Причины возникновения и пути решения конфликтов в диаде преподаватель-студент
Предварительный просмотр:
Причины возникновения и пути решения
конфликтов в диаде преподаватель-студент
Автор:
Юстюженкова Инесса Геннадьевна, преподаватель дисциплин
СанктПетербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия управления городской средой, градостроительства и печати»
Пожалуй, самым распространенным является - конфликт поколений. А если его рассматривать с позиции студенческой жизни, то к возрастным различиям прибавляются еще и статусные – преподаватель-студент. Различное понимание событий и их причин тем и объясняется, что конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному. существует определенная этика взаимоотношений между преподавателем и студентом.
Специфика конфликтов типа «преподаватель - студент» и «студент - преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель - ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».
Конфликты между преподавателем и студентом, наряду с общими характеристиками, имеют свои особенности. Прежде всего, это асимметрия ролей. Она, по мнению многих ученых, сама по себе уже является конфликтогенным фактором. Далее, это может быть принадлежность преподавателя и студента к разным культурам и субкультурам; психофизиологические особенности.
Преподаватели объясняют низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении следующими причинами: иждивенческое отношение к учебе со стороны студентов, лень, нежелание учиться; слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие у студентов самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и культуры; отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии; завышенная самооценка и завышенные ожидания, ценности, присущие разным возрастам; сильное психическое напряжение.
Основная часть конфликтов, которая наблюдается между студентами и профессионалами, может делиться по группам:
- дисциплинарного характера – предполагают нарушение учащимися действующих правил учебного процесса;
- дидактические группы – обычно это недовольство учащихся полученными оценками;
- ситуации методического характера – студенты проявляют недовольство изложением материала, сложным языком, непонятным стилем подачи;
- ситуации, вызванные особенностями личности и ее поведения.
Основной причиной возникновения конфликтов является слабая адаптация к образовательной среде.
После окончании школы кардинально изменяется образ жизни. Возникают трудности из-за недостатка времени и самостоятельного освоения учебного материала. Одной из составляющих в достижении успеха в процессе учёбы является самоорганизация, способность налаживать контакты в новом коллективе. Любые трудности влекут за собой возникновение стрессовых ситуаций, большая часть студентов считает, что им необходима помощь в адаптации к студенческой среде.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».
Конфликт в педагогической деятельности в большинстве случаев проявляется как стремление преподавателя утвердить свою позицию и как протест студента против неправильной оценки его деятельности или несправедливого наказания.
Конфликт возникает не сразу, началом его бывает инцидент, недоразумения, когда еще нет открытого противостояния, имеющиеся только недовольство, несдержанность студентов. Но это нельзя обходить вниманием, ибо нередко студенты трактуют такую ситуацию как конфликт. Если преподаватель не осознает этого и вовремя не внесет корректив в ситуацию, она может приобрести деструктивного характера. Должным образом продуманы, деликатные превентивные действия снимают напряжение, открывают простор для положительных эмоций. Часто бывает эффективным компромисс, взаимный анализ ситуации.
Взаимоотношения преподавателя и студентов основаны на чувствах симпатии или антипатии, взаимопонимания или непонимания. Обычно приняты два условия, обеспечивающие успешность взаимодействия: доверие студента к преподавателю и духовное влечение к нему. Доверительный характер взаимоотношений складывается, как правило, не стихийно - его нужно формировать, завоевывать.
Студенты с тяжелыми чертами характера (возбудимостью, обидчивостью, чрезмерным стремлением к самоутверждению, требуют повышенного внимания к себе. Поэтому демонстрация преподавателем миролюбивых намерений является эффективным средством погашения конфликта.
Преподаватель должен иметь позитивную установку на каждую предстоящую встречу со студентами, как бы сложно ни протекали таковые в прошлом.
Ему важно постоянно обновлять арсенал приемов, методов, а также содержание сотрудничества с обучающимися для реализации поставленных педагогических целей; применять филигранную технику вербального и невербального взаимодействия со студентами.
Речевое, мимическое и пантомимическое действие следует выполнять технически точно для адекватного его восприятия молодыми людьми во избежание деформации в отношениях между участниками педагогического процесса и для полноценного усвоения последними излагаемого учебного материала.
И всё же, как быть, если конфликт есть? Не сошлись характерами с преподавателем, поспорили, посчитали несправедливой оценку.
В разрешении конфликтной ситуации всегда больше заинтересован студент. Наиболее простой и желательный способ при открытом конфликте - просто извиниться. Адекватный человек поймёт, тем более, что в длительной преподавательской деятельности чего только не случается, столкновение мнений и характеров - привычный процесс. Житейский опыт студента, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у преподавателя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях со студентами без негативных эмоций.
Чтобы примирительный диалог начался правильно и принес результаты, педагогу нужно оставаться в своей профессиональной позиции: не переходить на личности, не срываться на крик, не давить, не впадать в обиду. Важно также не реагировать на провокации и не выделять студента негативным образом.
Используемая литература:
- Вербицкий, А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакшаева. М., 2000. С. 79.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2009 – 348с
- Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. 320 с.