Мастер-класс "Использование методики "Дом" в консультировании с родителями
Стрессоустойчивый ребенок — это, прежде всего стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже — предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему. Такое состояние не сказка и не чудо. Оно осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом.
Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счет поддержки и веры в ребенка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.
Обеспечение родителями благополучия и безопасности психического состояния ребенка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_ispolzovanie_metodiki_dom_na_konsultatsii_s_roditelyami.docx | 110.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование Методики «ДОМ» в консультировании родителей».
Николаева Т.А.
педагог-психолог МБОУ «СШ №10»
Стрессоустойчивый ребенок — это, прежде всего стабильный в поведении, уравновешенный, можно сказать даже — предсказуемый. Он всегда «здесь и сейчас» в контексте событий, к нему всегда можно обратиться. То есть он готов ко всему происходящему. Такое состояние не сказка и не чудо. Оно осознанно формируется взрослыми в двух направлениях: психологическом и биологическом.
Это формирование эффективных жизненных стратегий, навыков, мировоззрения, за счет поддержки и веры в ребенка. Это также здоровый образ жизни, сбалансированное питание, хороший сон, что поддерживает хороший иммунитет и хороший обмен веществ, а без хорошей работы организма никакой стресс не пережить.
Обеспечение родителями благополучия и безопасности психического состояния ребенка – важнейшее условие профилактики неврозов и депрессивных расстройств у детей.
В детско-родительских отношениях имеет значение одна очень интересная тема: «Потребности».
От степени удовлетворения потребностей зависит практически все – и здоровье и настроение и уверенность человека в себе и способность любить, уважать и даже успешность ребенка в жизни. От степени удовлетворения потребностей ребенка зависит прочность связи с родителями.
Методика «Дом»(автор Роман Гриценко, психолог г. Ростов на Дону)помогает определить степень удовлетворения базовых потребностей ребенка в семье.
Сейчас мы более детально исследуем эту тему, чтобы понять, какие потребности для ребенка остаются наиболее актуальными и в какой степени они выражены. Родителям это в свою очередь может помочь скорректировать стиль воспитания и понять, в чем нуждается изребенок больше всего.
1. Прочитайте описание каждой потребности
ПОТРЕБНОСТЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Самоактуализация | Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении) |
Уважение | Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов,высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение. |
Потребность в любви и принадлежности | Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими. |
Безопасность | Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач. |
Физиологические потребности | Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте |
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.
2. Сверьтесь с собой и отметьте, в какой степени, по – вашему мнению, выражено значение по каждой шкале (в соответствии с таблицей описания потребностей), где 0 – самый низкий уровень, 10- самый высокий.
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Физиологические потребности
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Безопасность
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Потребность в любви и
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)принадлежности
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Уважение
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----| Самоактуализация
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (100%)
3. Образ Дома
Подумайте о том, чего хочется от отношений с детьми, о том, какими вы хотите видеть отношения сейчас, о стабильности, о вашем спокойствии, об уверенности в себе как в хорошем родителе.
И возьмите для сравнения метафору дома, образ дома: фундамент, стены, крыша.
Вопросы. С чем ассоциируется у вас образ дома? Какие мысли приходят к вам, когда вы представляете его в своих мыслях?
Ассоциации: тепло, радость, позитив, защита, прочность, твердость, надежность, устойчивость, основательность, безопасность, комфорт, уют, уверенность.
Так вот эту метафору, мы сейчас применим к вашим детско-родительским отношениям и посмотрим, на сколько прочным является ваш дом.
4. Схема. Перенесите ваши значения по каждой отдельной шкале на предложенную схему и соедините точки – прямыми линиями. Посмотрите, что получилось.
Самоактуализация
10
|
9
|
8
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10
Любовь Уважение
10-----9-----8-----7-----6-----5-----4-----3-----2-----1----- 0 -----1-----2-----3-----4-----5-----6-----7-----8-----9-----10
Безопасность Физиологические
потребности
5. Анализ состояния дома и «западающих» зон.
Фундамент: физиологические потребности и безопасность
Фундамент является основой для дома. По сути, от него зависит прочность и устойчивость вашего дома. Посмотрите, на каком значении они находятся? И если не на 10-ке, то поставьте стрелочку вбок – это направление развития.
Стены: любовь и уважение. Если с фундаментом все в порядке, а стены шаткие, то хорошей крыши не получится. Обозначьте стрелками направления развития.
Крыша:Самоактуализация. От крыши зависит безопасность и уют в доме. Осадки падают сверху и от того, на сколько прочная крыша, зависит сколько дом простоит. Если крыша плоская, то на ней будут постоянно задерживаться осадки, а это значит, что она может протечь, если она протекает, тогда это отражается на состоянии всего дома. И наоборот, если крыша прочная, то это добавляет устойчивости и защищенности всему дому.
ИДЕАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
РЕАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
Вывод. Пока не укреплен фундамент – нет смысла строить стены. А пока не возведены стены – нет смысла ставить крышу. Мы помним, что образ дома символизирует прочность ваших детско-родительских отношений. Оцените ваши зоны развития. Укрепив дом, вы укрепите отношения с ребенком.
КАКОЙ ДОМ ВЫ САМИ ХОТЕЛИ БЫ ПОСТРОИТЬ В ОТНОШЕНИЯХ С РЕБЕНКОМ?
Исходя из этого опыта, вы теперь можете составить список того, что нужно делать родителям, чтобы укрепить дом с каждой стороныи улучшить отношения и взаимопонимание в семье.
ПОТРЕБНОСТЬ | ХАРАКТЕРИСТИКА | СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ |
Самоактуализация | Потребность развить и реализовать свой потенциал полностью (реализация своих целей, способностей, потребность в личностном росте, самовыражении) | 1. Научите ребенка решать свои проблемы самостоятельно. Не решайте проблемы за него. Спросите себя: «Что я сейчас делаю такого для моего ребенка, что он может сделать сам?» Научите его защищаться самого. Например, если его дразнят, не защищайте его. 2. Советуйтесь с ним. 3. Пусть он научит вас чему-нибудь. 4. Доверьте ему сделать какое-то важное дело. 5. Поддержите его ведущую роль в каком-нибудь деле. К примеру, пусть Ваш ребенок возьмет на себя руководство в уборке комнаты или приготовлении пищи.
7. Отмечайте то, что Ваш ребенок делает хорошо, не заостряйте внимание на негативных сторонах его поступков. 8. Научите его испытывать радость от его достижений и успехов, порадуйтесь вместе с ним. 9. Замечайте малейшие успехи вашего ребенка и говорить об этом ему 10. Учите ребенка выражать свои чувства, не причиняя никому боли (обсуждать).
Подбадривайте, но не спасайте.
|
Уважение | Потребность ощущать себя ценимым другими, уважение со стороны родителей и ближайшего окружения. Признание достижений и успехов,высокая оценка, одобрение. Уважение другими, формирует в ребенке самоуважение. | 1. Дайте понять ребенку, что ошибка – это не катастрофа, а препятствие, которое можно преодолеть и получить полезный опыт. 2. Спросите его, как нужно поступить в следующий раз, чтобы не повторить ошибки. Поделитесь с ним своим мнением. 3. Покажите свой пример решения и предупреждения ошибки на деле. 4. Если вы отсчитываете его за недостатки и допущенные ошибки, тогда чтобы был баланс, назовите его хорошие качества и сильные стороны характера, которые ему помогут справиться с собственным негативным поведением. 5. Относитесь к ребенку уважительно, к примеру, стучитесь в дверь перед тем, как войти в его комнату, и не поучайте его в присутствии друзей. 6. Оставляйте право выбора, не приказывайте 7. Добивайтесь обоюдного согласия. Переговоры двух победителей (взаимные договоренности). 8. Напишите примирительное письмо
13. Советуйтесь с вашим ребенком. 14. Поговорите с ребенком и расскажите о том, как себя чувствуете – к примеру, как вам плохо, когда подобное происходит. 15. Если вы были не правы, то признайте свою ошибку и извинитесь перед ребенком. |
Потребность в любви и принадлежности | Потребность в здоровых, теплых и любящих отношениях с родителями, близкими. | 1. Предложите вашему ребенку-подростку 100% позитивного внимания, не думая о том, что нужно приготовить ужин, проверить уроки и т.д. (каждый день, по 15 минут) 2. Сопереживайте, но не жалейте. Жалея ребенка, мы поощряем его, жалеть самого себя. Сопереживание – это способность понять чувства другого человека, мотивы его поступков и умение поставить себя на чье-то место. 3. Уделяйте ему время не только тогда, когда он начинает вести себя плохо. Решите для себя, что в течение дня (или по вечерам) вы будете уделять ребенку 15 минут своего неформального внимания 4. Введите ритуал совместного семейного ужина. 5. Обеспечьте ребенку безусловное внимание - проводите время вместе за играми, прогулками, выездами за город, походами в кино, зоопарк и т.д. 6. Восстановите отношения и спросите его – что для этого нужно (порою сам этот вопрос вызывает выплеск эмоций и прощение). |
Безопасность | Потребность в защищенности от опасности, нападения, угрозы. Чувство уверенности, избавление от страха и неудач. | 1. Не вымещайте свою обиду. Возьмите время «остыть»,потом решайте вопрос. Не наказывайте под влиянием эмоций 2. Воздерживайтесь от наказаний, оскорблений. 3. Разъясните ребенку мотивы своего поведения, наказания
|
Физиологические потребности | Потребность в кислороде, воде, пище, физическом здоровье и комфорте | Технические условия в доме |