выступление на заседании методического объединения педагогов- психологов
Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_no2_19.docx | 42.12 КБ |
delovaya_igra.pptx | 561.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол №2
заседания РМО педагогов-психологов городского округа «Охинский»
Тема заседания: «Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей»
Дата и место проведения: 28 марта 2019 в 10.00, МБДОУ №1 «Родничок»
Количество участников: 15 человек, из них педагогов-психологов.
«К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…»
Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.
Задачи:
- Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
- Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся.
Вопросы:
- «Актуальность психолого-педагогического сопровождения одаренных детей», педагог – психолог МБОУ ОШ №4 Валерия Николаевна Удовиченко.
- «Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей», педагог – психолог МБОУ ОШ №5, Дарья Анатольевна Жидович.
- Деловая игра «Работа с одаренными детьми», педагог – психолог МБДОУ №10 «Золушка», Светлана Александровна Харкавина.
- «Развитие спортивной одаренности в спортивной школе г. Охи.
- Достижения детей Охинского района», педагог – психолог МБОУ ОШ №4 Валерия Николаевна Удовиченко.
- Разное
Ход заседания:
- Организационный момент: «Этот учебный год для меня был…», «Для меня этот учебный год дал…»
- Актуализировала работу заседания педагогов-психологов Удовиченко Валерия Николаевна, раскрыла актуальные вопросы психологического сопровождения одаренных детей, руководитель МО педагогов – психологов городского округа «Охинский». Далее руководитель МО сообщила повестку заседания.
- Раскрыла «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», педагог – психолог МБОУ ОШ №5, Дарья Анатольевна Жидович.
- Провела деловую игру между участниками педагог – психолог МБДОУ №10 «Золушка», Светлана Александровна Харкавина.
- Валерия Николаевна Удовиченко ознакомила с достижениями детей Охинского района».
Решение:
- Педагогам-психологам активно транслировать опыт, практические результаты своей профессиональной деятельности через проведение мастер-классов в рамках городских, районных, окружных конференций, мероприятий по данной теме.
Удовиченко Валерия Николаевна,
педагог-психолог МБОУ ОШ №4»,
руководитель РМО
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Работа с одаренными детьми» (с использованием материала презентации)
Просмотр фрагментов
В современном обществе существуют два подхода к определению одаренность.
Согласно первому, каждый человек одарен по – своему.
Вторые же понимают одаренность, как дар свыше, которым обладают единицы. Так кто же это «одаренный ребенок». Попробуем сегодня в этом разобраться.
Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их. Тем не менее, мы часто встречаем талантливых, творческих людей, которые так и не смогли полноценно использовать свои возможности, и людей со средними способностями, но с огромной верой в себя и высокой работоспособностью, добившихся значительных результатов в жизни. Я солидарна с теми, кто считает, что учитель или окружающая культура не создают человека. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным. Последние в наших силах, и мы должны всемерно помогать растущей личности раскрыть, развить свои способности.
Как вы уже догадались тема нашего заседания «Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей».
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание. В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей."
И я вам предлагаю выполнить задание «Понятия»
Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:
____________________- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности (способности).
____________________- анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности (задатки способностей).
___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков (одаренность).
___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода (талант).
Задатки способностей анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т. д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.
Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.
Талант - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.
Одаренность - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте:
1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
- дошкольники: усвоение языков, высокий уровень любознательности, яркость фантазии;
- старшие подростки: различные формы поэтического и литературного творчества.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости.
3) Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития (т. е. наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта) В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).
Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
- Неприязнь к школе.
- Игровые интересы.
- Конформность (отрицание стандартных требований).
- Погружение в философские проблемы.
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
- Стремление к совершенству.
- Ощущение неудовлетворенности.
- Нереалистические цели.
- Сверхчувствительность.
- Потребность во внимании взрослых.
- Нетерпимость.
- Низкая продолжительность сна.
Для развития дивергентного, творческого мышления одаренные дети активно вовлекаются в различные формы работы:
проектная деятельность, участие на различных уровнях олимпиадах, соревнований, конкурсах. Это дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность.
Приведу некоторые факты из истории знаменитых людей.
Музыкальная одарённость В. А. Моцарт – в 3 года Ф. Шуберт в 11 лет Л. Ф. Мендельсон – в 5 лет К. М. Вебер – в 12 лет
Математическая одарённость: в 20 лет Б. Паскаль Г. В. Лейбниц И. Ньютон
Художники Правополушарные Левополушарные
К. С. Малевич «Девушки в полях» М. Врубель «Демон » И. И. Левитан «Март» Ван Гог «Звездная ночь» К. Петров-Водкин "Купание красного коня" В. Г. Перов "Тройка"
5 вопрос «Достижения детей Охинского района» (слайд).
Информационное письмо
Заседание РМО педагогов – психологов №2
Дата проведения: 28.04.19 г. Время проведения: 10.00 ч.
Место проведения: МБДОУ Детский сад №1 «Родничок»
Присутствовали: количество человек 16, кто, из ОУ: МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №5, МБОУ СОШ №7, МБОУ ОШ№4, МБОУ школа-интернат с. Некрасовка, МБДОУ детский сад №1, МБДОУ детский сад №2, МБДОУ детский сад №5, МБДОУ детский сад №10, МБДОУ детский сад №20, МБДОУ ЦРР «Буратино» (список прилагается).
