Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Удовиченко Валерия Николаевна
В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, категория эта обширна: это обучающиеся дети с интеллектуальными нарушениями (I и II вариант), с РАС, дети Дауны, с ТМНР. Основными формами психологической коррекции и развития с детьми данной категории являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия, но предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым. Работа педагога – психолога строится в соответствии с планированием по традиционным направлениям: диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное; методическое; просветительское.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

(за период 2014 – 2019 г.г.)

В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, категория эта обширна: это обучающиеся дети с интеллектуальными нарушениями (I и II вариант), с РАС, дети Дауны, с ТМНР.

Основными формами психологической коррекции и развития с детьми данной категории являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия, но предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым.

Работа педагога – психолога строится в соответствии с планированием по традиционным направлениям:

диагностическое;

коррекционно-развивающее;

консультативное;

методическое;

просветительское.

В моей работе одним из важных направлений является психологическая коррекция и развитие обучающегося, которая направлена на определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.

В начале учебного года проводится первичная диагностика.

В психодиагностике применялись следующие методики:

  • нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста А.Р. Лурия, в т.ч. авторских методик Цветковой, Ахутиной, Пылаевой;
  • диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М.Семаго;
  • комплект диагностик Забрамной С.Д.,
  • комплект диагностик Л.М. Шипициной  и др.
  • изучение социально – психологической адаптации
  • тест школьной тревожности (Филлипс);
  • выявление уровня агрессии (Басса – Дарки)

составлены учебные программы.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, с учетом все дополнительных данных по выявлению психологического «здоровья» обучающихся школы были составлены рабочие программы психокоррекционных занятий на основе примерных авторских и рекомендуемых программ:

  • «Формирование целенаправленной деятельности у первоклассников с сочетанным нарушением развития» Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития школьников; 
  • Занятия по коррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться»
  •  «Развитие психомоторики и сенсорных эталонов» У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева;
  •  «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков;
  • «120 уроков психологического развития младшего возраста» Н.П. Локалова;
  • Элементы занятий «Веселюнитик и все – все - все» А.Ю. Кремлякова;
  • Элементы занятий «Хочу все знать» Е.О. Севостьянова;
  • Элементы занятий «Я и мы» В. И. Родионов, М.О. Ступницкая;
  • «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева;
  • Элементы занятий Программа «Я учусь учиться» Т.Н. Князева;

По итогам работы за межаттестационный период можно наблюдать положительную динамику развития по следующим направлениям:

  • процесс адаптации
  • развитие познавательных процессов,
  • развитие сенсорный и психомоторных процессов
  • выявление уровня тревожности, состояния агрессии,

Проанализировав полученные результаты работы за период 2014 – 2019 г.г. можно сделать некоторые выводы:

  1. Результаты адаптации к условиям школьного обучения 

Понятие школьная адаптация используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности, в поведении, конфликты с одноклассниками, педагогами и т.д.

Период адаптации к новым школьным условиям, связанный с приобретением к ее основным требованиям, существуют у всех школьников с интеллектуальными нарушениями. У одних длится один месяц, у других одну четверть, у третьих растягивается на более длительный период.

Адаптация к школе обучающихся проходила со значительными трудностями, но оказанная психолого - педагогическая помощь детям и подросткам показала успешную адаптацию. Созданные условия позволяют детям быстрее и безболезненно адаптироваться к школьным процессам обучения и школьным правилам.

Заметно сократилось количество учащихся с частичной адаптацией.

На протяжении двух учебных лет 2017 – 2019 г.г. отсутствуют учащиеся с дезадаптивными формами поведения.

Увеличилось число обучающихся полностью адаптированных к условиям школьного обучения.

С целью знакомства, сплочение коллектива и развитие дружеских отношений между сверстниками проведены  минитренинги:

«Фотография нашего класса», «Мой портрет в лучах солнца», «Счет до десяти», «Слепой и поводырь», «Кочки», «Снежный ком», «Волшебная кисть».

Для успешного прохождения процесса адаптации были проведены адаптационные встречи с обучающимися и  направленные на:

  • развитие коммуникативных умений и навыков (упр: «Что такое общение», «Путешествие в страну «Понимание», «Драки и обида», «Мы поссорились и помирились»);
  • развитие эмоционально-волевой сферы (упр.: «Мое настроение», «Конверты «Радости» и «Огорчений», «Радость – одна на всех», «Чудо-дерево», «Наши страхи», «Планета эмоций»). На занятиях были создана доброжелательная обстановка и атмосфера поддержки в группе, что позволяло более близкому знакомству детей.

Основной формой работы является групповое занятие, направленное на сплочение класса, с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность. В течение учебного года проводилась профилактика школьной дезадаптации.

  1. Динамика развития психомоторики

У данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития детей.

Прослеживается положительная динамика развития психомоторики на протяжении 2016 – по 2019 г.г.

