Конспект занятия «Камушек в ботинке»

Удовиченко Валерия Николаевна
Конспект занятия «Камушек в ботинке» педагога – психолога с младшими школьниками по профилактике агрессивного поведения и способам его выражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamushek_v_botinke.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Камушек в ботинке» педагога – психолога с младшими школьниками по профилактике агрессивного поведения и способам его выражения.

Цели занятия:

профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.

научить детей разнообразным способам выражения в приемлемой форме

агрессии, гнева, своих эмоций, желаний и делиться ими с одноклассниками.

установление телесного контакта, переключение, снижение агрессивности.

формирование дружного коллектива.

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт. Эта игра особенно полезна для тревожных детей.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам – то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите ребёнку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?».

Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.

«Когда мы сердимся, чем – то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее говорится: «Давайте договоримся: если кто – то из «вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что им что – то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое – то неудовольствие, чего – то такое, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам. Например, «у меня камушек в ботинке; мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем». Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке». Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от «камешка». Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.

Коррекционно – развивающие занятия.

Занятие 1: «Дом дружбы».

Цель занятия: профилактика агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста в школе.

Упражнение 1: «Сказки о добре и зле».

Вспомним сказки, где добро побеждает зло. Например, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Чебурашка и крокодил Гена» и другие. Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают? А теперь назовите отрицательных героев сказок и какими качествами они обладают?

Упражнение 2: «Разукрась шары».

Цель: научить детей разнообразным способам выражения агрессии.

Нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые шары? Каким цветом будут добрые шары? Необходимо подобрать цвета и объяснить почему.

Упражнение 3: «Считалочка».

Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.

Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку:

Мирись, мирись, мирись,

И больше не дерись,

А если будешь драться,

То я буду кусаться!

А кусаться не причем,

Буду драться кирпичом.

А кирпич ломается –

Дружба начинается!

Упражнение 4: «Бумажка».

Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.

Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.

Упражнение 5: «Бумажный волейбол».

Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Сделанные бумажные шары используются и в этом упражнении. Площадка делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл.

Упражнение 6: «Крестики – нолики».

Цель: переключить детей с агрессивного состояния на иное.

Ведущий: «Я буду на бумаге рисовать крестик и назову его злом, обидой! А ты быстрее этот крестик заключи в кружочек, обведи забором. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее вернем хорошее настроение».

Занятие 2: «Наш дружный класс».

Цель: формирование дружного коллектива.

Задачи: учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение; развитие личностной и групповой активности; снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу через совместные виды деятельности.

Вводная беседа.

У каждого из нас есть дом, своя квартира. Мама и папа строили ее. Какие усилия они прилагали, чтобы квартира стала уютной, чтобы в нее хотелось приходить снова и снова? Сегодня и мы попробуем построить свой школьный дом, но пока он будет из бумажных кирпичей. Каждый сделает свой неповторимый кирпичик. В результате у нас получится свой классный дом.

Упражнение 1: «Дом из кирпичей» (коллективная работа).

Каждому учащемуся дается картонный кирпичик. Надо разукрасить и украсить его как сам пожелает. Из кирпичей выстраивается на ватмане дом.

Упражнение 2: «Спасибо за работу».

Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.

Упражнение 3: «Нарисуй, я отгадаю».

Участники строятся в колонну затылоком друг другу. Ведущий выводит какую – либо геометрическую фигуру на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен молча угадать фигуру и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так далее «по цепочке». Последний называет фигуру.

Упражнение 4: «Закончи предложения».

Я злюсь в школе от ___________________________________________________ .

Я терпеть не могу, когда _______________________________________________ .

Я не хочу слышать, когда ______________________________________________ .

Я просто психую, когда _______________________________________________ .

Когда я злюсь, я ______________________________________________________ .

Упражнение 5: «Покажи, где в твоем теле прячется злость».

Учащиеся указывают на руки, на кулаки, на ноги, на голову, на рот и т.д. и объясняют.

Упражнение 6: «Прогоним нашу злость».

Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.

Занятие 3: «Наш добрый класс».

Цель: формирование детского коллектива.

