Развитие произвольности психических процессов и поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnosti_psihicheskih_protsessov_i_povedeniya.docx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
города Магнитогорска
Приложение к АООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по психологи
«Развитие произвольности психических процессов и поведения у младших школьников»
для 1 и 2 с(к)классов.
Срок реализации 1 год.
Составитель:
педагог-психолог
Вахрушева Н.А.
г. Магнитогорск
Пояснительная записка
По мнению известных педагогов и психологов в младшем школьном возрасте активно развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, т.е. младшие школьники учатся управлять своими действиями и поведением.
Этот процесс часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Распределение и переключение внимания ниже среднего у 35% детей, механическое, малоуправляемое запоминание учебного материала отмечается у 40% младших школьников. Дети невнимательны, часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др., они не понимают значение своей работы, не осознают, для чего она нужна, какова ее цель. Это свидетельствует о неумении управлять собой и психическими процессами, что связано с недостаточным развитием произвольности, недостаточным развитием волевых усилий, неумением контролировать себя.
Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, создает серьезные проблемы уже на начальном этапе школьного обучения. Основная причина – недостаточное развитие волевой сферы, устойчивости внимания, организации процесса запоминания и воспроизведения информации.
Поэтому большое значение имеет активное развитие произвольности психических процессов и поведения именно в начале школьного обучения. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, – детям с ОВЗ (задержка психического развития), обучающихся в коррекционных классах. Стандарты нового поколения отражают необходимость более глубокого и дифференцированного подхода в развитии и обучении данной категории обучающихся, при поддержке и взаимодействии всех участников образовательного процесса, активной позиции родителей и мотивированности самого ученика.
Данная программа направлена на развитие произвольности психических процессов, деятельности и поведения обучающихся, их интеллектуально - познавательной сферы; на активизацию психических процессов, обеспечивающих постепенное усвоение школьных знаний, способствующих дальнейшему положительному психологическом развитию учащихся; обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Реализация программы позволяет через работу с самосознанием ребенка, через тренировку его созревающих функций развивать и совершенствовать у младших школьников системы произвольной саморегуляции.
Прежде, чем определить группу учащихся, проводится предварительная работа: беседы психолога с педагогами, родителями и детьми; ознакомление с документацией ПМПК, рекомендациями специалистов; общая диагностика (при необходимости - дополнительная диагностика).
Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Основной источник: программа кандидата психологических наук Локаловой Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008. Представленная программа реализуется в условиях внедрения ФГОС начального образования, способствует формированию метапредметных, личностных универсальных учебных действий. Используемые для ее создания источники допущены Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Занятия проводятся один раз в неделю, в подгруппах по 6-7 человек, с учетом индивидуального подхода. Примерное время работы подгруппы 20 – 25 мин., в течение всего учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г). Важной составляющей каждого занятия являются разминка, упражнения мозговой гимнастики МГ и физкультминутки.
Цель программы: развитие и совершенствование у младших школьников всех звеньев системы произвольной саморегуляции и самоконтроля.
Задачи программы:
1. Развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю в различных видах деятельности и поведении.
2. Формировать у обучающихся умение составлять программу исполнительных действий, пользоваться обратной связью.
3. Развивать способность удерживать цель выполняемой деятельности.
4. Развивать навыки корректировки допущенных ошибок, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании.
5. Активизировать развитие интеллектуально - познавательной сферы обучающихся.
6. Развивать самостоятельность в учебной деятельности.
7. Осуществлять контроль за развитием интеллектуальных способностей обучающихся.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:
Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.
Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, структурированной и четко переходящей от простого к сложному.
Сроки реализации: 1 раз в неделю, 2 подгруппы, в течение учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г) .
Объект коррекции:: обучающиеся 1- в, 2- в,г с (к) классов.
Предмет: произвольная сфера психических процессов, деятельности и поведения.
Основное направление программы: общеинтеллектуальное.
Методы и формы работы: подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.
Методические рекомендации по реализации программы.
Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.
Содержанием основной части урока является' целенаправленное развитие высших психических функций, их произвольность. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных и поведенческих характеристик обучающихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки, давать им оценку, проводить самокорректировку.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь является рефлексия, ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались, чему научились на данном уроке и как это им может пригодиться в дальнейшем.
Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.
Образовательный аспект.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект.
Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Коррекционный аспект.
Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).
Коррекция негативных личностных проявлений
Воспитывающий аспект
Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)
Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости
Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность; заинтересованность школьников обеспечивают положительные
результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных заданий, аналогичные тем, что уже выполнялись учениками, но другие по-своему
внешнему оформлению, степень их самостоятельности;
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным
дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Объективными методами измерения эффективности программы служит промежуточная и итоговая диагностика; наблюдения, собеседования.
