Отчет за учебный 2018-2019 год уч. года педагога – психолога

Удовиченко Валерия Николаевна

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:  преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;  учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;  формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;  вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;  дифференциация и индивидуализация обучения;  формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;  вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_18_-_19_g.g.docx65.96 КБ
Файл prilozhenie_18-19_g.g.docx234.24 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет за учебный 2018-2019 год уч. года педагога – психолога

МБОУ ОШ №4 г. Охи

Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения установлены требования к реализации основной образовательной программы. Одним из результатов является создание среды, преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования, с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

В соответствии со стандартом, психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;
  • учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
  • вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
  • вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Цель психолого – педагогического сопровождения школы:

  1. Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации, получении профессии.
  2. Обеспечение ребенку психологической готовности к принятию социальных ценностей как личностно значимых и коррекция самосознания на основе достижения социальных «приобретений» ребенка.
  3. Содействие педагогам, родителям в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свободы другой личности.

Задачи:

  1. Оказание помощи ребенку в устранении трудностей в учебной деятельности, нарушений в эмоционально – волевой сфере и проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями и родителями.
  2. Коррекция психических познавательных процессов, поведения.
  3. Формирование навыков социально – приемлемых норм поведения в обществе.
  4. Развитие нравственно – эмоционального благополучия в развитии и сохранении и укреплении здоровья детей.

Психолого – педагогическое сопровождение 2018 – 2019 учебного года, в школе было проведено, согласно годовому плану.

В течение отчетного периода вся работа велась в соответствии с планированием по традиционным направлениям:

диагностическое;

коррекционно-развивающее;

консультативное;

методическое;

просветительское.

1.Статистические сведения: общее количество учащихся 89 человек; мальчиков –57, девочек – 32;  начальное (1-4) – 32, основное (5-9) – 44, среднее (10-11) – 13, среднее + основное (5-11) – 57.

1-х классов – 1, 2-х классов – 1, 3-х классов – 1, 4-х классов – 1, 5–х классов – 2, 6 – х классов -1, 7 – х классов - 1. На индивидуальном обучение 1 ученик (Иван Д.).

Количество проведенных мероприятий за год 2018  -2019 учебного года:

Направления работы

Педагоги

Учащиеся

Родители

Консультации

23

Индив –14

Групповых  -8

Индивид – х - 45

Групповых - 31

Просвещение

6

Коррекционно-развивающая работа

Индив –332

Группов – 141

Диагностика

5

Индив - 213

Группов - 7

6

Методическая

3

Итого

31

Индив -549

Группов - 148

45

2.Диагностическое направление  

Диагностическая работа педагога-психолога в школе преследует следующую цель:

определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическое направление деятельности включало обследование особенностей развития процессов познавательной, личностной и эмоционально - волевой сферы обучающихся 1-6 классов.

С учетом индивидуальных особенностей психофизического развития обучающихся с нарушением интеллекта, диагностическая работа проводилась преимущественно в индивидуальной форме.

Осуществлялся подбор диагностических методик и анализ эффективности их применения по исследованию психофизических особенностей развития обучающихся с умеренной и тяжелой степенью выраженности интеллектуального недоразвития, с ТМНР, с целью уточнения и расширения сведений об особенностях развития обучающихся и возможности определения направления коррекционно - педагогического воздействия, составления программ сопровождения.  

В психодиагностике применялись:

  • нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста А.Р. Лурия, авторских методик Цветковой, Ахутиной, Пылаевой;
  • диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М.Семаго;
  • комплект диагностик Забрамной С.Д.,
  • комплект диагностик Л.М. Шипициной  и др.
  • изучение социально – психологической адаптации
  • тест школьной тревожности (Филлипс);
  • выявление уровня агрессии (Басса – Дарки)
  • определение акцентуации характера (Шмишека)

Динамика эффективности психолого – педагогического коррекционного воздействия отслеживалась в результатах повторной диагностики (заключительной по итогам учебного года или завершении цикла занятий), на основании результатов относительно себя: какими новыми знаниями, умениями, навыками овладел обучающийся за это время, какие новообразования в психической деятельности сформировались и т.д. Все показатели фиксировались в индивидуальных картах учащегося (см. приложение 1).  

Проведена первичная диагностика адаптации обучающихся 1 и 5 классов и вновь прибывших учеников, II четверть учебного года, и повторная диагностика по завершению психолого – педагогического сопровождения по коррекции дезадаптации, IV четверть учебного года. Проведен анализ социально-психологической адаптации обучающихся начального и среднего звена (см. приложение 2).

Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

3.Коррекционно – развивающее направление

Основная цель коррекционно – развивающей работы с детьми - это содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять социальной адаптации, дальнейшее приспособление к жизни.

По итогам обследования были составлены учебные программы с учетом все данных по выявлению психологического «здоровья» обучающихся школы и на основе примерных авторских и рекомендуемых программ:

  • «Формирование целенаправленной деятельности у первоклассников с сочетанным нарушением развития» Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития школьников; 
  • Занятия по коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться
  •  «Развитие психомоторики и сенсорных эталонов» У. В. Ульенкова, Л. А. Метиева;
  •  «Психологическая азбука» Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков;
  • «120 уроков психологического развития младшего возраста» Н.П. Локалова;
  • Элементы занятий «Веселюнитик и все – все - все» А.Ю. Кремлякова;
  • Элементы занятий «Хочу все знать» Е.О. Севостьянова;
  • Элементы занятий «Я и мы» В. И. Родионов, М.О. Ступницкая;
  • «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаева;
  • Элементы занятий Программа «Я учусь учиться» Т.Н. Князева;

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • развитие познавательных процессов,
  • формирование адекватного поведения,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • снижение тревожности, страхов,
  • формирование стрессоустойчивости, коррекция агрессивного, бесконфликтного поведения, развитие произвольности, саморегуляции у обучающихся.

В работе использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы. Занятия с обучающимися проводились в течение учебного года.

Наиболее интересными и эффективными оказались следующие направления:

занятия на развитие психических познавательных процессов занятия направленные на обучение распознавание и описание своих эмоций, занятия психогимнастикой (мимические и пантомимические этюды, этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций), занятия направленные на развитие волевой саморегуляции и релаксационные упражнения.

3.1 Изучение социально-психологической адаптации обучающихся начального и среднего звена;

С целью знакомства, сплочение коллектива и развитие дружеских отношений между сверстниками проведены с учащимися минитренинги:

«Фотография нашего класса», «Мой портрет в лучах солнца», «Счет до десяти», «Слепой и поводырь», «Кочки», «Снежный ком», «Волшебная кисть».

Также были проведены индивидуальные консультации с родителями учащихся 1 и в 5 классе, родительские собрания «Психологическая адаптация: причины дезадаптации и их устранения», «Причины адаптации детей в 5 классе. Как помочь детям впервые месяцы школьной жизни?».

