Рабочая программа по психокоррекционным занятиям по развитию психомоторики и сенсорных процессов «Развивайка» 3 класс

Удовиченко Валерия Николаевна

Данная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) А также в основу данной программы заложены: Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.) Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Задачи психолого-педагогического сопровождения: Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС. Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП, вариант II) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК. Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayka_3_kl.docx53.05 КБ
Файл sensorika_3_kl.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-3-28-21

e-mail: shkola4okha@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

(протокол № 6 от 11.06.2019)

РАССМОТРЕНО

методическим советом

(протокол №  8 от 31.05.2019)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ ОШ № 4 г. Охи

(№108-ОД  от 13. 06.  2019)

Рабочая программа

по психокоррекционным занятиям  по развитию психомоторики и сенсорных процессов

«Развивайка»

3 класс

(ступень образования)

2019 – 2020 учебный год

(срок реализации)

Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(II вариант).

составлена педагогом – психологом В.Н. Удовиченко, высшей квалификационной категории

(Ф.И.О., учитель, составивший рабочую учебную программу)

г. Оха, 2019

Содержание

  1.  Пояснительная записка                                                                                                      3
  2. Общая характеристика учебного предмета                                                                      4
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане                                                     7
  4. Планируемые личностные и предметные результаты                                                     8
  5.  Содержание учебного предмета                                                                                        9
  6. Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности                                                                                                                      11
  7. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения      16

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II)

А также в основу данной программы заложены:

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.)

Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП, вариант II) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС.

Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС.

Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.

Общая характеристика предмета.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития обучающихся с РАС, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

В основу данной программы заложены:

Программа  коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.)

Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,

С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.

А также педагог – психолог формирует у ребенка с РАС:

  • навыки взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения;
  • проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы;

К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести: помощь в адаптации к условиям обучения в школе;

  • коррекцию дезадаптивного поведения;
  • формирование навыков социального взаимодействия;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование «модели психического»;
  1. Коррекция дезадаптивного поведения

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение

Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра эффективны принципы прикладного поведенческого анализа – ABA. Суть данного подхода заключается в устранении или уменьшении дезадаптивного поведения ребенка путем изменения окружающей обстановки, окружающих условий. К таким условиям относятся изменения в социальном и физическом (материальном) окружении.

Примеры изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе, изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д. Примеры изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, использование наглядных расписаний, визуальных подсказок, таймеров.

Коррекция дезадаптивного поведения включает следующие важные шаги:

1. Описание поведения, которое необходимо устранить.

2. Оценка дезадаптивного поведения: определение функции дезадаптивного поведения и поддерживающих условий.

3. Формулировка целей коррекционной работы.

4. Выбор методов коррекционной работы.

5. Коррекция.

6. Непрерывная оценка динамики коррекционной работы.

  1. Формирование коммуникативных навыков

Это важнейшее направление коррекционной работы с детьми, имеющими РАС. Коммуникацию мы рассматриваем как обмен информацией между людьми, а коммуникативные навыки – это группа умений, позволяющих осуществлять эффективный обмен информацией, в том числе, передавать информацию другим людям. Развитие коммуникации у детей с РАС способствует снижению их дезадаптивного поведения, дает возможность общаться им с учителями, специалистами, другими детьми и повышает возможности их адаптации, социализации и освоения образовательных программ. Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков включает следующие направления

  • Формирование базовых коммуникативных функций.
  • Формирование социоэмоциональных навыков.
  • Формирование диалоговых навыков.
  1. Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками

Формирование навыков социального взаимодействия является важным направлением коррекционной работы. Оно тесно связано и переплетается с развитием коммуникации. Под социальным взаимодействием мы понимаем воздействие людей друг на друга в процессе усвоения социального опыта, формирования социальных связей и отношений.

Развитие социального взаимодействия включает два аспекта:

1. «Механическое» накопление опыта и усвоение определенных социальных умений.

2. Развитие социальной мотивации.

Сформированность представлений о социально приемлемых способах взаимодействия, умение использовать их и эмоциональная вовлеченность позволяют детям участвовать в совместной деятельности для:

-совместного решения проблем (например, достижения общей цели в повседневной жизни, в игре, учебной деятельности);

-развития межличностных отношений.

