рабочая программа по психокоррекционным занятиям по развитию психомотрики и сенсорных процессогв "Развивайка"
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
В основу данной программы заложены: Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник); «Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.). «Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник); Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.).
С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayka_1_dop_1_4.docx | 94.66 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-3-28-21
e-mail: shkola4okha@mail.ru
СОГЛАСОВАНО педагогическим советом (протокол № 8 от 14.06.2019) | РАССМОТРЕНО методическим советом (протокол № 8 от 31.05.2019) | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ ОШ № 4 г. Охи (№108-ОД от 13. 06. 2019) |
Рабочая программа |
по психокоррекционным занятиям по развитию психомоторики и сенсорных процессов |
«Развивайка» |
1 (дополнительный), 1 и 4 классы |
(ступень образования) |
2019 – 2020 учебный год |
(срок реализации)
Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант).
составлена педагогом – психологом В.Н. Удовиченко, высшей квалификационной категории
(Ф.И.О., учитель, составивший рабочую учебную программу)
г. Оха, 2019
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Общая характеристика учебного предмета 4
- Описание места учебного предмета в учебном плане 7
- Планируемые личностные и предметные результаты 8
- Содержание учебного предмета 9
- Критерии оценки по предмету 15
- Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 12
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
А также в основу данной программы заложены:
Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.).
«Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.)
Цель данной программы:
Коррекция и развитие личности обучающегося, создание условий для психического и личностного развития обучающихся.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
- развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
- обучение речевым средствам общения, расширение словарного запаса;
формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
- выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;
- коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения;
Общая характеристика предмета.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
В основу данной программы заложены:
Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.).
«Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.)
С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данные занятия не совсем обычные: дети играют, выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку. Предлагаемая система занятий по развитию личности ребенка направлена на формирование практических навыков и умений использовать свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности. На занятиях используется системный и деятельностный подходы, основанные на повышении самостоятельности и расширении возможности их социализации в обществе.
Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе. Тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» провозглашает новую цель образования: создание образовательной среды, которая обеспечит каждому обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достижение планируемых результатов образования, в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными возможностями, необходимыми для профессионального становления и успешной социальной адаптации в условиях современного мира.
Особенность проведения занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, предупреждать появление серьезных психологических проблем.
В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования базовых учебных действий, программа по развитию эмоционально – волевой сферы направлена на формирование коммуникативных и личностных БУД.
Программа включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером возможных проблем данного возраста и решает соответствующие задачи.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, а так же в сенсорной комнате. Форма занятия подгрупповая.
Примерная структура занятия:
1. Введение в тему занятия и разминка: используется ритуалы приветствия, разминочные задания;
2. Основная часть, которая может быть реализована в двух направлениях:
-если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала - введение нового содержания - его закрепление;
-если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение - углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
3. Упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения
4.Подведение итогов: рефлексия результатов занятия:
- эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);
-осмысление зачем, для чего нужно то, чем мы занимались, о чем шла речь.
Занятия могут быть объединены сюжетной линией.
Они строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых
упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Задания даются от простого к сложному. В содержании занятий прослеживается социальная направленность, содействующая интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общество.
На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа №4 г. Охи
Рабочая программа учебная программа рассчитана: в 1 (дополнительном), 1 и 4 классах 68 часов при недельной нагрузке 2 часа.
Также предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов.
Характеристика основных видов деятельности
- игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие,
- разыгрывание этюдов,
- свободное и тематическое рисование,
- игры с зеркалом,
- игры с лентами,
- релаксационные упражнения
- рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия): беседа,
- ритуал прощания. Упражнение «Ручеек радости»
- групповая дискуссия;
- беседа
- чтение литературы;
- ролевая игра;
- импровизация;
- техники и приемы саморегуляции;
- методы направленного воображения;
- дыхательные и двигательные упражнения;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа)
Планируемые личностные и предметные результаты
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Содержание учебного предмета 1 (дополнительный) класса - 68 часов
Раздел 1 Психодиагностика 4 часа
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Раздел 2 Формирование целенаправленной деятельности 20 часов
Выделять из множества предметы заданной формы
Сопоставлять изображаемые и реальные предметы с соответствующей геометрической формой
Соотносить предметы по цвету
Аппликация «Пирамидка»
Выделять из множества предметы заданного цвета
Соотнесение предметов по величине
Аппликация «Матрешка маленькая и большая»
Выделять из множества предметы заданной величины
Делить предметы (изображаемые и реальные) на группы по заданному признаку.
