Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artterapiya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с ОВЗ
В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии, при коррекционном воздействии, наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.
Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева), при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Кроме того, одна из задач ФГОС ДО нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Была выявлена проблема: Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арттерапия.
Для разрешения проблемы у нас возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов арттерапии (изотерапии).
Мы поставили перед собой цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством арттерапии (изотерапии).
В детском саду создана и функционирует система реабилитационной помощи по развитию мелкой моторики детям с ОВЗ. Система включает два блока: лечебно-профилактический и реабилитационный. В первый входят массаж, ЛФК, физиолечение, медикаментозное лечение. Во второй блок входят психолого-педагогические и коррекционные мероприятия: пальчиковая гимнастика, манипулирование в различными предметами, продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
Работа по развитию мелкой моторики рук проходила через:
образовательную деятельность, совместную деятельность взрослых и детей в клубе, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников через разные формы работы.
Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.
Артпедагогика предполагает следующие принципы:
- Принцип самовыражения и спонтанности.
- Принцип уникальности.
- Принцип сотворчества.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда. При ее формировании мы учитывали современные требования ФГОС ДО, основные компоненты.
Так в наших группах для детей с ОВЗ всегда были особенно популярны «Творческие мастерские, «Мастерилки», наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей, оформлении групп и кабинетов детского сада.
Кроме того, А. И. Копытин выделил четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:
1. Принцип использования разнообразных материалов.
2. Принцип создания условий.
3. Принцип посредничества взрослого человека.
4. Принцип использования специфических приемов в арттерапевтической практике.
Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ.
Особый акцент мы делаем на изотерапию: рисование, лепку, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.
ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.).
Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).
ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:
ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).
ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.
СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.
ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе.
Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).
Мы используем на занятиях разные упражнения:
- «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».
- «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».
- «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество».
- «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные и т. д.».
- «Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливый – несчастный, печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе».
- «Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, глину, пластилин, рисование мелом.
В рамках коррекционных мероприятий дополнительно на занятиях мы используем музыкальную терапию и танцевальную терапию, которые позволяют разрешить эмоционально-личностные проблемы детей, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранить состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, снять повышенную тревожность и импульсивностью.
Развитие мелкой моторики рук через ИЗО деятельность затрагивает все образовательные области.
Родители воспитанников первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Залог успеха развития ребёнка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому мы познакомили их с идеей нашей работы, получили от них поддержку и желание помогать нам.
- Организовывали выставки творческих работ.
- Привлекали родителей к участию в праздниках.
- Кроме того, повышали психолого-педагогической культуру.
- Реализация коррекционно - образовательных задач в нашем ДОУ в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия со специалистами разного профиля.
Большую роль в эффективности работы с детьми ОВЗ играет взаимодействие с социумом, которое обеспечивается взаимодействием с разными организациями образования и культуры.
Результативность:
- Сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.
- Укрепилась мелкая моторика рук.
- Расширился словарный запас.
- Родители стали принимать более активное участие в жизни детей.
Перспективы:
- Продолжать работу по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ через артпедагогику.
- Расширять работу с социумом.
- Продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.
- Распространять свой опыт работы.
Список использованных источников.
1. Вартапетова Г.М., Гребенникова И.Н., Прохорова А.В., Кирякина Л.И. Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005. - 118 с.
2. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
3. Гусейнова А.А., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич: Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. - М.: Книголюб, 2008. - 176 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. - Спб.: Изд-во: Речь,2008 г.-159с.
6. Копытин А.И. Арт-терапия. Хрестоматия. - Спб.: Изд-во: Питер, 2002.- 320с.
7. Копытин А.И. Руководство по групповой АРТ-терапии. - Спб.: Изд-во: Речь, 2003 г.-320 с.
8. Красный Ю.Е. Арт-всегда терапия. -M.: Изд-во: МЦУПК, 2006. - 204 с.
9. Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - M.: Изд-во: Академия, 2001. - 248 с.
10. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Изд-во Академия, 2001. -192 с.
11. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Гриф МО РФ. -- М.: Изд-во: МГСУ, 2001. - 195 с.
12. Материалы презентации центра ИНТОКС, «Артпедагогика в образовательной деятельности».