Перечень навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации ребенка с РАС в коллективе (классе), включает:

-умение адекватно вести себя, находясь рядом со сверстниками (без криков, попыток убежать);

-умение адекватно реагировать (не кричать или пытаться убежать) на дружеские прикосновения других людей (взять и подержать за руку);

-умение взять предложенный сверстником предмет;

-умение наблюдать/следить за действиями сверстников;

-умение играть «рядом» со сверстниками (параллельная игра);

-умение подражать поведению сверстников, имитировать их действия;

-умение адекватно реагировать на приветствия сверстников (приветствовать в ответ);

-умение устанавливать зрительный контакт, чтобы начать взаимодействие;

-умение предлагать совместную деятельность (игру) сверстнику;

-умение адекватно отвечать на попытки сверстников вовлечь его в какую-либо деятельность;

-умение делиться игрушками и другими предметами (позволять другим пользоваться предметами, которыми пользуется сам ребенок);

-умение привлечь к себе внимание перед началом действия;

-умение указывать на предметы, демонстрируя их другим;

-умение участвовать в простых играх, организованных взрослым, в паре с другим ребенком;

-умение соблюдать (следовать) общим правилам (в том числе, в игре);

-умение играть в простые игры с переходом ходов, организованные взрослым;

-умение выбирать партнера для игры;

-умение самостоятельно присоединяться к сверстникам в какой-либо деятельности;

-умение наблюдать за вниманием сверстников (навык разделенного внимания);

-умение определять предпочтения других сверстников к различным предметам или деятельности;

-умение корректировать свое поведение, наблюдая за другими;

-умение помогать сверстникам;

-умение играть вместе со сверстниками для достижения общей цели;

-умение следить за реакцией (проявлением интереса) со стороны окружающих.

  1. Формирование «модели психического»

Коррекция дезадаптивных форм поведения, формирование коммуникативных и социальных навыков имеют большое значение для адаптации ребенка с РАС в социальной среде. Однако применение усвоенных инструментальных навыков ограничено конкретными, «отработанными» специалистом условиями.

На основании этого важно на следующем этапе коррекционной работы обратить внимание на развитие ключевых аспектов социального понимания. Наличие базовой способности ребенка к «считыванию внутренних представлений», причин поведения других людей приводит к качественным скачкам в личностном развитии и к более масштабным изменениям в социальном поведении.

Данная способность носит название «модель психического» («теория психического»). «Модель психического» («теория психического») определяется, как способность делать вывод о ментальных состояниях других людей (их мыслях, желаниях, намерениях, убеждениях) и способность использовать эту информацию, чтобы интерпретировать то, что они говорят, понимать смысл их поведения и предугадывать, что они будут делать впоследствии.

Таким образом, проведение коррекционной работы по формированию «модели психического» параллельно с работой по формированию адаптивных навыков способствует широким, качественным изменениям социальных и коммуникативных способностей детей с РАС.

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у обучающихся с РАС позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебная программа рассчитана: в 3 классе 68 часов при недельной нагрузке 2 часа.

Также предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов.

Характеристика основных видов деятельности

  • игры словесные, ролевые, подвижные, развивающие,
  • разыгрывание этюдов,
  • рисование,
  • игры с зеркалом,
  • игры с лентами,
  • релаксационные упражнения
  • рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия):
  • чтение, просмотр  развивающих мультфильмов;
  • дыхательные и двигательные упражнения;
  • занятия в сенсорной комнате
  • работа в альбомах
  • работа с пиктограммами
  • карточки Домана

Планируемые личностные и предметные результаты

 

Повторяет движения тела по примеру взрослого;

достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;

выкладывает с помощью палочек простые изображения;

Застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;

Находит одинаковые по звуку предметы;

Собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;

Строит из кубиков башню;

Умеет фиксировать взгляд на объекте;

Умеет воспринимать, удерживать изделие, в руках рассматривая его со всех сторон;

Сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

Скатывает из бумаги шарики;

Раскладывает кусочки ткани на столе;

Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

Складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

Складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

Играет с учителем в элементарные сюжетные игры.

Содержание учебного предмета 3 класса – 68 часов

Развитие психических познавательных процессов 65 часов

Яблоко

Хлопни в ладоши

Зачеркни букву

Зачеркни букву

Зачеркни букву

Зачеркни предмет

Зачеркни предмет

Слушай музыку

Отражение

Ушки на макушке

Корректурные пробы

Корректурные пробы

Корректурные пробы

Ловушка

Корректурные пробы

Делай то, что говорю и показываю

Делай то, что говорю и показываю

Делай то, что говорю и показываю

Пульс

Узор

Узор

Выложи кружочки

Выложи кружочки

Выложи кружочки

Погода

Запомни картинки

У оленя дом большой

У оленя дом большой

У оленя дом большой

Каскад слов

Что изменилось

Запомни и покажи

Купим мы, бабушка

Купим мы, бабушка

Купим мы, бабушка

Рассмотри внимательно

Кто не на месте

Рассмотри внимательно

Разучивание песни «Ежик»

Разучивание песни «Ежик»

Разучивание песни «Ежик»

Шапокляк

Пирамидка

Дорисуй фигуры

Форма

Что забыл нарисовать художник

В нашей группе 100 ребятишек

Снежинки

Что нарисовано

Точки

Пуговицы

Загадки

Загадки

Чего не хватает

Сыщик

Сравнение предметов

Чего не хватает

Четвертый лишний

Сложи узор

Найди лишнее слово

Найди лишнюю картинку

Мячик

Угадай предмет

Мостик

Скоро лето!

Психодиагностика  3 часа

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 3 класс

№  урока

 

Название темы

Количество часов

Дата

Содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

План

Факт

Раздел 1 Развитие психических познавательных процессов 65 часов

Яблоко

Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредоточиваться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов

Три похожих яблока (или другие похожие предметы),  

Хлопни в ладоши

Обучение способности переключения внимания

Подвижные игры

Зачеркни букву

Обучение способности концентрации, распределения внимания

Карандаши, тетрадь

Зачеркни букву

Обучение способности концентрации, распределения внимания

Карандаши, тетрадь

Зачеркни букву

Обучение способности концентрации, распределения внимания

Карандаши, тетрадь

Зачеркни предмет

Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Предметные картинки, ручка

Зачеркни предмет

Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Предметные картинки, ручка

Слушай музыку

Развитие активного внимания

Магнитофон, аудиозапись с веселой музыкой

Отражение

Обучение моделированию внешних проявлений чувств

Двигательные упражнения

Ушки на макушке

Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах, уметь слушать и слышать

Двигательные упражнения

Корректурные пробы

Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Бланки с заданиями, ручка

Корректурные пробы

Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Бланки с заданиями, ручка

Корректурные пробы

Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Бланки с заданиями, ручка

Ловушка

Обучение рефлексии, снятие эмоционального дискомфорта

Подвижные игры

Корректурные пробы

Обучение способности концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания

Бланки с заданиями, ручка

Делай то, что говорю и показываю

Тренировка  на дифференциацию заданий взрослого

Подвижные игры

Делай то, что говорю и показываю

Тренировка  на дифференциацию заданий взрослого

Подвижные игры

Делай то, что говорю и показываю

Тренировка  на дифференциацию заданий взрослого

Подвижные игры

Пульс

Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела

Не требуется

Узор

Развитие слухового внимания

Тетрадь в клеточку, карандаш

Узор

Развитие слухового внимания

Тетрадь в клеточку, карандаш

Выложи кружочки

Увеличение объема внимания

Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета

Выложи кружочки

Увеличение объема внимания

Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета

Выложи кружочки

Увеличение объема внимания

Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета

Погода

Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке

Картинки с изображением солнышка, тучки и дождика, зонт

Запомни картинки

Развитие зрительной памяти

Картинки: стул, кукла, яблоко, кастрюля, тарелка

У оленя дом большой

Развития умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

Подвижная игра

У оленя дом большой

Развития умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

Подвижная игра

У оленя дом большой

Развития умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

Подвижная игра

Каскад слов

Развитие объема кратковременной слуховой памяти

Не требуется

Что изменилось

Обучение навыкам запоминания образа, ситуации

Две картинки с изображением одной и той же комнаты («Найди отличия»)

Запомни и покажи

Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти

Таблицы Ф.Е. Рыбакова

Купим мы, бабушка

Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов

Не требуется

Купим мы, бабушка

Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов

Не требуется

Купим мы, бабушка

Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов

Не требуется

Рассмотри внимательно

Развитие произвольного внимания

Сюжетные картинки

Кто не на месте

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания

Десять небольших игрушечных животных

Рассмотри внимательно

Развитие произвольного внимания

Сюжетные картинки

Разучивание песни «Ежик»

Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие невербальной памяти

Запись песни

Разучивание песни «Ежик»

Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие невербальной памяти

Запись песни

Разучивание песни «Ежик»

Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти), развитие невербальной памяти

Запись песни

Шапокляк

Развитие умения удерживать и воспроизводить информацию, развитие целенаправленного запоминания, развитие вербальной памяти

Предметные картинки

43

Пирамидка

Улучшение качества деятельности зрительного анализатора, развитие цветоразличения

Пирамидка

44

Дорисуй фигуры

Развитие целостности восприятия

Бланки с заданиями

45

Форма

Развитие наблюдательности, ориентирование на форму

Три предмета круглой формы и три предмета прямоугольной формы

46

Что забыл нарисовать художник

Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания

Методика «Чего не хватает»

47

В нашей группе 100 ребятишек

Развитие способности согласовывать движения с произвольным текстом, развитие координации движений

