Программа "Профилактика асоциального поведения подростков"
Программа направлена на профилактику асоциального поведения подростков, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработку позитивных жизненных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktika_asotsialnogo_povedeniya_podrostkov_.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11»
ПРОГРАММА
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
составитель:
Влазнева Ирина Петровна
педагог-психолог
МБОУ «СШ №11»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В подростковый период у обучающихся активно формируется самосознание и вырабатывается собственная независимая система самооценки, что очень важно для процесса развития личности.
В условиях экономической и социальной нестабильности в стране количество проблем в подростковой среде неуклонно растет, возрастает число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиантного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения: сленг, стиль, символика, мода, манера, проступок. Но если одеждой и приверженностью к какому-либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только лишь вызывает их недовольство, то проступками он наносит ощутимый ущерб и себе, и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
- как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Поведение подростков с девиантным поведением отличается рядом особенностей, таких как:
- недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики;
- отсутствие внутренней оценки жизненных обстоятельств;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- импульсивность, двигательная и вербальная активность;
- повышенная внушаемость и подражательность;
- обостренное стремление к независимости и негативизм;
- неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;
- низкая правовая грамотность.
Данная программа основана на системном подходе, ориентированном на личность и потребности человека, на внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации.
Программа предназначена для расширения осведомленности несовершеннолетних в области права и повышения личной ответственности за свои действия, предусмотренной законодательством РФ.
Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знания законов, важно осознавать себя востребованными в обществе, иметь жизненные цели, обладающие личностной значимостью, необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор может повлиять на дальнейшую жизнь и успешность в профессиональной деятельности, найти пути достижения жизненных целей, заинтересовать их в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Повышение ответственности за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей, развитие саморегуляции и способности к планированию поступков.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- формировать адекватную самооценку у подростков, снизить
потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения; - формировать сопротивление давлению сверстников, умения сказать «нет», обучить адекватным способам эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- повысить правовую грамотность и ответственность за свое
поведение; - выработать позитивные жизненные цели и мотивацию к
их достижению.
АДРЕСАТ
Программа предназначена для проведения групповых занятий с обучающимися от 12 до 15 лет.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В данной программе предусмотрено два основных блока:
1 блок - групповые занятия по развитию коммуникативных навыков.
Ввиду незрелости личности подростков и их неумения выражать свои чувства, принимать чувства других людей необходимо начать работу с занятий, направленных на повышение коммуникативных навыков.
Цель: развитие у подростков навыков общения, осознания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружающих людей, активизация механизмов самопознания, самовыражения.
2 блок – групповые занятия по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель: формирование адекватной самооценки, повышение ответственности подростков за свои поступки, выработка позитивных жизненных целей, способности к планированию поступков.
Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определенной последовательности:
- Ритуал приветствия. Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков;
- Разминка, упражнения – активаторы, способствующие включению в групповую работу, созданию доброжелательной рабочей обстановки и снятию психологических барьеров в общении;
- Упражнения, направленные на формирование адекватной
самооценки;
- Упражнения, предназначенные для развития способностей
планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их
разрешения; - Упражнения, способствующие формированию позитивных
жизненных целей и развитию мотивации к их достижению; - Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций;
- Информационно-правовая часть, направленная на усвоение
правовых знаний; - Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи обучающимися;
- Ритуал прощания.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 11 учебных часов, продолжительность каждого- 1 академический час, частота проведения - 1-2 раза в неделю. Занятия проходят в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений.
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ: от 6 до 14 обучающихся.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Форма реализации программы - социально-психологический тренинг, как возможность организации взаимодействия людей в группе для решения комплекса формирующих и развивающих целей.
Каждое занятие проводится с использованием разнообразных форм и методов работы:
- Ролевые игры.
Ролевые игры предполагают «примеривание» на себя разнообразных по статусу и содержанию ролей, а также проигрывание нехарактерных для подростка ролей. Ролевые игры могут быть представлены в нескольких видах: в виде «ролевой разминки», ролевых ситуаций. В ролевых ситуациях обучающиеся сталкиваются с ситуациями, похожими по своему содержанию на те, которые присутствуют в их жизни и деятельности, и должны изменить в них свои установки и отношения. С помощью этого метода у подростков можно сформировать новые, более продуктивные навыки взаимодействия.
- Мозговой штурм.
Применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Обучающихмя просят высказывать идеи и мнения без каких-либо комментариев психолога или сверстников. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не кончится отведенное время или не истощатся идеи.
- Коммуникативные игры.
Коммуникативные игры направлены на обучение подростков навыкам эффективного взаимодействия, сотрудничества, а также на формирование умения видеть достоинства в партнере по общению и поддерживать его вербально или невербально.
- Арттерапевтические методы.
Арттерапевтические методы снимают психологическое напряжение, тревогу, повышают творческие способности обучающихся, содействуют их самовыражению, расширяют сознание и совершенствуютвзаимодействие с окружающим миром.
- Групповые дискуссии.
Групповая дискуссия построена на принципах субъект-субъектного взаимодействия с подростками и позволяет обучающимся проявить и принять различные точки зрения на какой-либо предмет. Групповые дискуссии проводятся в беседе на какую-либо значимую для подростков или заданную психологом тему.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Содержание | Коли-чество часов | ||
1 блок «Развитие коммуникативных навыков подростков» | |||||
1 | Занятие 1. Знакомство Цель: создание благоприятной обстановки для личностного самораскрытия | I э т ап - Ритуал приветствия. Выработка правил поведения в группе. Разминка. Упражнение - активатор «Мое имя» II этап - Работа по теме. Упражнение «Мое объявление» Упражнение «Ощущение собственного веса» Упражнение «Остров» Упражнение «Автопортрет» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
2 | Занятие 2. Мои сильные и слабые качества Цель: формирование адекватной самооценки. | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Психогимнастическое упражнение - активатор «Два хлопка» II этап - Работа по теме. Упражнение «Рассказ от имени..» Упражнение «Комплимент» Упражнение «Мои качества» Упражнение «Вырази эмоцию» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
3 | Занятие 3. Модели поведения Цель: осознание причин выбора поведения в различных ситуациях. | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Кулак» II этап - Работа по теме. Упражнение «Характеристики героев» Упражнение «Проблемы поведения» Упражнение «Спокойствие» Упражнение «Роль» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
4 | Занятие 4. Моя позиция Цель: формирование навыков определения своей позиции в затруднительных ситуациях | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Любопытный» II этап - Работа по теме. Упражнение «Уверенное поведение» Упражнение «Скажи «Нет»» Упражнение «Жертва и ответственность» Упражнение «Багаж» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
№ п/п | Тема | Содержание | Коли-чество часов | ||
2 блок «Тренинг по профилактике асоциального поведения подростков» | |||||
5 | Занятие 5. Мои права Цель: формирование доверительной атмосферы, знакомство с Конвенцией о правах ребенка | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Разделение по признаку» II этап - Работа по теме. Мозговой штурм «Портрет современного подростка» Групповая дискуссия «Мои права» Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
6 | Занятие 6. Наши поступки Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Ассоциации» II этап - Работа по теме. Упражнение «Эмоции-поступки» Упражнение «Управляй собой» Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности» Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
7 | Занятие 7. Конфликты Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Толкачи» II этап - Работа по теме. Упражнение «Встреча на узком мосту» Упражнения «Конфликтные ситуации» Груповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта» Информационно-правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
8 | Занятие 8. Как противостоять влиянию Цель: выработка умения противостоять негативному влиянию группы, знакомство с ответственностью за групповые правонарушения | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Пианино» II этап - Работа по теме. Упражнение «Отказ» Групповая дискуссия «Что такое влияние и кто отвечает в толпе» Информационно-правовая часть «Ответствен- ность за групповые правонарушения» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | |||
№ п/п | Тема | Содержание | Коли-чество часов | ||
9 | Занятие 9. Наркотики – дело личное. Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Марионетки» II этап - Работа по теме. Мозговой штурм «Причины и последствия пробы, употребления наркотиков» Упражнение «Жернова» Упражнение «Путь утрат» Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных веществ» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | 1 | ||
10 | Занятие 10. Алкоголь Цель: выработка навыков, позволяющих отказаться от употребления алкоголя, знакомство с ответственностью за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами те, кто..» II этап - Работа по теме. Упражнение «Запретный плод» Мозговой штурм «Зачем люди употребляют алкоголь» Групповая дискуссия «Алкоголь и ответственность» Информационно-правовая часть «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения» Упражнение «Скажи «Нет»» III этап - Рефлексия. Ритуал прощания. | |||
11 | Занятие 11. Жить без правил нельзя. Цель: повышение самооценки подростков, развитие самосознания, знакомство с основными законами РФ | I э т ап - Ритуал приветствия. Разминка. Упражнение - активатор «Пойми меня» II этап - Работа по теме. Упражнение «Сказка» Групповая дискуссия «Можно ли жить без правил» Информационно-правовая часть «Основные законы РФ» Упражнение «Изменение в образе подростка» III этап - Рефлексия «Что изменилось во мне» Упражнение «Багаж» Ритуал прощания. | 1 | ||
Всего | 11 часов |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Ожидаемыми результатами проведения данной программы станут:
Формирование умений и навыков в области межличностного взаимодействия:
- у подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;
- сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
- повысится правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает в себя два этапа диагностики подростков: тест «Склонность к девиантному поведению» Леус Э.В., Соловьев А.Г., опросник «Диагностика общей самооценки личности» Казанцевой Н.Г.: перед началом групповой работы по программе и по ее завершению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2010.
2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М., 2016.
3. Грецов А.Г. Тренинг компетентности в общении (для под-
ростков). - СПб., 2011.
4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и
их решение в тренинге. - СПб., 2015.
5. Истратова О.Н. Практикум по психокоррекции: игры, упражнения,
техники. – Ростов н/Д., 2012.
6. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками. М., 2011.
7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. - СПб., 2008.
8. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. - СПб., 2007.
9. Рудякова О.Н. Развитие культуры общения в подростковой среде. -
М., 2011.
10. Устюгова И.А., Сухогузова И.Г. Работа с подростками девиантного
поведения. - Волгоград, 2013.
11. Фопель К. Групповая сплоченность. - М., 2011.
12. Хоменко И.Н. Психолого - педагогическое сопровождение детей с
отклоняющимся поведением. – М., 2019.