Используемый диагностический инструментарий: «Корректурная проба», «Концентрация внимания»», «Десять слов», «Графический диктант», «Запоминание и воспроизведение рассказа».
Предполагаемые результаты реализации программы:
Обучающиеся должны научиться:
- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;
- самостоятельно выполнять данное учителем задание;
- проявлять собственную активность в получение знаний;
- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;
- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.
У обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия.
Личностные
- принимать позицию ученика (проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость обучения, мотивировать себя на активизацию интереса к школьной жизни);
- налаживать положительные контакты с людьми;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- делать анализ своих действий и поступков;
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
- активно формировать в себе познавательные, учебные мотивы, стремление к приобретению новых знаний;
- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий.
Коммуникативные
- учиться позитивно проявлять себя в общении;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтных ситуаций.
Регулятивные
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
- учиться прогнозировать последствия своих поступков;
- уметь определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- учиться графически оформлять изучаемый материал;
- моделировать различные ситуации;
- усваивать разные способы запоминания информации.
Материально-техническое оборудование: АРМ учителя, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Содержание занятий курса
1 класс | ||||
№ | Раздел | Содержание | Кол-во часов | |
1 | Занятие № 1 | Развитие саморегуляции, самоконтроля, произвольного внимания | 1 | |
2 | Занятие № 2. | Развитие произвольного внимания, памяти, сосредоточенности | 1 | |
3 | Занятие № 3. | Развитие умения управлять своими движениями, опосредованной произвольной памяти, представлений | 1 | |
4 | Занятие № 4 | Развитие произвольного внимания, сосредоточенности, умения работать с образцом | 1 | |
5 | Занятие № 5 | Развитие самоконтроля, умения выполнять словесные поручения | 1 | |
6 | Занятие № 6 | Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания | 1 | |
7 | Занятие № 7 | Развитие умения распределять, переключать внимание, четкости движений | 1 | |
8 | Занятие № 8 | Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти | 1 | |
9 | Занятие № 9 | Развитие произвольности, устойчивости внимания, памяти на последовательность действий | 1 | |
10 | Занятие № 10 | Развитие самоконтроля, устойчивости внимания, осязательных ощущений | 1 | |
11 | Занятие № 11 | Развитие внимания, произвольной памяти, саморегуляции | 1 | |
12 | Занятие № 12 | Развитие зрительной памяти, устойчивости внимания | 1 | |
13 | Занятие № 13 | Развитие зрительных ощущений, распределения внимания, самоконтроля | 1 | |
14 | Занятие №14 | Развитие точности произвольных движений, слухового восприятия | 1 | |
15 | Занятие № 15 | Развитие зрительного произвольного внимания | 1 | |
16 | Занятие № 16 | Развитие переключения внимания, умения копировать образец | 1 | |
17 | Занятие № 17 | Развитие устойчивости внимания, творческого мышления | 1 | |
18 | Занятие № 18 | Развитие внимательности, словесной памяти | 1 | |
19 | Занятие № 19 | Развитие произвольного внимания (устойчивости и переключения) | 1 | |
20 | Занятие № 20 | Развитие зрительного произвольного внимания, двигательной сферы | 1 | |
21 | Занятие № 21 | Развитие точности восприятия, зрительно-двигательных координации | 1 | |
22 | Занятие № 22 | Развитие опосредованной произвольной памяти, двигательной сферы | 1 | |
23 | Занятие № 23 | Развитие пространственных представлений, двигательной сферы | 1 | |
24 | Занятие № 24. | Развитие процесса саморегуляции, объема внимания | 1 | |
25 | Занятие № 25 | Развитие сосредоточенности в выполнении действий, ориентировки в пространстве | 1 | |
26 | Занятие № 26 | Развитие слуховой памяти, зрительного произвольного внимания | 1 | |
27 | Занятие № 27 | Развитие зрительной памяти, умения работать с образцом | 1 | |
28 | Занятие № 28 | Развитие опосредованной памяти, произвольности средних движений | 1 | |
29 | Занятие № 29 | Развитие произвольной памяти, процессов саморегуляции и контроля | 1 | |
30 | Занятие № 30 | Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, двигательной сферы | 1 | |
31 | Занятие № 31 | Развитие памяти, внимания (устойчивости и переключения) | 1 | |
32 | Занятие № 32 | Развитие слухового, зрительного произвольного внимания | 1 | |
33 | Занятие № 33 | Развитие внимательности, произвольной памяти, пространственной ориентации, моторики | 1 | |
Формы организации | Подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения). | |||
Виды деятельности | Игровая, познавательная, творческая (рисование, сочинительство), диагностическая, аналитическая. | |||
