Выступление на РМО педагогов- психологов «Психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающих обучающихся»

Удовиченко Валерия Николаевна

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседания РМО педагогов-психологов городского округа «Охинский» по вопросу «Психолого-педагогического сопровождения слабоуспевающих обучающихся»

Актуальность проблемы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. Число таких детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

Бесспорно, дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Но прежде, чем проводить индивидуальную работу важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.

К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ 

По данным исследования, проведённого (1995г), основными факторами школьных трудностей являются:

В 1-5 классах(7-11 лет) – гипердинамический синдром, церабрастения, тормозимость и замкнутость.

В 6-8 классах(12-14 лет) – ранние специфические пубертатные проявления.

В 9-11 классах (15-17 лет) - личностные декомпенсации, депрессия, невротические состояния.

Откуда берутся слабоуспевающие дети? Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:

Причины возникновения трудностей у учащихся:

· мотивационная незрелость,

· нарушения интеллекта,

· нарушения динамики психической деятельности,

· особенности асимметрии (левшество),

· недостатки анализаторов (зрения, слуха),

· логопедические нарушения,

· личностные особенности (частично).

В чем проявляется у учащихся:

·трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),

·неспособность освоить программу,

·неуспеваемость,

·ошибки в выполнении учебных заданий,

·нарушения поведения.

Коррекционная работа обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

Эффективность обучения и педагогического процесса в целом определяется многими факторами, среди которых наиболее важными является индивидуальный подход к обучению, предполагающий знание психофизиологических, личностных особенностей, специфики эмоциональной и когнитивной сфер обучаемых. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний. Социальные мотивы — стремление быть полезным обществу или занять в этом обществе определенную позицию.

В рамках психолого - педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:

1. первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;

2. далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;

3. на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.

 Этапы психологической работы со слабоуспевающими

Название этапа

Основное содержание работы

I

Установление психологического контакта с учащимся

Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка

II

Диагностическая работа

Определение типа неуспеваемости подростка; выявление причин неуспеваемости; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям

III

Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи

Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической

IV

Определение эффективности проделанной работы

 Оценка эффективности и анализ проведенной работы

Выступление подготовил

педагог – психолог МБОУ ОШ №4

Валерия Николаевна Удовиченко