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученной чужой «ладошки» вы пишите какое-нибудь положительное, на ваш взгляд, качество его обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются. Затем проводится обсуждение.
Вопросы для осуждения:
Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «ладошке»?
Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
3. Упражнение «Список черт характера»
Участники разбиваются на две команды, каждая из которых должна за 5 минут написать больше черт характера. Составленные списки сравниваются, при этом ведущий уточняет, что команды подразумевали под теми или иными чертами характера. Он поясняет, что в характере каждого человека могут одновременно присутствовать самые различные черты, и предлагает составить условный список черт характера класса.
Учащиеся по кругу завершают фразы «Я хочу, чтобы в моем характере были такие черты...» и «Я хочу, чтобы в моем характере не было таких черт...».
Заключительная часть:
1. Упражнение «Последняя встреча»
Ведущий: «Представьте себе, что занятие уже закончилось, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотели поблагодарить кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь»».
2. Рефлексия занятия.
Занятие 5. «Общаемся без слов»
Цель: развитие способности взаимодействовать с людьми помощью невербальных языковых средств.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение «Мне в тебе нравится»
Ведущий задумывает какое-то качество, которое ему правится в подростке и прикасается к нему, пытаясь таким образом передать надуманное качество. Подросток должен угадать, какие качества задуманы (можно привлечь к угадыванию всю группу). Затем водящими становятся сами подростки. При последующих выполнениях задуманные качества можно передавать взглядом.
Основная часть:
1. Упражнение «Есть контакт»
Все участники располагаются большим полукругом.
Инструкция: "Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия".
После того, как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.
2. Упражнение «Ромашка»
Инструкция: ставится 5 – 6 стульев в центре и 5 – 6 стульев во внешнем круге – «лепестки». Участники рассаживаются по стульям.
Задание 1 – смотреть в глаза другу, не отводить глаз в течение минуты. Затем участники-«лепестки» меняются местами.
Задание 2 – участники говорят друг другу: «что я вижу в тебе?» (одежду, прическу, улыбку и т. п.). «Лепестки» меняются местами.
Задание 3 – участники попарно пытаются догадаться и рассказать друг другу: «каким ты был в детстве?» и ответить, насколько верна догадка. «Лепестки» меняются местами.
Задание 4 – участники попарно пытаются ответить «что между нами общего?»
Задание 5 – участники пытаются определить «чем мы отличаемся друг от друга: в интересах, характере, поведении и т. п.».
3. Упражнение «Угадай состояние»
Инструкция: «Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».
Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями. Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер. Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:
• участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;
• участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
• участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.
Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех. Если же подгруппы правильно идентифицируют предложенные им изображения эмоциональных состояний или чувств, то тренер может задать группе вопрос: «По каким признакам вы определили состояние или чувство?». Ответ на этот вопрос позволяет выявить (перечислить) те конкретные проявления невербального поведения человека, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.
4. Упражнение «Сообщение»
Участники разбиваются по парам, каждый должен без слов, жестами сообщить своему напарнику какое-то сообщение, а он должен понять и рассказать в чем смысл сообщения. Затем меняются ролями.
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 6. «Собеседники»
Цель: развитие умения понимать партнера по общению.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Вводное слово ведущего
Основная часть:
1. «Комфортная беседа»
Группа садится по кругу. Инструкция: «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».
Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу. При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
2. Упражнение «Отражение»
Участники группы стоят по кругу. «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, по пять это состояние». После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.
3. Упражнение «Мое сильное переживание»
Упражнение направлено на развитие навыков вербализации состояний, дает возможность получать дополнительные представления о субъективных особенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы. Упражнение проводится в тройках. Состав троек определяют сами участники по критерию наилучшего знания партнеров. Слова ведущего: «В опыте каждого из нас есть ситуации, которые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. Вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли „вчувствоваться" в него».
4. Упражнение «Утешь друга»
Все участники садятся по кругу. Работа в парах. Сядьте так, чтобы каждой паре было удобно работать. Решите сами, кто из вас начнет выполнять упражнение. Начинающий примет вид грустного, чем-то расстроенного человека. Попытайтесь найти средства для того, чтобы войти в это состояние. Напарник должен, используя различные средства, изменить состояние грустного участника в позитивную сторону, вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физическому контакту. Когда вы справитесь с задачей, поменяйтесь ролями».
Заключительная часть:
1. Упражнение «Бесплатные советы»
По кругу идут листочки с именем участников, каждый пишет его обладателю какой-то совет относительно того, что на тренинге было.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 7. «Овладей эмоциями пока они не овладели тобой!»
Цель: Развитие умения понимать и контролировать свое эмоциональное состояние и поведение.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Упражнение «Мусорная корзина»
Ведущий раздает участникам листочки и (если необходимо) ручки, в центр круга ставится мусорная корзина. Ведущий обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину. Ведущий опрашивает добровольцев: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки. В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).
Основная часть:
1. Упражнение: «Найди свое место».
Участники тренинга получают карточки с названием животных. Не показывая карточку другим, а, только имитируя голос животного, надо встать в одну шеренгу по росту, данного животного.
Вывод: Вот так и в жизни бывает, что разговариваем на одном языке, а иногда не понимаем друг друга, что кому-то нужна помощь.
2. Игра «Пушинка»
Еще один из способов управления гневом и тревогой – это сесть в удобную позу, закрыть глаза, глубоко вдыхать и выдыхать, прислушиваясь только к своему дыханию. Такой способ помогает расслабиться, настроиться на мирный лад. Задание, позволяющее освоить этот способ саморегуляции, – «Пушинка». Играют две команды. От каждой команды вызывается один участник, задача которого – дуть на пушинку из ваты так, чтобы она как можно дольше не упала. Конкурс желательно провести несколько раз, чтобы большинство ребят приняло участие.
3. Упражнение «Стакан»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.
Обсуждение:
- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?
- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?
Заключение. Все это – вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?
4. Упражнение: «Прекрасный сад»
Ведущий под спокойную музыку, предлагает участникам тренинга закрыть глаза, спокойно посидеть и представить себя цветком. Каким бы он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы. Яркий или не очень.
Затем ребятам предлагается нарисовать этот цветок, вырезать и прикрепить на общий плакат – поляну.
Вывод: «Полюбуйтесь на «прекрасный сад». Заметьте, всем хватило места, и каждый занял только свое место, которое выбрал сам. Всем цветам нужно солнце и внимание. Все мы разные, но нам всем хватит места под солнцем, для того, чтобы учиться, получить специальность, работать, создать семью, но для этого нужна цель и ваше желание.
Заключительная часть:
1. Заключительное слово ведущего.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 8. «Я общительный»
Цель: развитие умения взаимодействовать с людьми и понимать их состояние.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Вводное слово ведущего.
Основная часть:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Содержание: Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих. Варианты сигналов ведущего:
Хлопок в ладоши – надо пожать руку всем возможным партнерам;
Звонок колокольчика – погладить по спине партнера;
Звук свистка – поздороваться «спинками».
2. Упражнение «Какой он»
Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.
3. Упражнение «Фигуры»
По очереди в парах один участник объясняет, что нужно рисовать, другой получает информацию, уточняет и рисует.
Опрос. « Что было легче - объяснять или рисовать? Какие трудности возникали, как справлялись?»
4. Упражнение «Откровенно говоря»
«Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом. Пред вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу. Начало которой написано на ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным».
Заключительная часть:
1. Упражнение «Телеграммы»
Ведущий раздаёт участникам группы по набору «бланков телеграмм» - листков с именами всех участников группы, и просит написать самое хорошее, что каждый участник узнал о других подростках и о себе самом. Ведущий собирает телеграммы. Потом раздаёт их адресатам.
2. Рефлексия занятия.
Занятие 9. Заключительное
Цель: создание условий для рефлексии участниками своих достижений на занятиях.
Подготовительная часть:
1. Приветствие.
2. Вводное слово ведущего.
Основная часть:
1. Упражнение «Мое настроение»
Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения – презентации рисунков и рассказы о них.
2. Упражнение «Чемодан в дорогу»
«Наша работа в группе подошла к концу. Мы провели много время вместе и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из вас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем: мы возьмем одно качество, которое нам нравится из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов». Завершение: учащимся предлагается сравнить свое состояние в начале и в конце занятий. Проводится обсуждение, что нового и интересного я узнал на занятиях? Как это мне поможет в жизни?
3. Упражнение «Письмо себе в 20…год»
Слова ведущего: «Мы напишем себе письмо, которое запечатаем и откроем в 20… году. Напишите себе о том, что вас интересует, что вы думаете о себе в будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас. Что вы хотите пожелать себе в будущем».
Заключительная часть:
1. Упражнение-рефлексия «Обращение к группе»
Каждый из членов группы обращается ко всей группе с любыми словами, которые он хотел бы сказать всем.
2. Упражнение «Спасибо, до свидания!»
Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания!».