Текст

48

Снежинки

Развитие пространственных представлений

Бланки с заданиями

49

Что нарисовано

Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания

Набор карточек с пунктирными изображениями знакомых предметов

50

Точки

Развитие ориентирования в пространстве

Бланки с заданиями

51

Пуговицы

Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине

Набор пуговиц

52

Загадки

Развитие способности по ряду признаков определять предмет

Загадки, презентация

53

Загадки

Развитие способности по ряду признаков определять предмет

Загадки, презентация

54

Чего не хватает

Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа

Карточки с заданиями

55

Сыщик

Развитие умения декодировать информацию

Схема помещения, презентация  

56

Сравнение предметов

Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам

Набор пар слов

57

Чего не хватает

Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении

Карточки с заданиями

58

Четвертый лишний

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

Картинки из четырех предметов, один из которых лишний, по какому - то признаку

59

Сложи узор

Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальные способности

Кубики Б.П. Никитина

60

Найди лишнее слово

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

Серии слов

61

Найди лишнюю картинку

Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

Предметные картинки

62

Мячик

Развитие аналитического мышления  

Мяч

63

Угадай предмет

Развитие мыслительных связей

Пять пар предметных картинок

64

Мостик

Развитие аналитического мышления  

Мяч

65

Скоро лето!

Уметь восхищаться родной природой, видеть красоту окружающего нас мира

Альбом, тетради, картинки

Раздел 4 Психодиагностика 3 часа

66

Диагностика

1

Обследование психоэмоционального состояния

Работа с пиктограммами (чувства)

67

Диагностика

1

Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)

Работа с сюжетными карточками

68

Диагностика

1

Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции)

Работа с сюжетными карточками

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  7. Изменения в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1576;
  8. Изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1577;
  9. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167
  10. Разъяснениями Минобрнауки «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № ВК – 1788/07 от 11 августа 2016;
  11. Приказ Минобразования России «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 № 29/2065-п
  12. СанПиН ОВЗ, утвержденный постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26.
  13. Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты общеобразовательной организации (далее – ОУ):
  14.  Устав ОУ;
  15. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОУ;
  16. Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОУ и поощрений обучающихся в ОУ;
  17. Положение о внутренней системе оценки качества образования;
  18. Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ
  19. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Н.Я. Семаго, М.М.Семаго
  20. .Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
  21. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
  22. Программа  коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушакова
  23. О детях с отклонениями в развитии. Т.А.Власова, М.С. Певзнер
  24. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Л.М. Шипицина
  25. Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов
  26. Развитие речи у аутичных детей. Л.Г. Нуриева
  27. Изучаем обучая. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  28. Газета "Школьный психолог"
  29. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  30. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  31. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  32. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-3-28-21

e-mail: shkola4okha@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

педагогическим советом

(протокол № 6 от 11.06.2019)

РАССМОТРЕНО

методическим советом

(протокол №  8 от 31.05.2019)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ ОШ № 4 г. Охи

(№108-ОД  от 13. 06.  2019)

Рабочая программа

по сенсорному развитию

«Сенсорика»

3 класс

(ступень образования)

2019 – 2020 учебный год

(срок реализации)

Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(II вариант).

составлена педагогом – психологом В.Н. Удовиченко, высшей квалификационной категории

(Ф.И.О., учитель, составивший рабочую учебную программу)

г. Оха, 2019

Содержание

  1.  Пояснительная записка                                                                                                      3
  2. Общая характеристика учебного предмета                                                                      4
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане                                                     7
  4. Планируемые личностные и предметные результаты                                                     8
  5. Содержание учебного предмета                                                                                         9
  6. Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности                                                                                                                      11
  7. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения      18

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II)

А также в основу данной программы заложены:

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.)

Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,

Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.

Определение и создание специальных условий, способствующих адаптации и социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП, вариант II) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Оказание помощи в адаптации, социализации обучающихся с РАС.

Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС.

Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.

Общая характеристика предмета.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития обучающихся с РАС, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.

В основу данной программы заложены:

Программа  коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Метиева Л.А., Удалова Э.Я.)

Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,

С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.

А также педагог – психолог формирует у ребенка с РАС:

  • навыки взаимодействия с детьми и взрослыми;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения;
  • проводит работу по коррекции нарушений в развитии познавательной сферы;

К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести: помощь в адаптации к условиям обучения в школе;

  • коррекцию дезадаптивного поведения;
  • формирование навыков социального взаимодействия;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • формирование «модели психического»;
  1. Коррекция дезадаптивного поведения

Одной из основных и первых трудностей, с которой сталкиваются педагоги при обучении детей с РАС – это ярко выраженное дезадаптивное поведение

Для коррекции дезадаптивного поведения при расстройствах аутистического спектра эффективны принципы прикладного поведенческого анализа – ABA. Суть данного подхода заключается в устранении или уменьшении дезадаптивного поведения ребенка путем изменения окружающей обстановки, окружающих условий. К таким условиям относятся изменения в социальном и физическом (материальном) окружении.

Примеры изменения социального окружения: уменьшение числа детей в классе, изменение поведения учителя, включение в групповые занятия сверстников, к которым ребенок с РАС испытывает интерес, и т.д. Примеры изменения физического окружения: структурирование окружающего пространства, использование наглядных расписаний, визуальных подсказок, таймеров.

Коррекция дезадаптивного поведения включает следующие важные шаги:

1. Описание поведения, которое необходимо устранить.

2. Оценка дезадаптивного поведения: определение функции дезадаптивного поведения и поддерживающих условий.

3. Формулировка целей коррекционной работы.

4. Выбор методов коррекционной работы.

5. Коррекция.

6. Непрерывная оценка динамики коррекционной работы.

  1. Формирование коммуникативных навыков

Это важнейшее направление коррекционной работы с детьми, имеющими РАС. Коммуникацию мы рассматриваем как обмен информацией между людьми, а коммуникативные навыки – это группа умений, позволяющих осуществлять эффективный обмен информацией, в том числе, передавать информацию другим людям. Развитие коммуникации у детей с РАС способствует снижению их дезадаптивного поведения, дает возможность общаться им с учителями, специалистами, другими детьми и повышает возможности их адаптации, социализации и освоения образовательных программ. Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков включает следующие направления

  • Формирование базовых коммуникативных функций.
  • Формирование социоэмоциональных навыков.
  • Формирование диалоговых навыков.
  1. Формирование навыков социального взаимодействия со сверстниками

Формирование навыков социального взаимодействия является важным направлением коррекционной работы. Оно тесно связано и переплетается с развитием коммуникации. Под социальным взаимодействием мы понимаем воздействие людей друг на друга в процессе усвоения социального опыта, формирования социальных связей и отношений.

Развитие социального взаимодействия включает два аспекта:

1. «Механическое» накопление опыта и усвоение определенных социальных умений.

2. Развитие социальной мотивации.

Сформированность представлений о социально приемлемых способах взаимодействия, умение использовать их и эмоциональная вовлеченность позволяют детям участвовать в совместной деятельности для:

-совместного решения проблем (например, достижения общей цели в повседневной жизни, в игре, учебной деятельности);

-развития межличностных отношений.

Перечень навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации ребенка с РАС в коллективе (классе), включает:

-умение адекватно вести себя, находясь рядом со сверстниками (без криков, попыток убежать);

-умение адекватно реагировать (не кричать или пытаться убежать) на дружеские прикосновения других людей (взять и подержать за руку);

-умение взять предложенный сверстником предмет;

-умение наблюдать/следить за действиями сверстников;

-умение играть «рядом» со сверстниками (параллельная игра);

-умение подражать поведению сверстников, имитировать их действия;

-умение адекватно реагировать на приветствия сверстников (приветствовать в ответ);

-умение устанавливать зрительный контакт, чтобы начать взаимодействие;

-умение предлагать совместную деятельность (игру) сверстнику;

-умение адекватно отвечать на попытки сверстников вовлечь его в какую-либо деятельность;

-умение делиться игрушками и другими предметами (позволять другим пользоваться предметами, которыми пользуется сам ребенок);

-умение привлечь к себе внимание перед началом действия;

-умение указывать на предметы, демонстрируя их другим;

-умение участвовать в простых играх, организованных взрослым, в паре с другим ребенком;

-умение соблюдать (следовать) общим правилам (в том числе, в игре);

-умение играть в простые игры с переходом ходов, организованные взрослым;

-умение выбирать партнера для игры;

-умение самостоятельно присоединяться к сверстникам в какой-либо деятельности;

-умение наблюдать за вниманием сверстников (навык разделенного внимания);

-умение определять предпочтения других сверстников к различным предметам или деятельности;

-умение корректировать свое поведение, наблюдая за другими;

-умение помогать сверстникам;

-умение играть вместе со сверстниками для достижения общей цели;

-умение следить за реакцией (проявлением интереса) со стороны окружающих.

  1. Формирование «модели психического»

Коррекция дезадаптивных форм поведения, формирование коммуникативных и социальных навыков имеют большое значение для адаптации ребенка с РАС в социальной среде. Однако применение усвоенных инструментальных навыков ограничено конкретными, «отработанными» специалистом условиями.

На основании этого важно на следующем этапе коррекционной работы обратить внимание на развитие ключевых аспектов социального понимания. Наличие базовой способности ребенка к «считыванию внутренних представлений», причин поведения других людей приводит к качественным скачкам в личностном развитии и к более масштабным изменениям в социальном поведении.

