Развитие произвольности психических процессов и поведения

Вахрушева Наталья Анатольевна
Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ОВЗ в 4 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

Приложение к АООП НОО

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по психологи

«Развитие произвольности психических процессов и поведения у младших школьников»

для 1 и 2 с(к)классов.

Срок реализации 1 год.

Составитель: 

педагог-психолог

Вахрушева Н.А.

             

           

                                                                                                                                                               

г. Магнитогорск

Пояснительная записка

По мнению известных педагогов и  психологов в младшем школьном возрасте активно развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, т.е. младшие школьники учатся управлять своими действиями и поведением.

Этот процесс часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Распределение и переключение внимания ниже среднего у 35% детей, механическое, малоуправляемое запоминание учебного материала отмечается у 40% младших школьников. Дети невнимательны, часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др., они не понимают значение своей работы, не осознают, для чего она нужна, какова ее цель.  Это свидетельствует о неумении управлять собой и психическими процессами, что связано с недостаточным развитием произвольности, недостаточным развитием волевых усилий, неумением контролировать себя.

Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, создает серьезные проблемы уже на начальном этапе школьного обучения. Основная причина – недостаточное развитие волевой сферы, устойчивости внимания, организации процесса запоминания и воспроизведения информации.

Поэтому большое значение имеет активное развитие произвольности психических процессов и поведения именно в начале школьного обучения. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, – детям с ОВЗ (задержка психического развития), обучающихся в коррекционных классах.  Стандарты нового поколения отражают необходимость более глубокого и дифференцированного подхода в развитии  и обучении данной категории обучающихся, при поддержке и взаимодействии всех участников образовательного процесса, активной позиции родителей и мотивированности самого ученика.

Данная программа направлена на развитие произвольности психических процессов, деятельности и поведения обучающихся, их интеллектуально - познавательной сферы; на активизацию психических процессов, обеспечивающих постепенное усвоение школьных знаний, способствующих дальнейшему положительному психологическом развитию учащихся;  обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Реализация программы  позволяет через работу с самосознанием ребенка, через тренировку его созревающих функций развивать и совершенствовать у младших школьников системы произвольной саморегуляции.

           Прежде, чем определить группу учащихся, проводится предварительная работа: беседы психолога с педагогами, родителями и детьми; ознакомление с документацией ПМПК, рекомендациями специалистов; общая диагностика (при необходимости - дополнительная диагностика).

Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Основной источник: программа кандидата психологических наук Локаловой Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008. Представленная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС начального образования, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий.  Используемые для ее создания источники допущены Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.

Занятия проводятся один раз в неделю, в подгруппах по 6-7 человек, с учетом индивидуального подхода. Примерное время работы подгруппы 20 – 25 мин., в течение всего учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г).  Важной составляющей каждого занятия являются разминка, упражнения мозговой гимнастики МГ и физкультминутки.

Цель программы: развитие и совершенствование у младших школьников всех звеньев системы произвольной саморегуляции и самоконтроля.

Задачи программы:

1. Развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю в различных видах деятельности и поведении.

2. Формировать у обучающихся умение составлять программу исполнительных действий, пользоваться обратной связью.

3. Развивать способность удерживать цель выполняемой деятельности.

4. Развивать навыки корректировки допущенных ошибок, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании.

5. Активизировать развитие интеллектуально - познавательной сферы обучающихся.

6. Развивать самостоятельность в учебной деятельности.

7. Осуществлять контроль за развитием интеллектуальных способностей обучающихся.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.

Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.

Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.

Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, структурированной и четко переходящей от простого к сложному.

Сроки реализации: 1 раз в неделю, 2 подгруппы, в течение учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г) .

Объект коррекции:: обучающиеся 1- в, 2- в,г с (к) классов.

Предмет: произвольная сфера психических процессов, деятельности и поведения.

Основное направление программы: общеинтеллектуальное.

Методы и формы работы: подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения,  игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод,  самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).    

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.                                            

Методические рекомендации по реализации программы.

                Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.        

         Содержанием основной части урока является' целенаправленное развитие высших психических функций, их произвольность. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных и поведенческих характеристик обучающихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки, давать им оценку, проводить самокорректировку.

        Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь является рефлексия, ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались, чему научились на данном уроке и как это им может пригодиться в дальнейшем.

        

        Представленные на занятиях задания позволяют решать все  аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Образовательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом,  в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекционный аспект.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного,  аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитывающий аспект

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:  

  •  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше  

самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  •  поведение учащихся на занятиях: живость, активность; заинтересованность школьников обеспечивают положительные

результаты уроков;

  •  результаты выполнения контрольных заданий, аналогичные тем, что уже выполнялись учениками, но другие по-своему

внешнему оформлению, степень их самостоятельности;

  •  косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным

дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

                Объективными методами измерения эффективности программы служит промежуточная и итоговая диагностика; наблюдения, собеседования.

