Печатная работа на VIII Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем» на тему:"Психологическая подготовка семьи ребёнка с ОВЗ к инклюзивному образованию"

Малютина Олеся Юрьевна
В статье раскрывается важность и основные аспекты психологической подготовки семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, к инклюзивному образованию. Рассматриваются основные направления и задачи психологического сопровождения семьи в условиях сенсорных комнат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малютина Олеся Юрьевна,

Преподаватель НФ КИУ имени В.Г.Тимирясова;

Педагог-психолог

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Нижнекамская школа – интернат «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Татарстан город Нижнекамск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЬИ  РЕБЁНКА С ОВЗ

К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ

СЕНСОРНЫХ КОМНАТ.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE FAMILY OF THE CHILD WITH DISABILITIES TO INCLUSIVE EDUCATION

IN TERMS OF SENSORY ROOMS.

Аннотация: в статье раскрывается важность и основные аспекты психологической подготовки семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, к инклюзивному образованию. Рассматриваются основные направления и задачи психологического сопровождения семьи в условиях сенсорных комнат.

Abstract. the article reveals the importance and main aspects of psychological preparation of a family raising a child with disabilities to inclusive education. Discusses the main directions and tasks of psychological support of the child's family with special needs in an environment of sensory rooms.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, психологическая готовность, семья, ограниченные возможности здоровья, реабилитационный потенциал, сенсорная комната.

Key words: inclusive education, socialization, psychological readiness, family, limited health opportunities, rehabilitation potential, sensory room.

Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. У детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения зарабатывать себе на жизнь, создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.

Успешная социализация детей с ОВЗ в здоровое общество- главная цель их инклюзивного образования на дошкольном и школьном уровнях. Инклюзия в последние годы всё глубже принимается и понимается, осознаётся  на психологическом уровне в различных слоях нашего общества.

При этом нельзя забывать, что активными и важными участниками процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ являются их родители. Именно они в первую очередь должны успешно социализироваться в обществе и быть психологически готовыми к процессу инклюзивного образования.

От способностей родителей понять и принять психические и физиологические особенности ребёнка, от уровня их активности в ходе реабилитационных мероприятий, от качества их психолого-педагогической просвещённости, от социального статуса данной семьи и ещё от целого ряда других аспектов медицинского, социально-психологического уровня зависит успех дальнейшего инклюзивного образования ребёнка с ОВЗ.

Семья ребёнка с ОВЗ претерпевает целый ряд качественных изменений на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Проходя постепенно с разными темпами и с разными качественными преобразованиями через фазы осознания рождения ребёнка с ОВЗ в семье, родители, сохранившие целостность семьи, учатся строить новые отношения с ребёнком и друг с другом. Они занимают новую социальную позицию, переосмысливают ценности жизни, готовятся психологически принимать адекватные социальному и физиологическому статусу ребёнка с ОВЗ решения по определению его образовательного маршрута.

Формирующаяся система инклюзивного образования в современной России предусматривает разные формы включения ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс (полная, частичная, временная инклюзия). Родители должны понимать все тонкости этой гибкой системы, грамотно выбирать рекомендуемые им ПМПК формы инклюзивного образования с учётом актуальных возможностей и  реабилитационного потенциала их ребёнка.

Перед государством стоит важная задача психологической подготовки родителей ребёнка с ОВЗ к его инклюзивному образованию. И начинать эту работу с семьёй надо как можно раньше, с самого момента определения статуса «отклоняющегося развития» ребёнка.

Осуществлять психологическую поддержку семьи можно и нужно в учреждениях и социального, и педагогического, и медицинского профиля.

Безусловно, психологам необходимо использовать все преимущества многофункционального современного реабилитационного оборудования, эффективно и комплексно воздействующего и на ребёнка, и на его родителей.

В настоящее время сенсорные комнаты «СНУЗЛИН» являются одним из современных полифункциональных мощных средств сенсорного, психолого-  педагогического воздействия на психику взрослого и ребёнка. Мозг клиента сенсорных комнат активизируется  через  стимуляцию  базовых  чувств:  зрения,  слуха,  обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Данное направление возникло в конце 70-х годов первоначально в Голландии. В России сенсорные комнаты начали функционировать с 1992 года и показали свою значимость в разных направлениях психолого-педагогической работы.

В ходе взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях сенсорных комнат психологом комплексно решаются развивающие, обучающие, коррекционные и профилактические задачи. В свою очередь объектами психологического воздействия должны быть и детско-родительские и супружеские взаимоотношения.

Сенсорная комната позволяет выполнять следующие направления психотерапевтического воздействия на родителей: снятие психо- эмоционального и мышечного напряжения; формирование у родителей активной позиции участника процесса реабилитации и образования; формирование адекватных родительских установок; психолого-педагогическое просвещение, обучение методам развития, коррекции и воспитания ребёнка с ОВЗ; гармонизация детско-родительских, супружеских отношений.

В  ходе  реализации  данных  направлений  работы  в условиях сенсорных комнат («светлых» и «тёмных») психологом могут использоваться разные формы работы: подгрупповые и индивидуальные занятия (отдельно с родителями и совместно с их детьми), консультирование, «школы родителей» семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, досуговые мероприятия.

Занятия  в  сенсорной  комнате  должны носить  полифункциональный  характер: одновременно и поэтапно решать и диагностические, и коррекционно-развивающие, и профилактические, и консультативные задачи.

Мгновенное установление контакта с родителем благодаря эмоциональному воздействию интерактивного оборудования снимает телесные и психологические защиты, происходит более открытое и тесное взаимодействие психолога с клиентом, что значительно повышает качество психологического воздействия.

В условиях работы сенсорной комнаты  с родителями могут активно использоваться методы психологического воздействия: сенсорной, эмоциональной стимуляции, игротерапии, музыко- и аромотерапии, методы релаксации,  рисуночные, танцевально-двигательные  техники. При этом оборудование может носить релаксационный или активационный характер.

Смешанный и гибкий состав родительских групп по возрастному, клинико- психологическому статусу детей и социально-психологическому портрету их родителей даёт возможность специалисту создать для детей и их родителей среду разной инклюзивной направленности в мероприятиях обучающего, развивающего, воспитывающего и досугового характера. Таким образом, уже в рамках сеансов в сенсорной комнате родители психологически готовятся сами и включают своих детей в сложный, но важный процесс их психологической адаптации к современному обществу.

Бесспорно, психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию их детей есть первый и очень важный шаг в деле успешной социализации ребёнка с ОВЗ в общество.

Список использованной литературы:

1. Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. -No 11. –с. 12-15.

2. Кальмова, С. Е., Орлова, Л. Ф., Яворовская, Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.-430 с.

3. Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –No 16. –с. 38.

4. Педагогический круиз: Сборник методических материалов участников педагогических конкурсов Новосибирской области / Сост. О.А. Великанова. – Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2013. – 94 с.

5. Пуйлова, М.А., Шевелева, Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . –Рязань, 2014. –588 с.