Проект «Семейные ценности» для детей и родителей старшей группы.
Проект
«Семейные ценности»
Подготовила педагог-психолог
Кизерова Ольга Сергеевна
2018г.
Цель проекта: социально - личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи:
- Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.
- Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.
Срок реализации проекта: 4 месяца ноябрь - февраль
Участники проект: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, дети старших групп №11, № 6, родители
Актуальность темы
Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемые результаты:
От детей:
1. Развитие нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)
2. Познавательная и творческая активность детей, эмоциональная отзывчивость.
3.Формирование семейных традиций.
От родителей:
1. Активное участие родителей в совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.
3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.
4. Гармонизация детско - родительских отношений.
5. Создание благоприятного психологического климата в семье.
От педагогов:
1.Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».
2.Повышение профессиональной компетенции педагогов.
3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
Методы и приёмы:
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения.
- элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования.
- метод проектной деятельности.
- метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа
Этапы проекта:
I этап – диагностико – аналитический.
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
II этап – реализация проекта согласно плану
III этап – итоговый
С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика, разработанная Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.
Результаты рассматривались по следующим направлениям:
- Семейные роли
- Нарушение эмоциональных контактов
- Конфликтные отношения в семье
- Агрессия в семейных отношениях
План реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Изучение и анализ литературы по данной теме. | ноябрь | педагоги | Педагог-психолог Кизерова О.С, социальный педагог, воспитатели |
Диагностика детей рисуночный тест «Моя семья». | - ноябрь февраль | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Анкетирование родителей по теме проекта. | ноябрь | родители | Социальный педагог |
Составление плана работы | ноябрь | Специалисты, воспитатели | Педагог-психолог Кизерова О.С, социальный педагог. |
Разработка содержание проекта «Семейные ценности» | ноябрь | Специалисты, воспитатели | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Консультации с педагогами деятельность проекта | ноябрь | специалисты | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Беседы с детьми на тему: «Моя семья» Рисование рисунка. | ноябрь | Дети, Педагог - психолог. | Педагог-психолог Кизерова О.С.
|
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей». | Ноябрь | родители | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Родительское собрание семинар-практикум «Семья основа воспитания». Памятка для родителей «Воспитание в семье гармоничный личности». | ноября | Родители, дети, педагоги | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Экскурсия с детьми в музей «Истории и ремесел» тема «Быт и семейные традиции коренных народов округа» | декабрь | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С.,социальный педагог. |
Семейный клуб «За руку с семьей» - семинар практикум «Поговори со мною мама» | декабрь | родители | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Беседа на тему: «Мои близкие». Чтение литературы | декабрь | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Беседы с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам «Моя семья») | декабрь | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Изготовление дидактических игр на тему семья | декабрь | Родители, дети | Воспитатели. |
Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я.Аким «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье. | январь | дети | Воспитатели. |
Сюжетно-ролевые игры «Семья» | январь | Дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Изготовление папки - передвижки «Домашние обязанности» | январь | Дети, воспитатели. | воспитатели |
Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи». | январь | Родители. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Изготовление родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи». | январь | Родители, дети. | Воспитатели. |
Выставка «Семейные ценности» (фото-газета, древо, игры, пака передвижка, литература, рисунки детей). | февраль | Родители, дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Подготовка к викторине. | февраль | Дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Организация семейного мероприятия викторина «Моя семья – мое богатство». | февраль | Дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Семейные ценности" | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Семейные ценности»
Подготовила педагог-психолог
Кизерова Ольга Сергеевна
2018г.
Цель проекта: социально - личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Задачи:
- Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.
- Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.
Срок реализации проекта: 4 месяца ноябрь - февраль
Участники проект: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, дети старших групп №11, № 6, родители
Актуальность темы
Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемые результаты:
От детей:
1. Развитие нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)
2. Познавательная и творческая активность детей, эмоциональная отзывчивость.
3.Формирование семейных традиций.
От родителей:
1. Активное участие родителей в совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.
3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.
4. Гармонизация детско - родительских отношений.
5. Создание благоприятного психологического климата в семье.
От педагогов:
1.Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».
2.Повышение профессиональной компетенции педагогов.
3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.
Методы и приёмы:
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения.
- элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования.
- метод проектной деятельности.
- метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
- беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа
Этапы проекта:
I этап – диагностико – аналитический.
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
II этап – реализация проекта согласно плану
III этап – итоговый
С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика, разработанная Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.
Результаты рассматривались по следующим направлениям:
- Семейные роли
- Нарушение эмоциональных контактов
- Конфликтные отношения в семье
- Агрессия в семейных отношениях
Для выявления уточнения значимости семейных ценностей для родителей было проведено анкетирование.
План реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Изучение и анализ литературы по данной теме. | ноябрь | педагоги | Педагог-психолог Кизерова О.С, социальный педагог, воспитатели |
Диагностика детей рисуночный тест «Моя семья». | - ноябрь февраль | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Анкетирование родителей по теме проекта. | ноябрь | родители | Социальный педагог |
Составление плана работы | ноябрь | Специалисты, воспитатели | Педагог-психолог Кизерова О.С, социальный педагог. |
Разработка содержание проекта «Семейные ценности» | ноябрь | Специалисты, воспитатели | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Консультации с педагогами деятельность проекта | ноябрь | специалисты | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Беседы с детьми на тему: «Моя семья» Рисование рисунка. | ноябрь | Дети, Педагог - психолог. | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей». | Ноябрь | родители | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Родительское собрание семинар-практикум «Семья основа воспитания». Памятка для родителей «Воспитание в семье гармоничный личности». | ноября | Родители, дети, педагоги | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Экскурсия с детьми в музей «Истории и ремесел» тема «Быт и семейные традиции коренных народов округа» | декабрь | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С.,социальный педагог. |
Семейный клуб «За руку с семьей» - семинар практикум «Поговори со мною мама» | декабрь | родители | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Беседа на тему: «Мои близкие». Чтение литературы | декабрь | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Беседы с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам «Моя семья») | декабрь | дети | Педагог-психолог Кизерова О.С. |
Изготовление дидактических игр на тему семья | декабрь | Родители, дети | Воспитатели. |
Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я.Аким «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье. | январь | дети | Воспитатели. |
Сюжетно-ролевые игры «Семья» | январь | Дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Изготовление папки - передвижки «Домашние обязанности» | январь | Дети, воспитатели. | воспитатели |
Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи». | январь | Родители. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Изготовление родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи». | январь | Родители, дети. | Воспитатели. |
Выставка «Семейные ценности» (фото-газета, древо, игры, пака передвижка, литература, рисунки детей). | февраль | Родители, дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Подготовка к викторине. | февраль | Дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Организация семейного мероприятия викторина «Моя семья – мое богатство». | февраль | Дети. | Педагог-психолог Кизерова О.С., социальный педагог. |
Предполагаемый результат проекта:
- Умение составить свою родословную.
- Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
- Уважительное отношение к старшему поколению.
- Бережное отношение к семейным фотографиям.
- Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды (изготовление игры) январь-февраль
- Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
- Повышение уровня родительской активности и их педагогических возможностей в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Воспитание чувства принадлежности ребенка к семье, укрепление семейных взаимоотношение.
Продукт проектной деятельности: Организация выставки творческих работ детей в детском саду. Консультации, памятки, папка-передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: дидактические игры, генеалогическое дерево. Фото-газета. Викторина дети и родители.