Ориентировка в пространстве
Расположение предметов на листе бумаги.
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты
Ориентировка в схеме собственного тела
Ориентировка в схеме собственного тела
Развитие зрительного и слухового восприятия
Развитие внимания, произвольности
Развитие восприятия
Развитие памяти
Развитие памяти
Классификация
Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 40 часов
Яблоко
Хлопни в ладоши
Зачеркни букву
Зачеркни предмет
Портрет
Зачеркни букву
Слушай музыку
Отражение
Ушки на макушке
Корректурные пробы
Ловушка
Корректурные пробы
Делай то, что говорю и показываю
Пульс
Узор
Выложи кружочки
Запомни картинки
У оленя дом большой
Каскад слов
Что изменилось
Запомни и покажи
Купим мы, бабушка
Кто не на месте
Рассмотри внимательно
Разучивание песни «Ежик»
Дорисуй фигуры
Форма
Что забыл нарисовать художник
В нашей группе 100 ребятишек
Снежинки
Что нарисовано
Точки
Пуговицы
Загадки
Чего не хватает
Сыщик
Сравнение предметов
Чего не хватает
Найди лишнюю картинку
Мячик
Раздел Психодиагностика 4 часа
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Содержание учебного предмета 1 класса – 68 часов
Раздел 1 Психодиагностика 4 часа
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Развитие эмоционально – волевой сферы «Веселюнтик и все – все – все» 8 часов
Удивительный мир
Веселюнтик
Грустинка
Обида
Колючка
Бояка
Ухтышка
Закрепление эмоций
Развитие психических познавательных процессов 52 часа
Яблоко
Хлопни в ладоши
Зачеркни букву
Зачеркни предмет
Портрет
Зачеркни букву
Слушай музыку
Отражение
Ушки на макушке
Корректурные пробы
Ловушка
Корректурные пробы
Делай то, что говорю и показываю
Пульс
Узор
Выложи кружочки
Узор
Погода
Запомни картинки
У оленя дом большой
Каскад слов
Что изменилось
Запомни и покажи
Купим мы, бабушка
Рассмотри внимательно
Кто не на месте
Рассмотри внимательно
Разучивание песни «Ежик»
Шапокляк
Пирамидка
Дорисуй фигуры
Форма
Что забыл нарисовать художник
В нашей группе 100 ребятишек
Снежинки
Что нарисовано
Точки
Пуговицы
Загадки
Загадки
Чего не хватает
Сыщик
Сравнение предметов
Чего не хватает
Четвертый лишний
Сложи узор
Найди лишнее слово
Найди лишнюю картинку
Мячик
Угадай предмет
Мостик
Аналогии
Психодиагностика 4 часа
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Содержание учебного предмета 4 класса – 68 часов
Раздел 1 Психодиагностика 4 часа
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Раздел 2 Коррекция мыслительных и речевых навыков 20 часов
Допиши по аналогии
Шифровальщик
Преврати одни слова в другие
Восстанови порядок
Найди общее название
Замени одним словом
Нарисуй по точкам
Восстанови слова
Подчеркни наоборот
Найди общее название
Найди лишнее слово
Допиши по аналогии
Найди лишнее слово
Продолжи ряд слов
Найди слова
Допиши наоборот
Выбери правильный ответ
Найди слова
Выбери правильный ответ
Тренируй внимание
Раздел 3 Тропинка к своему Я 26 часов
Кто я?
Какой я – большой или маленький
Мои способности
Мой выбор, мой путь
Мой внутренний мир
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Что значить верить?
Я и моя школа
Что такое лень?
Я и мой учитель
Как справлять с «Немогучками»
Я и мои родители
Я умею просить прощение
Почему родители наказывают детей?