        Используемый диагностический инструментарий: «Корректурная проба», «Концентрация внимания»», «Десять слов», «Графический диктант», «Запоминание и воспроизведение рассказа».

Предполагаемые результаты реализации программы:

Обучающиеся должны научиться:

- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;

- самостоятельно выполнять данное учителем задание;

- проявлять собственную активность в получение знаний;

- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;

- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.

У обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия.

Личностные

- принимать позицию ученика (проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость обучения, мотивировать себя на активизацию интереса к школьной жизни);

-  налаживать положительные контакты с людьми;

-  соблюдать правила игры и дисциплину;

-  делать анализ своих действий и поступков;

-          быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-  активно формировать в себе познавательные, учебные мотивы, стремление к приобретению новых знаний;

-  развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий.

Коммуникативные

-  учиться позитивно проявлять себя в общении;

-          учиться договариваться и приходить к общему решению;

-  учиться понимать эмоции и поступки других людей;

-  овладевать способами позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

 

Регулятивные

        -  учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;

-  учиться прогнозировать последствия своих поступков;

-  уметь определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя;

-         учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;

-  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;

-  строить речевое высказывание в устной форме.

        Познавательные

-  находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

-  делать выводы в результате совместной работы в группе;

-  учиться графически оформлять изучаемый материал;

-  моделировать различные ситуации;

-  усваивать разные способы запоминания информации.

Материально-техническое оборудование: АРМ учителя, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Содержание занятий курса

1 класс

Раздел

Содержание

Кол-во

часов

1

Занятие № 1

Развитие саморегуляции, самоконтроля, произвольного внимания

1

2

Занятие № 2. 

Развитие произвольного внимания, памяти, сосредоточенности

1

3

Занятие № 3. 

Развитие умения управлять своими движениями, опосредованной произвольной памяти, представлений

1

4

Занятие № 4

Развитие произвольного внимания, сосредоточенности, умения работать с образцом

1

5

Занятие № 5 

Развитие самоконтроля, умения выполнять словесные поручения

1

6

Занятие № 6

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания

1

7

Занятие № 7

Развитие умения распределять, переключать внимание, четкости движений

1

8

Занятие № 8

Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти

1

9

Занятие № 9

Развитие произвольности, устойчивости внимания, памяти на последовательность действий

1

10

Занятие № 10

Развитие самоконтроля, устойчивости внимания, осязательных ощущений

1

11

Занятие № 11 

Развитие внимания, произвольной памяти, саморегуляции

1

12

Занятие № 12 

Развитие зрительной памяти,  устойчивости внимания 

1

13

Занятие № 13 

Развитие зрительных ощущений, распределения внимания, самоконтроля

1

14

Занятие №14

Развитие точности произвольных движений, слухового восприятия

1

15

Занятие № 15

Развитие зрительного произвольного внимания

1

16

Занятие № 16 

Развитие переключения внимания, умения копировать образец

1

17

Занятие № 17 

Развитие устойчивости внимания, творческого  мышления

1

18

Занятие № 18 

Развитие внимательности, словесной  памяти

1

19

Занятие № 19 

Развитие произвольного внимания (устойчивости и переключения)

1

20

Занятие № 20 

Развитие зрительного произвольного внимания, двигательной сферы

1

21

Занятие № 21 

Развитие точности восприятия, зрительно-двигательных координации

1

22

Занятие № 22 

Развитие опосредованной произвольной памяти, двигательной сферы

1

23

Занятие № 23 

Развитие пространственных представлений, двигательной сферы

1

24

Занятие № 24. 

Развитие процесса саморегуляции, объема внимания

1

25

Занятие № 25

Развитие сосредоточенности в выполнении действий, ориентировки в пространстве

1

26

Занятие № 26 

Развитие слуховой памяти, зрительного произвольного внимания

1

27

Занятие № 27

Развитие зрительной памяти, умения работать с  образцом

1

28

Занятие № 28

Развитие опосредованной  памяти, произвольности средних движений

1

29

Занятие  № 29 

Развитие произвольной памяти, процессов саморегуляции и контроля

1

30

Занятие  № 30

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, двигательной сферы

1

31

Занятие  № 31 

Развитие памяти, внимания (устойчивости и переключения)

1

32

Занятие № 32 

Развитие слухового, зрительного произвольного внимания  

1

33

Занятие № 33

Развитие внимательности, произвольной памяти, пространственной ориентации, моторики

1

Формы организации

Подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения,  игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод,  самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).    

