Дополнительная образовательная программа по развитию эмоциональной сферы детей "Эмоциональный калейдоскоп"
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Эмоциональный калейдоскоп"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования города Кузнецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 19 города Кузнецка
Принята на заседании Педагогического совета МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка
Протокол № 1 от 30.08. 2019 | Утверждаю И. о. заведующего МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка _______________Ю. А. Козлова
Приказ № 78 от 30.08. 2020 |
Дополнительная образовательная программа по развитию эмоциональной сферы детей
«Эмоциональный калейдоскоп»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 8 месяцев
Автор – составитель:
Гафурова Гульнара Нязифовна
г. Кузнецк, 2019
Содержание
Пояснительная записка
Направленность программы. Реализация данной программы способствует развитию эмоционального интеллекта. Обучение дошкольников по данной программе несет социально-педагогическую направленность.
Актуальность. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка - это телевизор или компьютер, а любимое занятие - просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Педагогическая целесообразность. В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие всех сторон психики ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. С учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОО.
Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.
Цель программы:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для развития успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы-произвольности и психических процессов саморегуляции.
- Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений.
- Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.
Особенности реализации программы. Данная программа представляет собой игровую форму занятий.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эмоциональный калейдоскоп» - средний дошкольный возраст 4-5 лет.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эмоциональный калейдоскоп» - 8 месяцев, 32 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю с октября по май во вторую половину дня.
Формы работы с детьми в рамках программы
Возраст | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество занятий в год | Наполняемость группы |
4-5 лет | 20 минут | 1 раз | 32 | 7-10 |
Выбор форм проведения образовательной деятельности, форм и методов
обучения обусловлен психолого-педагогическими особенностями дошкольников.
Программа предполагает групповую форму занятий по 7-10 человек. Основной формой является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная. Каждое занятие эмоционально окрашено. Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Этапы занятий:
- Организационный этап:
- Создание эмоционального настроя в группе:
- Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
- Мотивационный этап:
- Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий
- Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме
- Практический этап:
- Подача новой информации на основе имеющихся данных
- памяти, мышления, воображения) и творческих способностей
- Отработка полученных навыков полученных на практике
- Рефлексивный этап:
- Обобщение полученных знаний
- Подведение итогов занятия
Условия реализации рабочей программы:
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Планируемые результаты.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки.
- Нормативные правовые документы
Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 29 августа 2013 № 1018);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;
- Уставом детского сада;
- Дополнительной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности «Эмоциональный калейдоскоп» МБДОУ ДС № 19 г. Кузнецка.
- ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Годовой календарный учебный график разработан в соответствии с п. 10 ст. 13, п.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации».
№ п/п | Cодержание годового календарного учебного графика |
Наименование образовательной услуги | |
Кружок «Эмоциональный калейдоскоп» | |||
1 | Возрастная категория | 4 – 5 лет | |
2 | Начало занятий кружка | 01.10.2019 | |
4 | Окончание занятий кружка | 30.05.2020 | |
5 | Продолжительность учебной недели | 1 день | |
6 | Продолжительность учебного года | 32 недель | |
I полугодие | 12 недель | ||
II полугодие | 20 недель | ||
7 | Длительность одного занятия | 20 минут | |
8 | Количество занятий в неделю | 1 | 1 |