Приглашенные: воспитатели детских садов (список прилагается).
Тема: «Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей»
Цель: повышение уровня профессиональных знаний педагогов об особенностях сопровождения одаренных детей.
По первому вопросу выступила руководитель РМО педагогов – психологов Валерия Николаевна Удовиченко. «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей». Она раскрыла понятия термина «одаренность», основные направления и этапы психолого – педагогического сопровождения одаренных детей. Отметила также, что следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте.
Более подробно описала проблемы психолого – педагогического сопровождения одаренных детей, педагог – психолог МБОУ ОШ №5, Дарья Анатольевна Жидович.
Третьим вопросом была организована педагогами – психологами: Светланой Александровной Харкавиной, МБДОУ №10 «Золушка», Валерией Николаевной Удовиченко, МБОУ ОШ№4 групповая работа «Деловая игра. Работа с одаренными детьми», в процессе которой, были даны психологические понятия: задатки способностей, способности, талант и одаренность и дать им точное психологическое определение. В процессе деловой игры, психологи обменивались своим мнением по вопросам: «Одаренность встречается редко. Все дети являются одаренными». Обсуждали в группах стереотипы которые не всегда соответствуют действительности по данной теме. Рассматривали виды одаренности и признаки различения. Создавали «Портрет одаренного ребенка», изображали модель работы школы, необходимую для развития способностей ребенка, как будут с ребенком (с определенными способностями) заниматься в школе.
Далее Инна Александровна Доценко, педагог – психолог спортивной школы рассказала, как происходит развитие спортивной одаренности в спортивной школе г. Охи».
В завершении В.Н.Удовиченко представила достижения детей Охинского района (спортивного, музыкального и художественного направлений и среди предметных олимпиад общеобразовательных учреждений).
Также она представила обзор рекомендаций по оформлению представления на ТПМПК педагога – психолога и педагогов образовательных учреждений.
Решение.
- Утвердить план работы РМО педагогов - психологов на 2019-2020 учебный год (ответственные –В.Н. Удовиченко, срок –сентябрь 2018)
- Вынести благодарность за активное, творческое представление опыта работы педагогу – психологу: Харкавиной С.А.
- Педагогам-психологам активно транслировать опыт, практические результаты своей профессиональной деятельности через проведение мастер-классов в рамках городских, районных, окружных конференций, мероприятий по данной теме.
- Активизировать участие на заседаниях методического объединения педагогов - психологов учителей начальных классов.
Удовиченко Валерия Николаевна,
педагог-психолог МБОУ ОШ №4» г. Охи,
руководитель РМО
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, встаньте в круг вокруг красной кегли, те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему, встаньте вокруг желтой кегли. -Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг зеленой кегли, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг синей кегли. -Те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми, встаньте вокруг красного флажки, а желающие узнать о работе с одаренными детьми больше, встаньте вокруг синего флажка
Для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. Оказывается, нет. Ни один из существующих тестов не дает гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае они могут помочь оценить только признаки одаренности, соответствующие данному тесту, и дать основание для предположения о том, что данный ребенок может оказаться одаренным; С обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если он обладает необходимым уровнем предметной подготовки. Оказывается , нет - не любой, потому что у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые, чаще всего, переживаются ими сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них как о детях «группы риска». Поэтому психологически с ними работать может далеко не каждый учитель, а бывает, что и не каждый психолог.
Вид одарённости Признаки различения 1.Интеллектуальная Повышенная любознательность, исключительная сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, успешное применение знаний и умений в практических ситуациях, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать проблемы, осуществлять оптимальный выбор; развитые навыки планирования, настойчивость в достижении цели. 2. Академическая Ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного освоения понятиями, терминологией по избранному предмету, демонстрация понимания сложных причинно-следственных связей, исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям. Полная отдача сил, энергии, времени достижения высоких результатов в области своего научного интереса, высокая мотивация при изучении предмета. 3. Творческая Умение переструктурировать информацию, пытливость ума и дотошность в получении сведений, фактов, различного рода « заморочек », стремление мыслить и делать всё по-своему, изобретательность, разрушение стереотипов обыденной среды, исследовательская активность, гибкость и вариативность мышления, жажда необычного, частая импровизация, способность генерировать неординарные идеи, независимость в суждениях, ослабленное внимание к условностям и авторитетам.
4. Лидерская Имеет склонность к руководству и организации деятельности других, свободное и легкое общение со сверстниками и взрослыми людьми, в определённой мере регулирует взаимоотношения одноклассников, проявляет инициативу, берёт на себя повышенную ответственность, оказывает влияние на разрешение конфликтов, оказывает помощь советами, рекомендациями. 5.Художественно-исполнительская Предпочитает визуальную информацию, подробно детализирует, запоминает и художественно воспроизводит увиденное, услышанное, обострённая интуиция, охотно экспериментирует, применяя средства художественной выразительности, оригинальность художественных, музыкальных, сценических видов продукции; неповторимость в самовыражении, сильная увлечённость разными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства. 6. Психомоторная (практическая) Проявляет повышенную активность в движениях, предпочитает деятельность, требующую тонкой и точной моторики, координации двигательных процессов, пластики; спортивность, соревновательность, усиленный кинестетический самоконтроль.
Условия психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении приведут к эффективным результатам в том случае, если: детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности; создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка; выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников; структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
ЖЕЛАЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ!