Особенности адаптации подготовки детей дошкольного возраста к школе.

Вольхина Екатерина Сергеевна

В последнее время проблема подготовки и адаптации детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе занимает важнейшее место в психологии как науки. Благополучное  развития личности ребенка, повышение уровня эффективности процесса получения знаний умений и навыков, положительное  формирование  учащегося как будущего специалиста значительно определяется тем, насколько правильно выявлен уровень подготовленности детей старшего дошкольного возраста  к школьному обучению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности адаптации подготовки детей дошкольного возраста к школе.

В последнее время проблема подготовки и адаптации детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе занимает важнейшее место в психологии как науки. Благополучное  развития личности ребенка, повышение уровня эффективности процесса получения знаний умений и навыков, положительное  формирование  учащегося как будущего специалиста значительно определяется тем, насколько правильно выявлен уровень подготовленности детей старшего дошкольного возраста  к школьному обучению.

Психологическую готовность к школе можно определить как сформированность психологических свойств ребенка, которые обеспечивают ему овладение учебной деятельностью в учебном процессе.  Разграничиваются понятия «общая психологическая готовность», в которую входят показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и «специальную готовность», которая заключается в определенных показателях достижений по школьной программе (скорость чтения, счет в пределах десяти и т.д.). Общая личностная и специальная готовность выступают в роли интегративного показателя уже достигнутого психологического развития, это проявляется в произвольности деятельности, соразмерности общения со взрослыми и сверстниками, в желании идти в школу и обучаться. Все вышеперечисленные показатели ребенка сравниваются с показателями возрастной нормы, и делается заключение о его психологической готовности обучения в школе [2, с.34].

Проблема готовности к школе не нова, её исследовали как зарубежные, так и отечественные специалисты в области психологии. В исследованиях за рубежом, авторами которых являются Г. Гетцер, А. Керн, Я. Йирасек и др., традиционно выделяется 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.

В отечественной психологии проблематика готовности к школе детально изучена в трудах Л.С. Выготского Л.И. Божович; Д.Б. Эльконина; Н.Г. Салминой ; Е.Е. Кравцовой.

Л.И. Божович в своих работах обозначила несколько параметров психологического развития ребенка, которые с её точки зрения наиболее успешно влияют на успешность школьного обучения. Этими показателями являются: определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает в себя познавательные и социальные мотивы учения, необходимое развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. «Так Л.И. Божович считает основными показателями готовности к школе : внутреннюю позицию школьника, которая состоит из познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.» [2, с.4].

«Д.Б. Эльконин, разбирая проблему готовности к школе, в первую очередь говорил о сформированности предпосылок к школьной деятельности. Основными предпосылками он считал умение ребенка основываться на систему правил в ходе работы, способность слушать и выполнять инструкции взрослых, навык работы по образцу и другие.» [2,с.6]. Все эти критерии выделяются из особенностей психологического развития детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.

«Школьная зрелость» - это достижение нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального усвоения школьной программы [6, с.135].

Личностная готовность:

- Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность – быть школьником.

- «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению – психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.

- Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

Интеллектуальная готовность:

- Ориентировка в окружающем, запас знаний.

- Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Уровень общения – умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.

- развитие речевой сферы (и фонематического слуха).

Двигательная готовность.

- Мелкая моторика.

- Крупные движения (рук, ног, всего тела.).

Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

- умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого;

- самостоятельно действовать по заданию;

- ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы [5, с.226].

Умственное развитие объединяет в себе интеллектуальную и перцептивную сферу. «Л.С. Выготский сделал вывод о том, что развитие детей состоит не только в количестве знаний, сколько в самом уровне развития познавательных процессов» [3, с.70]. Следовательно, необходимо качественное развитие познавательных процессов. И одним из основных является – произвольное внимание.

В дошкольном возрасте внимание носит произвольный характер. Решающий момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого дети старшего дошкольного возраста пользуются особыми способами, которые они перенимают от взрослых. Таким образом, возможности формирования произвольного внимания велики, следовательно, необходимо заниматься их развитием. «Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идет впереди развития» [4, с.221].

У ребенка младшего дошкольного возраста основным является непроизвольное внимание, которое в основном ориентировано на внешне привлекательные предметы, события и людей, а у детей старшего дошкольного возраста возникает потребность уже к произвольному сосредоточению внимания. Уже ко второму году жизни ребенка у него начинает зарождаться произвольное внимание. «Л.С. Выготский, писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание»  [1,с.150].

К первому ряду относятся окружающие ребенка предметы, они своим внешним видом, своей яркостью, необычностью привлекают внимание. Ко второму ряду следует отнести речь взрослого человека, все его слова, выступающие в виде указаний, которые управляют непроизвольным вниманием ребенка. Таким образом, взрослые привлекают ребенка в новые виды деятельности, особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет игра по правилам, которые необходимо выполнять, что бы игра была успешной, и конструирование так же требует произвольности внимания, так как там есть инструкции  и внимательно учитывать указания взрослого. В процессе игра по правилам и конструирования дети сами начинают обозначать словами те вещи, предметы и явления, где необходимо быть особенно внимательным для достижения лучшего результата. Таким образом,  ребенок  научается еще одному из главных средств управления внимания – умение словесно формулировать то, на что ему необходимо ориентироваться [1,с.150].

Так же у детей старшего дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности внимание обретает большую сосредоточенность и устойчивость. «В исследовании Т.В. Петуховой детям старшего дошкольного возраста давалось мало привлекательное задание: необходимо было разложить обрывки цветной бумаги в коробки разного цвета» [1,с.151]. Из эксперимента были получены результаты, что дети старшего дошкольного возраста в 4 раза дольше могут заниматься не очень интересным для них делом и в 5 раз реже отвлекаются на различные предметы по сравнению с детьми 3 лет. Так из выше указанного эксперимента можно сделать вывод, что устойчивость внимания в умственной деятельности значительно возрастает к 6-7 годам. Следовательно, если дети шести лет могут энергично и плодотворно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут, то самым оптимальным будет урок, длящийся 30-35 минут. [1,с.151].

Список литературы

  1. Батюта М.Б.        Возрастная психология: учеб. пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2011. – с.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.
  3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология: Учебно-практическое пособие.  –  М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 120 с.
  4. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. – СПб.: Питер 2016.
  5. Эльконин Д.Б.Детская психология. – М.: Академия 2008.
  6. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., ИМАТОН, 2010.