9 | Количество занятий в месяц | 4 | 4 |
10 | Количество занятий в год | 32 | 32 |
11 | Регламентирование образовательной деятельности | II половина дня | II половина дня |
12 | Сроки проведения психолого-педагогической диагностики | 12.09.2019 25.05.2020 | |
13 | Сроки проведения отчётных мероприятий для родителей | 21.12.2019 23.05.2020 | |
14 | Праздничные (выходные) дни | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 января - Новогодние каникулы; | |
15 | Родительское собрание | Сентябрь | Сентябрь |
16 | Консультация «Эмоциональный интеллект» | Ноябрь | Ноябрь |
17 | Выставка рисунков | Декабрь | Декабрь |
18 | Итоговое мероприятие «Эмотяшки» | Май | Май |
19 | Индивидуальное консультирование родителей | По мере необходимости | По мере необходимости |
20 | Оформление информационных стендов для родителей | 1 раз в месяц | 1 раз в месяц |
- Учебно-тематический план
Месяц | № занятия | Тема | Количество занятий |
Октябрь | 1 | «Мое имя» | 1 |
2 | «Давайте дружить» | 1 | |
3 | «Волшебные слова» | 1 | |
4 | «Правила поведения на занятиях» | 1 | |
Ноябрь | 5 | «Радость, грусть» | 1 |
6 | «Гнев» | 1 | |
7 | «Удивление» | 1 | |
8 | «Страх» | 1 | |
Декабрь | 9 | «Спокойствие» | 1 |
10 | «Словарик эмоций» | 1 | |
11 | «Восприятие сенсорных эталонов» | 1 | |
12 | «Восприятие свойств предметов» | 1 | |
Январь | 13 | Диагностика | 1 |
14 | Диагностика | 1 | |
15 | «Мои помощники-глазки» | 1 | |
16 | «Мой помощник-носик» | 1 | |
Февраль | 17 | «Мой помощник –ротик» | 1 |
18 | «Мои помощники- ушки» | 1 | |
19 | «Мои помощники – ручки» | 1 | |
20 | «Мои помощники – ножки» | 1 | |
Март | 21 | «Из чего сделаны наши мальчишки» | 1 |
22 | «Из чего сделаны наши девчонки» | 1 | |
23 | «Страна Вообразилия» | 1 | |
24 | «Я в детском саду» | 1 | |
Апрель | 25 | «Здравствуй, весна» | 1 |
26 | «День смеха» | 1 | |
27 | «В гостях у сказки» | 1 | |
28 | «Дружная семья» | 1 | |
Май | 29 | «Я» | 1 |
30 | «Наши добрые дела» | 1 | |
31 | Итоговая диагностика | 1 | |
32 | Итоговая диагностика | 1 |
- Содержание программы
н/п | Темы занятий | Задачи | Игры, упражнения |
1 | Знакомство «Мое имя» | 1. Познакомить детей друг с другом 2.Создать благоприятную атмосферу на занятии | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный П/и «Паровозик дружбы» Появление персонажа ушастика 3 этап. Практический Игра-имитация «Имена» Д/п «Дует ветер, дует ветер» Игра «Собери цветочек» Игра «Скажи как я» Коллективная работа «Цветочная поляна» Рисование на тему: «Раскрась свое имя» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
2 | Давайте дружить | 1. Продолжать знакомство детей друг с другом 2. Сплотить группу 3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный П/и «Паровозик дружбы» Появление персонажа Ушастика 3 этап. Практический Игра «Незнайка» Д/п «Покажи отгадку» Пальчиковая гимнастика « Дружба» Задание «Прятки», «Лабиринт» (задание в бланках) Игра «Замри» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
3 | Волшебные слова | 1. Продолжить знакомство детей с друг другом 2. Развитие навыков культурного общения 3. Создавать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Послание Беседа «Зачем нужно быть вежливым?» 3 этап. Практический Игра «Пожалуйста» Игра –занятие «Волшебные слова» Задание «Помоги белочке», «Найди лишнее» (задание в бланках) Игра «Вежливый мячик» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
4 | Правила поведения на занятиях | 1. Продолжать знакомство детей друг с другом 2. Развивать навыки культурного общения 3. Развивать произвольность (умение слушать, инструкцию взрослого, соблюдать правила игры) | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Игра «Размышляй-ка» Д/п «Танец в кругу» Игра «Кто позвал» П/и «Пожалуйста» Пальчиковая гимнастика Задание в бланках «Что хорошо, что плохо», «Дорисуй» Игра «Мячик правил» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
5 | Радость, грусть | 1. Создание благоприятной атмосферы на занятия 2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека 4. Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию | 1 этап. Организационный Приветствие «Облако» 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Я радуюсь, когда…» Задание «Притворщик» Д/п «Смешинка попала вам в рот» Игра «Как доставить радость?» Задание «Радость и грусть» Задание «Притворщик», «Пиктограммы» (задание в бланках) Игра «Найди» П/гимнастика «Облака» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
