Рабочая программа по коррекции 5 - 6 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_5-6_kl.docx | 74.71 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ОХИНСКИЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ОХИ
694490, г. Оха, ул. Школьная, д. 15. Тел. (факс) 8-(42437)-3-28-21
e-mail: shkola4okha@mail.ru
СОГЛАСОВАНО педагогическим советом (протокол № 8 от 14.06.2019) | РАССМОТРЕНО методическим советом (протокол № 8 от 31.05.2019) | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ ОШ № 4 г. Охи (№108-ОД от 13. 06. 2019) |
Рабочая программа |
по коррекции |
5 – 6 классы |
(ступень образования) |
2019 – 2020 учебный год |
(срок реализации)
Составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант).
составлена педагогом – психологом В.Н. Удовиченко, высшей квалификационной категории
(Ф.И.О., учитель, составивший рабочую учебную программу)
г. Оха, 2019
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Общая характеристика учебного предмета 4
- Описание места учебного предмета в учебном плане 6
- Планируемые личностные и предметные результаты 7
- Содержание учебного предмета 9
- Критерии оценки по предмету 12
- Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 13
- Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 25
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
А также в основу данной программы заложены:
Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.).
«Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой
Коррекционно-развивающая программа для ребенка с синдромом Дауна разработанная педагогом - психологом Мисяковой Т.Н.
Цель данной программы:
Коррекция и развитие личности обучающегося, создание условий для психического и личностного развития обучающихся.
Задачи:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
- развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
- обучение речевым средствам общения, расширение словарного запаса;
формирование навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
- выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в обществе;
- коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения;
Общая характеристика предмета.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
В основу данной программы заложены:
Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О.В.).
«Формирование эмоционально – волевой регуляции (Н.П. Слободяник);
Коррекционно-развивающая программа для ребенка с синдромом Дауна разработанная педагогом - психологом Мисяковой Т.Н.
Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушаковой
С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации федерального образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных базовых учебных действий.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данные занятия не совсем обычные: дети играют, выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку. Предлагаемая система занятий по развитию личности ребенка направлена на формирование практических навыков и умений использовать свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности. На занятиях используется системный и деятельностный подходы, основанные на повышении самостоятельности и расширении возможности их социализации в обществе.
Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе. Тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» провозглашает новую цель образования: создание образовательной среды, которая обеспечит каждому обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достижение планируемых результатов образования, в соответствии с их особыми образовательными потребностями, индивидуальными возможностями, необходимыми для профессионального становления и успешной социальной адаптации в условиях современного мира.
Особенность проведения занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, предупреждать появление серьезных психологических проблем.
В связи с актуальностью формирования на ступени начального образования базовых учебных действий, программа по развитию эмоционально – волевой сферы направлена на формирование коммуникативных и личностных БУД.
Программа включает в себя ряд этапов, каждый из которых обусловлен характером возможных проблем данного возраста и решает соответствующие задачи.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, а так же в сенсорной комнате. Форма занятия подгрупповая.
Примерная структура занятия:
1. Введение в тему занятия и разминка: используется ритуалы приветствия, разминочные задания;
2. Основная часть, которая может быть реализована в двух направлениях:
-если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала - введение нового содержания - его закрепление;
-если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение - углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;
3. Упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения
4.Подведение итогов: рефлексия результатов занятия:
- эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);
-осмысление зачем, для чего нужно то, чем мы занимались, о чем шла речь.
Занятия могут быть объединены сюжетной линией.
Они строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых
упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Задания даются от простого к сложному. В содержании занятий прослеживается социальная направленность, содействующая интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общество.
На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебная программа рассчитана: в 5 - 6 классах 34 часов при недельной нагрузке 1 час.
Также предусматривается резервное время, которое используется для корректировки количества часов.