Данная способность носит название «модель психического» («теория психического»). «Модель психического» («теория психического») определяется, как способность делать вывод о ментальных состояниях других людей (их мыслях, желаниях, намерениях, убеждениях) и способность использовать эту информацию, чтобы интерпретировать то, что они говорят, понимать смысл их поведения и предугадывать, что они будут делать впоследствии.

Таким образом, проведение коррекционной работы по формированию «модели психического» параллельно с работой по формированию адаптивных навыков способствует широким, качественным изменениям социальных и коммуникативных способностей детей с РАС.

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у обучающихся с РАС позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебная программа рассчитана: в 3 классе 68 часов при недельной нагрузке 2 часа.

Также предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов.

Характеристика основных видов деятельности

  • игры словесные, ролевые, подвижные, развивающие,
  • разыгрывание этюдов,
  • рисование,
  • игры с зеркалом,
  • игры с лентами,
  • релаксационные упражнения
  • рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия):
  • чтение, просмотр  развивающих мультфильмов;
  • дыхательные и двигательные упражнения;
  • занятия в сенсорной комнате
  • работа в альбомах
  • работа с пиктограммами
  • карточки Домана

Планируемые личностные и предметные результаты

 

Повторяет движения тела по примеру взрослого;

достаёт из воды различные по размеру и форме предметы;

выкладывает с помощью палочек простые изображения;

Застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах;

Находит одинаковые по звуку предметы;

Собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке;

Строит из кубиков башню;

Умеет фиксировать взгляд на объекте;

Умеет воспринимать, удерживать изделие, в руках рассматривая его со всех сторон;

Сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

Скатывает из бумаги шарики;

Раскладывает кусочки ткани на столе;

Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

Складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

Складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

Играет с учителем в элементарные сюжетные игры.

Содержание учебного предмета 3 класса – 68 часов

Психодиагностика3  часа

Диагностика

Диагностика

Диагностика

Окружающий мир 65 часов

Явление природы (солнце, луна)

Дождь  

Снег, снежинки

Посуда. Тарелка, ложка, кружка. Действия  с посудой

Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе"

Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе"

Одежда (сезонная)

Зимняя одежда

Летняя одежда

Дидактическая игра «Подбери  одежду для мальчика и девочки»

Обувь

Одежда, обувь (сезонная)

Мебель (стол, стул, шкаф, кровать)

Овощи (морковь, лук, капуста, картофель)

Фрукты (яблоко, банан, апельсин)

Вода, свойства воды (чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»)

Вода, свойства воды (чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»)

Птицы (Домашняя птица: петух, курица, утка)

Зимующие птицы (ворона, воробей, синица)

Явления природы (капель, сосульки)

Дикие животные весной  (медведь, заяц)

Моя школа (школьные принадлежности)

Я и моё тело (ориентировка на схеме собственного тела)

Явление природы

Снег, сугробы, снежные поля

Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки

Загадки

Загадки

Потешки, стихи

«Мои игрушки»

«Мои игрушки»

Домашние животные (корова, кошка)

Домашние животные (коза, корова)

Домашняя птица

Дикие животные

Водные животные

Степные животные

Животные жарких стран

Лесные животные

Мебель

Кухонная мебель

Школьная мебель

Дидактическая игра «Расставь мебель в комнате»

Овощи и фрукты

Что где растет?

Что где растет?

Фрукты

Место произрастания

Посуда

Чайная посуда

Столовая посуда

Кухонная посуда

Классификация посуды

Сказка «Теремок»

Сказка «Теремок»

«Сказка о глупом мышонке»

Сказки К.Чуковского «Айболит»

Сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

Сказки К.Чуковского «Путаница»

Сказки К.Чуковского «Телефон»

«Растительный мир» Деревья, кустарники

Цветы, ягоды

Весенний лес

«Явления природы» Признаки весны

Составление рассказов с опорой на  сюжетную картинку

Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 3 класс

№  урока

 

Название темы

Количество часов

Дата

Содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

План

Факт

Раздел 1 Психодиагностика 3 часа

Диагностика

1

Обследование психоэмоционального состояния

Работа с пиктограммами (чувства)

Диагностика

1

Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)

Работа с сюжетными карточками

Диагностика

1

Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции)

Работа с сюжетными карточками

Раздел 2 Окружающий мир 65 часов

Явление природы»

(солнце, луна)

1

Расширить и обогатить опыт коммуникации в ближнем и дальнем окружении

Потешка, альбом, карандаш

Дождь  

1

Расширить и обогатить опыт реального взаимодействия ребенка с миром природных явлений

Рисование, прослушивание  потешек, ритмические упражнения

Снег, снежинки

1

Получить возможность  научиться:

называть характерные признаки времен года

Рисование, прослушивание  потешек, ритмические упражнения

Посуда

(тарелка, ложка, кружка, действия  с посудой)

1

Учить находить  игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).

Тарелка, ложка, кружка

Действия  с посудой

Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе"

1

Получить возможность понимать необходимость выполнения правил  гигиены для сохранения здоровья

Тарелка, ложка, кружка

Действия  с посудой

Чтение сказки К.И. Чуковского "Федорино горе"

1

Получить возможность понимать необходимость выполнения правил  гигиены для сохранения здоровья

Тарелка, ложка, кружка

Действия  с посудой

Одежда

1

Получить возможность научиться  проводить простейшие обобщения: выбирает одежду в соответствии с  временем года.

Кофта, штаны, футболка, платье

Зимняя одежда

Расширить  знания о предметах верхней зимней одежды.

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложением

Кукла, кукольная одежда, сюжетная картинка «Зима», предметные картинки летней и зимней одежды.

Летняя одежда

Расширить  знания о предметах летней одежды.

Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы о назначении летней одежды словом и предложением

Кукла, кукольная одежда, сюжетная картинка «Зима», предметные картинки летней и зимней одежды.

Дидактическая игра «Подбери  одежду для мальчика и девочки»

1

«Читать» изображения на картинках

Уметь классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя.

Предметы одежды

Обувь

1

«Читать» изображения на картинках

Уметь классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя,

осенняя.

Предметы обуви

«Одежда, обувь» (сезонная)

1

Развивать способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

Предметы обуви одежды

Мебель (стол, стул, шкаф, кровать)

1

Получить возможность:

сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку

Предметы мебели

Овощи (морковь, лук, капуста, картофель)

1

Участвовать в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Знать значение овощей для здоровья человека

Муляжи овощей, стихотворение «Однажды хозяйка с базара пришла»

Фрукты

(яблоко, банан, апельсин)

1

Получить возможность:

сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку

Муляжи фруктов

Вода  (свойства воды, чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр")

1

Иметь представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

Использовать в речи слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная

Сказка «Мойдодыр», альбом, карандаш

Вода  (свойства воды, чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр")

1

Иметь представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.

Использовать в речи слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная

Сказка «Мойдодыр», альбом, карандаш

Птицы (домашняя птица: петух, курица, утка)

1

Выполнять упражнения типа «Покажи, как это делают» (кормить птиц, крошит хлеб, кидает крошки птицам)

 Отличать птиц по внешним признакам называть  их и «читать»

Картинки птиц, альбом, карандаш

Зимующие птицы

(ворона, воробей, синица)

1

Отличать птиц по внешним признакам называть  их и «читать»

Картинки птиц, альбом, карандаш

Явления природы

(капель, сосульки)

1

Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями

Сюжетные картинки с существенными сезонными признаками

Дикие животные весной

(медведь, заяц)

1

Научить  узнавать  медведя среди других животных

Предметные картинки с животными

Моя школа (школьные принадлежности)

Расширить знания о школе

Презентация « Моя школа», экскурсия по школе

Я и мое тело  (ориентировка на схеме собственного тела)

Ориентировка на схеме собственного тела

Не требуется

Явления природы (иней)

Систематизировать знания о природных явлениях.

Презентация на тему «Природа», картинки о зиме

Явления природы (снегопад, сугробы)

Закрепить представления о зиме, и зимних явлений природы

Презентация на тему «Природа», картинки о зиме

Составление рассказа с опорой на сюжетные картинки

Обучить связному изложению событий по  простому сюжету картинки

Картинка с простым сюжетом

Загадки

Учить отгадывать загадки, находить отгадку  в картинках

Текст загадки

Загадки

Учить отгадывать загадки, находить отгадку  в картинках

Текст загадки

Потешки, стихи

Участвовать в играх - имитациях, сопровождаемых потешками и  песенками

Потешки и песенки

Мои игрушки

Сформированы  знания об игрушках: их значение, правилах пользования.

Работа с пиктограммами  

Мои игрушки

Сформированы  знания об игрушках: их значение, правилах пользования.

Работа с пиктограммами  

Домашние животные (корова, кошка)

Учить узнавать животных среди игрушек и на картинке

Сформировать обобщающие понятия «домашние животные»

Картинки, альбом

Домашние животные (коза, лошадь)

Умеет узнавать животных среди игрушек и на картинке

Сформировать обобщающие понятия «домашние животные»

Картинки, альбом

Домашняя птица

1

Умеет узнавать животных среди игрушек и на картинке

Работа с пиктограммами  

Дикие животные

1

Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей.

Работа с пиктограммами  

Водные животные

1

Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей.

Работа с пиктограммами  

Степные животные

1

Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей.

