Программа "Профилактика асоциального поведения подростков"

Программа направлена на профилактику асоциального поведения подростков, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработку позитивных жизненных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11»

ПРОГРАММА

«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

составитель:    

                                                                    Влазнева Ирина Петровна

педагог-психолог

        МБОУ «СШ №11»

   

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     В подростковый период у обучающихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности.

     В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет, возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:

  • в качестве средства достижения значимой цели;
  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:

  • недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
  • отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
  • повышенная эмоциональная возбудимость;
  • импульсивность, двигательная и вербальная активность;
  •  повышенная внушаемость и подражательность;
  • обостренное стремление к независимости и негативизм;
  • неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
  • низкая правовая грамотность.

     Данная программа основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации.

Программа предназначена для расширения осведомленности несовершеннолетних в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренной законодательством РФ.

Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.

     

     ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

 Повышение ответственности  за  свои  поступки,  выработка  позитивных жизненных целей, развитие саморегуляции и способности к планированию поступков.

 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. формировать адекватную самооценку у подростков,  снизить
    потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;
  2. формировать сопротивление давлению сверстников, умения сказать «нет», обучить адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
  3. повысить правовую грамотность и ответственность за свое
    поведение;
  4. выработать позитивные жизненные цели и мотивацию к
    их достижению.

     АДРЕСАТ

 Программа предназначена для проведения групповых занятий с обучающимися от 12 до 15 лет.

      СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

     В данной программе предусмотрено два основных блока:

     1 блок - групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.

Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей необходимо начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.

     Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.

     2 блок – групповые занятия по профилактике асоциального поведения подростков.

     Цель: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей, способности к планированию поступков.

Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:

  1. Ритуал приветствия. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков;
  2. Разминка, упражнения – активаторы, способствующие включению в групповую работу, созданию доброжелательной рабочей обстановки и снятию психологических барьеров в общении;
  3. Упражнения, направленные на формирование адекватной
    самооценки;

  1. Упражнения, предназначенные для развития способностей
    планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их
    разрешения;
  2. Упражнения, способствующие формированию позитивных
    жизненных целей и развитию мотивации к их достижению;
  3. Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
  4. Информационно-правовая часть, направленная на усвоение
    правовых знаний;
  5. Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися;
  6. Ритуал прощания.

     ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

     Программа рассчитана  на 11 учебных часов, продолжительность каждого- 1 академический час, частота проведения - 1-2 раза в неделю. Занятия проходят в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений.

КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: от 6 до 14 обучающихся.

 

 ФОРМЫ И МЕТОДЫ

 Форма реализации программы - социально-психологический тренинг, как возможность организации взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей.

     Каждое занятие проводится с использованием разнообразных форм и методов работы:

  • Ролевые игры.

     Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание нехарактерных для подростка ролей. Ролевые игры могут быть представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций. В ролевых ситуациях обучающиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношения. С помощью этого метода у подростков можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.

 

  • Мозговой штурм.

Применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Обучающихмя просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев психолога или сверстников. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощатся идеи.

  • Коммуникативные игры.

Коммуникативные игры направлены на обучение подростков навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества, а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально или невербально.

  • Арттерапевтические методы.

Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности обучающихся, содействуют их самовыражению, расширяют сознание и совершенствуютвзаимодействие с окружающим миром.

  • Групповые дискуссии.

Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с подростками и позволяет обучающимся проявить и принять различные точки зрения на  какой-либо предмет. Групповые дискуссии проводятся в беседе на какую-либо значимую для подростков или заданную психологом тему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема

Содержание

Коли-чество часов

1 блок «Развитие коммуникативных навыков подростков»

1

Занятие 1. Знакомство

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия

I  э т ап - Ритуал приветствия.

Выработка правил поведения в группе.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Мое имя»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Мое объявление»

  Упражнение «Ощущение собственного      

  веса»

   Упражнение «Остров»

   Упражнение «Автопортрет»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

2

Занятие 2. Мои сильные и слабые качества

Цель: формирование адекватной самооценки.

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Психогимнастическое упражнение -    

  активатор «Два хлопка»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Рассказ от имени..»

  Упражнение «Комплимент»

  Упражнение «Мои качества»

  Упражнение «Вырази эмоцию»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

3

Занятие 3. Модели поведения

Цель:  осознание причин выбора поведения в различных ситуациях.

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Кулак»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Характеристики героев»

  Упражнение «Проблемы поведения»

  Упражнение «Спокойствие»

  Упражнение «Роль»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

4

Занятие 4. Моя позиция

Цель: формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Любопытный»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Уверенное поведение»

  Упражнение «Скажи «Нет»»

  Упражнение «Жертва и ответственность»

  Упражнение «Багаж»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

№ п/п

Тема

Содержание

Коли-чество часов

2 блок «Тренинг по профилактике асоциального поведения подростков»

5

Занятие 5. Мои права

Цель: формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Разделение по

  признаку»

II  этап - Работа по теме.

  Мозговой штурм «Портрет современного

  подростка»

  Групповая дискуссия «Мои права»

  Информационно-правовая часть «Конвенция о  

  правах ребенка»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

6

Занятие 6. Наши поступки

Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Ассоциации»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Эмоции-поступки»

  Упражнение «Управляй собой»

  Групповая дискуссия «Может ли

  несовершеннолетний привлекаться к правовой  

  ответственности»

  Информационно-правовая часть   «Правовая

  ответственность   несовершеннолетнего»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

7

Занятие 7. Конфликты

Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство  с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба

I  э т ап  - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Толкачи»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Встреча на узком мосту»

  Упражнения «Конфликтные ситуации»

  Груповая дискуссия «Ответственность за

  исход конфликта»

  Информационно-правовая часть «Статьи

  законодательства, определяющие

  ответственность за причинение вреда

  здоровью»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

8

Занятие 8. Как противостоять влиянию

Цель: выработка умения противостоять негативному влиянию группы, знакомство с ответственностью за групповые правонарушения

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Пианино»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Отказ»

  Групповая дискуссия «Что такое влияние

  и кто отвечает в толпе»

  Информационно-правовая часть   «Ответствен-

  ность за групповые  правонарушения»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

№ п/п

Тема

Содержание

Коли-чество часов

9

Занятие 9. Наркотики – дело личное.

Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Марионетки»

II  этап - Работа по теме.

  Мозговой штурм «Причины и последствия

  пробы, употребления  наркотиков»

  Упражнение «Жернова»

  Упражнение «Путь утрат»

  Информационно-правовая часть

  «Ответственность несовершеннолетних за

  хранение и сбыт наркотиков и психотропных

  веществ»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

1

10

Занятие 10. Алкоголь

Цель: выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами те,

  кто..»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Запретный плод»

  Мозговой штурм «Зачем люди употребляют

  алкоголь»

  Групповая дискуссия «Алкоголь и

  ответственность»

  Информационно-правовая часть

  «Ответственность за правонарушения в состоянии

  алкогольного опьянения»

  Упражнение «Скажи «Нет»»

III этап - Рефлексия.

   Ритуал  прощания.

11

Занятие 11. Жить без правил нельзя.

Цель: повышение самооценки подростков, развитие самосознания, знакомство с основными законами РФ

I  э т ап - Ритуал приветствия.

  Разминка.

  Упражнение - активатор «Пойми меня»

II  этап - Работа по теме.

  Упражнение «Сказка»

  Групповая дискуссия «Можно ли жить без

  правил»

  Информационно-правовая часть

  «Основные законы РФ»

  Упражнение «Изменение в образе подростка»

III этап - Рефлексия «Что изменилось во мне»

 Упражнение «Багаж»

 Ритуал  прощания.

1

Всего

11 часов

                 

                  РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОГРАММЫ

                 Ожидаемыми результатами проведения данной программы станут:

      Формирование умений и навыков в области межличностного взаимодействия:

  • у подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;
  • сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
  • повысится правовая  грамотность и ответственность за свое поведение.

 МЕТОДЫ  ОТСЛЕЖИВАНИЯ  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

     Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает в себя два этапа диагностики подростков:  тест «Склонность к девиантному поведению» Леус Э.В.,  Соловьев А.Г., опросник «Диагностика общей самооценки личности» Казанцевой Н.Г.: перед началом групповой работы по программе и по ее завершению.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Анн  Л. Ф.   Психологический  тренинг  с  подростками. СПб., 2010.

      2.         Григорьева   Т.Г.   Основы   конструктивного   общения.  М., 2016.

 3. Грецов  А.Г.   Тренинг   компетентности    в   общении    (для    под-

    ростков). -  СПб., 2011.

 4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и    

    их решение в тренинге. - СПб., 2015.

 5. Истратова   О.Н.  Практикум   по  психокоррекции:  игры, упражнения,                  

    техники. – Ростов н/Д., 2012.

 6. Лидерс, А. Г.  Психологический  тренинг  с  подростками.  М.,  2011.

7. Макартычева  Г.И.  Тренинг  для  подростков.  -  СПб.,  2008.

     8. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. - СПб., 2007.

      9.  Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. -                      

         М., 2011.

    10.  Устюгова И.А., Сухогузова И.Г. Работа с подростками девиантного

     поведения. - Волгоград, 2013.

   11. Фопель К. Групповая сплоченность. - М.,   2011.

    12.  Хоменко И.Н. Психолого - педагогическое  сопровождение  детей  с

     отклоняющимся поведением. – М., 2019.