2 класс | ||||
1 | Занятие № 1 | Развитие саморегуляции, самоконтроля, произвольного внимания | 1 | |
2 | Занятие № 2. | Развитие произвольного внимания, памяти, сосредоточенности | 1 | |
3 | Занятие № 3. | Развитие умения управлять своими движениями, опосредованной произвольной памяти, представлений | 1 | |
4 | Занятие № 4 | Развитие произвольного внимания, сосредоточенности, умения работать с образцом | 1 | |
5 | Занятие № 5 | Развитие самоконтроля, умения выполнять словесные поручения | 1 | |
6 | Занятие № 6 | Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания | 1 | |
7 | Занятие № 7 | Развитие умения распределять, переключать внимание, четкости движений | 1 | |
8 | Занятие № 8 | Развитие слухового внимания, непосредственной вербальной памяти | 1 | |
9 | Занятие № 9 | Развитие произвольности, устойчивости внимания, памяти на последовательность действий | 1 | |
10 | Занятие № 10 | Развитие самоконтроля, устойчивости внимания, осязательных ощущений | 1 | |
11 | Занятие № 11 | Развитие внимания, произвольной памяти, саморегуляции | 1 | |
12 | Занятие № 12 | Развитие зрительной памяти, устойчивости внимания | 1 | |
13 | Занятие № 13 | Развитие зрительных ощущений, распределения внимания, самоконтроля | 1 | |
14 | Занятие №14 | Развитие точности произвольных движений, слухового восприятия | 1 | |
15 | Занятие № 15 | Развитие зрительного произвольного внимания | 1 | |
16 | Занятие № 16 | Развитие переключения внимания, умения копировать образец | 1 | |
17 | Занятие № 17 | Развитие устойчивости внимания, творческого мышления | 1 | |
18 | Занятие № 18 | Развитие внимательности, словесной памяти | 1 | |
19 | Занятие № 19 | Развитие произвольного внимания (устойчивости и переключения) | 1 | |
20 | Занятие № 20 | Развитие зрительного произвольного внимания, двигательной сферы | 1 | |
21 | Занятие № 21 | Развитие точности восприятия, зрительно-двигательных координации | 1 | |
22 | Занятие № 22 | Развитие опосредованной произвольной памяти, двигательной сферы | 1 | |
23 | Занятие № 23 | Развитие пространственных представлений, двигательной сферы | 1 | |
24 | Занятие № 24. | Развитие процесса саморегуляции, объема внимания | 1 | |
25 | Занятие № 25 | Развитие сосредоточенности в выполнении действий, ориентировки в пространстве | 1 | |
26 | Занятие № 26 | Развитие слуховой памяти, зрительного произвольного внимания | 1 | |
27 | Занятие № 27 | Развитие зрительной памяти, умения работать с образцом | 1 | |
28 | Занятие № 28 | Развитие опосредованной памяти, произвольности средних движений | 1 | |
29 | Занятие № 29 | Развитие произвольной памяти, процессов саморегуляции и контроля | 1 | |
30 | Занятие № 30 | Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, двигательной сферы | 1 | |
31 | Занятие № 31 | Развитие памяти, внимания (устойчивости и переключения) | 1 | |
32 | Занятие № 32 | Развитие слухового, зрительного произвольного внимания | 1 | |
33 | Занятие № 33 | Развитие внимательности, произвольной памяти, пространственной ориентации, моторики | 1 | |
34 | Занятие № 34 | Развитие внимательности, произвольной памяти | 1 | |
Формы организации | Подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения). | |||
Виды деятельности | Игровая, познавательная, творческая (рисование, сочинительство), диагностическая, аналитическая. |
Материально-техническое оборудование: АРМ учителя, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Основная литература.
Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников». Материалы к урокам для учащихся 1 – 4 классов: М., Педагогическое общество России, 2008.
Дополнительная литература для учителя.
1. Грищенко.Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. - М.: ВЛАДОС, 2014.
2. Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет - М.: АРКТИ, 2014.
3. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие - М.: Айрис-пресс,2016.
4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10. Классы). - Волгоград: Изд-во «Учитель», 2014. (ФГОС)
5. Лебедева С.В. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.- Волгоград: Изд-во «Учитель», 2015. (ФГОС).
6. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ, 2011.
7. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2014.
8. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Рекомендуемая литература для обучающихся.
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «АСТ», 2003.
2. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 2009.
3. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
4. Десять лучших сайтов для развития детей
https://iqsha.ru/ilove/post/10-luchshikh-saitov-dlia-razvitiia-detei/
5. Обзор образовательных сайтов для младших школьников
http://luchikivnuchiki.ru/obzor-obrazovatelynh-saytov/
6. Школьный возраст. Подборка и нтересных и полезных сайтов для школьников.
http://all-for-school.ru/useful-sites/
7. Разумейкин.
8. Издание для родителей о цифровом детстве.
http://media-kid.ru/edu-sites.html