Характеристика основных видов деятельности
- игры с правилами, словесные, ролевые, подвижные, развивающие,
- разыгрывание этюдов,
- свободное и тематическое рисование,
- игры с зеркалом,
- игры с лентами,
- релаксационные упражнения
- рефлексия занятия (эмоциональная и смысловая оценка занятия): беседа,
- ритуал прощания. Упражнение «Ручеек радости»
- групповая дискуссия;
- беседа
- чтение литературы;
- ролевая игра;
- импровизация;
- техники и приемы саморегуляции;
- методы направленного воображения;
- дыхательные и двигательные упражнения;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа)
Планируемые личностные и предметные результаты
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Содержание тем учебного курса 5 класса - 34 часа
Раздел 1 Диагностика 2 часа
Обследование психических познавательных процессов
Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)
Раздел 2 Тропинка к своему Я 20 часов
Мои способности
Мой выбор, мой путь
Мой внутренний мир
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Мое детство
Я изменяюсь
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?
Права и обязанности школьника
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам
Как разрешить конфликты мирным путем
Кто я, какой я?
Я могу!
Я нужен!
Я мечтаю
Агрессия и ее роль в развитии. Я повзрослел
У меня появилась агрессия
Как выглядит агрессивный человек?
Конструктивное реагирование на агрессию
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми
Учимся договариваться
Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 10 часов
Говорящая надпись
Какие мы разные
Я узнаю себя
Я - ромашка
Что я могу сказать о себе хорошее?
Слово в зеркале
Что я чувствую?
Ошибки в изображениях
Какие слова легче
Найди фигуру
Диагностика 2 часа
Обследование психических познавательных процессов
Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности)
Содержание тем учебного курса 6 А класса -34 часа
Диагностика 2 часа
Обследование психоэмоционального состояния
Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов
Раздел 2 Тропинка к своему Я 30 часов
Я повзрослел
У меня появилась агрессия.
Как выглядит агрессивный человек
Конструктивное реагирование на агрессию
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми
Учим договариваться
Зачем человеку нужна уверенность в себе?
Источники уверенности в себе
Какого человека мы называем неуверенным в себе?
Я становлюсь увереннее
Уверенность и самоуважение
Уверенность в себе и милосердие
Уверенность в себе и непокорность
Что такое конфликт? Конфликты в школе. Дома, на улице
Что такое конфликт? Конфликты в школе. Дома, на улице
Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, уход от конфликта
Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, уход от конфликта
Конструктивное разрешение конфликтов
Конструктивное разрешение конфликтов
Конфликт как возможность развития
Готовность к разрешению конфликта
Что такое ценности?
Ценности и жизненный путь человека
Мои ценности
Как мы получаем информацию о человеке
Учимся понимать жесты и позы
Невербальные признаки обмана
Понимание причин поведения людей
Впечатление, которое мы производим
Из чего складывается впечатление о человеке
Диагностика 2 часа
Обследование психоэмоционального состояния
Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов
Содержание тем учебного курса 6 Б класс - 34 часа
Диагностика 4 часа
Обследование психоэмоционального
Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов
Коррекция мыслительных и речевых навыков 27 часов
Угадай по описанию
Найди одинаковые предметы
Делай по заданию
Найди отличия
Лабиринты
Разложи по порядку
Дорисуй до образа
Приметы времен года
Какого цвета?
Воспроизведи по памяти
Кто больше запомнит
Слова
Чей предмет
Классификация предметов
История в картинках
Как это можно использовать?
Бывает – не бывает
Танграм
Найди лишнюю картинку
Поиск закономерностей
Нелепицы
Ответ – вопрос
Найди лишнее слово
Говори (покажи) наоборот
Назови слова
Конкретизация понятий
Диагностика 4 часа
Обследование психоэмоционального
Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов
Критерии оценки по предмету
Программа имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в карте развития.
Для оценки эффективности коррекционно – развивающих занятий можно использовать следующие показатели:
- Степень помощи, которую оказывает педагог - психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога - психолога меньше, тем выше развивающий эффект занятий;
- Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшихся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- Косвенным показателем эффективности даны занятий может быть повышение успеваемости по разным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
- Кроме того, представляется важным давать оценку воздействия коррекционно – развивающих занятий на эмоциональное состояние учеников. Можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя свое настроение. Сравнение результатов в начале и в конце занятия, позволяет наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием коррекционно – развивающих занятий.