Работа с пиктограммами  

Животные жарких стран

1

Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей.

Работа с пиктограммами  

Лесные животные

1

Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей

Работа с пиктограммами  

Мебель

Научить группировать предметы мебели по назначению

уточнить знания об основных видах мебели

Игрушечная мебель

Кухонная мебель

Умеет понимать обобщающее слово «мебель», отбирать пиктограммы.

Работа с пиктограммами  

Школьная мебель

1

Умеет понимать обобщающее слово «мебель», отбирать пиктограммы.

Работа с пиктограммами  

Дидактическая игра «Расставь мебель в комнате»

Обобщить знания у детей по теме мебель. Формировать понимание того, что предметы мебели, необходимые для удобства жизни людей. Совершенствовать партнерские умения в коллективе.

Игрушечная мебель

Овощи и фрукты

1

Умеет классифицировать по цвету, форме и овощи и фрукты. Знает о пользе овощей и фруктов

Альбом, тетради, картинки

Что, где растет?

Систематизировать и закрепить знания о растениях

Карточки с заданиями

Что, где растет?

Систематизировать и закрепить знания о растениях

Карточки с изображением растений, картинка огорода, сада, леса.

Фрукты

1

Умеет классифицировать по цвету, форме и овощи и фрукты. Знает о пользе овощей и фруктов

Альбом, тетради, картинки

Место произрастания

1

Умеет классифицировать по цвету, форме и овощи и фрукты. Знает о пользе овощей и фруктов

Альбом, тетради, картинки

Посуда

1

Расширить и конкретизировать представления о посуде, ее назначении

Альбом, тетради, картинки

Чайная посуда

1

Обозначение словом

Пиктограммы

Столовая посуда

1

Расширить и конкретизировать представления о посуде, ее назначении

Альбом, тетради, картинки

Кухонная посуда

1

Расширены и конкретизированы представления о посуде, ее назначении

Альбом, тетради, картинки

Классификация посуды

Умения классифицировать посуду по способу применения и по материалу изготовления, повторить правила уход за ней

Игрушечная посуда, презентация

Сказка «Теремок»

1

Просмотр сказки, находить героев

Просмотр мультфильма

Сказка «Теремок»

1

Уметь  находить героев сказки, составлять последовательность сказки

Просмотр мультфильма

«Сказка о глупом мышонке»

1

Просмотр сказки, находить героев

Альбом, тетради, картинки

Сказки К.Чуковского «Айболит»

1

Просмотр сказки, развитие речи

Мультфильм

Сказки К.Чуковского «Краденое солнце»

1

Просмотр сказки, развитие речи

Мультфильм

Сказки К.Чуковского «Путаница»

1

Просмотр сказки, развитие речи

Мультфильм

Сказки К.Чуковского «Телефон»

1

Просмотр сказки, развитие речи

Мультфильм

Растительный мир (деревья, кустарники)

1

Научить различать деревья по внешнему виду, форме листьев и плодов

Картинки с растениями

Цветы, ягоды

1

Уметь восхищаться родной природой, видеть красоту окружающего нас мира

Альбом, тетради, картинки

Весенний лес

1

Уметь восхищаться родной природой, видеть красоту окружающего нас мира

Альбом, тетради, картинки

Явления природы (признаки весны)

1

Уметь восхищаться родной природой, видеть красоту окружающего нас мира

Альбом, тетради, картинки

Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку

1

Обучить связному изложению событий по  простому сюжету картинки

Картинка с простым сюжетом

Перечень учебно – методического обеспечения

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  7. Изменения в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1576;
  8. Изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1577;
  9. Иванов Е.С, Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Направления психокоррекционной работы с аутичными детьми / В сб.: Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. 2001. М.: Изд-во МГУП, 2001. С. 166-167
  10. Разъяснениями Минобрнауки «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № ВК – 1788/07 от 11 августа 2016;
  11. Приказ Минобразования России «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 № 29/2065-п
  12. СанПиН ОВЗ, утвержденный постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26.
  13. Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты общеобразовательной организации (далее – ОУ):
  14.  Устав ОУ;
  15. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОУ;
  16. Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОУ и поощрений обучающихся в ОУ;
  17. Положение о внутренней системе оценки качества образования;
  18. Методическое пособие «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» Под общ ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ
  19. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Н.Я. Семаго, М.М.Семаго
  20. .Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога.  Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
  21. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
  22. Программа  коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушакова
  23. О детях с отклонениями в развитии. Т.А.Власова, М.С. Певзнер
  24. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Л.М. Шипицина
  25. Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов
  26. Развитие речи у аутичных детей. Л.Г. Нуриева
  27. Изучаем обучая. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  28. Газета "Школьный психолог"
  29. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
  30. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  31. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  32. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru