Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnost_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 171.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
(за период 2014 – 2019 г.г.)
В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, категория эта обширна: это обучающиеся дети с интеллектуальными нарушениями (I и II вариант), с РАС, дети Дауны, с ТМНР.
Основными формами психологической коррекции и развития с детьми данной категории являются индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия, но предпочтение отдается индивидуальным и подгрупповым.
Работа педагога – психолога строится в соответствии с планированием по традиционным направлениям:
диагностическое;
коррекционно-развивающее;
консультативное;
методическое;
просветительское.
В моей работе одним из важных направлений является психологическая коррекция и развитие обучающегося, которая направлена на определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
В начале учебного года проводится первичная диагностика.
В психодиагностике применялись следующие методики:
- нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста А.Р. Лурия, в т.ч. авторских методик Цветковой, Ахутиной, Пылаевой;
- диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М.Семаго;
- комплект диагностик Забрамной С.Д.,
- комплект диагностик Л.М. Шипициной и др.
- изучение социально – психологической адаптации
- тест школьной тревожности (Филлипс);
- выявление уровня агрессии (Басса – Дарки)
составлены учебные программы.
Опираясь на результаты проведенных диагностик, с учетом все дополнительных данных по выявлению психологического «здоровья» обучающихся школы были составлены рабочие программы психокоррекционных занятий на основе примерных авторских и рекомендуемых программ:
- «Формирование целенаправленной деятельности у первоклассников с сочетанным нарушением развития» Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития школьников;
- Занятия по коррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться»
- «Развитие психомоторики и сенсорных эталонов» У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева;
- «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков;
- «120 уроков психологического развития младшего возраста» Н.П. Локалова;
- Элементы занятий «Веселюнитик и все – все - все» А.Ю. Кремлякова;
- Элементы занятий «Хочу все знать» Е.О. Севостьянова;
- Элементы занятий «Я и мы» В. И. Родионов, М.О. Ступницкая;
- «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева;
- Элементы занятий Программа «Я учусь учиться» Т.Н. Князева;
По итогам работы за межаттестационный период можно наблюдать положительную динамику развития по следующим направлениям:
- процесс адаптации
- развитие познавательных процессов,
- развитие сенсорный и психомоторных процессов
- выявление уровня тревожности, состояния агрессии,
Проанализировав полученные результаты работы за период 2014 – 2019 г.г. можно сделать некоторые выводы:
- Результаты адаптации к условиям школьного обучения
Понятие школьная адаптация используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности, в поведении, конфликты с одноклассниками, педагогами и т.д.
Период адаптации к новым школьным условиям, связанный с приобретением к ее основным требованиям, существуют у всех школьников с интеллектуальными нарушениями. У одних длится один месяц, у других одну четверть, у третьих растягивается на более длительный период.
Адаптация к школе обучающихся проходила со значительными трудностями, но оказанная психолого - педагогическая помощь детям и подросткам показала успешную адаптацию. Созданные условия позволяют детям быстрее и безболезненно адаптироваться к школьным процессам обучения и школьным правилам.
Заметно сократилось количество учащихся с частичной адаптацией.
На протяжении двух учебных лет 2017 – 2019 г.г. отсутствуют учащиеся с дезадаптивными формами поведения.
Увеличилось число обучающихся полностью адаптированных к условиям школьного обучения.
С целью знакомства, сплочение коллектива и развитие дружеских отношений между сверстниками проведены минитренинги:
«Фотография нашего класса», «Мой портрет в лучах солнца», «Счет до десяти», «Слепой и поводырь», «Кочки», «Снежный ком», «Волшебная кисть».
Для успешного прохождения процесса адаптации были проведены адаптационные встречи с обучающимися и направленные на:
- развитие коммуникативных умений и навыков (упр: «Что такое общение», «Путешествие в страну «Понимание», «Драки и обида», «Мы поссорились и помирились»);
- развитие эмоционально-волевой сферы (упр.: «Мое настроение», «Конверты «Радости» и «Огорчений», «Радость – одна на всех», «Чудо-дерево», «Наши страхи», «Планета эмоций»). На занятиях были создана доброжелательная обстановка и атмосфера поддержки в группе, что позволяло более близкому знакомству детей.
Основной формой работы является групповое занятие, направленное на сплочение класса, с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность. В течение учебного года проводилась профилактика школьной дезадаптации.
- Динамика развития психомоторики
У данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей, так как способствует коррекции недостатков физического и психического развития детей.
Прослеживается положительная динамика развития психомоторики на протяжении 2016 – по 2019 г.г.
Динамика развития сенсорных процессов
Отмечается снижение низкого уровня развития по сравнению 2015 – 2016 с 2018 – 2019 г.г. на 24%.
Наметилась тенденция положительной динамики в восприятии цвета, формы, величины, а также пространственных отношений между предметами.