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс
№ урока
| Название темы | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||||
Раздел 1 Психодиагностика 2 часа | |||||||||
План | Факт | ||||||||
Диагностика | 1 | 05.09 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | 12.09 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Раздел 2 Тропинка к своему Я–20 часов | |||||||||
Мои способности | 1 | Помочь каждому ученику осознать свою уникальность, узнать свои способности | Работа со сказкой, беседа «Что такое способности?», упр. «»Конкурс портретов» | ||||||
Мой выбор, мой путь | 1 | Помочь каждому ученику осознать свою уникальность, узнать свои способности | Работа со сказкой, упражнение «Кого загадал ведущий?», беседа «Выбор пути» | ||||||
Мой внутренний мир | 1 | Помочь каждому ученику осознать свою уникальность, узнать свои способности | Работа со сказкой, упражнение «Не выходя из дома, «Радиопередача», обсуждение «Чужие рассказы» | ||||||
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?» | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Упр. «Рассмотри и придумай» «мой самый интересный сон», использование метода психологической информации | ||||||
Мое детство | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Работа с картинками, упр. «любимый сказочный герой, беседа «Мое детство» | ||||||
Я изменяюсь | 1 | Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры исследовать свои способности и возможности | Работа со сказкой, просмотр фрагмента серии «Ералаш», использование ролевого метода, упр. «Подушечный бой», «Рассмотри и задумай», «Маленькая страна», использование метода интеллектуальных заданий | ||||||
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 1 | Дать детям возможность задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего | Упр. «взрослое имя», «Я в будущем», работа с картинками | ||||||
Права и обязанности школьника | 1 | Помочь понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей | Упр. «Скажи так, чтобы тебе поверили», «Взгляд», работа со сказкой | ||||||
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | 1 | Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей | Уп. «Придумай реплику», метод интеллектуальных заданий, работа со сказкой | ||||||
Как разрешить конфликты мирным путем | 1 | Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей | Упр. «Передай чувство спиной», «Разыграй конфликт», работа со сказкой | ||||||
Кто я, какой я? | 1 | Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | Упр. «Угадай, чей голосок», «Кого загадал ведущий», «Угадай, кому письмо» | ||||||
Я могу! | 1 | Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | Упр. «Чьи ладони», «Я могу, я умею», работа со сказкой | ||||||
Я нужен! | 1 | Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки | Упр. « Кто нужен школьнику?», метод интеллектуальных заданий, работа со сказкой | ||||||
Я мечтаю | 1 | Помочь осознать требование родителей сопоставить их со своими возможностями и желаниями | Упр. «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски», метод неоконченных предложений, работа со сказкой | ||||||
Агрессия и ее роль в развитии. Я повзрослел | 1 | Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | работа со сказкой, беседа «Агрессия…» | ||||||
У меня появилась агрессия | 1 | Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Упр. «Агрессия и развитие», «Золотые мысли», работа со сказкой | ||||||
Как выглядит агрессивный человек? | 1 | Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Упр. «Покажи агрессию», «Кто из них агрессивный?», беседа «Отбрось старое, чтобы измениться», работа со сказкой | ||||||
Конструктивное реагирование на агрессию | 1 | Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Упр. «Трудно», «Если я сильный…», работа с притчей | ||||||
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | 1 | Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить | Упр. «Чувства и ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры и драки?», метод неоконченных предложений, обсуждение «Я знаю одного мальчика…» | ||||||
Учимся договариваться | 1 | Осознать качества настоящего друга, подвести к осознанию собственного умения дружить | Упр. «Мои маски», работа с притчей | ||||||
Раздел 3 Развитие психических познавательных процессов 10 часов | |||||||||