6 | Гнев | 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Знакомство с эмоцией «гнев» 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Эпизод из сказки «Три медведя» (вспомнить как сердятся медведи в сказке) Задание «Притворщик» Психогимнастика «Король Боровик» Задание «Раздели на группы» П/и «Вулкан» Задание «Пиктограммы» (задание в бланках) П/г «Облака» Задание «Злой волк» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» |
7 | Удивление | 1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека 3. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. | 1 этап. Организационный Приветствие «Облако» 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Я удивляюсь когда…» Задание «Притворщик» П/и «Удивительная газета» Задание «Пиктограммы» П/г «Облака» Задания «Удивительные картинки» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
8 | Страх | 1. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности 2. Обучение распознаванию и выражению эмоций: испуга, страха, радости, грусти, удивления 3. Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей. | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…» Задание «Притворщик» П/и «Совушка-сова» Задание «Пиктограммы» Задание «Испуганное дерево» Конкурс «Боюсек» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» |
9 | Спокойствие | 1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров 2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Притворщик» Спокойная игра Задание «Логический квадрат» Задание «Пиктограммы» Задание «Поле эмоций» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» |
10 | Словарик эмоций | 1. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека 2. Обеспечение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг. | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Найди друга» Задание «Собери облачко» Задание «Угадай настроение сказочного героя» П/г «Облака» Задание «Оживи облачка» (задание в бланках) П/и «замри» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания «Облака» |
11 | Восприятие сенсорных эталонов предметов (форма, цвет, величина) | 1. Развития восприятия сенсорных признаков предметов 2. Развитие мыслительных процессов | 1 этап. Организационный Приветствие «Незнайка» 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Будь внимателен» Задание «Знаки», «Загадки-схемы» Д/п «Дотронься до…» Задание «Найди лишний», «Поле чудес» (бланк) Игра «Карлики-великаны» Задание «Дорисуйка» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
12 | Восприятие свойств предметов (тяжелый-легкий, прозрачный-непрозрачныйсухой-мокрый, горячий-холодный | 1. Развитие восприятия свойств предметов 2. Развитие мышления (сравнение, исключение, анализ) | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Опиши игрушку» Игра «Назови», Д/п Задание «Легкий-тяжелый», «Раскрась лишний предмет» (задание в бланках) Игра «Скажи наоборот» Задание «Найди лишний» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
13 | Диагностика -1 | 1. Диагностика зрительной памяти 2. Диагностика мышления 3. Диагностика внимания 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-1», «Коврики», «Назови одним словом» П/и «Сосульки, сугробы, снежинки» Задание «Новогодняя гирлянда», «Найди лишнее» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
14 | Диагностика -2 | 1. Диагностика слуховой памятипамяти 2. Диагностика и развитие коммуникативных навыков 3. Диагностика внимания (концентрация, зрительное переключение) 4. Диагностика воображения | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-2», «Рукавички», «Путаница» П/и «Сосульки, сугробы, снежинки» Задание «Оживи кружочек» (задание в бланках) П/и «На елку» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
15 | Мои помощники глазки | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств 3. Тренировка зрительных ощущений 4. Развитие зрительного внимания 5. Развитие зрительной памяти 6. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Гимнастика для глаз Упражнение «Запомни своих друзей» Упражнение «Прогулка» Задание «Путаница», «Коврики» (бланк) Игра «запрещенное движение» Задание «Найди тень» (Бланк) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
16 | Мой помощник носик | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств 3. Тренировка обоняния 4. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Гимнастика для носика Упражнение «Запахи» Игра «Приятный-неприятный» Упражнение «Замок» Задание «Внимательный носик», «Лабиринт» (задание в бланках) Упражнение на расслабление 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
17 | Мой помощник ротик | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих чувств 3. Тренировка вкусовых ощущений 4. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Гимнастика для языка Упражнение «Вкусы» Игра «Угощения» Упражнение «Пальчики» Задание «Лабиринт», «Угощения» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
18 | Мои помощники ушки | 1.Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств 3. Тренировка слуховых ощущений 4. Развитие слухового внимания 5. Развитие слуховой памяти 6. Активизация творческой активности | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Игра «Лесные звуки» Появление персонажа гномика Игра «Тишина и шум» Игра «Чей голосок?» П/г «Пальчики в лесу» Задание «Деревенька», «Внимательные ушки» (задание в бланках) Игра «Музыкальная корзина» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
19 | Мои помощники ручки | 1. Совершенствование восприятия 2. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания 3. Тренировка тактильных ощущений 4. Формирование позитивной мотивации общения | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Игра «Волшебные дощечки», «Ищем клад», «Волшебный мешочек» Упр. «Дружные пальчики» Задание «Найди пару рукавичке», «Внимательные ручки» (задание в бланках) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
20 | Мои помощники ножки | 1. Совершенствование восприятия 2. Развитие двигательной активности 3. Формирование позитивной мотивации общения | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Путешествие в лес 3 этап. Практический Появление персонажа гномика Игра «Где мы были» П/г «Пальчики в лесу» Задание «Найди пару сапожку», «Наведем порядок» Игра «Веселый хоровод» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
21 | Из чего же сделаны наши мальчишки? | 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков 3. Работа по развитию самоконтроля | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа 3 этап. Практический Задание «Спортсмены» Физкультминутка Задание «Транспорт» (задание в бланках) П/г «Кораблик» Задание «Найди лишнее» (задание в бланках) Игра «Изобрази (что любят мальчики)» Задание « Настоящий мастер» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
22 | Из чего же сделаны наши девчонки? | 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Закрепление знаний об особенностях поведения девочек 3. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа игрушки Цветка 3 этап. Практический Игра «Клумба» Релаксация «Цветок дружбы» П/г «»Цветок» Задание «Куклы», «Бусы» (задание в бланках) Д\п «Изобрази» (что умеют девочки» Загадки 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
23 | Страна Вообразилия | 1. Развивать воображение 2. Продолжать формировать вербальное общение, умение слушать 3. Развивать восприятие, внимание, память, мышление 4. Развивать мелкую и общую моторику Развитие самосознания | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа гномика 3 этап. Практический Ритуал входа в сказку Двигательное упражнение Задание «Загадочные животные» (бланк) Сказка «Путаница» Анализ сказки Задание «Лабиринт», «Волны» (бланк) П/и «Море волнуется» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
24 | «Я в детском саду» | 1.Создать положительный эмоциональный климат 2.развивать навыки общения 3. вырабатывать навыка социального поведения и совместных действий 4. способствовать профилактике социальной дезадаптации | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Рассказывание произведения Р.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в д/с». 3 этап. Практический Игра-упражнение «Утреннее приветствие» Игра-имитация «Лесная зарядка» Упражнение «Качели» П/и «Веселый танец» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания Игра «Пожелание» |
25 | Здравствуй, весна! | 1.Развивать воображение на основе знаний детей о весенних явлениях в природе 2. Развивать познавательные психические процессы 3. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов | 1 этап. Организационный привествие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа Игра «Уходи, Зима!» 3 этап. Практический Упражнение «Капель» Игра «Ручеек», «Подснежники» П/г «Кораблик» Задание «Нарисуй подснежник» (задание выполняется в файле красками) Игра «Весенняя береза», «Прятки с птицами» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
26 | День смеха | 1. Развивать воображение 2. Развивать творческое мышление | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа Игра «Трамвайчик» 3 этап. Практический Упражнение «Билеты» Игра «Аплодисменты» Задание «Дорисуй веселого клоуна» (бланк) Д/п «Пушинка» Игра «Жонглеры» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