Задачи: содействовать формированию навыка самоуправления; снятие психоэмоционального напряжения; повышение учебной мотивации; формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

Вводное слово.

На прошлом занятии мы построили наш классный дом. Теперь очередь поселить в него человечков. Сейчас каждый из вас сделает из пластилина своего человечка и расскажет про него: как зовут, что он любит, его любимые занятия дома, какие у него друзья, какой он этот человечек (добрый, злой), нравиться ли ему учиться, как он учиться, что ему нравиться больше всего в школе.

Упражнение 1: «Пластилиновый человечек».

Каждый лепит своего человечка и рассказывает про него.

Упражнение 2: «Зеркало».

Сначала работают в паре. Один показывает – другой повторяет. Потом один показывает – все повторяют и по команде «стоп» все должны замереть. Далее ведущий ищет самую похожую фигуру, т.е. лучшее зеркало и кого выбрали становиться ведущим.

Упражнение 3: «Спасибо за работу».

Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.

Упражнение 4: «Джунгли».

Все звери защищаются или нападают, но, когда они это делают, они издают звуки. Представьте, что вы звери, и вы нападаете, рычите. А теперь вы жертва, как вы будете отпугивать хищников.

Упражнение 5: «Руки».

Дети работают в парах, берут друг друга за руки и проговаривают:

«Эй, рука трясись, трясись – только больше не дерись!

Расслабляйся рука и больше не кусайся!».

Потом меняются в парах, и упражнение повторяется 2 – 3 раза.

Упражнение 6: «Где вокруг прячется зло».

Учащиеся работают с раздаточным материалом, смотрят на картинки, и указывают, в какой из них прячется зло.

Занятие 4: «Наш добрый класс».

Цель: формирование детского коллектива.

Задачи: содействовать формированию навыка самоуправления; снятие психоэмоционального напряжения; повышение учебной мотивации; формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.

Вводное слово.

На предыдущих занятиях мы сделали наш классный домик, населили его человечками. Но чтобы он был красивым, интересным давайте посадим свой сад.

Упражнение 1: «Дерево настроения».

Цель: научить детей разнообразным способам выражения своих эмоций через цвет.

Детям раздаются лепестки из бумаги, это листья дерева. Каждый ученик – это листочек, а дерево с листочками – это класс. Учащиеся должны разукрасить свои листочки так, чтобы было видно какое у него настроение. Оформляется дерево.

Упражнение 2: «Цветки желаний».

Цель: научить детей разнообразным способом выражать желания и делиться ими с одноклассниками

Детям раздаются шаблоны цветков из бумаги, они должны написать в середине цветка свое желание. Каждый отвечает на вопрос «Я хочу, чтоб в моем классе______________________________________________________________».

На ватман с домом прикрепляются цветки.

Упражнение 3: «Цыпленок из яйца».

Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.

Дети делятся на пары. Один учащийся – цыпленок в скорлупе, другой учащийся курочка – наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает ноги к себе), «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В течение 1 – 2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная бумага. Потом дети меняются ролями.

Упражнение 4: «Спрячь обиду».

Цель: стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора.

Ведущий берет мелкий предмет (прищепка, заколка, линейка и т. п.) и обращается к обиженному ребенку «Давай – ка обиду возьмем и обидчику незаметно под рубашку спрячем». Остальные дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Когда предмет спрятан, дети говорят версии, у кого спрятан и почему.

Завершение занятия.

Обсуждение занятия, обмен впечатлениями и с произошедшими изменениями. В конце фото на память.

Список литературы

  1. Газета «Школьный психолог», №44, 2012г.
  2. Настольная книга практического психолога. ВЛАДОС. М.Битянова, 2006.
  3. Сборник методических рекомендаций. «Вместе». Р.З. Хисаметдинов, Э.Р.Абдуллина, 2004г.

Педагог – психолог МБОУ НОШ с.Стерлибашево З.Т.Файрузова

7

Скачать материал 

ОБЖ и классное руководство 1-11

11 980 руб. руб.2 396 руб.

СМОТРЕТЬ ПОДРОБНЕЕ

Видеоуроки проекта «Инфоурок» на флешках USB