Рабочая программа по психолого-педагогической реабилитации воспитанников детского сада, находящихся в трудных жизненных ситуациях
Для Вас, дорогие педагоги!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rabote_s_trudnymi_detmi.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по психолого-педагогической
реабилитации воспитанников,
находящихся
в трудных жизненных ситуациях
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Ухудшение социально-экономического положения семей, безработица, постоянная миграция населения, особенно из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, остро отразились на положении детей, что приводит к росту безнадзорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской и подростковой среде.
Всё это: падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребёнка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Не уменьшается количество детей, поставленных на учёт в ПДН за совершение правонарушений. Повышается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей.
Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством неразрешённых проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в семье;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей и родителей.
Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в связи с чем возрастает роль педагогов-психологов, социальных педагогов, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению. Педагог-психолог, работающий с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации оказывает правовую помощь и защиту, психологическую поддержку, социальную защиту.
Рабочая программа педагога-психолога рассчитана на 1год.
1. 2. Цель и задачи программы
Цель программы: Объединение усилий педагогического, детского коллективов, родительской общественности, психолого-педагогической комиссии детского сада для снижения количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
- защищать права и законные интересы несовершеннолетних;
- выявлять и пресекать факты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, правонарушений и антиобщественные действия;
- осуществлять индивидуальный подход к несовершеннолетним, оказывать помощь в трудной жизненной ситуации;
- создавать оптимальные условия для адаптации детей в социуме;
- проводить профилактическую работу с семьёй.
Профилактическую работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, провожу, придерживаясь следующего функционального алгоритма.
1.Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и формирование базы данных.
Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива детского сада, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.
В начале каждого учебного года провожу диагностику психического и эмоционально-личностного развития детей, оформляются социальные паспорта групп детского сада. На основании данных социальных паспортов создаётся база данных воспитанников детского сада, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи им.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития воспитанников, включенных в базу данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.
В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностическим результатам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Мы с воспитателями групп, изучаем индивидуальные особенности ребёнка, выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом и семьей, жизнедеятельности ребёнка. Используем при этом метод наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
3.Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.
По результатам диагностики мы определяем суть проблемы и, опираясь на базу технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
4.Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних.
Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей. Ведущими методами, которые включены в этот план, являются: беседы, консультирование, анкетирование, проективные методики и т.д.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшения положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребёнка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализацию его способностей.
Профилактическая работа детского сада направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы воспитанников - важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни.
1.3. Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы планируется достижение следующих результатов:
- психолого-педагогическая, социально-педагогическая реабилитация воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- вовлечение малоактивных детей во время свободной деятельности в различные игры и конкурсы, а также участие в общеродительских праздниках и мероприятиях;
- снижение уровня тревожности и страхов среди воспитанников; повышение самооценки;
- выработка коммуникативных навыков воспитанников для адаптации в социуме.
2. Содержание деятельности педагога-психолога
2.1. Перспективное планирование профилактической работы
№ п/п | Содержание работы | Мероприятие |
1. | Формирование целей и задач деятельности: | В соответствие с программой |
2. | Выбор главных ориентиров в организации психолого-педагогической деятельности: | Корректировка плана работы педагога-психолога (в соответствии с анализом проделанной работы). |
3. | Оценка потребностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: | 1.Составление социального паспорта группы. 2.Составление социального паспорта детского сада. 3. Тестирование воспитанников. 4. Составление списков всех категорий воспитанников и семей. 5. Посещение на дому воспитанников детского сада из числа опекаемых с целью выявления их нужд. |
4. | Психолого-педагогическая поддержка вновь прибывших детей в детский сад: | 1.Беседы с вновь поступившими детьми и их родителями. Анкетирование. Занятия. 2.Посещение родительских собраний. Индивидуальные консультации. |
5. | Психолого-педагогическая поддержка слабоуспевающих воспитанников: | 1. Беседа с воспитателями с целью выявления слабоуспевающих детей. 2.Беседы, диагностика, тренинги, игры и занятия со слабоуспевающими воспитанниками и их родителями. 3.Организация дополнительных занятий и консультаций со слабоуспевающими детьми. 4. Подготовка документов к ПМПК. |
6. | Психолого-педагогическая поддержка старших дошкольников: | 1. Тестирование, анкетирование, беседы, игры и коррекционно-развивающие занятия. 2. Проведение занятий по формированию толерантности в старших и подготовительных группах детского сада. 3.Посещение НОД с целью наблюдения по адаптации вновь прибывших детей. |
7. | Вовлечение родителей в активную психолого-педагогическую деятельность: |
|
8. | Установление педагогического взаимодействия между педагогами и родителями: |
|
9. | Содействие личностному и профессиональному самоопределению: | 1.Работа с семьёй по созданию условий по реализации способностей ребёнка. 2.Проведение встреч для воспитанников со специалистами разного профиля. 3.Участие в детсадовских и городских соревнованиях и выставках для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов. |
10. | Способствовать гармонизации отношений с близкими людьми. Умению справляться с трудной жизненной ситуацией: | 1.Проведение Дня Валентина 2. Проведения Дня Толерантности 3.Проведение Дня матери. 4. Проведение Дня Отца. 5.Организация семейных праздников. 6.Коррекция неблагополучных отношений в семье. |
11. | Профилактика асоциального поведения: | 1.Работа с детьми « группы риска», с детьми, стоящими на учёте в ОПДН и внутрисадовском учёте. 2.Координация действий с участковым инспектором, администрацией города, с центром социальной защиты, комиссией по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами. 3. Посещение семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью контроля и помощи. |
12. | Определение степени удовлетворенности родителей состоянием среды в детском саду: | 1. Анкетирование родителей. |
13. | Психолого-педагогическая реабилитация, коррекция: | 1.Посещение на дому учащихся, состоящих на учёте в ОПДН. 2.Посещение неблагополучных семей. 3.Индивидуальные беседы с воспитанниками и их родителями. |
14. | Социально-профилактическая, просветительская, организационно-массовая, групповая и индивидуальная деятельность: | 1.Проведение индивидуальных и групповых консультаций. 2. Анкетирование родителей, беседы. 3.Проведение тренингов, занятий, мастер-классов, выставок, конкурсов. 4. Проведение заседаний ПМПк детского сада. 5.Осуществление контроля за посещением детского сада воспитанниками. |
15. | Повышение уровня социально-педагогической компетентности родителей и педагогов: | 1. Проведение лекций и бесед по правам родителей. 2. Проведение семинаров с педагогами. 3. Выступление на ГМО воспитателей и ГМО педагогов-психологов. |
16. | Способствовать личностному развитию воспитанников. Учить детей понимать жизненные поступки, учить справляться с трудной жизненной ситуацией: | 1.Индивидуальная работа с детьми. 2.Проведение бесед, направленных на самовоспитание, самопознание. 3. Обучение воспитанников навыкам, как правильно справляться с трудной жизненной ситуацией. |
17. | Прогнозирование организации летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: |
|