27 | В гостях у сказки | 1. Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность 2. Закрепить знание содержания сказок Развивать творческое мышление | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный (появление мышонка) Вводная беседа Игра «Волшебный сундучок» 3 этап. Практический Задание «Лабиринт» Игра «Дружные предметы» П/и «Буратино» Игра «Собери картинку» П/г «»Пробуждение»» Задание «Сказочные герои», «Прятки» (бланк) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
28 | «Дружная семья» | 1.Учить детей проявлять чуткое ласковое отношение к самым близким людям-маме, папе, бабушке, дедушке 2. Формировать у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями 3. развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный (появление мышонка) Вводная беседа Игра «Веселая семейка» 3 этап. Практический Пальчиковый театр «Семья» П/и «Карусели» Игра-упражнение «Ласковый мелок» Д/и «Портрет семьи» Задание «Нарисуй семью» (бланк) 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
29 | «Я» | Предоставить возможность для выражения себя, своих мыслей, дать возможность почувствовать себя сильным и смелым, способствовать повышению самооценки, развитию воображения. | 1 этап. Организационный Приветствие «Мяч» 2 этап. Рассказ о себе «Какой я?» Психоэтюд «Лучи солнца» 3 этап. Практический Упражнение-перевоплощение «Зайки и слоники» Свободное рисование «Воображаемый зверь» Рассказ о нем. Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
30 | «Наши добрые дела» | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Вводная беседа Игра «Найди доброе слово» 3 этап. Практический П/и «Карусели» Игра-упражнение «Ласковый мелок» Совместное рисование с закрытыми глазами «Смешной рисунок» Игра «Похвалим себя» 4этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания | |
31 | Итоговая диагностика-1 | 1. Диагностика зрительной памяти 2. Диагностика мышления ( мыслительные операции, анализ, исключение, обобщение) 3. Диагностика внимания (концентрация, распределение) 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа Мишутки 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-1», «Узор» (задание в бланках) П/и «Мы играем» Задание «Оживи фигурки», «Назови одним словом», «Цветок» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
32 | Итоговая диагностика | 1. Диагностика слуховой памяти 2. Диагностика мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей) 3. Диагностика внимания (слуховая инструкция, концентрация, переключение) 4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков | 1 этап. Организационный Приветствие 2 этап. Мотивационный Появление персонажа Мишутки 3 этап. Практический Задание «Запоминайка-2», «Бусы», «Путаница» (задание в бланках) П/и «Не зевай» Задание «Найди лишнее», «Заплатка для коврика» П/и «Мы играем» 4 этап. Рефлексивный Д/п, подведение итогов, ритуал прощания |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Для материально-технического обеспечения дополнительной общеразвивающей программы «Эмоциональный калейдоскоп» имеется:
- Отдельный кабинет
- Комплект стульев и столов для дошкольников 10 посадочных мест
- Раздаточный материал
- Дидактические игры и пособия
- Игрушки (мягкие, тематические, перчаточные, пальчиковые)
- Магнитофон с комплектом аудиозаписей.
Список литературы и интернет-источников:
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. –СПБ.: Речь; М.: Сфера, 2011.-208 с.
- Пазухина И.А. «Давай поиграем» тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет»-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-96с.
- Алябьева Е.А. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками»: Методическое пособие- М.: ТЦ Сфера, 2009.-160с
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.-М.: Генезис, 2004.-175 с.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Развитие эмоционального интеллекта детей 4-5 лет»
Эмоциональное развитие – что это? Важно ли это? А если и важно, то на сколько? И как узнать какое место занимают эмоции в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос сначала обратитесь к себе. Вспомните любое яркое событие в вашей жизни, связанно ли оно с проявлением эмоций: радости, удивления, страха, печали. Получается, что эмоции пронизывают всю жизнь даже самого рационального человека.
Очень часто можно услышать такую фразу в адрес ребенка: да что он понимает, он еще совсем маленький, нашел из – за чего расстраиваться! Да, маленький, да, многого не понимает, но это не значит, что не чувствует.