Динамика развития сенсорных процессов

Отмечается снижение низкого уровня развития по сравнению 2015 – 2016 с 2018 – 2019 г.г. на 24%.

Наметилась тенденция положительной динамики в восприятии цвета, формы, величины, а также пространственных отношений между предметами.

Улучшилась статическая и динамическая координация движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук.

На протяжении всего учебного года проводились коррекционные занятия, направленные на:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • развитие зрительного восприятия
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • развитие слухового восприятия;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.
  1. Результаты диагностики развития произвольных форм запоминания

Исследовалась способность устанавливать опосредованные связи и ими пользоваться при воспроизведении, уровень зрительной и слуховой памяти.

У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается медленный темп усвоения всего нового. Непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

Отмечается снижение количество учащихся с низким уровнем развития произвольных форм запоминания на 6%. Дети и подростки лучше стали усваивают новое, но продолжают использовать при этом большое количество повторений. Научились вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на уроках и коррекционных занятиях. Отмечается прочность и точность процесса воспроизведения.

В рабочую программу были включены занятия по развитию памяти (методика «Запомни фигуры, картинки», «Запомни слова (числа)», «Воспроизведи текст», «Запомни все», использовалась методика «Опосредованное запоминание», методика «Пары слов», игра «Мгновенное построение»).

  1. Цель исследования внимания: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; исследовать такие свойства внимания, как переключение и устойчивость.

Результаты обследования развития произвольных свойств внимания

Наметилась положительная динамика в развитии произвольных свойств внимания соответствующая уровню выше среднего. У обследуемых детей и подростков увеличился объем внимания, появилась возможность целенаправленно сосредотачивать внимание на нескольких объектах. Появилась способность распределения внимания между различными объектами.

В рамках коррекционных занятий по развитию произвольных свойств внимания были проведены упражнения, и задания направленные на:

формирование умение контролировать свою деятельность;

развитие основных свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность);

развитие основных видов внимания: слуховое и зрительное.

  1.  Результаты диагностики мыслительной деятельности

Цель исследования: выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно – следственные связи, запас сведений об окружающем.

Мыслительная деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушением всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования), у них снижена активность мыслительных процессов, неосознанностью и хаотичностью действий в процессе решения, некритичностью мышления, слабая регулирующая роль мышления.

Однако наиболее сохранный вид мышления— наглядно-действенный;

Наметилась тенденция возрастания уровня выше среднего. Результатом психокоррекционного воздействия по развитию мыслительных операций стала положительная динамика развития определения способностей к обобщению понятий на наглядном уровне. Больше половины обучающихся справляются с заданием, научились вычленять существенные и несущественные признаки.

Однако остаются затруднения в способность к обобщению. Поиск обобщающего признака затруднен.

  1. Результаты обследования уровня школьной тревожности 

Цель обследования уровня школьной тревожности: Выявление уровня школьной тревожности (по Филлипсу).

Дети и подростки с интеллектуальной нарушениями имеют сложности во взаимодействии друг с другом. Это может быть связано с тенденцией острее воспринимать ситуацию общения из – за повышенной тревожности и тем самым проявлять свою агрессивность. Проявляют негативные эмоциональные переживания ситуацией, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

После проведенных психокоррекционных занятий по выработке правил работы в группе, осознании проблем, связанных с ситуацией проверки знаний, снятии фрустрации потребности в достижении успеха, наглядно видно снижение высокого уровня тревожности. Степень проявления явной тревожности у большинства испытуемых снизилась. Высокий показатель тревожности переживания социального стресса имеют скорее ситуативный характер на момент проведения тестирования, когда для них не представлялось особой сложностью или легкостью взаимодействовать со своими сверстниками. В целях профилактики на протяжении всего учебного года проводились занятия по снижению тревожности, формированию адекватной самооценки.

  1. Результаты исследования агрессивных состояний у подростков

Цель обследования: Выявление агрессивных состояний у подростков (по методике Басса – Дарки).

У детей и подростков часто возникают такие ситуации, когда они испытывают чувство вины или же зависть, склонны к проявлению словесной или физической агрессии. Для снятия психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, снижения состояния враждебности и агрессии были проведены игры и упражнения: «Агрессор и жертва», «Что делить с агрессией и гневом», «Агрессивное и беззащитное существо», «Ворвись в круг», «Датский бокс», игра «Спустить пар», «Толкалки»,  игра «Да и нет», «Безмолвный крик».

Можно предположить, что психокоррекционные занятия, оказались эффективными, так как после реализации программы по снижению агрессии у подростков с высоким индексом агрессивности снизилась и стала близка к норме, за исключением 11% у которых индекс агрессивности остался на прежнем высоком уровне. С ним необходимо проводить индивидуальную коррекцию отклоняющегося поведения.

  1. Количество обучающихся школы охваченных психологической работой

Работа психолога с обучающимися состоит в том, что содействует в приобретении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, получении профессии. Обеспечивает обучающемуся к психологической готовности к принятию социальных ценностей как личностно значимых и коррекция самосознания на основе достижения социальных «приобретений» ребенка.

  • Коррекционно – развивающие занятия. Одним из важных направлений моей работы как педагога-психолога, является психологическая коррекция и развитие обучающегося, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии.

Основными формами психологической коррекции и развития являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей проводились в индивидуальной и групповой форме. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.

Ежедневно провожу психокоррекционные занятия по формированию позитивного отношения к школе, повышению учебной мотивации, формированию психологического здоровья, по развитию психических познавательных процессов, снижение уровня тревожности, снятия эмоционального напряжения, развития личностного потенциала.

Заметно возросло количество обучающихся охваченных коррекционно – развивающей работой.

  • Профилактическая работа с обучающимися

Профилактическая работа проводится в рамка наркологического поста (Наркопост). Программа наркопоста рассчитана на различные возрастные группы и учитывает психофизические особенности и потенциальные возможности воспитанников.

Основные направления программы

профилактика ПАВ

профилактика аддиктивного, суицидального поведения.

профилактика трудных жизненных ситуаций, конфликтов, девиантного поведения, всевозможных зависимостей и насилия;

Наглядно видно, насколько возросло количество детей и подростков, принявших участие в профилактических мероприятиях.

  • Диагностическая работа

Диагностическое направление деятельности включало обследование особенностей развития процессов познавательной, личностной и эмоционально - волевой сфер обучающихся.

С учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта, диагностическая работа проводилась преимущественно в индивидуальной форме.

Осуществлялся подбор диагностических методик и анализ эффективности их применения по исследованию психофизических особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжелой степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с ТМНР, с целью уточнения и расширения сведений об особенностях развития обучающихся и возможности определения направления коррекционно - педагогического воздействия, составления программ сопровождения.

На протяжение с 2014 – 2017 г.г. уровень охвата не превышал и 30 %, заметно возросло количество обследуемых обучающихся за два учебных года (2017 – 2019).

Проведенная диагностика позволила выявить причины возникновения проблем в поведении и общении со сверстниками у учащихся на уроках и гпд. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

  • Консультационная работа с обучающимися

Исходя из диаграммы, видно, что число консультируемых обучающихся заметно возросло за последние три учебных года.

Проблематика, с которой стали обращаться дети и подростки, чрезвычайно разнообразна:

  • дети и подростки чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье;
  • страдают от недостатка уверенности в себе;
  • испытывают затруднения в общении со сверстниками;
  • сомневаются в своих способностях;
  • боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности;
  • конфликты с педагогами, родителями и сверстниками.
  • испытывают дефицит любви; страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют.

Своевременно оказанная консультационная помощь благотворно сказывается на психическом и эмоциональном развитии обучающихся.

  1. Количество педагогов и родителей охваченных психологической работой
  • Количество педагогов и родителей, охваченных просветительской работой

Как показывает диаграмма, прослеживается нестабильная динамика охвата просветительской работой с 2014 – 2017 г.г., и можно предположить, что педагоги и родители незамотивированы на посещения просветительских мероприятий.

Работа с родителями по данному направлению ориентирована на родительский всеобуч «Шаг навстречу». Целью программы является: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

В последние два учебных года (2017 – 2019 г.г.) мы видим, что работа с родителями в  и педагогами в данном направлении стала более востребованной и имеет положительную динамику роста посещения просветительских мероприятий.

  • Количество педагогов и родителей, охваченных консультационной  работой

Как видно, из диаграммы консультационная деятельность педагога – психолога возрастает в течение всех отчетных периодов.

Педагоги и родители остро нуждаются в психологических консультациях для разрешения проблем, испытывают дефицит в консультациях.

Причины обращений разнообразны: проблемы в обучении, эмоциональной сфере, воспитании, с педагогическим коллективом, со сверстниками, непонимание со стороны родителей. Некоторые из обращенных родителей и педагогов имели продолжение в рамках продолжительных индивидуальных бесед и занятий.

Анализируя выполненную работу, за отчетный период можно отметить следующее:

  1. Между администрацией, педагогом – психологом и педагогами школы существует тесное взаимодействие.

2)        Следует отметить увеличение обращений родителей и педагогов к психологу, что свидетельствует о востребованности консультационной работы психолога.

3)        На протяжении последних трех  лет (2016 – 2019 г.г.) коррекционная работа носит более адресный индивидуальный характер.

4) Отмечается положительная динамика в развитии психических познавательных процессов, что лишний раз подтверждает эффективность коррекционной работы с учащимися.

5) В школе созданы благоприятные психологические условия, которые способствуют положительному усвоению учебного материала, стабилизации эмоционального состояния, прохождению успешной адаптации школьников.

6) Низкая динамика развития психических познавательных процессов и особенностей личностной сферы обусловлена спецификой обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Педагог – психолог  В.Н. Удовиченко