Настоящий друг
Умею ли я дружить
Трудности в отношениях с друзьями
Ссора и драка
Что такое сотрудничество
Я умею договариваться с людьми
Мы умеем действовать сообща
Что такое коллективная работа
Мое детство
Мое детство
Я изменяюсь
Раздел 4 Коррекция мыслительных и речевых навыков 12 часов
Найди лишнее слово
Вставь по аналогии
Найди пару
Подчеркни наоборот
Преврати одни слова в другие
Выбери правильный ответ
Собери слова
Допиши по аналогии
Вставь числа
Найди пару
Восстанови слова
Слова рассыпались
Вставь по аналогии
Найди общее название
Раздел 5 Психодиагностика 4 часа
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Диагностика
Критерии оценки по предмету
Программа имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в карте развития.
Для оценки эффективности коррекционно – развивающих занятий можно использовать следующие показатели:
- Степень помощи, которую оказывает педагог - психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога - психолога меньше, тем выше развивающий эффект занятий;
- Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшихся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- Косвенным показателем эффективности даны занятий может быть повышение успеваемости по разным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
- Кроме того, представляется важным давать оценку воздействия коррекционно – развивающих занятий на эмоциональное состояние учеников. Можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя свое настроение. Сравнение результатов в начале и в конце занятия, позволяет наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием коррекционно – развивающих занятий.
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 1 дополнительный класс
№ | Название темы | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | |||
Факт | План | |||||||
Раздел 1 Психодиагностика 4 часа | ||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания | |||||
Раздел 2 Формирование целенаправленной деятельности 20 часов | ||||||||
Выделять из множества предметы заданной формы | 1 | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; | Альбом, карандаш | |||||
Сопоставлять изображаемые и реальные предметы с соответствующей геометрической формой | 1 | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Предметы различной формы | |||||
Соотносить предметы по цвету | 1 | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; | Альбом, карандаш | |||||
Аппликация «Пирамидка» | 1 | Подбирать нужный цвет, соответствующий образцу (игрушке) | Игрушка пирамидка | |||||
Выделять из множества предметы заданного цвета | 1 | Выделять общие и отличительные свойства предметов | Игрушки | |||||
Соотнесение предметов по величине | 1 | Соотнесение предметов по величине | Предметы различной величины | |||||
Аппликация «Матрешка маленькая и большая» | 1 | Соотнесение предметов по величине | Матрешка | |||||
Выделять из множества предметы заданной величины | 1 | Знать понятия о величине («большой – маленький», «больше – меньше), применять их по отношению к реальным и изображаемым предметам | Предметы различной величины | |||||
Делить предметы (изображаемые и реальные) на группы по заданному признаку | 1 | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; | Предметные картинки, альбом, карандаш | |||||
Ориентировка в пространстве | 1 | Восприятие пространства | Не требуется, словесные инструкции ( вербализация пространственных отношений с использованием предлогов) | |||||
Расположение предметов на листе бумаги | 1 | Восприятие пространства | Схема комнаты | |||||
Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты | 1 | Восприятие пространства | Мелкие игрушки, парта | |||||
Ориентировка в схеме собственного тела | 1 | Топологические представления о схеме собственного тела, о нахождении предметов (тут, там) | Не требуется | |||||
Ориентировка в схеме собственного тела | 1 | Топологические представления о схеме собственного тела, о нахождении предметов (тут, там) | Не требуется | |||||
Развитие зрительного и слухового восприятия | 1 | Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать | Двигательные упражнения | |||||
Развитие внимания, произвольности | 1 | Развитие произвольного внимания | Графические диктанты | |||||
Развитие восприятия | 1 | Слуховое восприятие: | Различение неречевых бытовых звуков, звучания музыкальных инструментов, различение голосов окружающих людей. | |||||
Развитие памяти | 1 | Развитие зрительного запоминания | Игра «Что пропало?» | |||||
Развитие памяти | 1 | Развитие зрительного запоминания | Восстановление последовательности событий по серии картинок. | |||||
Классификация | 1 | Сравнение, выделение общего и различного при обследование предметов, их изображений | Игрушки | |||||
Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 40 часов | ||||||||
