Особенности психологической диагностики в школе. Обработка результатов.

Теоретические аспекты диагностической работы психолога в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mitkina_o.a.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов

Особенности психологической диагностики в школе и обработки ее результатов.

Подготовил: педагог-психолог Митькина О.А.

2019

  1. Особенности диагностики в работе педагога-психолога.

Диагностика в школе – один из значительных пластов работы педагога-психолога, выделенный в годовом перспективном плане как самостоятельное направление деятельности. Диагностика может быть различной по направленности и охвату, т.е., например, в своем перспективном плане в качестве обязательных диагностических мероприятий я выделяю:

  • Диагностику первоклассников, которая дает нам информацию о готовности ребенка ко школьному обучению, а так же уровень адаптированности к учебному процессу.
  • Диагностику пятиклассников, которая дает нам информацию об уровне адаптированности ребенка к среднему звену.
  • Диагностику десятиклассников, которая дает нам информацию об

уровне адаптированности к старшей школе.

  • Диагностику тревожности в 9-ых и 11-ых классах.
  • Диагностика ребенка с ОВЗ.
  • Социально-психологическое тестирование.

Диагностика при переходе на новую ступень обучения необходима, поскольку дети испытывают стресс, оказавшись в ситуации совершенно новых условий и правил. Новый или частично новый классный коллектив так же повышает уровень тревожности у детей.

Диагностика в 9 и 11 классах позволяет обнаружить детей, которые испытывают сильный стресс в связи с необходимостью сдачи экзаменов. Зачастую обучающимся сложно самостоятельно идентифицировать уровень своих переживаний в отношении экзамена, или же в силу своих личностных особенностей и под влиянием внешних факторов они неосознанно самостоятельно повышают его у себя. Диагностика перед началом групповых и индивидуальных занятий, направленных на психологическую подготовку к сдаче экзаменов, и после них помогает понять, насколько удалось проработать основные страхи и опасения в отношении экзаменов.

Диагностика ребенка с ОВЗ проводится в обязательном порядке в начале учебного года, чтобы получить объективную информацию об уровне развития ребенка на данный момент. Эти сведения помогают разработать адаптированную образовательную программу и индивидуальную образовательную программу педагога-психолога, в которой будут обозначены основные направления коррекционной работы с данным ребенком. Диагностика ребенка с ОВЗ должна проводиться регулярно в соответствии с временными рамками ИОПа.

Кроме обязательной диагностики в школе может проводиться индивидуальная диагностика по запросу. Спектр исследований индивидуальной диагностики широк, на основании индивидуальной диагностики пишется психолого-педагогическое заключение, которое включает в себя результаты проведенного исследования в форме выводов и рекомендаций.

Прежде, чем приступить к собственно диагностической работе, необходимо прояснить запрос клиента, перейти от формального запроса к реальному. Это важный этап, поскольку именно запрос определяет цель исследования. Например, родитель обращается к психологу с запросом на поиск причин агрессивного поведения ребенка подросткового возраста. Формальный запрос в данном случае звучал бы следующим образом: «Мне постоянно жалуются на сына. Он участвует в драках, на любое слово начинает махать кулаками». Мы помогаем родителю переформулировать запрос на реальный, который в результате может быть следующим: «Мой ребенок действительно более агрессивный, чем мальчики-подростки его возраста?».

Таким образом, мы ставим перед собой целью изучить личностные особенности ребенка, уровень агрессии в том числе. На основе поставленной цели формируется гипотеза исследования, одна или несколько, а именно:

  • «А. провоцирует конфликты по причине личностных особенностей»;
  • «А. провоцирует конфликты в силу возрастных особенностей»;
  • «У А. недостаточно конструктивных стратегий взаимодействия с окружающими».

Исходя из цели планируемого исследования, подбираются методики, которые должны ей соответствовать, быть валидными и апробированными. В настоящее время существует множество различных методик, однако при интерпретации их результатов необходимо сохранять объективность и опираться в том числе на наблюдения за ребенком и беседу с ним.

В результате анализа исследования может быть несколько вариантов:

  • Подтверждается одна из гипотез полностью или частично;
  • Не подтверждается ни одна из гипотез.

Исходя из того, какой результат мы получаем, формируются выводы исследования.

На основании результатов групповой диагностики пишется аналитический отчет, в котором интерпретируются результаты проведенных мероприятий, дается качественная и количественная расшифровка и рекомендации. Так же анализ полученных результатов позволяет сформировать направленную коррекционную работу на разных этапах школьного обучения.

Диагностика проводится только на основании информированного согласия родителей, таким образом, если у педагога-психолога нет согласия, мы вводим ребенка из группы диагностируемых и не учитываем в общей статистике.

  1. Особенности обработки результатов диагностики.

Большое значение в диагностической работе имеет обработка полученных результатов. Недостаточно просто обработать методики и получить отдельные результаты, важно верно интерпретировать их и свести в общий отчет.

Для большей наглядности рассмотрим проведение диагностики в пятом классе, для которой использовались следующие методики:

  • «Анкета изучения школьной мотивации», Лускановой Н.Г.
  • «Методика диагностики уровня школьной тревожности «, Филиппса.
  • «Социометрия».

Исследование проводится по трем направлениям, соответственно:

- мотивационная сфера;

- эмоционально-личностная сфера;

- межличностные отношения.

Рассматриваем мотивационную сферу, выделяя пять уровней школьной мотивации:

- высокая;

- нормальная;

- внешняя;

- низкая;

- негативное отношение или дезадаптация.

Первоначально делается сводная таблица, в которую вносятся количественные данные по всей параллели пятых классов. Таким образом, мы сразу же наглядно видим картину в целом. Сводная таблица может сопровождаться диаграммой, в которой будут представлены те же сведения в процентном соотношении.

Далее следует качественный анализ данных. Мы говорим, например, о том, что в 5а классе 0 учащихся, в 5б 2 учащихся  т.д., у которых преобладает высокий уровень школьной мотивации. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять предъявляемые школой требования. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

Далее прописываем качественный анализ по остальным уровням, особо обращая внимания на дезадаптацию и прописывая учеников, показавших данный уровень.

Кроме того, я, как правило, анализирую отдельно ответы на вопросы данной методики. Например, первый вопрос звучит следующим образом: «Нравится ли тебе в школе?». Я подсчитываю, процентное соотношение и делаю вывод, что в двух параллелях большинству детей нравится в школе, а в одной не очень. Таким же образом я анализирую остальные вопросы, поскольку они могут дать более важную и предметную информацию об отношении к школе, учителю и классу.

Аналогично обрабатываются результаты по диагностике эмоционально-личностной сферы, однако особое внимание следует обратить на социометрию, если она используется во время исследования. Следует очень осторожно давать обратную связь учителю по полученным данным, поскольку для педагога формулировки «любимец», «предпочитаемый» или «изолированный» могут звучать очень однозначно. При подготовке рекомендаций для учителя можно использовать эти данные следующим образом: диагностика показала, что ученик А имеет статус «любимца» в классе, поэтому мы можем рекомендовать учителю обращаться к помощи этого ребенка при разрешении конфликтных ситуаций в классе, поскольку мнение «любимца» будет авторитетным для большинства ребят.

Проведя качественный и количественный анализ результатов диагностики, можно выделить основные направления работы, направленной на облегчение адаптации к переходу в среднее звено в каждом классе.