Сказкотерапия.

Овсянникова Светлана Викторовна

Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество,

регулировании ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия.

Развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулировании ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

В.А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребёнка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определённой ступени развития человеческого мышления и речи».

Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребёнка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребёнка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сл народного духа.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны…

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребёнку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.

Кроме того, язык сказки доступен ребёнку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребёнок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребёнком его собственных проблем.

Слушая сказки, ребёнок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребёнку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.

Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

  1. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создает особые возможности при коммуникации.

  1. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
  1. о жизненно важных явлениях;
  2. о жизненных ценностях;
  3. о внутреннем мире автора (в случаях авторской сказки).

  1. В сказке в символической форме содержится информация о том:
  1. как устроен этот мир, кто его создал;
  2. что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
  3. какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
  4. какие этапы в процесс самореализации проходит женщина;
  5. какие «ловушки», «искушения», трудности, препятствия можно встретить в жизни  как с ними справляться;
  6. как приобретать и ценить дружбу и любовь;
  7. какими ценностями руководствоваться в жизни;
  8. как строить отношения с родителями и детьми;
  9. как бороться и прощать.

  1. Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» - способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального, исходящим из социума.

  1. Сказки возвращают и ребёнка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Сказки-метафоры.

Метафора – это особый символический язык. Используя метафору, мы рассказываем ребёнку о том, что считаем важным.