Улучшилась статическая и динамическая координация движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук.
На протяжении всего учебного года проводились коррекционные занятия, направленные на:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
- Результаты диагностики развития произвольных форм запоминания
Исследовалась способность устанавливать опосредованные связи и ими пользоваться при воспроизведении, уровень зрительной и слуховой памяти.
У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдается медленный темп усвоения всего нового. Непрочность сохранения и неточность воспроизведения.
Отмечается снижение количество учащихся с низким уровнем развития произвольных форм запоминания на 6%. Дети и подростки лучше стали усваивают новое, но продолжают использовать при этом большое количество повторений. Научились вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на уроках и коррекционных занятиях. Отмечается прочность и точность процесса воспроизведения.
В рабочую программу были включены занятия по развитию памяти (методика «Запомни фигуры, картинки», «Запомни слова (числа)», «Воспроизведи текст», «Запомни все», использовалась методика «Опосредованное запоминание», методика «Пары слов», игра «Мгновенное построение»).
- Цель исследования внимания: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; исследовать такие свойства внимания, как переключение и устойчивость.
Результаты обследования развития произвольных свойств внимания
Наметилась положительная динамика в развитии произвольных свойств внимания соответствующая уровню выше среднего. У обследуемых детей и подростков увеличился объем внимания, появилась возможность целенаправленно сосредотачивать внимание на нескольких объектах. Появилась способность распределения внимания между различными объектами.
В рамках коррекционных занятий по развитию произвольных свойств внимания были проведены упражнения, и задания направленные на:
формирование умение контролировать свою деятельность;
развитие основных свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность);
развитие основных видов внимания: слуховое и зрительное.
- Результаты диагностики мыслительной деятельности
Цель исследования: выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно – следственные связи, запас сведений об окружающем.
Мыслительная деятельность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характеризуется нарушением всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования), у них снижена активность мыслительных процессов, неосознанностью и хаотичностью действий в процессе решения, некритичностью мышления, слабая регулирующая роль мышления.
Однако наиболее сохранный вид мышления— наглядно-действенный;
Наметилась тенденция возрастания уровня выше среднего. Результатом психокоррекционного воздействия по развитию мыслительных операций стала положительная динамика развития определения способностей к обобщению понятий на наглядном уровне. Больше половины обучающихся справляются с заданием, научились вычленять существенные и несущественные признаки.
Однако остаются затруднения в способность к обобщению. Поиск обобщающего признака затруднен.
- Результаты обследования уровня школьной тревожности
Цель обследования уровня школьной тревожности: Выявление уровня школьной тревожности (по Филлипсу).
Дети и подростки с интеллектуальной нарушениями имеют сложности во взаимодействии друг с другом. Это может быть связано с тенденцией острее воспринимать ситуацию общения из – за повышенной тревожности и тем самым проявлять свою агрессивность. Проявляют негативные эмоциональные переживания ситуацией, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
После проведенных психокоррекционных занятий по выработке правил работы в группе, осознании проблем, связанных с ситуацией проверки знаний, снятии фрустрации потребности в достижении успеха, наглядно видно снижение высокого уровня тревожности. Степень проявления явной тревожности у большинства испытуемых снизилась. Высокий показатель тревожности переживания социального стресса имеют скорее ситуативный характер на момент проведения тестирования, когда для них не представлялось особой сложностью или легкостью взаимодействовать со своими сверстниками. В целях профилактики на протяжении всего учебного года проводились занятия по снижению тревожности, формированию адекватной самооценки.
- Результаты исследования агрессивных состояний у подростков
Цель обследования: Выявление агрессивных состояний у подростков (по методике Басса – Дарки).
У детей и подростков часто возникают такие ситуации, когда они испытывают чувство вины или же зависть, склонны к проявлению словесной или физической агрессии. Для снятия психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, снижения состояния враждебности и агрессии были проведены игры и упражнения: «Агрессор и жертва», «Что делить с агрессией и гневом», «Агрессивное и беззащитное существо», «Ворвись в круг», «Датский бокс», игра «Спустить пар», «Толкалки», игра «Да и нет», «Безмолвный крик».
Можно предположить, что психокоррекционные занятия, оказались эффективными, так как после реализации программы по снижению агрессии у подростков с высоким индексом агрессивности снизилась и стала близка к норме, за исключением 11% у которых индекс агрессивности остался на прежнем высоком уровне. С ним необходимо проводить индивидуальную коррекцию отклоняющегося поведения.
- Количество обучающихся школы охваченных психологической работой
Работа психолога с обучающимися состоит в том, что содействует в приобретении психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, получении профессии. Обеспечивает обучающемуся к психологической готовности к принятию социальных ценностей как личностно значимых и коррекция самосознания на основе достижения социальных «приобретений» ребенка.
- Коррекционно – развивающие занятия. Одним из важных направлений моей работы как педагога-психолога, является психологическая коррекция и развитие обучающегося, которая направлена на устранение отклонений в личностном и психологическом развитии.
Основными формами психологической коррекции и развития являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей проводились в индивидуальной и групповой форме. Причем групповая работа носила в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.
Ежедневно провожу психокоррекционные занятия по формированию позитивного отношения к школе, повышению учебной мотивации, формированию психологического здоровья, по развитию психических познавательных процессов, снижение уровня тревожности, снятия эмоционального напряжения, развития личностного потенциала.
Заметно возросло количество обучающихся охваченных коррекционно – развивающей работой.
- Профилактическая работа с обучающимися
Профилактическая работа проводится в рамка наркологического поста (Наркопост). Программа наркопоста рассчитана на различные возрастные группы и учитывает психофизические особенности и потенциальные возможности воспитанников.
Основные направления программы
профилактика ПАВ
профилактика аддиктивного, суицидального поведения.
профилактика трудных жизненных ситуаций, конфликтов, девиантного поведения, всевозможных зависимостей и насилия;
Наглядно видно, насколько возросло количество детей и подростков, принявших участие в профилактических мероприятиях.
- Диагностическая работа
Диагностическое направление деятельности включало обследование особенностей развития процессов познавательной, личностной и эмоционально - волевой сфер обучающихся.
С учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта, диагностическая работа проводилась преимущественно в индивидуальной форме.
Осуществлялся подбор диагностических методик и анализ эффективности их применения по исследованию психофизических особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжелой степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с ТМНР, с целью уточнения и расширения сведений об особенностях развития обучающихся и возможности определения направления коррекционно - педагогического воздействия, составления программ сопровождения.
На протяжение с 2014 – 2017 г.г. уровень охвата не превышал и 30 %, заметно возросло количество обследуемых обучающихся за два учебных года (2017 – 2019).
Проведенная диагностика позволила выявить причины возникновения проблем в поведении и общении со сверстниками у учащихся на уроках и гпд. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
- Консультационная работа с обучающимися
Исходя из диаграммы, видно, что число консультируемых обучающихся заметно возросло за последние три учебных года.
Проблематика, с которой стали обращаться дети и подростки, чрезвычайно разнообразна:
- дети и подростки чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье;
- страдают от недостатка уверенности в себе;
- испытывают затруднения в общении со сверстниками;
- сомневаются в своих способностях;
- боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности;
- конфликты с педагогами, родителями и сверстниками.
- испытывают дефицит любви; страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют.
Своевременно оказанная консультационная помощь благотворно сказывается на психическом и эмоциональном развитии обучающихся.
- Количество педагогов и родителей охваченных психологической работой
- Количество педагогов и родителей, охваченных просветительской работой
Как показывает диаграмма, прослеживается нестабильная динамика охвата просветительской работой с 2014 – 2017 г.г., и можно предположить, что педагоги и родители незамотивированы на посещения просветительских мероприятий.
Работа с родителями по данному направлению ориентирована на родительский всеобуч «Шаг навстречу». Целью программы является: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
В последние два учебных года (2017 – 2019 г.г.) мы видим, что работа с родителями в и педагогами в данном направлении стала более востребованной и имеет положительную динамику роста посещения просветительских мероприятий.
- Количество педагогов и родителей, охваченных консультационной работой
Как видно, из диаграммы консультационная деятельность педагога – психолога возрастает в течение всех отчетных периодов.
Педагоги и родители остро нуждаются в психологических консультациях для разрешения проблем, испытывают дефицит в консультациях.
Причины обращений разнообразны: проблемы в обучении, эмоциональной сфере, воспитании, с педагогическим коллективом, со сверстниками, непонимание со стороны родителей. Некоторые из обращенных родителей и педагогов имели продолжение в рамках продолжительных индивидуальных бесед и занятий.
Анализируя выполненную работу, за отчетный период можно отметить следующее:
- Между администрацией, педагогом – психологом и педагогами школы существует тесное взаимодействие.
2) Следует отметить увеличение обращений родителей и педагогов к психологу, что свидетельствует о востребованности консультационной работы психолога.
3) На протяжении последних трех лет (2016 – 2019 г.г.) коррекционная работа носит более адресный индивидуальный характер.
4) Отмечается положительная динамика в развитии психических познавательных процессов, что лишний раз подтверждает эффективность коррекционной работы с учащимися.
5) В школе созданы благоприятные психологические условия, которые способствуют положительному усвоению учебного материала, стабилизации эмоционального состояния, прохождению успешной адаптации школьников.
6) Низкая динамика развития психических познавательных процессов и особенностей личностной сферы обусловлена спецификой обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Педагог – психолог В.Н. Удовиченко