Печатная работа на VIII Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: проектирование инклюзивных образовательных систем» на тему:"Психологическая подготовка семьи ребёнка с ОВЗ к инклюзивному образованию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологическая подготовка семьи ребёнка с ОВЗ к инклюзивному образованию | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Малютина Олеся Юрьевна,
Преподаватель НФ КИУ имени В.Г.Тимирясова;
Педагог-психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Нижнекамская школа – интернат «Надежда»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Татарстан город Нижнекамск
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЕМЬИ РЕБЁНКА С ОВЗ
К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ
СЕНСОРНЫХ КОМНАТ.
PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF THE FAMILY OF THE CHILD WITH DISABILITIES TO INCLUSIVE EDUCATION
IN TERMS OF SENSORY ROOMS.
Аннотация: в статье раскрывается важность и основные аспекты психологической подготовки семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, к инклюзивному образованию. Рассматриваются основные направления и задачи психологического сопровождения семьи в условиях сенсорных комнат.
Abstract. the article reveals the importance and main aspects of psychological preparation of a family raising a child with disabilities to inclusive education. Discusses the main directions and tasks of psychological support of the child's family with special needs in an environment of sensory rooms.
Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, психологическая готовность, семья, ограниченные возможности здоровья, реабилитационный потенциал, сенсорная комната.
Key words: inclusive education, socialization, psychological readiness, family, limited health opportunities, rehabilitation potential, sensory room.
Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной и часто обсуждаемой на различных уровнях российского образования. У детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения зарабатывать себе на жизнь, создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Успешная социализация детей с ОВЗ в здоровое общество- главная цель их инклюзивного образования на дошкольном и школьном уровнях. Инклюзия в последние годы всё глубже принимается и понимается, осознаётся на психологическом уровне в различных слоях нашего общества.
При этом нельзя забывать, что активными и важными участниками процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ являются их родители. Именно они в первую очередь должны успешно социализироваться в обществе и быть психологически готовыми к процессу инклюзивного образования.
От способностей родителей понять и принять психические и физиологические особенности ребёнка, от уровня их активности в ходе реабилитационных мероприятий, от качества их психолого-педагогической просвещённости, от социального статуса данной семьи и ещё от целого ряда других аспектов медицинского, социально-психологического уровня зависит успех дальнейшего инклюзивного образования ребёнка с ОВЗ.
Семья ребёнка с ОВЗ претерпевает целый ряд качественных изменений на психологическом, социальном и соматическом уровнях.
Проходя постепенно с разными темпами и с разными качественными преобразованиями через фазы осознания рождения ребёнка с ОВЗ в семье, родители, сохранившие целостность семьи, учатся строить новые отношения с ребёнком и друг с другом. Они занимают новую социальную позицию, переосмысливают ценности жизни, готовятся психологически принимать адекватные социальному и физиологическому статусу ребёнка с ОВЗ решения по определению его образовательного маршрута.
Формирующаяся система инклюзивного образования в современной России предусматривает разные формы включения ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс (полная, частичная, временная инклюзия). Родители должны понимать все тонкости этой гибкой системы, грамотно выбирать рекомендуемые им ПМПК формы инклюзивного образования с учётом актуальных возможностей и реабилитационного потенциала их ребёнка.
Перед государством стоит важная задача психологической подготовки родителей ребёнка с ОВЗ к его инклюзивному образованию. И начинать эту работу с семьёй надо как можно раньше, с самого момента определения статуса «отклоняющегося развития» ребёнка.
Осуществлять психологическую поддержку семьи можно и нужно в учреждениях и социального, и педагогического, и медицинского профиля.
Безусловно, психологам необходимо использовать все преимущества многофункционального современного реабилитационного оборудования, эффективно и комплексно воздействующего и на ребёнка, и на его родителей.
В настоящее время сенсорные комнаты «СНУЗЛИН» являются одним из современных полифункциональных мощных средств сенсорного, психолого- педагогического воздействия на психику взрослого и ребёнка. Мозг клиента сенсорных комнат активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярных рецепторов. Данное направление возникло в конце 70-х годов первоначально в Голландии. В России сенсорные комнаты начали функционировать с 1992 года и показали свою значимость в разных направлениях психолого-педагогической работы.
В ходе взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в условиях сенсорных комнат психологом комплексно решаются развивающие, обучающие, коррекционные и профилактические задачи. В свою очередь объектами психологического воздействия должны быть и детско-родительские и супружеские взаимоотношения.
Сенсорная комната позволяет выполнять следующие направления психотерапевтического воздействия на родителей: снятие психо- эмоционального и мышечного напряжения; формирование у родителей активной позиции участника процесса реабилитации и образования; формирование адекватных родительских установок; психолого-педагогическое просвещение, обучение методам развития, коррекции и воспитания ребёнка с ОВЗ; гармонизация детско-родительских, супружеских отношений.
В ходе реализации данных направлений работы в условиях сенсорных комнат («светлых» и «тёмных») психологом могут использоваться разные формы работы: подгрупповые и индивидуальные занятия (отдельно с родителями и совместно с их детьми), консультирование, «школы родителей» семинары-практикумы, тренинги, круглые столы, досуговые мероприятия.
Занятия в сенсорной комнате должны носить полифункциональный характер: одновременно и поэтапно решать и диагностические, и коррекционно-развивающие, и профилактические, и консультативные задачи.
Мгновенное установление контакта с родителем благодаря эмоциональному воздействию интерактивного оборудования снимает телесные и психологические защиты, происходит более открытое и тесное взаимодействие психолога с клиентом, что значительно повышает качество психологического воздействия.
В условиях работы сенсорной комнаты с родителями могут активно использоваться методы психологического воздействия: сенсорной, эмоциональной стимуляции, игротерапии, музыко- и аромотерапии, методы релаксации, рисуночные, танцевально-двигательные техники. При этом оборудование может носить релаксационный или активационный характер.
Смешанный и гибкий состав родительских групп по возрастному, клинико- психологическому статусу детей и социально-психологическому портрету их родителей даёт возможность специалисту создать для детей и их родителей среду разной инклюзивной направленности в мероприятиях обучающего, развивающего, воспитывающего и досугового характера. Таким образом, уже в рамках сеансов в сенсорной комнате родители психологически готовятся сами и включают своих детей в сложный, но важный процесс их психологической адаптации к современному обществу.
Бесспорно, психологическая готовность родителей к инклюзивному образованию их детей есть первый и очень важный шаг в деле успешной социализации ребёнка с ОВЗ в общество.
Список использованной литературы:
1. Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. -No 11. –с. 12-15.
2. Кальмова, С. Е., Орлова, Л. Ф., Яворовская, Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006.-430 с.
3. Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –No 16. –с. 38.
4. Педагогический круиз: Сборник методических материалов участников педагогических конкурсов Новосибирской области / Сост. О.А. Великанова. – Новосибирск: Новосибирский институт мониторинга и развития образования, 2013. – 94 с.
5. Пуйлова, М.А., Шевелева, Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. ун-т имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . –Рязань, 2014. –588 с.