Говорящая надпись | 1 | Развитие внимания (переключение), развитие мышления (синтез, анализ) | Упр. мозговой гимнастки «Заземлитель», «Говорящая надпись», «Называйте и считайте», подведение итогов | ||||||
| Какие мы разные | 1 | Развитие пространственных представлений | Упр. мозговой гимнастки «Заземлитель», «Какие мы разные», «Представьте куб», «Замените цифры символами», подведение итогов | |||||
Я узнаю себя | 1 | Развитие внутреннего плана действия | Упр. мозговой гимнастки «Качание головой», «Муха», «Говорим по – мариаиански», «Объясните греческие слова», подведение итогов | ||||||
Я - ромашка | 1 | Рефлексия личностных качеств | Упр. мозговой гимнастки «Точки пространства», «Я – ромашка», «Найдите фигуру», «Забавные анонимы», подведение итогов | ||||||
Что я могу сказать о себе хорошее? | 1 | Рефлексия личностных качеств | Упр. мозговой гимнастки «Качание головой», «Делаем вместе», «Выбери синонимы и антонимы», подведение итогов | ||||||
Слово в зеркале | 1 | Развитие пространственных представлений | Упр. мозговой гимнастки «Перекрестные движения», «Слово в зеркале», «Подберите синонимы и антонимы», подведение итогов | ||||||
Что я чувствую? | Рефлексия собственных чувств | Упр. мозговой гимнастки «Ленивые восьмерки», «Что я чувствую?», «Найдите фигуры», «Одинаковые?, подведение итогов | |||||||
Ошибки в изображениях | Развитие пространственных представлений | Упр. мозговой гимнастки «Ленивые восьмерки», «Ошибки в изображениях», «Существенные и несущественные признаки», подведение итогов | |||||||
Какие слова легче | Различать виды вербальных реакций | Упр. мозговой гимнастки «Толчки равновесия», «Стенографы», «Замените символы цифрами», «Объясните поговорки», подведение итогов | |||||||
Найди фигуру | Развитие мышления (установление закономерностей) | Упр. мозговой гимнастки «Заземлитель», «Найдите фигуры», «Понимание пословиц», подведение итогов | |||||||
Психодиагностика 2 часа | |||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с пиктограммами (чувства) | ||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками |
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6 А класс
№ урока
| Название темы | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||||
Раздел 1 Психодиагностика 2 часа | |||||||||
План | Факт | ||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния | Работа с сюжетными карточками | ||||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Работа с сюжетными карточками | ||||||
Раздел 2 Тропинка к своему Я | |||||||||
Я повзрослел | 1 | Осознание различия между агрессией и агрессивностью, учить контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Работа со сказкой, задания на формирование «эмоциональной грамотности», обсуждение темы | ||||||
У меня появилась агрессия. | Работа в тетради, обсуждение «Агрессия и развитие», задания на формирование «эмоциональной грамотности» | ||||||||
Как выглядит агрессивный человек | Задания на формирование «эмоциональной грамотности», упражнение «Покажи агрессию», «Агрессивный…продавец», работа со сказкой | ||||||||
Конструктивное реагирование на агрессию | Упражнение «Свет мой зеркальце», метод неоконченного предложения, работа с притчей | ||||||||
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми | Обсуждение эпиграфа, упражнение «Учимся договариваться», обсуждение «Чем недовольны родители?», | ||||||||
Учим договариваться | Обсуждение эпиграфа, работа в тетради, игры, направленные на развитие воображения | ||||||||
Зачем человеку нужна уверенность в себе? | Помочь развить уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека | Обсуждение эпиграфа, упражнения «Портрет», «Маски», разыгрывание проблемных ситуаций | |||||||
Источники уверенности в себе | 1 | Обсуждение эпиграфа, упражнения «Копилка», источники уверенности», работа в тетради, работа со сказкой | |||||||
Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 1 | Обсуждение эпиграфа, упражнения «Маски неуверенности», обсуждение фрагмента Ералаша («Какое поведение у ребят?») | |||||||
Я становлюсь увереннее | 1 | Обсуждение эпиграфа, упражнения «Высказывания», работа со сказкой | |||||||
Уверенность и самоуважение | 1 | Обсуждение эпиграфа, упражнения «Я горжусь», «Звезда самоуважения» «Волшебное зеркало», работа со сказкой | |||||||
Уверенность в себе и милосердие | 1 | Обсуждение эпиграфа ,упражнения «За что я уважаю…», «Портрет», «Подумай», работа со сказкой | |||||||
Уверенность в себе и непокорность | 1 | Обсуждение эпиграфа, упражнение «Закончи предложение», «Портрет», работа со сказкой | |||||||
Что такое конфликт? Конфликты в школе. Дома, на улице | 1 | Помочь осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации | Обсуждение эпиграфа, работа в тетради «Сигналы конфликта», обсуждение «Вход в конфликт», работа со сказкой | ||||||
Что такое конфликт? Конфликты в школе. Дома, на улице | 1 | Обсуждение эпиграфа, работа в тетради «Сигналы конфликта», обсуждение «Вход в конфликт», работа со сказкой | |||||||
Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, уход от конфликта | 1 | Основные стили поведения в конфликте», работа в тетради «Как проявляются способы поведения в конфликте», работа со сказкой | |||||||
Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, уход от конфликта | 1 | Обсуждение эпиграфа, работа в тетради «Чувства в конфликте», разыгрывание конфликтных ситуаций | |||||||
Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | Разыгрывание конфликтных ситуаций, работа со сказкой | |||||||
Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | Разыгрывание конфликтных ситуаций, работа со сказкой | |||||||
Конфликт как возможность развития | 1 | Обсуждение эпиграфа, работа с ситуациями «Конфликт как возможность», упражнение «Попробуем договориться» | |||||||
Готовность к разрешению конфликта | 1 | Обсуждение эпиграфа, обсуждение «В чем выгода?», «В стране вещей», работа со сказкой | |||||||
Что такое ценности? | 1 | Побудить учащихся задуматься о собственных жизненных ценностях | |||||||
Ценности и жизненный путь человека | 1 | ||||||||
Мои ценности | 1 | ||||||||
Как мы получаем информацию о человеке | 1 | ||||||||
Учимся понимать жесты и позы | 1 | Содействовать оптимизации общения подростков с окружающими | |||||||
Невербальные признаки обмана | 1 | ||||||||
Понимание причин поведения людей | 1 | ||||||||
Впечатление, которое мы производим | 1 | ||||||||
Из чего складывается впечатление о человеке | 1 | ||||||||
Раздел 9 Психодиагностика 2 часа | |||||||||
Диагностика | 1 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | ||||||
Диагностика | 1 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Работа с сюжетными карточками Устные задания |
Календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6 Б класс
№ урока
| Название темы | Количество часов | Дата | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||||
Раздел 1 Психодиагностика 2 часа | |||||||||
План | Факт | ||||||||
Диагностика | 1 | 03.09 | Обследование сформированности эмоционально – личностной сферы | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | 10.09 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Раздел 2 Коррекция мыслительных и речевых навыков 27 часов | |||||||||
Угадай по описанию | 1 | 01.10 | Находить предметы словесному описанию | Предметы, окружающие детей в классной комнате | |||||
Найди одинаковые предметы | 1 | 08.10 | Уметь находить схожие признаки предмета и называть (показывать) его | Картинки с пятью предметами, два из них одинаковые. Их и нужно отыскать ребенку. | |||||
Делай по заданию | 1 | 15.10 | Развитие внимания, сосредоточенности | Учащиеся по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение. | |||||
Найди отличия | 1 | 22.10 | Обучение способности переключать внимания на два –три объекта | Набор двух картинок, имеющие несколько различий | |||||
Лабиринты | 1 | 05.11 | Обучение способности концентрировать внимания | «Лабиринты» | |||||
Разложи по порядку | 1 | 12.11 | Развитие целостности восприятия | Сериационные ряды предметных картинок разные по величине | |||||
Дорисуй до образа | 1 | 19.11 | Улучшение качества деятельности зрительного анализатора | Неоконченные рисунки | |||||
Приметы времен года | 1 | 26.11 | Уметь находить и называть (показывать) приметы осени различия с летом. Уточнение понятий (листопад, похолодание, заморозки, и т.д.) | Сюжетные картинки «Осень» | |||||
Какого цвета? | 1 | 03.12 | Развитие цветоразличение | Предметные картинки | |||||
Воспроизведи по памяти | 1 | 10.12 | Тренировать прочность и точность запоминания | Игрушки | |||||
Кто больше запомнит | 1 | 17.12 | Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом, развитие координации движений | Текст «У оленя дом большой» | |||||
Слова | 1 | 24.12 | Воспитывать наблюдательность | Набор мелких игрушек | |||||