Здоровье ребенка тесно связанно с его эмоциональным состоянием. Отсутствие эмоционального комфорта может привести к ряду серьезных заболеваний и наоборот, во время болезни у ребенка в первую очередь ухудшается эмоциональное состояние. Портрет здорового ребенка: это активный, веселый, с хорошим настроением ребенок, у него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается и умеет быстро сосредотачиваться.
Цель развития эмоционально-волевой сферы дошкольников – научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний.
Поэтому, необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов, но и к двигательной пассивности. А активные виды деятельности способствуют бодрости духа. Ведь физическая культура способствует развитию, обеспечивает не только физическое, но и духовное здоровье человека.
Одним из основных видов активной деятельности являются подвижные и малоподвижные игры.
Такие игры являются для дошкольников наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Игры вводят детей в мир эмоций, через активное творческое взаимодействие со сверстниками и позволяют решить следующие задачи:
-обогащение эмоционального опыта ребенка;
-овладение «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния;
-развитие умения «раскодировать» эмоциональные проявления других людей и регулировать свои способы общения и поступки с ними;
-научить ребенка ставить перед собой цель, принимать решения и проявлять определенные усилия в преодолении препятствий;
-осуществление эмоционально-психологической коррекции детей;
-создание пространственно-предметных условий для эмоционально-комфортного пребывания детей в период детства.
Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, его непосредственность.
Включение подвижных игр в образовательный процесс, безусловно способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Эмоции – это движение!
Эмоции – это энергия успеха и развития!
Эмоции – это ключ к пониманию себя и других людей!
Эмоции – это ключ к пониманию мотивов и потребностей!
Рекомендации для родителей:
В семье должен преобладать единый стиль воспитания. Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Используйте технику речевого общения с ребенком «Я – сообщение». Родители должны быть более последовательными в требованиях, «эмоциональные» дети нуждаются в двигательной физической активности.
Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.
По дороге из детского сада, ребенок бегает по проезжей части, не прислушиваясь к вашим просьбам вести себя спокойно на дороге.
Ребенок, стоя в магазине, капризно требует купить ему игрушку, которую вы не можете купить по причине дороговизны.
Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.
Ребенок играет, вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки, а он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
Вы зовете ребенка садиться за стол. А он отвечает: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться.
У вас важный разговор с подругой. А ребенок то и дело вас перебивает.
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника - что включает в себя этот процесс?
Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, чтобы научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия, в том числе силу воли, то есть учиться делать "правильно" "ЧЕРЕЗ НЕ ХОЧУ" и, как следствие - развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе). Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника - вещь непростая и требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей.
Приложение 2
«Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»
Все мы постоянно испытываем различные эмоции: радость, грусть, печаль и другие, если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните такие мгновения. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
Поэтому очень важно развивать и регулировать эмоционально-волевую сферу ребенка. Для этого предлагаем вам эффективные игры, с помощью которой можно быстро и безболезненно справиться с агрессивным поведением вашего ребенка.
Игра «Тренируем эмоции»
Цель: научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.
Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
1.Радость.
Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.
2.Гнев.
Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.
3.Испуг.
Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.
Игра «Лото настроений»
Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.
На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Игра «Уходи, злость, уходи»
Цель: обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.
Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками — по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»
Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.
Игра «Продолжи фразу»
Цель: развитие умения выражать собственные эмоции.
Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.
Игра «Обзывалки»
Цель: разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др.
Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты — морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты — солнышко!»
После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.
Игра «Подушечные бои»
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают бой — «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия.
Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.
Не рекомендуется включать в группу детей, способных реагировать неадекватно. Не допускать излишнего эмоционального возбуждения.
Игра «Необычное сражение»
Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.
Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.
Игра «Час тишины – час можно»
Цель: развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать.
Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.
Игра «Молчание»
Цель: развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.
Кто нарушит правила — водит.
Игра «ДА и НЕТ»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет? и т. д.