Программа "Уроки психологического здоровья"

Вахрушева Наталья Анатольевна
Адаптация первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uroki_psihologicheskogo_zdorovya_-.docx42.91 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

города Магнитогорска

Приложение    к  ООП НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курсов внеурочной деятельности

«Уроки психологического здоровья»

(социальное направление)

для обучающихся 1-х классов

на 2018 - 2019 учебный год

Составитель: педагог-психолог                                                                                                                                                                                                                 Вахрушева Н.А.

Магнитогорск

Пояснительная записка

 

                Школьная жизнь – серьезное испытание для большинства детей, особенно, если эта жизнь только начинается. Для многих обучающихся начального звена школа является психотравмирующим фактором, поэтому решение вопроса сохранения психофизического здоровья школьников является первостепенным для службы социально – психолого – педагогического сопровождения. Данная тема четко обозначено в ФГОС.

        В период с 7 до 10 лет у детей резко нарастают различные трудности в развитии детей. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие, особенно, если это дети с задержкой психического развития. На трудности в семье, в школе, в общении с окружающими ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Достаточно типичными становятся проявления нейротизма, снижение самооценки, тревожность, неуверенность, страхи и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости. Многие дети в этот период серьезно нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Согласовывая свои действия, педагоги, родители, специалисты смогут помочь сдержать влияние психотравмирующих факторов на психику ребенка, сохранить его соматическое здоровье. Специалисты отмечают необходимость специально организованных форм развития личности ребенка в условиях учебной деятельности и вне ее.

Направление данной программы социальное, что включает в себя формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, развитие умения адекватно переживать и выражать свои чувства, искать конструктивные способы выхода из сложных для ребенка ситуаций. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Данная программа поможет младшему школьнику быстрее построить внутришкольный круг общения, перенести формирующиеся интересы, контакты за пределы учебного процесса.

        Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе практического пособия С.В Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2011. Курс рассчитан на 1 год. Проводится в 1-х классах один раз в неделю со всеми обучающимися в течение учебного года (1-а,б – 33 часа).   Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Возможно задание творческого характера на дом для совместного взаимодействия ребенка с родителями.

Основные положения программы.

Цель. Создание у обучающихся  мотивации на сохранение психологического здоровья, формировании у них эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Задачи:

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития обучающихся.

2. Помочь детям овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других детей.

3. Обучить учащихся сознательному регулированию своего поведения,  приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

4. Развивать способность к рефлексии.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

6.Формировать позитивную моральную позицию ребенка в социуме.

7. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

  1. Принцип позитивности, который означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества.
  2. Принцип духовности, который устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
  3. Принцип целостности развития, который усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  4. Принцип индивидуального подхода, означающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  5. Принцип развития и саморазвития личности, который предполагает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию.

Сроки исполнения: 1 раз в неделю со всем классом в течение учебного года (33 ч).

Объект программы: учащиеся 1-а, б классы.

Предмет: социально – личностная сфера учащихся

Основное направление программы: социальное.

Методы и формы работы: беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения,  игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, тренинговые и релаксационные упражнения.

Методические рекомендации по реализации  программы.

                Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.

        Содержанием основной части урока является' целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.

        Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое  сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все  аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Образовательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом,  в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект.

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекционный аспект.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного,  аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитывающий аспект

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- формирование позиции ученика;  

- снижение уровня школьной тревожности;

- умение справляться с негативными эмоциями

- стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;

- повышение уверенности в себе и своих возможностях;

- мотивация на саморазвитие;

- повышение коммуникативной компетентности;

- активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1 класс

Личностные:

  • расширять кругозор, формировать познавательные мотивы деятельности
  • быть внимательным к партнерам  при групповом взаимодействии
  • соблюдать правила игры и дисциплину
  • делать анализ своего внутреннего состояния
  • формировать положительную самооценку

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  • адекватно вести себя в различных ситуациях, учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
  • усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении
  • выявлять лидерские качества
  • учиться работать в паре и в группе
  • развивать позитивные мотивы межличностного общения
  • стремиться оказывать поддержку в трудной ситуации
  • учиться понимать чувства, эмоции и поступки других людей
  • овладевать способами конструктивного общения
  • проявлять интерес в общении со сверстниками и взрослыми людьми

Предметные:

  • получать удовольствие от процесса познания
  • преодолевать возникающие в школе трудности
  • учиться справляться с неудачами
  •  уметь работать в группе, в коллективе
  • взаимодействовать с учителем, сверстниками
  • адекватно анализировать собственные проблемы
  • через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления

Содержание изучаемого курса

1 класс

Раздел

Содержание

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Мой первый школьный звонок  

Формирование интереса к курсу,  активизация желания общения, включенности в процесс взаимодействия.

3

2

Раздел 2. Мир чувств и эмоций  

Ознакомление с понятиями «чувства», «эмоции», развитие умения их распознавания, адекватного выражения.

6

3

Раздел 3. Такие разные настроения  

Ознакомление  с понятием «настроение», средствами выражения эмоциональных состояний

3

4

Раздел 4. Как справиться с плохим настроением?  

Освоение приемов управления своим настроением, поиска выхода из ситуации, изменить которую невозможно.

3

5

Раздел 5. Как стать уверенным в себе?  

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Закрепление умения менять отношение к трудной ситуации.

3

6

Раздел 6. Как сделать выбор?

Ознакомление с понятиями «доброта», «ответственность» за свой выбор. Обучение умению анализировать свои поступки и поступки других людей.

3

7

Раздел 7. Как добиваться успеха?

Формирование представления о понятии «успех»,  знаний об условиях достижения успеха, его составляющих.

2

8

Раздел 8. Это трудное слово «Нет»  

Развитие умения  вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, принимать позицию другого человека. Обучение навыкам отказа.

3

9

Раздел 9. Чем мы отличаемся друг от друга  

Развитие коммуникативных навыков,  выработка  доброжелательного отношения друг к другу, стабилизация положительной  самооценки.

2

10

Раздел 10. Учимся говорить себе «Стоп!»  

Тренировка умения останавливаться, регулировать свое агрессивное поведение, брать тайм-аут.

2

11

Раздел 11. Как победить свой страх?  

Знакомство с чувством «страха», особенностями его проявления; предупреждение и коррекция страхов.

2

12

Итоговое занятие. Панорама творческих идей  

Демонстрация приобретенных на уроках навыков и умений (повторение и выполнение ранее используемых упражнений, игр, заданий по выбору учащихся; выставка и обсуждение детских рисунков по тематике занятий).

1

Итого

33

Формы организации:

Беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения,  игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, психотерапевтические приемы, психогимнастика, творческое самовыражение, самопроверка, тренинговые и релаксационные упражнения.

Виды деятельности:

Игровая, познавательная, творческая (рисование, элементы театрализации, сочинительство, обыгрывание ситуаций), диагностическая, аналитическая.

Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Раздел 1. Мой первый школьный звонок  

3

2

Раздел 2. Мир чувств и эмоций  

6

3

Раздел 3. Такие разные настроения  

3

4

Раздел 4. Как справиться с плохим настроением?  

3

5

Раздел 5. Как стать уверенным в себе?  

3

6

Раздел 6. Как сделать выбор?

3

7

Раздел 7. Как добиваться успеха?

2

8

Раздел 8. Это трудное слово «Нет!»  

3

9

Раздел 9. Чем мы отличаемся друг от друга  

2

10

Раздел 10. Учимся говорить себе «Стоп!»  

2

11

Раздел 11. Как победить свой страх?  

2

12

Итоговое занятие. Викторина. Панорама творческих идей  

1

Итого:

33