Виды деятельности

Игровая, познавательная, творческая (рисование, сочинительство), диагностическая, аналитическая.

2 класс

1

Занятие № 1

Развитие саморегуляции, самоконтроля, произвольного внимания

1

2

Занятие № 2. 

Развитие произвольного внимания, памяти, сосредоточенности

1

3

Занятие № 3. 

Развитие умения управлять своими движениями, опосредованной произвольной памяти, представлений

1

4

Занятие № 4

Развитие произвольного внимания, сосредоточенности, умения работать с образцом

1

5

Занятие № 5 

Развитие самоконтроля, умения выполнять словесные поручения

1

6

Занятие № 6

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания

1

7

Занятие № 7

Развитие умения распределять, переключать внимание,  четкости движений

1

8

Занятие № 8

Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти

1

9

Занятие № 9

Развитие произвольности, устойчивости внимания, памяти на последовательность действий

1

10

Занятие № 10

Развитие самоконтроля, устойчивости внимания, осязательных ощущений

1

11

Занятие № 11 

Развитие внимания, произвольной памяти, саморегуляции

1

12

Занятие № 12 

Развитие зрительной памяти,  устойчивости внимания 

1

13

Занятие № 13 

Развитие зрительных ощущений, распределения внимания, самоконтроля

1

14

Занятие №14

Развитие точности произвольных движений, слухового восприятия

1

15

Занятие № 15

Развитие зрительного произвольного внимания

1

16

Занятие № 16 

Развитие переключения внимания, умения копировать образец

1

17

Занятие № 17 

Развитие устойчивости внимания, творческого мышления

1

18

Занятие № 18 

Развитие внимательности, словесной  памяти

1

19

Занятие № 19 

Развитие произвольного внимания (устойчивости и переключения)

1

20

Занятие № 20 

Развитие зрительного произвольного внимания, двигательной сферы

1

21

Занятие № 21 

Развитие точности восприятия, зрительно-двигательных координации

1

22

Занятие № 22 

Развитие опосредованной произвольной памяти, двигательной сферы

1

23

Занятие № 23 

Развитие пространственных представлений, двигательной сферы

1

24

Занятие № 24. 

Развитие процесса саморегуляции, объема внимания

1

25

Занятие № 25

Развитие сосредоточенности в выполнении действий, ориентировки в пространстве

1

26

Занятие № 26 

Развитие слуховой памяти, зрительного произвольного внимания

1

27

Занятие № 27

Развитие зрительной памяти, умения работать с образцом

1

28

Занятие № 28

Развитие опосредованной  памяти, произвольности средних движений

1

29

Занятие  № 29 

Развитие произвольной памяти, процессов саморегуляции и контроля

1

30

Занятие  № 30

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, двигательной сферы

1

31

Занятие  № 31 

Развитие памяти, внимания (устойчивости и переключения)

1

32

Занятие № 32 

Развитие слухового, зрительного произвольного внимания  

1

33

Занятие № 33

Развитие внимательности, произвольной памяти, пространственной ориентации, моторики

1

34

Занятие № 34

Развитие внимательности, произвольной памяти 

1

Формы организации

Подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения,  игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод,  самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).    

Виды деятельности

Игровая, познавательная, творческая (рисование, сочинительство), диагностическая, аналитическая.

 

 

 

Материально-техническое оборудование: АРМ учителя, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.

Основная литература.

Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008.

Дополнительная литература для учителя.

1.  Грищенко.Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2014.

2.  Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет - М.: АРКТИ, 2014.

3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие - М.: Айрис-пресс,2016.

4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10. Классы). - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2014. (ФГОС)

5. Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.- Волгоград: Изд-во «Учитель», 2015. (ФГОС).

6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ, 2011.

7. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2014.

8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Айрис-пресс, 2006.

 

Рекомендуемая литература для обучающихся.

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «АСТ», 2003.

2. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 2009.

3. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.

4. Десять лучших сайтов для развития детей

 https://iqsha.ru/ilove/post/10-luchshikh-saitov-dlia-razvitiia-detei/ 

5. Обзор образовательных сайтов для младших школьников

http://luchikivnuchiki.ru/obzor-obrazovatelynh-saytov/ 

6. Школьный возраст. Подборка и нтересных и полезных сайтов для школьников.

http://all-for-school.ru/useful-sites/ 

7. Разумейкин.

https://www.razumeykin.ru/ 

8. Издание для родителей о цифровом детстве.

http://media-kid.ru/edu-sites.html