Яблоко | 1 | Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиваться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов | Три похожих яблока ( или другие похожие предметы), | |||||
Хлопни в ладоши | 1 | Обучение способности переключения внимания | Подвижные игры | |||||
Зачеркни букву | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Создание коллажа, карандаши, рисунки, фото | |||||
Зачеркни предмет | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Предметные картинки, ручка | |||||
Портрет | 1 | Обучение способности: концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации, уметь смотреть и видеть | Кукла | |||||
Зачеркни букву | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Создание коллажа, карандаши, рисунки, фото | |||||
Слушай музыку | 1 | Развитие активного внимания | Магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой | |||||
Отражение | 1 | Обучение моделированию внешних проявлений чувств | Двигательные упражнения | |||||
Ушки на макушке | 1 | Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать | Двигательные упражнения | |||||
Корректурные пробы | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Бланки с заданиями, ручка | |||||
Ловушка | 1 | Обучение рефлексии, снятие эмоционального | Подвижные игры | |||||
Корректурные пробы | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Корректурные пробы | |||||
Делай то, что говорю и показываю | 1 | Тренировка на дифференциацию заданий взрослого | Подвижные игры | |||||
Пульс | 1 | Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела | Секундомер или часы | |||||
Узор | 1 | Развитие слухового внимания | Тетрадь в клеточку, карандаш | |||||
Выложи кружочки | 1 | Увеличение объема внимания | Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета | |||||
Запомни картинки | 1 | Развитие зрительной памяти | Картинки: стул, кукла, яблоко, кастрюля, тарелка | |||||
У оленя дом большой | 1 | Развития умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста | Подвижная игра | |||||
Каскад слов | 1 | Развитие объема кратковременной слуховой памяти | Не требуется | |||||
Что изменилось | 1 | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации | Две картинки с изображением одной и той же комнаты («Найди отличия») | |||||
Запомни и покажи | 1 | Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти | Таблицы Ф.Е. Рыбакова | |||||
Купим мы, бабушка | 1 | Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов | Не требуется | |||||
Кто не на месте | 1 | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания | Десять небольших игрушечных животных | |||||
Рассмотри внимательно | 1 | Развитие произвольного внимания | Сюжетные картинки | |||||
Разучивание песни «Ежик» | 1 | Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие невербальной памяти | Запись песни | |||||
Дорисуй фигуры | 1 | Развитие целостности восприятия | Бланки с заданиями | |||||
Форма | 1 | Развитие наблюдательности, ориентирование на форму | Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы | |||||
Что забыл нарисовать художник | 1 | Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | Методика «Чего не хватает» | |||||
В нашей группе 100 ребятишек | 1 | Развитие способности согласовывать движения с произвольным текстом, развитие координации движений | Текст | |||||
Снежинки | 1 | Развитие пространственных представлений | Бланки с заданиями | |||||
Что нарисовано | 1 | Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | Набор карточек с пунктирными изображениями знакомых предметов | |||||
Точки | 1 | Развитие ориентирования в пространстве | Бланки с заданиями | |||||
Пуговицы | 1 | Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине | Набор пуговиц | |||||
Загадки | 1 | Развитие способности по ряду признаков определять предмет | Загадки, презентация | |||||
Чего не хватает | 1 | Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа | Карточки с заданиями | |||||
Сыщик | 1 | Развитие умения декодировать информацию | Схема помещения, презентация | |||||
Сравнение предметов | 1 | Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам | Набор пар слов | |||||
Чего не хватает | 1 | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении | Карточки с заданиями | |||||
Найди лишнюю картинку | 1 | Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков | Серии картинок | |||||
Мячик | 1 | Развитие аналитического мышления | Мяч | |||||
Раздел 4 Психодиагностика 4 часа | ||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания |
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 1 класс
№ | Название темы | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | |||
Факт | План | |||||||
Раздел 1 Психодиагностика 4 часа | ||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания | |||||
Раздел 2 Развитие эмоционально – волевой сферы «Веселюнтик и все – все – все» 8 часов | ||||||||