3.2. В своей работе с такими детьми я использую следующие методы, приемы и техники:

  • Психотехники:
  • Предметно-практические манипуляции с объектными формами;
  • Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций;
  • Запоминание форм.
  • Для развития тактильного, зрительно-тактильного, кинестетического восприятия используются такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай предмет»;
  • Для развития движений рук по подражанию действиям педагога, зрительно — двигательной координации и предметных действий использовались пальчиковые игры: «Колечко», «Коза», «Деревья»;
  • Для развития зрительного внимания и зрительного восприятия использовались следующие игровые задания: «Тучка по небу плывет», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!», «Ку-ку», «Кошка и мышка», «Петрушка», «Петух и лиса»
  • Для развития пространственной ориентировки использовались дидактические игры: «Тучка—дождик—лужа», «Лягушата прыгают», «Листопад», «Одуванчик», «Верх—низ»
  • Для развития базовых графических умений, детей учили проводить простые линии-дорожки в заданном направлении сначала пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру (ленточке, веревке, линии на листе бумаги).

Также проводились с  учащимися 1 -5 классов:

  • аутогенные тренировки;
  • релаксационные техники;

С учащимися  (6-7 классов)  проведены индивидуальные занятия по темам:

  • Этюды на расслабление мышц
  • Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации
  • Навыки конструктивного поведения через ролевые игры
  • Техника «Разрывание бумаги»
  • Снижение уровня личностной тревожности: упражнения «Водопад», «Танцующие руки»
  • Игровая психотерапия

3.3 В 1 – 5 классах занятия проводились по развитию психических познавательных процессов и эмоционально – волевой саморегуляции развитие, коммуникативных навыков.

Уделялось внимание в этом учебном году 2 классу (дети с синдромом РАС).

Одна из главных задач психолога в помощи детям с РАС – помочь адаптироваться таким детям к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет несколько направления:

  • формировании жизненных компетенций, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
  • работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
  • создание условий для успешного овладения учебной деятельностью.

С учащимися 6 класса по развитию эмоционально – волевой саморегуляции и снижению агрессии, развитию межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогами.

Особенность проведения занятий по программе заключается в том, что они не только позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, предупреждать появление серьезных психологических проблем.

Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, а так же в сенсорной комнате. Форма занятия индивидуальная, подгрупповая.

Примерная структура занятия:

1. Введение в тему занятия и разминка: используется ритуалы приветствия, разминочные задания;

2. Основная часть, которая может быть реализована в двух направлениях:

-если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к восприятию нового материала - введение нового содержания - его закрепление;

-если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация предыдущего материала - повторение - углубление, расширение, наполнение новыми смыслами;

3. Упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения

4.Подведение итогов: рефлексия результатов занятия:

- эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);

-осмысление зачем, для чего нужно то, чем мы занимались, о чем шла речь.

Занятия могут быть объединены сюжетной линией.

Они строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Задания даются от простого к сложному. В содержании занятий прослеживается социальная направленность, содействующая интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общество.

На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Занятия строятся в доступных и интересных для детей формах:

-развивающие мультфильмы

- развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);

-наблюдение, прогулки экскурсии;

- психогимнастика;

- рисование и лепка;

- групповые обсуждения;

-моделирование ситуаций, близких к жизненным (в семье, школе, обществе).

В работе используются группы методов: метод убеждения (разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод стимулирования, метод самовоспитания, метод психологической саморегуляции, метод игровой терапии.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) данные занятия не совсем обычные: дети играют, выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания, разыгрывают сценки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку.

Предлагаемая система занятий по развитию личности ребенка направлена на формирование практических навыков и умений использовать свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой деятельности. На занятиях используется системный и деятельностный подходы, основанные на повышении самостоятельности и расширении возможности их социализации в обществе.

Так как программа психолого – педагогического сопровождения учащихся имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается в карте развития.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих детей и подростков. О положительной динамике можно судить по итогам психологической диагностики.

Считаю, стоит обратить внимание на усиление индивидуальной работы с учащимися 6 класса, низкая коммуникабельность, недостаточная мотивированность, низкая социальное взаимодействие не позволяет подросткам включиться в процесс занятий, рефлексии и детьми с ТМНР, которым трудно работать в одной команде наряду с другими, более успешными детьми.

Выводы. Проведенную коррекционно - развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в подборе адекватных и приемлемых на понимания программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

Также, стоит обратить внимание на усиление индивидуальной работы с учащимися 5 класса на следующий учебный год. Низкая коммуникабельность, недостаточная мотивированность, низкая социальное взаимодействие не позволяет детям включиться в процесс занятий, рефлексии.

В будущем году необходимо скорректировать программы коррекционно-развивающей работы с учетом психофизиологического развития детей и подростков.

Выводы: На занятиях дети 1 -5 классов получают возможность приобрести навыки взаимодействия и гибкого реагирования в нейтральной среде, в окружении детей своего возраста. Дети могут не только изменить свое поведение, но и признать свои чувства, осознать стоящие перед ними задачи, применить в дальнейшем полученные ими навыки. Научение ребенка техникам высказывания своих чувств и распознавания чувств других помогает уменьшить тревожность ребенка, повысить сопротивляемость в стрессовых ситуациях. Среди возможных целей такой работы – использование самоконтроля, выражение гнева, реакция на гнев других, определение и выражение других положительных и отрицательных эмоций и чувств.

В ходе развивающих занятий учащимся было легче усвоить правила поведения в школе. Школьники приобрели навыки работы в паре. Полученные результаты свидетельствуют о создании определенных условий, способствующих формированию устойчивого интереса к посещению занятия психолога. На занятиях учащиеся научились работать в малой группе, общаться со сверстниками, продолжают обучаться навыкам самоконтроля, произвольного поведения, развили некоторые познавательные способности.

Анализируя итоги занятий, можно сказать о том, что обучающимся 1 -5 классов занятия нравятся, им было интересно на них, после занятий обучающиеся уходили с позитивным настроением, положительными эмоциями.

(5 -6 классы) Роль семьи в формировании личности подростка очень велика, зачастую эта роль отрицательна, и подростка необходимо учить преодолевать негативные последствия этого влияния. Проблемными для подростка могут быть ситуации, когда на него возлагается несоразмерная ответственность, чрезмерно сильно наказание и ребенок сталкивается с ощущением безнадежности и беспомощности. Детская группа может помочь осознать самого себя. Провести границу между собой и другими, справиться с выражением сильных эмоций. Отработать навыки выживания в стрессовых ситуациях.

Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Однако усвоенные навыки и умения не всегда применяются подростками 6 класса на собственном опыте.

Факторы, снижающие результативность работы по данному направлению с детьми 6 класса:

  • нарушения в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся (требуется помощь других специалистов - невролога, медицинского психолога, психиатра).
  • невыполнение рекомендаций со стороны обучающихся, родителей и педагогов; например, то, чему обучающиеся учатся на занятиях, не закрепляется родителями и педагогами.
  • проблемы семейного воспитания:

-слабый контроль (либо отсутствие контроля) со стороны родителей;

-недостаток внимания и поддержки со стороны родителей.