Чей предмет | 1 | 14.01 | Развитие сознательного запоминания | Набор мелких игрушек | |||||
Классификация предметов | 1 | 21.01 | Развитие классифицировать предметы по существенным признакам | Набор предметных картинок | |||||
История в картинках | 1 | 28.01 | Развивать умение вычленять в предмете разные качества | Предметные картинки | |||||
Как это можно использовать? | 1 | 04.02 | Развивать умение находить логические ошибки | Мяч | |||||
Бывает – не бывает | 1 | 11.02 | Развивать умение находить логические ошибки | Мяч | |||||
Танграм | 1 | 18.02 | Закрепить умение складывать узоры по образцу и памяти | Игра «Танграм» | |||||
Найди лишнюю картинку | 1 | 25.02 | Закрепить умение сравнивать от несущественных признаков | Серия предметных картинок | |||||
Поиск закономерностей | 1 | 04.03 | Развивать умение строить простейшие умозаключения. | Набор сюжетных картинок | |||||
Нелепицы | 1 | 11.03 | Закрепить умение строить простейшие умозаключения. | Набор сюжетных картинок | |||||
Ответ – вопрос | 1 | 18.03 | Развивать умение находить логические ошибки | Набор сюжетных картинок с нелепицами | |||||
Найди лишнее слово | 1 | 01.04 | Развивать понимание и выполнение простой устной инструкции. | Выполнение словесной инструкции | |||||
Говори (покажи) наоборот | 1 | 08.04 | Развитие функций анализа и синтеза | Презентация | |||||
Назови слова | 1 | 15.04 | Развивать умение находить логические ошибки | Пиктограммы я | |||||
Конкретизация понятий | 1 | 22.04 | Проведение классификации предметов, обобщение | Предметные карточки | |||||
Психодиагностика 3 часа | |||||||||
Диагностика | 1 | 29.04 | Обследование степени сформированности эмоционально – личностной сферы | Работа с пиктограммами (чувства) | |||||
Диагностика | 1 | 06.05 | Обследование психоэмоционального состояния (выявления уровня тревожности и агрессивности) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | 20.05 | Обследование психоэмоционального состояния (поведенческие реакции) | Работа с сюжетными карточками | |||||
Диагностика | 1 | 27.05 | Обследование уровня сформированности психических познавательных процессов | Устные задания, работа с карточками |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Изменения в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1576;
- Изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 № 1577;
- Разъяснениями Минобрнауки «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № ВК – 1788/07 от 11 августа 2016;
- Приказ Минобразования России «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 № 29/2065-п
- СанПиН ОВЗ, утвержденный постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26.
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты общеобразовательной организации (далее – ОУ):
- Устав ОУ;
- Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОУ;
- Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОУ и поощрений обучающихся в ОУ;
- Положение о внутренней системе оценки качества образования;
- Коррекционно-развивающая программа для ребенка с синдромом Дауна разработанная педагогом - психологом Мисякова Т.Н
- Теория и практика оценки психического развития ребенка. Н.Я. Семаго, М.М.Семаго
- Тропинка к своему Я» Хухлаева О.В.
- Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
- Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Метиева Л.А., Удалова Э.Я.
- «Психологическая азбука» Аржакаева Т.А., Вачкова И.В.
- Психологический курс коррекционно – развивающих занятий Т.Н.Князева
- Программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 – 4 классов специальной коррекционной школы VIII вида разработанная педагогом - психологом Н.А.Ушакова
- О детях с отклонениями в развитии. Т.А.Власова, М.С. Певзнер
- Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Л.М. Шипицина
- Настольная книга практического психолога. Е.И. Рогов
- Развитие речи у аутичных детей. Л.Г. Нуриева
- Развитие личности подростка: программа практических занятий» Б.Р. Матвеева
- 120 занятий психологического развития младших школьников, Н.П. Локалова
- Формирование эмоционально – волевой регуляции Н.П.Слободяник
- Изучаем обучая. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
- Газета "Школьный психолог"
- "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
- "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
- "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
- Презентации на сайте: http://www.danilova.ru