Удивительный мир | 1 | Сплочение коллектива, создание атмосферы доверия, формирование адекватной оценки | Упр. «Хороший мальчик – хорошая девочка». Упр. «Связующая нить». Сказка про домовых. Рисунок домового. Рефлексия. | |||||
Веселюнтик | 1 | Знакомство и проигрывание эмоции радости | Приветствие Веселютника. Упр. «Стаканы с настроением». Обсуждение, беседа «Я радуюсь, когда…». Упр. с зеркалами. Рисование «Танцующие ручки». | |||||
Грустинка | 1 | Способствовать сплочению группы. Знакомство и проигрывание эмоции грусти. | Приветствие Грустинки. Упр. «Стаканы с настроением». Упр. с зеркалами. Этюд «Маленькая обезьянка». Обсуждение, беседа «Я грущу, когда…». Игра «Не будем грустить». Рефлексия. | |||||
Обида | 1 | Способствовать сплочению группы, формирование адекватной самооценки. Знакомство и проигрывание эмоции горя. Создание условий для творческого самовыражения. | Приветствие Обидки. Упр. «Стаканы с настроением». Упр. с зеркалами. Обсуждение, беседа «Я обижаюсь, когда…». Рисование обиды. Рефлексия. Ритуал прощания. Упр. «Ручеек радости». | |||||
Колючка | 1 | Способствовать сплочению группы. Знакомство и проигрывание эмоции гнева. | Приветствие Колючки. Упр. «Стаканы с настроением». Упр. с зеркалами. Обсуждение, беседа «Я злюсь, когда…». Игра «Фу». Рефлексия. Ритуал прощания. Упр. «Ручеек радости». | |||||
Бояка | 1 | Способствовать сплочению группы, формирование адекватной самооценки. Знакомство и проигрывание эмоции страха. Способствовать снятию тревоги, страхов. | Приветствие Бояки. Упр. «Стаканы с настроением». Упр. с зеркалами. Обсуждение, беседа «Я боюсь, когда…». Упр. «Незаконченные предложения». Рефлексия. Ритуал прощания. Упр. «Ручеек радости». | |||||
Ухтышка | 1 | Способствовать сплочению группы, формирование адекватной самооценки. Знакомство и проигрывание эмоции удивления, интереса. | Приветствие Ухтышки. Упр. с зеркалами. Этюд «Облачко». Обсуждение, беседа «Я удивляюсь, когда…». Упр. «Мыльные пузыри». Ритуал прощания. Упр. «Ручеек радости». | |||||
Закрепление эмоций | 1 | Закрепление полученных представлений об эмоциях. | Ритуал приветствия. Упр. «Нарисуй облако». Игра «Кубик». Упр. «Ладони, полные солнца». Рефлексия. Ритуал прощания. Упр. «Ручеек радости». | |||||
Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 52 часа | ||||||||
Яблоко | 1 | Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиваться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов | Три похожих яблока (или другие похожие предметы), | |||||
Хлопни в ладоши | 1 | Обучение способности переключения внимания | Подвижные игры | |||||
Зачеркни букву | 1 | Обучение способности концентрации, распределения внимания | карандаши, тетрадь | |||||
Зачеркни предмет | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Предметные картинки, ручка | |||||
Портрет | 1 | Обучение способности: концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации, уметь смотреть и видеть | Кукла | |||||
Зачеркни букву | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Создание коллажа, карандаши, рисунки, фото | |||||
Слушай музыку | 1 | Развитие активного внимания | Магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой | |||||
Отражение | 1 | Обучение моделированию внешних проявлений чувств | Двигательные упражнения | |||||
Ушки на макушке | 1 | Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать | Двигательные упражнения | |||||
Корректурные пробы | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Бланки с заданиями, ручка | |||||
Ловушка | 1 | Обучение рефлексии, снятие эмоционального | Подвижные игры | |||||
Корректурные пробы | 1 | Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания | Бланки с заданиями, ручка | |||||
Делай то, что говорю и показываю | 1 | Тренировка на дифференциацию заданий взрослого | Подвижные игры | |||||
Пульс | 1 | Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела | Не требуется | |||||
Узор | 1 | Развитие слухового внимания | Тетрадь в клеточку, карандаш | |||||
Выложи кружочки | 1 | Увеличение объема внимания | Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета | |||||
Узор | 1 | Развитие слухового внимания | Тетрадь в клеточку, карандаш | |||||
Погода | 1 | Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке | Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика, зонт | |||||
Запомни картинки | 1 | Развитие зрительной памяти | Картинки: стул, кукла, яблоко, кастрюля, тарелка | |||||
У оленя дом большой | 1 | Развития умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста | Подвижная игра | |||||
Каскад слов | 1 | Развитие объема кратковременной слуховой памяти | Не требуется | |||||
Что изменилось | 1 | Обучение навыкам запоминания образа, ситуации | Две картинки с изображением одной и той же комнаты («Найди отличия») | |||||
Запомни и покажи | 1 | Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти | Таблицы Ф.Е. Рыбакова | |||||
Купим мы, бабушка | 1 | Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов | Не требуется | |||||
Рассмотри внимательно | 1 | Развитие произвольного внимания | Сюжетные картинки | |||||
Кто не на месте | 1 | Развитие целенаправленного запоминания и припоминания | Десять небольших игрушечных животных | |||||
Рассмотри внимательно | 1 | Развитие произвольного внимания | Сюжетные картинки | |||||
Разучивание песни «Ежик» | 1 | Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие невербальной памяти | Запись песни | |||||
Шапокляк | 1 | Развитие умения удерживать и воспроизводить информацию, развитие целенаправленного запоминания, развитие вербальной памяти | Предметные картинки | |||||
Пирамидка | 1 | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора, развитие цветоразличения | Пирамидка | |||||
Дорисуй фигуры | 1 | Развитие целостности восприятия | Бланки с заданиями | |||||
Форма | 1 | Развитие наблюдательности, ориентирование на форму | Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы | |||||
Что забыл нарисовать художник | 1 | Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | Методика «Чего не хватает» | |||||
В нашей группе 100 ребятишек | 1 | Развитие способности согласовывать движения с произвольным текстом, развитие координации движений | Текст | |||||
Снежинки | 1 | Развитие пространственных представлений | Бланки с заданиями | |||||
Что нарисовано | 1 | Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания | Набор карточек с пунктирными изображениями знакомых предметов | |||||
Точки | 1 | Развитие ориентирования в пространстве | Бланки с заданиями | |||||
Пуговицы | 1 | Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине | Набор пуговиц | |||||
Загадки | 1 | Развитие способности по ряду признаков определять предмет | Загадки, презентация | |||||
Загадки | 1 | Развитие способности по ряду признаков определять предмет | Загадки, презентация | |||||
Чего не хватает | 1 | Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа | Карточки с заданиями | |||||
Сыщик | 1 | Развитие умения декодировать информацию | Схема помещения, презентация | |||||
Сравнение предметов | 1 | Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам | Набор пар слов | |||||
Чего не хватает | 1 | Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении | Карточки с заданиями | |||||
Четвертый лишний | 1 | Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать | Картинки из четырех предметов, один из которых лишний, по какому - то признаку | |||||
Сложи узор | 1 | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальные способности | Кубики Б.П. Никитина | |||||
Найди лишнее слово | 1 | Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков | Серии слов | |||||
Найди лишнюю картинку | 1 | Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков | Предметные картинки | |||||
Мячик | 1 | Развитие аналитического мышления | Мяч | |||||
Мостик | 1 | Развитие мыслительных связей | Пять пар предметных картинок | |||||
Аналогии | 1 | Развитие аналитического мышления | Мяч | |||||
Угадай предмет | 1 | Развитие мыслительных операций | 15 предметных картинок | |||||
Раздел 3 Психодиагностика 4 часа | ||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания |
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 4 класс
№ урока
| Название темы | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||
Раздел 1 Психодиагностика 4 часа | |||||||
План | Факт | ||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | ||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | ||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | ||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания | ||||
Раздел 2 Коррекция мыслительных и речевых навыков 20 часов | |||||||
Допиши по аналогии | 1 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Шифровальщик | 1 | Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Преврати одни слова в другие | 1 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Восстанови порядок | 1 | Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
«Найди общее название | 1 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
«Замени одним словом» | 1 | Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Нарисуй по точкам | 1 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Восстанови слова | 1 | Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Подчеркни наоборот | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди общее название | 1 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди лишнее слово | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Допиши по аналогии | 1 | Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди лишнее слово | 1 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Продолжи ряд слов | 1 | Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди слова | 1 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Допиши наоборот | 1 | Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Выбери правильный ответ | 1 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать). | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди слова | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Выбери правильный ответ | 1 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Тренируй внимание | 1 | Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта. | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Раздел 3 Тропинка к своему Я 26 часов | |||||||
Кто я? | 1 | Помочь осознать свою уникальность и неповторимость | Упражнения «Расскажи о лете», «Собери картинку», рисунок «Лето», работа со сказкой | ||||
Какой я – большой или маленький | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Работа со сказкой, упражнение «Роли», работа с сюжетными карточками | ||||
Мои способности | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Работа со сказкой, упражнение «Ты похож на…», «Мой портрет», обсуждение «Что такое способности» | ||||
Мой выбор, мой путь | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Упражнения «Кого загадал ведущий?», «Выбор пути», использование метода психологической информации | ||||
Мой внутренний мир | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Работа со сказкой, просмотр фрагмента серии «Ералаш», использование ролевого метода | ||||
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Упражнения «Подушечный бой», «Рассмотри и задумай», «Маленькая страна», использование метода интеллектуальных заданий | ||||
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Упражнения «Подушечный бой», «Рассмотри и задумай», обсуждение «Кому я могу все рассказать о себе», «Мой самый интересный сон…» | ||||
Что значить верить? | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Упражнения «Подушечный бой», «Рассмотри и задумай», обсуждение «Что значить верить?», упражнение «Взгляд», работа со сказкой | ||||
Я и моя школа | 1 | Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть | Упражнения «Родители, учителя, и ученики», «Что делает ученики?», «Мешок хороших качеств», метод неоконченных предложений | ||||
Что такое лень? | 1 | Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть | Упражнения «Родители, учителя, и ученики», «Что делает ученики?», просмотр фрагмента Ералаш, обсуждение «Существо по имени Лень» | ||||
Я и мой учитель | 1 | Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть | Упражнение «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я - тетрадь», метод неоконченных предложений, работа со сказкой | ||||
Как справлять с «Немогучками» | 1 | Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь принять учителя таким, какой он есть | Упражнение « В маске», «Передай чувство ногами», «Радиоинтервью», обсуждение «Кто такие «Немогучки», работа со сказкой | ||||
Я и мои родители | 1 | Помочь осознать требование родителей сопоставить их со своими возможностями и желаниями | Упражнение « В маске», релаксация «Сонное дыхание», «Сказочные герои», метод неоконченных предложений | ||||
Я умею просить прощение | 1 | Помочь осознать требование родителей сопоставить их со своими возможностями и желаниями | Упражнения «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски», метод неоконченных предложений, работа со сказкой | ||||
Почему родители наказывают детей? | 1 | Помочь осознать требование родителей сопоставить их со своими возможностями и желаниями | Упражнения «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо», метод неоконченных предложений | ||||
Настоящий друг | 1 | Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить | Упражнения «Кто сказал «Спасибо?», «Я сделал дело хорошо», «Кто есть кто?» метод неоконченных предложений, работа со сказкой | ||||
Умею ли я дружить | 1 | Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить | Упражнения «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «Прости?», «Одинаковые скульптуры», обсуждение «Умею ли я дружить?» | ||||
Трудности в отношениях с друзьями | 1 | Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить | Упражнения «Чувства и ассоциации», «Кто сказал «Мяу?», «Одинаковые скульптуры», обсуждение «Об Алеше» | ||||
Ссора и драка | 1 | Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить | Упражнения «Чувства и ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры и драки?», метод неоконченных предложений, обсуждение «Я знаю одного мальчика…» | ||||
Что такое сотрудничество | 1 | Уточнить представления о понятии «сотрудничество» | Упражнения «Я сегодня обрадовался встрече с…», «Спасибо тебе за…», «Кто лишний?», обсуждение «Что такое сотрудничество?» | ||||
Я умею договариваться с людьми | 1 | Уточнить представления о понятии «сотрудничество» | Упражнения «Передай чувство». «Собери картинку», «Кто сказал «Мяу?», обсуждение «Я умею договариваться» | ||||
Мы умеем действовать сообща | 1 | Уточнить представления о понятии «сотрудничество» | Коробка с разноцветными камешками, листы бумаги для упражнения «Пять добрых слов», Карточки с описанием ситуаций | ||||
