Рабочая программа по психолого-педагогической реабилитации воспитанников детского сада, находящихся в трудных жизненных ситуациях

Сургутанова Екатерина Николаевна

Для Вас, дорогие педагоги!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_trudnymi_detmi.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по психолого-педагогической

реабилитации воспитанников,

находящихся

в трудных жизненных ситуациях

1.        Целевой раздел программы

1.1.        Пояснительная записка

Ухудшение социально-экономического положения семей, безработица, постоянная миграция населения, особенно из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, остро отразились на положении детей, что приводит к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.

Всё это: падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребёнка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Не уменьшается количество детей, поставленных на учёт в ПДН за совершение правонарушений. Повышается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей.

Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:

  • проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и в социальной среде;
  • проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
  • проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в семье;
  • проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей и родителей.

           Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в связи с чем возрастает роль педагогов-психологов, социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Педагог-психолог, работающий с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации оказывает правовую помощь и защиту, психологическую поддержку, социальную защиту.

            Рабочая программа педагога-психолога рассчитана на 1год.

1. 2. Цель и задачи программы

         Цель программы: Объединение усилий педагогического, детского коллективов, родительской общественности, психолого-педагогической комиссии детского сада для снижения количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         Задачи программы:

- защищать права и законные интересы несовершеннолетних;

- выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, правонарушений и антиобщественные действия;

- осуществлять индивидуальный подход к несовершеннолетним, оказывать помощь в трудной жизненной ситуации;

- создавать оптимальные условия для адаптации детей в социуме;

- проводить профилактическую работу с семьёй.

         Профилактическую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, провожу, придерживаясь следующего функционального алгоритма.

         1.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и формирование базы данных.

          Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива детского сада, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

           В начале каждого учебного года провожу диагностику психического и эмоционально-личностного развития детей, оформляются социальные паспорта групп детского сада. На основании данных социальных паспортов создаётся база данных воспитанников детского сада, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи им.

            2. Диагностика проблем личностного и социального развития воспитанников, включенных в базу данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.      

            В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностическим результатам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

           Мы с воспитателями групп, изучаем индивидуальные особенности ребёнка, выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом и семьей, жизнедеятельности ребёнка. Используем при этом метод наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

          3.Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.

           По результатам диагностики мы определяем суть проблемы и, опираясь на базу технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

         4.Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.

        Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей. Ведущими методами, которые включены в этот план, являются: беседы, консультирование, анкетирование, проективные методики и т.д.

           Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшения положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребёнка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализацию его способностей.

           Профилактическая работа детского сада направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы воспитанников - важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни.

1.3. Ожидаемые результаты

            В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:

- психолого-педагогическая, социально-педагогическая реабилитация воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- вовлечение малоактивных детей во время свободной деятельности в различные игры и конкурсы, а также участие в общеродительских праздниках и мероприятиях;

- снижение уровня тревожности и страхов среди воспитанников; повышение самооценки;

- выработка коммуникативных навыков воспитанников для адаптации в социуме.

2.             Содержание деятельности педагога-психолога

2.1.        Перспективное планирование профилактической работы

№ п/п

Содержание работы

Мероприятие

1.

Формирование целей и задач деятельности:

В соответствие с программой

2.

Выбор главных ориентиров в организации психолого-педагогической деятельности:

Корректировка плана работы педагога-психолога (в соответствии с анализом проделанной работы).

3.

Оценка потребностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

1.Составление социального паспорта группы.

2.Составление социального паспорта детского сада.

3. Тестирование воспитанников.

4. Составление списков всех категорий воспитанников и семей.

5. Посещение на дому воспитанников детского сада из числа опекаемых с целью выявления их нужд.

4.

Психолого-педагогическая поддержка вновь прибывших детей в детский сад:

1.Беседы с вновь поступившими детьми и их родителями. Анкетирование. Занятия.

2.Посещение родительских собраний. Индивидуальные консультации.

5.

Психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих воспитанников:

1. Беседа с воспитателями с целью выявления слабоуспевающих детей.

2.Беседы, диагностика, тренинги, игры и занятия со слабоуспевающими воспитанниками и их родителями.

3.Организация дополнительных занятий и консультаций со слабоуспевающими детьми.

4. Подготовка документов к ПМПК.

6.

Психолого-педагогическая поддержка старших дошкольников:

1. Тестирование, анкетирование, беседы, игры и коррекционно-развивающие занятия.

2. Проведение занятий по формированию толерантности в старших и подготовительных группах детского сада.

3.Посещение НОД с целью наблюдения по адаптации вновь прибывших детей.

7.

Вовлечение родителей в активную психолого-педагогическую деятельность:

  1. Беседы по запросам воспитателей.
  2. Выступление на общеродительском собрании, родительском комитете.
  3. Организация индивидуальных консультаций для родителей.

8.

Установление педагогического взаимодействия между педагогами и родителями:

  1. Совместное посещение неблагополучных семей и детей попавших в трудную жизненную ситуацию, беседы с родителями.
  2. Посещение родительских собраний, тестирование родителей, проведение тренингов.
  3. Профилактические беседы с родителями по вопросу правил поведения детей.

9.

Содействие личностному и профессиональному самоопределению:

1.Работа с семьёй по созданию условий по реализации способностей ребёнка.

2.Проведение встреч для воспитанников со специалистами разного профиля.

3.Участие в детсадовских и городских соревнованиях и выставках для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов.

10.

Способствовать гармонизации отношений с близкими людьми. Умению справляться с трудной жизненной ситуацией:

1.Проведение Дня Валентина

2. Проведения Дня Толерантности

3.Проведение Дня матери.

4. Проведение Дня Отца.

5.Организация семейных праздников.

6.Коррекция неблагополучных отношений в семье.

11.

Профилактика асоциального поведения:

1.Работа с детьми « группы риска», с детьми, стоящими на учёте в ОПДН и внутрисадовском учёте.

2.Координация действий с участковым инспектором, администрацией города, с центром социальной защиты, комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами.

3. Посещение семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью контроля и помощи.

12.

Определение степени удовлетворенности родителей состоянием среды в детском саду:

1. Анкетирование родителей.

13.

Психолого-педагогическая реабилитация, коррекция:

1.Посещение на дому учащихся, состоящих на учёте в ОПДН.

2.Посещение неблагополучных семей.

3.Индивидуальные беседы с воспитанниками  и их родителями.

14.

Социально-профилактическая, просветительская, организационно-массовая, групповая и индивидуальная деятельность:

1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций.

2. Анкетирование родителей, беседы.

3.Проведение тренингов, занятий, мастер-классов, выставок, конкурсов.

4. Проведение заседаний ПМПк детского сада.

5.Осуществление контроля за посещением детского сада воспитанниками.

15.

Повышение уровня социально-педагогической компетентности родителей и педагогов:

1. Проведение лекций и бесед по правам родителей.

2. Проведение семинаров с педагогами.

3. Выступление на ГМО воспитателей и ГМО педагогов-психологов.

16.

Способствовать личностному развитию воспитанников. Учить детей понимать жизненные поступки, учить справляться с трудной жизненной ситуацией:

1.Индивидуальная работа с детьми.

2.Проведение бесед, направленных на самовоспитание, самопознание.

3. Обучение воспитанников навыкам, как правильно справляться с трудной жизненной ситуацией.

17.

Прогнозирование организации летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

  1. Информация родителей об организации летнего отдыха детей.
  2. Опрос родителей о планах на летний отдых детей.