  • низкая активность, заинтересованность со стороны родителей в решении проблем.

4.Просветительская работа

Цель психологического просвещения (родителей, педагогов и обучающихся) - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Психолого-педагогическое консультирование родителей и педагогов организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия и взаимодействия ученик - учитель; с другой - по инициативе психолога.

Приняла участие в родительских собраниях по темам: 

«Психологическая адаптация: причины дезадаптации и их устранения»;

«Причины дезадаптации пятиклассников. Как помочь детям впервые месяцы школьной жизни?»;

«Подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка» в 4 классе;

«Психологические особенности воспитания подростка в семье» в 6 -7 классах.

Проведены общешкольные собрания:

«Вступаем в новый учебный год!»:

«Семья и школа: территория безопасности»;

«Союз семьи и школы в делах и достижениях».

Семинары – практикумы:

«Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка»;

«Трудная тема»;

«Методы семейного воспитания: за и против».

Оказана психологическая помощь и поддержка приемным родителям. Оформлены памятки по проблемам обучения и воспитания детей; по проблемам взаимодействия детей и родителей;

Особое внимание уделялось работе с педагогами по созданию единой образовательной среды; оказана помощь педагогам в построении бесконфликтного взаимодействия с детьми и повышения их психологической компетентности в вопросах воспитания и обучения. Также разработаны и даны рекомендации по результатам психологического обследования, были выступления на совещаниях при директоре требующих выявление уровней причин, условий, мотивов сложившихся проблемных ситуаций в педагогическом процессе в школе.

Выводы. Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Факторы, затрудняющие работу по данному направлению:

1. невыполнение либо несвоевременное выполнение рекомендаций родителями, педагогами.

2. недостаточный контроль (либо отсутствие контроля) со стороны родителей,

3. недостаточное понимание родителями данной проблемы у ребенка, сложившейся ситуации,

4. низкий уровень взаимодействия специалистов и педагогов.

5.Консультативная деятельность.

За отчетный период проводились консультации родителей в индивидуальной форме по следующим проблемам

  • эмоциональное состояние учащихся во время уроков (во внеурочное время) и на переменах;
  • осуществление индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения учащихся;
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями (лицами, их заменяющими);
  • результаты коррекционной работы, успехи ребенка;
  • проблемы в поведении и общении подростков.

Анализ проблем, с которыми обращались к психологу, показывает, что наиболее актуальными для педагогов, оказались следующие вопросы:

  • проблемы коррекции взаимодействия с отдельными учащимися на учебном и воспитательном уровне;
  • выявление причин, ведущих к школьной неуспешности (прогулы, отставание в учебе).
  • коррекция и использование воспитательных мер и приемов с подростками имеющих отклонения в поведении (девиантное поведение, склонных к конфликтности);

для родителей:

  • трудности с обучением;
  • проблема взаимоотношений ребенка и педагога;
  • жалобы на психологическое состояние ребенка;
  • трудности взаимодействия в семье;
  • пропуски ребенком занятий;
  • проблема вредных привычек ребенка;
  • проблемы несостоятельности ребенка  в регулировании собственного поведения;
  • предупреждения наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;
  • укрепления уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; изучения стиля взаимоотношений в семье, между ребенком и родителями;
  • изучения жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение и уточнение запроса; 
  2. сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений; 
  3. диагностика нарушений; 
  4. рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений; 
  5. составление плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью клиентов, в большей степени родителей и на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы.. В случаях разового посещения анализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию родителей на более глубокую работу. Также стоит обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны педагогов. В связи с этим в дальнейшем необходимо усилить мотивацию педагогов на посещения консультаций психолога.

Таким образом, в будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся и педагогами.

6. Профилактическая работа

С сентября в школе начал свою работу наркопост с целью (см. приложение3):

  • профилактики табакокурения, алкоголизма и наркозависимости учащихся;
  • повышения значимости здорового образа жизни учащихся, родителей, педагогов школы;
  • предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
  • формирования здорового образа жизни в среде школьников  и негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
  • ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни;
  • работа с детьми «группы риска» в индивидуальной форме.

Проведены следующие мероприятия

  • 20 ноября – Всемирный день прав ребенка»
  • Беседа «Дети говорят телефону Доверия «Да!» (ко 8-й годовщине работы детского телефона доверия)
  • Мероприятия к Международному дню единого телефона доверия «Не дай себя в обиду»
  • Профилактическое мероприятие «День трезвости»
  • Беседа «Дети говорят телефону Доверия «Да!»
  • Акция «Чистота-залог здоровья»
  • Турнир «Здоровый образ жизни»
  • Акция  «Я выбираю жизнь» по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательной среде
  • Мероприятия к всемирному Дню отказа от курения (ко Всемирный день против сигарет)
  • Профилактическое мероприятие «Жить в ладу с собой и миром» (ко всемирному дню борьбы против СПИДа, 1 декабря)
  • Неделя  профилактики суицидального поведения
  • Занятия №1 «Жизненная прямая»
  • Занятия №2 «Жизнь как главная ценность»
  • Занятия №3 «Две дороги»
  • Инструктаж классных руководителей и учителей: «Признаки суицидальных проявлений»
  • Профилактическое занятие «Зачем мы рискуем?»
  • Профилактика деструктивных для здоровья явлений у подростков:

Кругосветка «Мы за здоровый образ жизни», игра «А вы когда нибудь…»

Просмотр социальных  видеороликов (профилактика наркомании) использование сайта www.fskn.gov.ru «Интернет – урок для школьников»)

  • «Соблюдаем режим дня» (мероприятие с начальной школой).
  • Проведена беседа профилактике употребления наркосодержащих веществ:

«Стой. Опасно для жизни!»

  • Проведен анализ профилактики негативных явлений в образовательной среде за 2018 – 2019 год (см. приложение 4)

Проведены профилактические мероприятия по половому воспитанию несовершеннолетних:

Беседа  - дискуссия «Дружба начинается с улыбки…!»;

Беседа для девочек 10 -11 классов «Гигиена тела»;

  1. Экспертная работа

Целью данной работы являлось: обеспечение эффективного взаимодействия всех школьных специалистов для обеспечения комплексной помощи в решении проблем ребенка.

Участие в ПМПК

Участие в ПМПк

Являюсь руководителем РМО педагогов – психологов, постоянным членом рабочей группы по внедрению ФГОС.

Приняла участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по теме «Выявление и профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Организация профилактической работы по предупреждению детского травматизма». Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка развивающих, коррекционных и профилактических программ. Результатами методической работы за этот год стали:

а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ;

б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

в) разработка выступлений для родителей 1-6 классов;

г) создание базы диагностических методик. 

  1. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей 
  2. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей 
  3. Оформление документации педагога-психолога 
  4. Посещение конференций и семинаров, вебинаров в целях самообразования

В картах динамики развития психического состояния обучающихся регулярно вносились изменения.

Изготовлены слайды, презентации о психологическом сопровождении школы. Обновлены психологические папки, раздаточный материал.

Оформлена графически диагностика всех обучающихся школы, составлены средние показатели психических процессов обучающихся, сравнительные показатели уровня тревожности обучающихся, агрессивных обучающихся, детей с интеллектуальными нарушениями, сравнительные показатели количества обучающихся, изучен в процентном отношении детский коллектив каждого класса.

На протяжении всего года дополнялись материалами папки работы:

-        диагностики;

- профилактической работы;

-  с обучающимися;

  • с родителями;
  • с педагогами школы.

Созданы: памятки - раскладки на темы:

  • «Возрастные особенности обучающихся»;
  • «Тревожность школьников»;
  • «Сохранение психологического здоровья педагогов» и др.

- папки психолого-профилактической работы с педагогами, родителями, обучающимися школы;

-карточки для психокоррекционных занятий, физкультминутки, дыхательная гимнастика, релаксация.

- «Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и геперактивностью»;

- «Гендерное воспитание школьников в семье»;

- «Профилактика девиантного поведение у детей с ОВЗ»;

- «Как помочь своему ребенку»;

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Если вашим детям угрожает опасность»;

- «Как общаться с агрессивным ребенком?»;

- «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями в развитии»;

- «Формирование предпосылок к обучению навыкам письма у детей с расстройствами аутистического спектра»;

- «Психологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра».

Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо особенное внимание уделить:

  • разработке мероприятий взаимодействия с педагогическими кадрами;
  • разработке мероприятий с родителями.
  • сопровождение адаптационного периода 1, 5 классов и вновь прибывших детей;

8. Самообразование

  • Прошла курсы повышения квалификации по программе «Методики социально – эмоционального развития и навыков будущего у детей и подростков»
  • Прошла курсы повышения квалификации по программе «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с ФГОС»
  • Прошла тестирование по теме «Организация образования и психолого – педагогического сопровождения детей с РАС»
  • Приняла участие в Марафоне финансовой грамотности от проекта «Инфоурок» в рамках V Всероссийской недели сбережений;
  • Приняла участие в вебинаре по теме «Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ»;
  • Приняла участие в вебинаре по теме «Психолого – педагогическое сопровождение школ Сахалинской области, показывающих стабильно низкие результаты обучения и работающих в неблагоприятных социальных условиях»
  • Приняла участие в вебинаре по теме «Комплекс мер по предотвращению негативных последствий кризисной ситуации с обучающимися в образовательной организации»;
  • Получен сертификат о предоставлении практического опыта по теме «Работа с подростками с умственной отсталостью группы риска в создании видеофильма средствами Windows Movie Maker фестивале практической психологии «Ветер перемен»;
  • Получено свидетельство участника коммуникационно – компетентностной онлайн площадки саморазвития по теме «Медиативная компетентность педагогов и специалистов в предотвращении насилия, конфликтов, агрессии в детско - подростковой среде»
  • Приняла участия в семинаре «Безопасность жизни ребенка, профилактика суицидального поведения детей и подростков»
  • Приняла участия в семинаре организованный комиссией по делам несовершеннолетних МО ГО «Охинский» по теме «Применение в работе Порядка межведомственного взаимодействия №6\1 -18 и схемы взаимодействия в конкретных ситуациях».

Анализируя выполненную работу, можно отметить следующее:

  1. Исходя из анализа деятельности педагога-психолога за 2018-2019 учебный год, можно сделать вывод, что все направления реализованы, поставленные задачи и запланированные мероприятия выполнены.  
  2. В этом учебном году продолжилась совместная работа психолога администрации школы и педагогов это нашло отражение в совместном планировании работы и проведении отдельных мероприятий.
  3. Появлению новых форм работы способствовало новое техническое оснащение школы.
  4. Психологический климат вновь прибывших учащихся в классах благополучный.
  5. Адаптация к школе вновь прибывших проходила со значительными трудностями, но оказанная психолого - педагогическая помощь детям и подросткам показала успешную адаптацию. Созданные условия позволяют детям быстрее и безболезненно адаптироваться к школьным процессам обучения и школьным правилам.

5)        Были выявлены причины возникновения проблем в поведении и общении со сверстниками у учащихся на уроках и гпд. Им оказывалось своевременная психокоррекционная и психопрофилактическая помощь, которая помогла избежать появлению новых трудностей в поведении и общении и появлению проблемных ситуаций на уроках.

6)        Проведенная индивидуальная психокоррекционная работа с детьми 4 класса помогла улучшить взаимоотношения между сверстниками в классе, снизились агрессивные немотивированные вспышки агрессии и отказа от работы на уроках, которые ярко проявлялись на протяжении длительного времени среди учащихся 6, 7 классов;

6) проведение релаксационных занятий в сенсорной комнате способствовали улучшению психоэмоционального состояния  учащихся 1 – 4 классов.

7)        Не уменьшается число обращений родителей и учителей к психологу, что свидетельствует о востребованности консультационной работы психолога.

8)        Следует отметить, что на протяжении последних трех учебных лет (2016 – 2017 г.г., 2017 – 2018, 2018-2019 г.г.) коррекционная работа носит более адресный индивидуальный характер.

9) Также необходимо отметить слишком малый охват психологической работой педагогического состава. В связи с этим, считаю также необходимым запланировать на следующий год проведение просветительской и обучающей работы с педагогами школы. А именно, систематическое проведение семинарских занятий с педагогами, проведение мастер - классов, упражнений на снятие психологического напряжения, профессионального выгорания.

10) Анализ проведенной работы за учебный 2018 - 2019 год показывает правильность выбранной стратегии работы психолога. Охват работы растет в связи с тем, что психолог имеет четко поставленные задачи и конкретные цели своей работы, а также благодаря тому, что осуществляется непрерывное психологическое сопровождение участников образовательного процесса.

В целом работу за 2018-2019 учебного года можно считать выполненной на хорошем методическом уровне.

Рекомендации: продолжать психокоррекционную работу

  • по снижению агрессии и тревожности;
  • неадекватного поведения и обучению приемлемых способов общения со сверстниками и педагогами.
  • по развитию и коррекции психических познавательных процессов;
  • использовать на своих занятиях компьютерные технологии, мультимедийную установку и интерактивную доску.
  • продолжать заинтересовывать и привлекать детей и подростков новыми формами психологической работы.
  • продолжать работу по программе «Развитие  психомоторики и сенсорных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью»
  • разработать учебную программу и методические рекомендации для родителей педагогов в работе с детьми с синдромом РДА.

Предложения

  • Использование новых форм работы с учетом возможностей кабинета психолога (релаксационные заставки, релаксационные материалы, развивающие электронные ресурсы - игры, тренинги, упражнения и пр.);
  • Предоставлять информацию на школьном сайте (страничка психолого-педагогической службы).
  • В полном объеме использовать оснащение кабинета психолога а именно компьютерными технологиями (МФУ, мультимедийной установкой), интерактивной доской;
  • Продолжить работу с родителями.
  • Усилить профилактическую работу с детьми состоящих на разных видах учета.
  • Исходя из проделанной работы, мною поставлены некоторые задачи на следующий 2019-2020 учебный год:
  1. Продолжить работу по совершенствованию благоприятных условий адаптации первоклассников к школе;
  2. Особое внимание следует уделить детям «группы риска». Помогать и поддерживать детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
  3. Продолжить работу в направлении повышения психологической компетентности среди учащихся школы и работников педагогического коллектива.
  4. Систематизировать работу по профилактике суицидального поведения среди подростков.

Отчет выполнил

педагог психолог

МБОУ ОШ № 4 г. Охи

Удовиченко В.Н.

29.05. 19 г



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Индивидуальная карта обучающегося (начальные классы)

Протокол обследования

ФИО                                                    возраст                        класс             Дата обследования      

Общая  осведомленность

Мотивация учения

Мотив

Уровень

1)

2)

3)

4)    

Слуховая произвольная память                       Зрительная произвольная память

Гора-

Кот

Звезда

Зонт

Окно

Ранец

Булка

Стул

Ручка

Часы

Мыло

Пирамида

Весна

Рыба

Очки

Бабочка

Книга

Ведро

Белка

Еж

Последовательные картинки

№ набора

Выполнение

Уровень

  1. Ключ

  1. Пловец

  1. Хитрецы

Восприятие

Незавершенные изображения

Зашумленные картинки

«Эталоны»

Тип ориентировки

Уровень

Четвертый лишний  (наглядный материал)

Карта

Ответ ребенка

Признаки обобщения

Наличие обобщ. слов

Уровень обобщения

1

2

3

4

5

Четвертый лишний  (вербальный материал)

Карта

Ответ ребенка

Признаки обобщения

Наличие обобщ. слов

Уровень обобщения

1

2

3

4

5

Внимание  («Корректурная проба»)

Кол – во просмотренных строк

Кол – во ошибок

Q продуктивности

Уровень

Анализ, синтез, пространственные соотношения

Выполнение задания

Уровень  

Личностные особенности обучающегося

Начало года

Конец года

I. Особенности поведения и общения

А) общительный с детьми – в большинстве случаев предпочитает играть с детьми, а не один;

Б) не очень общительный – в одинаковой степени любит играть с детьми и один;

В) замкнутый, необщительный – любит играть один.

А) умеет организовывать детей в игре и других занятиях, выполняет только ведущие роли;

Б) одинаково успешно выполняет игре ведущие и второстепенные роли;

В)в игре чаще подчиняется другим детям и выполняет второстепенные роли

А) умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

Б)конфликты возникают , но редко;

В) часто конфликтует.

А) сочувствует другому, когда тот чем – то огорчен, пытается помочь, утешить и пожалеть;

Б) только иногда выражает сочувствие другому;

В) внешне не выражает своего сочувствия.

А) спокоен совсем не дерется;

Б) иногда бывает, агрессивен, редко дерется с другими детьми и обижает их;

В) часто обижает других детей, дерется;

А) совсем не обидчивый; Б) не очень обидчивый; В) очень обидчивый

А) всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками, разбирает конфликты других, мирит товарищей;

Б) не всегда бывает справедливым;

В) чаще бывает несправедливым.

А) почти всегда послушен;

Б) в равной мере бывает послушным и непослушным;

В) чаще бывает непослушным и упрямым.

II.Особенности сформированности волевой сферы:

А) любит все делать самостоятельно, даже если не умеет;

Б) не очень стремится к самостоятельности;

В) предпочитает, чтобы за него все делали другие.

А) старается доводить начатое дело до конца;

Б) недостаточно настойчив;

В) как правило, не доводит начатое дело до конца;

А) уверенный, решительный; Б)не очень уверенный; В) неуверенный;

А) всегда охотно и старательно выполняет все трудовые поручения взрослых;

Б) проявления трудолюбия неустойчивы;

В) не любит трудится, чаще всего плохо выполняет поручения взрослых

А) при оценке своей работы бывает часто доволен ей, охотно выполняет трудные задания;

Б) проявляет неуверенность при оценке своей работы, пугается трудных заданий;

В) отступает перед трудными заданиями, уклоняется от них;

А) умеет придумывать интересные игры, игровые навыки и умения развиты хорошо;

Б) игровые навыки и умения развиты средне;

В) умения и навыки развиты слабо;

Всегда придерживается правил игры;

Б) иногда соблюдает правила игры только в присутствии воспитателя;

В) не соблюдает правил в игре;

III.Особенности  познавательной  деятельности:

А) хорошо усваивает программу, имеет хороший запас знаний;

Б) имеет трудности в усвоении программы и пробелы в знаниях;

В) не усваивает программу;

А) выделяется среди сверстников сообразительностью, быстро усваивает новые знания и умения;

Б) в отношении сообразительности и быстроты усвоения знаний не отличается от большинства сверстников;

В) менее сообразителен, чем другие дети его возраста, несколько отстает от них в усвоении знаний и умений.

А) работает внимательно и целеустремленно во время всего занятия;

Б) внимателен в начале занятия, но к концу внимание становится неустойчивым; (слуховое и зрительное внимание)

В) быстро отвлекается, рассеянный;

А) сохраняет высокую работоспособность в течении всего занятия;

Б) работоспособность падает к концу занятия;

В) работоспособность низкая в начале занятия, но устанавливается к его концу ( долго врабатывается);

Г) низкая работоспособность в течении всего занятия (быстро утомляется)

А) мелкая  моторика  рук  развита хорошо

Б) мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо

В) мелкая моторика рук развита плохо

А)хорошо рассказывает сказки, разные истории;

Б) не очень любит и не умеет рассказывать;

В) рассказывает плохо, речь развита недостаточно.  

(правильность произношения, словарный запас, понимание обращенной речи)

А) ребенок  не нуждается в помощи педагога

Б) ребенок нуждается в организационной помощи педагога

В) нуждается в постоянной помощи педагога.

IV.Психофизиологические особенности ребенка:

А) хорошо ест, быстро, с аппетитом;

Б) иногда хорошо, иногда плохо ест;

В) ест плохо, без аппетита;

А) быстро засыпает;

Б) не очень быстро засыпает;

В) долго лежит в пастели без сна;

А) преобладает веселое, жизнерадостное настроение – радуется, смеется, смешит других, почти не плачет;

Б) в равной мере бывает веселым и недовольным – часто смеется, радуется, но и часто плаче;

В) чаще бывает, недоволен окружающими – плаксив, плачет из–за  малейшего пустяка.

А) хорошо развит физически

Б) физическое развитие немного ниже возрастных норм

В) ребенок сильно отстает в физическом развитии

А) хорошая общая координация. Ловок.

Б) координация развита недостаточно хорошо

В) нарушена общая координация движений. Неловок.

А) работает правой рукой

Б) иногда работает левой рукой

В) предпочитает работать левой  рукой

А) часто болеет (более 7 раз в год)

Б) болеет  редко

Медлителен в движениях

У. Отношение родителей. Внешний вид.

А) родители уделяют внимание внешнему виду и одежде ребенка. Ребенок опрятен.

Б) родители недостаточно уделяют внимание внешнему виду ребенка. Ребенок  часто неопрятен.

В) ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду  и одежде.

А) родители общаются с учителями, уделяют внимания ребенку

Б) родители редко общаются с учителями, мало уделяют внимания ребенку.

В) родители не общаются с учителями, не уделяют достаточного внимания ребенку.

А) родители интересуются школьной жизнью.

Б) родители редко школьной жизнью

В) родители не интересуются школьной жизнью.

Заключение

Рекомендации

Индивидуальная карта обучающегося (среднее звено)

Психолого - педагогическая карта на учащегося                                                      класса_____

Личностные качества

   класс

   класс

   класс

  класс

  класс

Акцентуация характера

Коэффициент  дезадаптации

Самооценка (личностная)

Уровень общей тревожности

Уровень школьной тревожности

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Проблемы во взаимоотношениях

Коэффициент агрессии

Особенности поведения (аффективно – волевые). Тип поведения

Уровень мотивации

Класс

Восприятие

Память зр

Память слух

Динамика зуачивания

Классификация

Причина - следствие

Внимание

Аналитко – синтетическая деят - ть

Диагностические выводы и рекомендации по итогам работы за год

Приложение 2

Результаты исследования социально – психологической адаптация обучающихся  (за 2018 – 2019 уч. год)

Цель: определение степени адаптации учащегося к условиям школьного обучения (1,2,3,4,5, 6 и 7 классы)

Вывод: почти все дети в данных классах прошли успешную адаптацию 80% (53 чел.) к условиям школьного. Приспособились к требованиям и правилам школьной жизни. Усвоены школьные нормы поведения и установлены социальные контакты с одноклассниками и педагогами. Возросла учебная активность учащихся, более успешно проходит процесс усвоения знаний и выполнения учебных заданий. Постепенно формируется устойчивый классный коллектив, это видно из обследования таких показателей, как: взаимоотношения со сверстниками, отношение к учителю, эмоциональное благополучие.

Дезадаптированных 8% (5 чел.) нарушены социальные контакты с одноклассниками и педагогами. Нет четкого понимания учебных требований и правил, замедленных процесс усвоение знаний, отмечается низкая активность.

Дети, вошедшие в зону в «условно нормально адаптированные» 12% (8 чел.) характеризуются частичной или поверхностным уровнем адаптации. Грубых нарушений не выявилось, адаптация проходит с трудностями и крайне замедленна.

Обследование восприятия (1 и 5 Б классы)

Цель: умение выделять признак формы, цвета и величины.

Вывод:

Результаты обследования восприятия показали, что все дети 100% (13 чел.) знают и умеют определять форму и величину предмета соотносить форму с объектом, 85% знакомы и правильно определяют цвет. Не соотносит и не определяет цвет два ученика 15% . Дифференцируют пространственные отношения 39% (5 чел.).

Испытают затруднения в пространственной ориентировке также 61 %

2 класс (в этом классе обучаются дети с РАС)

Общие сводные данные по итогам наблюдения учащихся 2 класса

Условные обозначения

- 3 средний уровень (В данном случае означает не соответствие возрастным нормам: линии, по которым проходило обследование, в норме соответствует более раннему возрасту; средний уровень свидетельствует о сформированности какого – то процесса или качества, хотя и в значительно более поздние сроки).

 -2 низкий уровень (для выполнения требуется развернутая или пошаговая помощь)

-1 не сформировано

Исходя из итогового обследования и педагогического наблюдения и проведения совместной деятельности с детьми этого класса, можно сделать вывод: 

В контакт вступают не сразу, заинтересованность не проявляют, характер контакта поверхностный, зачастую отказываются от деятельности. Со временем начинают работать под контролем взрослого.

У Ивана О. и Артема Ш. - реакция на замечание и одобрение безразличная. У Насти Т. напротив  появляется агрессия, тревожность, повышается отказная реакция.

Эмоциональный фон в основном тревожный, выраженность эмоций не проявляют и не понимают.

Общение: эхолалия, повторяет за взрослым слова, инструкции, фразы.

Регуляторная функция нарушена: ошибки не замечаются, исправляет только под контролем взрослого.

Учебную инструкцию понимают в развернутом виде, наблюдаются трудности вхождения в работу.

При соотнесении - действия по форме, величине и цвета действует с помощью зрительного соотнесения.

Хорошо  развита слухо – речевая и непроизвольная память.

Знают название и назначения предметов, часто встречающихся в быту, в ближайшем окружении, соотносят реальные предметы с изображаемыми.

Понимание сюжетного изображения воспринимают со всеми видами помощи педагога (развернутая, направляющая, пошаговая)

Обследование восприятия (3, 4 ,5 А, 6, 7 классы)

Цель: Выявить понимание инструкции и цели задачи; умение выделять признак формы; знания названий основных геометрических фигур.

Результат

У большей части детей 67% (34 чел.) уровень развития соответствует среднему уровню.  Достаточно хорошо развито зрительное восприятие, дети при анализе предметов ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет безошибочно сопоставить предмет с эталоном.

Низкий уровень отмечается у 33% (17 чел.) Ориентируется исключительно не на сходство предмета с эталоном, а на внешние побочные признаки (доэталонная ориентировка)

Обследование внимания (1,3,4,5А,6,7 классы)

Цель: Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; исследовать такие свойства внимания, как переключение и устойчивость.

Вывод: уровень развития всех свойств внимания (концентрация, устойчивость, переключение) практически равномерно распределились между средним и низким.

Средний уровень 49% (28 чел.) характеризуется достаточной врабатываемостью и упражняемостью.

Низкий уровень 51% (30 чел.) характеризуется быстрой истощаемостью внимания, количество ошибок больше чем правильно выполненных. Отсутствует установка на точность и скорость выполнения.

Обследование памяти (1, 3, 4, 5А, 6, 7 классы)

Цель: исследовать понимание инструкции и цели задачи; способность устанавливать опосредованные связи и ими пользоваться при воспроизведении, особенности логической памяти.

Вывод:

При установлении уровня развития опосредованных связей между словом и картинкой выявилось, что средний уровень у 55% (32 ч.) и выше среднего у 2% (1 ч.). Это характеризуется способностью установления опосредованных связей и использованием их при воспроизведении, понимают инструкцию и цели задания.

Низкого уровня развития наблюдается 43% (25 ч.), дети не понимают и не удерживают цели и инструкцию. Не правильно подбирают слово к заданной картинке.

При зрительном запоминании средний уровень отмечается 67% (39 чел.) и выше среднего 5% (3 чел.). Дети способны сохранять достаточную информацию при установке на зрительное запоминание. Низкий уровень у 28% (16 чел.)

При определении слухового запоминания соотношение распределилось практически равномерно, низкого 52% (29 чел.), среднего 52% (29 чел.).

При определении способности к смысловой обработке материала низкого уровня отмечается у 35% учащихся (20 чел.).

65% (38 чел.) среднего уровня. Дети способны объединить слова в смысловую цепочку и образовать несколько групп.

Обследование мышления (1, 3, 4, 5А, 6, 7 классы)

Цель: выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно – следственные связи, запас сведений об окружающем.

Вывод:

При определении способностей к обобщению понятий на наглядном уровне, выявились следующие показатели:

Больше половины учащихся 78% (45 чел.) справляются с заданием. Умеют вычленять существенные и несущественные признаки.

На 4 уровне, что соответствует ниже среднему, 17% (10 чел.) и 5 уровень (низкий уровень) 5% (3 чел.). Отражает недостаточную способность к обобщению. Поиск обобщающего признака затруднен.

При определении способностей к обобщению понятий на словесном уровне, выявились следующие показатели:

Больше половины учащихся 65% (38 чел.) справляются с заданием. Умеют вычленять существенные и несущественные признаки. Способны дифференцировать известные им понятия, но не всегда точно определяют обобщающее слово.

На 4 уровне, что соответствует ниже среднему, 19% (11 чел.) и 5 уровень (низкий уровень) 16% (9 чел.). Отражает недостаточную способность к обобщению. Поиск обобщающего признака затруднен. В качестве обобщающего используют случайные признаки, часто имеющие личностный смысл

При изучении особенностей установления причинно – следственных связей (Последовательные картинки) и отношений между объектами определились следующие уровни:

На 4 и 5 уровнях по 15% (9 чел.). Раскладывают картинки без установления логической последовательности, при ошибки и при обосновании, вопрос «Почему?» не исправляют ошибки.

66% (38 чел.) учащихся на 3 уровне (средний уровень). Средний уровень отражает достаточный уровень развития предпосылок логического мышления. Самостоятельно исправляют ошибки не вопрос «Почему?»  дают правильное обоснование.

6 -7 классы

У большей половины учащихся уровень развития способности к обобщению и абстрагированию, соответствует среднему 25% (5 чел.). Правильно исключают понятия, дают обоснование.

На низком 20% (4 чел.) и ниже среднего уровнях 55 % (11 чел.). Исключают, обобщают, группируют в грубом подборе объектов, нуждаются в помощи при аргументации выбора.

Психологическое обследование 5Б класса

Так как учащиеся 5 Б класса дети с ТМНР, почти все не разговаривающие. Им были предложены исследование по методическим рекомендациям С.Д. Забрамной, Т.Н. Исаевой.

Обследование внимания

Цель: Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; исследовать такие свойства внимания, как переключение и устойчивость.

Вывод: Большинство учащихся в классе 83% (5 чел.) с заданиями справились, самостоятельно выполняли. Нуждались в словесном подкреплении, направляющей помощи. Понимают задание, проявляют интерес к выполнению, устойчивы к внешним помехам. Обходятся без организующей помощи.

Учебный интерес к заданию не проявляли.

17%, один ученик (Алена С.). Задание самостоятельно не выполнила, требовалась направляющая и стимулирующая помощь. Внимание на предметах не удерживала. Интерес к заданию не проявляла. Внимание характеризуется возникновением различного рода трудностей при распределении между 1 -2 объектами или видами работы. Наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость.

Обследование памяти

Цель: исследовать понимание инструкции и цели задачи; способность устанавливать опосредованные связи и ими пользоваться при воспроизведении, особенности логической памяти.

Вывод: У большинства учащихся 83% (5 чел.) частично сформировалась способность устанавливать опосредованные связи и их показывать (т.к. большинства детей не говорящие) задача обследования немного изменилась, в пользу детей. Просили показать картинку к слову. Имеются предпосылки формирования условных связей, показывают правильную картинку.

Низкий уровень по всем свойствам внимания отмечается у одного ученика (Алена С.), характеризуется быстрым забыванием, неустойчивостью к внешним помехам, самостоятельно не может найти картинку. При оказании стимулирующей и направляющей помощи, девочка показывает. Помощь эффективна.

Обследование мышления 

Цель: выявить способность детей понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно – следственные связи, запас сведений об окружающем. Данная методика была предложена для двоих учеников 5 Б класса, Иван Ю., Милена П.).

Вывод: Не  достаточно сформированы процессы сравнения, обобщения, анализа и синтеза. Возникают трудности при выполнении словесно – логических заданий. Аналогии проводят на простейшем уровне, часто имеющие личностно – бытовой характер. При направляющей и разъясняющей помощь деятельность эффективна.

Исследование мышления у 4 учащихся класса проводилось по методике С.Д. Забрамной, Т.Н.Исаевой «Психолого – педагогическое изучение детей ТМНР»

Вывод:

исследование показало, что почти у всех детей уровень развития мыслительной деятельности соответствует низкому.

Перенос усвоенных способов действий возможен только с помощью взрослого. Самостоятельная деятельность возможна при условии усвоенных способов действии и организующей помощи. Алена С. в большинстве случаев не знает названия, и назначения простейших предметов, не соотносит предметы с их изображением, не доступно понимание содержания простейшей картинки, не может сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия, не умеет классифицировать и делать простейшие обобщения два ученика.

Средовая адаптация  

Цель: выявление признаков средовой адаптации (7 класс).

Вывод: В целом адаптация в главных жизненных сферах старшеклассников проходит благополучно.

Однако стоит обратить внимание на дезадаптацию подростков и трудности приспособления в жизненно важных сферах «семья», «школа», «соцконтакты». Это говорит, о том, что у них имеются серьезные неразрешимые проблемы в данных областях. Эти подростки нуждаются в систематических профилактических индивидуальных занятиях.

Школьная тревожность (по Филлипсу)

Цель обследования: Выявление уровня школьной тревожности (5 А, 6,7 классы).

Вывод: 1. Отсутствует высокая тревожность.

2. У большинства подростков тревожность в норме по всем факторам.

3. У некоторых детей отмечается повышенная тревожность по следующим факторам:

  • Общая тревожность в школе 7%. (2 чел.) Общее эмоциональное состояние детей, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  • Переживание социального стресса испытывают 23% (7 чел.). Проявляется в негативном эмоциональном состоянии, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками)
  • Страх самовыражение у 17% (5 чел.). Это проявляется в негативных эмоциональных переживаниях  ситуаций, сопряженных  необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация себя другим.
  • Страх ситуации проверки знаний проявляется у 10% (3 чел.). Негативное отношение и переживание тревога в ситуации проверки знаний  (особенно публичной).
  • Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу у 7% (2 чел.). Проявляется в особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость  ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  • Проблемы и страхи в  отношениях с учителями у 7% (2 чел.). Общий эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Обследования агрессии (5 А, 6,7 классы).

Цель обследования: Выявление агрессивных состояний у подростков

Вывод: значительной  половине подростков степень агрессии соответствует норме  87% учащихся (26 чел.).

Высокая степень агрессии – у 13% (4 чел.). Это проявляется в использовании физической силы против других, выражение и проявление негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и через вербальную форму агрессии (крик, визг), так и содержание словесных ответов (проклятия и угрозы).

Мотивация (6,7 классы).

Вывод: 

У большинства подростков 58% (11 чел.) преобладающим мотивом учения является внешний положительный мотив, направленный на положительные показатели успеха и достижений.

У 32 % (6 чел.) подростков доминирующим мотивом является внутренний. Это дети, которые стремятся к овладению новых знаний.

Однако степень осознания мотивов обучения, как и внешних и так и внутренних низкая.

Внешний отрицательный мотив обучения проявляется у 11% (2 чел.). Эти учащиеся стараются избежать неприятности, неудачи. Они посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находится в состоянии устойчивой дезадаптации. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере.

Акцентуации характера (6,7 классы)

Вывод:

У 42% учащихся  - не выявлен тип акцентуации (8 чел.)

Возбудимый тип акцентуации характера у 16% (3 чел.) выявлен. Это проявляется в недостаточной неуправляемости, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Эти дети характеризуются повышенной импульсивностью, грубостью, гневливостью, мнимостью, склонностью к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Отмечается замедленность невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Трудовая деятельность в школе для них непривлекательна, проявляет такое же нежелание учиться.

Тревожно – боязливый тип акцентуации  характера у 16% (3 чел.). Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, порой демонстративная пугливость. Боязнь попасть в конфликтную ситуацию, но, как это, ни парадоксально, все, же они попадает в нее.

Демонстративный тип акцентуации характера у 26% (5 чел.). Обычно подростки такого типа часто говорят не правду, а то, что выгодно для достижения своих целей. Его характеризует театральность, склонны к преувеличенному выражению своих чувств. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Бывает, что они могут сознательно обманывать, но это не так. Все дело в том, что они верят в свою ложь. Естественно такое поведение трудно понять учителям. Могут забыть на время неприятные моменты, мысли. Такое явление может продолжаться очень длительное время. Что его толкает на обман? Причинами могут быть: стремление добиться успеха, получить материальные блага, преодолеть затруднения, увильнуть от рудной для него деятельности. Сильно выражен эгоцентризм, постоянно испытывает желание быть в центре внимания окружающих («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками.

Составлены сравнительные показатели результатов исследования детских коллективов 

Составлены сравнительные показатели результатов исследования межличностных отношений в классах 

Изучение состояния психологического климата в классе (3, 4,  5 А, 6 ,7 классы)

Цель:  изучения психологического климата в классе

Вывод:

Большинство учащихся 94% (46 чел.) высоко оценивают психологический климат,  благоприятный. Им нравятся одноклассники, с которыми они учатся. В школу ходят чаще с хорошим настроением, чем с плохим. Учебой вполне довольны. К классному руководителю относятся хорошо. Эти дети заинтересованы в общеклассных мероприятиях. У  этих ребят не возникает желание перейти в другой класс.

Плохим (что соответствует неблагоприятному), считают  4% (2 чел.). Наблюдения показали, что у детей в классе нет друзей, общение носит неровный характер. Некоторые одноклассники нравятся, а некоторые нет. К учебе относится  безразлично.

Безразличен к данной ситуации только один человек 2% (1 чел.). Вероятно, есть другая группа, где общение для них значимо.

Приложение 3

Результаты обследование учащихся с целью анкетирования изучение отношения учащихся к ПАВ (табакокурение, алкоголь, наркотики)

  • Методика «Личный опыт школьника относительно одурманивающих веществ» (табакокурение, алкоголь, наркотики);

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

Почти по всем критериям употребление психоактивных веществ большинство подростков не употребляют одурманивающие вещества. Это показатель отсутствие симптомов «первичной наркотизации».

Большой риск употребления алкоголя (25%) – присутствуют симптомы «первичной наркотизации», высокая  степень зависимости.

Велик риск употребления среди подростков табакокурения (33%).

100% Не употребляют наркотические вещества, в своих ответах пояснили о однократном употребления.

К своему здоровью как самой важной жизненной ценности относятся безразлично 28%

Негативно относятся к пагубным привычкам 72%

Анализ профилактики негативных явлений в образовательной среде в 2018 -2019  году

Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблемы: негативных зависимостей у подростков (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания), жесткое обращения с детьми и суицидальное поведение среди подростков. Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.

Для этого используются современные подходы в системе профилактики, а именно:

Информационный подход – формирование у детей и подростков знаний о своих правах и обязанностях, последствиях негативного поведения. Но как показывает практика, недостаточно информировать подростка о последствиях негативного поведения. В силу психофизических особенностей подростка не может прогнозировать результаты своего поведения, у несовершеннолетних не сформировано представление о значимости жизни, здоровья.

Поведенческий подход – формирование навыков правильного поведения в ситуации, связанной с выбором, принятием жизненно важного решения, мотивация на безопасные способы поведения

Внеурочная деятельность  

Работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде ведется по двум направлениям:

Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми «группы риска».

Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме социально негативных девиаций;
  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых подросток проявляет социально негативные модели поведения.

Решение поставленных задач требует эффективных методов и форм работы. К основным формам и методам, позволяющим формировать у обучающегося социальные компетенции, а также содействовать расширению знаний, развитию умений и формирование навыков учащихся, которые помогут им избежать социально негативных девиации в моделях поведения относятся:

  1. Метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций).
  2. Социальное проектирование.
  3. Единые классные часы.
  4. Беседа.
  5. Диагностика.
  6. Ролевые и деловые игры.
  7. Консультации с учащимися и с родителями.
  8. Показ видеоматериалов, социальных роликов

Каждого ученика, стоящего на учете в ПДН и ВШК, классный руководитель контролирует учебу и посещаемость занятий, проводит профилактические беседы с учеником и его родителями. Все учащиеся посещают факультативы, кружки либо спортивные секции, которые работают в школе. Еженедельно с такими обучающимися проводятся профилактические беседы классным руководителем, психологом и социальным педагогом. В школе постоянно проводятся консультации специалистов для родителей. По плану профилактической работы идет посещение детей на дому с целью контроля жилищно-бытовых условий проживания и воспитания подростков.

Благодаря тесному сотрудничеству социального педагога, психолога и классных руководителей ведется большая работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде.

Справку выполнил

педагог – психолог

В.Н. Удовиченко

29.05.19