Что такое коллективная работа | 1 | Развитие коммуникативных навыков | Коробка с разноцветными камешками, листы бумаги для упражнения «Пять добрых слов» | ||||
Мое детство | 1 | Научить осознавать происходящие в них изменения, научить планировать цели и пути самоизменения | Упражнения «Маленькое имя», «Любимый сказочный герой», «Картинки», «Кто в какую игрушку превратился», «Любимая фотография» | ||||
Мое детство | 1 | Научить осознавать происходящие в них изменения, научить планировать цели и пути самоизменения | Упражнения «Мне опять пять лет», «Если бы у меня был ребенок…», «Если ребенок плачет…», обсуждение «Случай из детства», работа со сказкой | ||||
Я изменяюсь | 1 | Научить осознавать происходящие в них изменения, научить планировать цели и пути самоизменения | Упражнения «Имя – цветок», «Неопределенные картинки», работа с таблицей «Раньше и сейчас», обсуждение «Каким я буду, когда вырасту?» | ||||
Раздел 4 Коррекция мыслительных и речевых навыков 12 часов | |||||||
Найди лишнее слово | 1 | Упражнения на развитие внимания | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Вставь по аналогии | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди пару | 1 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Подчеркни наоборот | 1 | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Преврати одни слова в другие | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Выбери правильный ответ | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Собери слова | 1 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Допиши по аналогии | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Вставь числа | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди пару | 1 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Восстанови слова | 1 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Слова рассыпались | 1 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Вставь по аналогии | 1 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Найди общее название | 1 | Упражнения на развитие логического мышления | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Восстанови слова | 1 | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза) | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Нарисуй такую же фигуру | 1 | Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа | Тесты, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, тетрадь | ||||
Раздел 5 Психодиагностика 4 часа | |||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | ||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с сюжетными карточками | ||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | ||||
Диагностика | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания |
Перечень учебно – методического обеспечения
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Изменения в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1576;
- Изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1577;
- Разъяснениями Минобрнауки «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № ВК – 1788/07 от 11 августа 2016;
- Приказ Минобразования России «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 № 29/2065-п
- СанПиН ОВЗ, утвержденный постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26.
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты общеобразовательной организации (далее – ОУ):
- Устав ОУ;
- Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОУ;
- Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОУ и поощрений обучающихся в ОУ;
- Положение о внутренней системе оценки качества образования;
- Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167
- Коррекционно-развивающая программа для ребенка с синдромом Дауна разработанная педагогом - психологом Мисякова Т.Н
- Теория и практика оценки психического развития ребенка. Н.Я. Семаго, М.М.Семаго
- Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.
- Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
- Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
- «Психологическая азбука» Аржакаева Т.А., Вачкова И.В.
- Психологический курс коррекционно – развивающих занятий Т.Н.Князева
- Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушакова
- О детях с отклонениями в развитии. Т.А.Власова, М.С. Певзнер
- Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Л.М. Шипицина
- Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов
- Развитие речи у аутичных детей. Л.Г. Нуриева
- Развитие личности подростка: программа практических занятий» Б.Р. Матвеева
- 120 занятий психологического развития младших школьников, Н.П. Локалова
- Формирование эмоционально – волевой регуляции Н.П.Слободяник
- Шарохина В.Л Коррекционно-развивающие занятия
- Изучаем обучая. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
- Газета "Школьный психолог"
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru