Проект «Семейные ценности» для детей и родителей старшей группы.

Кизерова Ольга Сергеевна

Проект

«Семейные ценности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила  педагог-психолог

Кизерова Ольга Сергеевна

 

 

2018г.

Цель проекта: социально - личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.
  • Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Срок реализации проекта: 4 месяца ноябрь - февраль

Участники проект: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, дети старших групп №11, № 6, родители

Актуальность темы

          Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

          Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

          В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемые результаты:

От детей:

1. Развитие  нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)

2. Познавательная и творческая активность детей, эмоциональная отзывчивость.

3.Формирование семейных традиций.

От родителей:

1. Активное участие родителей в совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.

4. Гармонизация детско - родительских отношений.

5. Создание благоприятного психологического климата в семье.

От педагогов:

1.Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».

2.Повышение профессиональной компетенции педагогов.

3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Методы и приёмы:

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

  1. метод сравнения.
  2. элементарный анализ.
  3. метод моделирования и конструирования.
  4. метод проектной деятельности.
  5. метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  6. метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

 3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном.

 4.Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа

 

Этапы проекта:

I этап –  диагностико – аналитический.

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

II этап – реализация проекта согласно плану

III этап – итоговый    

С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика, разработанная Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.

Результаты рассматривались по следующим направлениям:

  1. Семейные роли
  2. Нарушение эмоциональных контактов
  3. Конфликтные отношения в семье
  4. Агрессия в семейных отношениях

 

План реализации проекта

 

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Изучение и анализ литературы по данной теме.

ноябрь

педагоги

Педагог-психолог  Кизерова О.С, социальный педагог,  воспитатели

Диагностика  детей рисуночный тест «Моя семья».

- ноябрь

февраль

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Анкетирование родителей по теме проекта.

ноябрь

родители

Социальный педагог

Составление плана работы

ноябрь

Специалисты, воспитатели

Педагог-психолог  Кизерова О.С, социальный педагог.

Разработка содержание проекта

«Семейные ценности»

ноябрь

Специалисты, воспитатели

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Консультации   с педагогами деятельность проекта

ноябрь

специалисты

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Беседы с детьми на тему: «Моя семья»

Рисование рисунка.

ноябрь

Дети,

Педагог - психолог.

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

 

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей».

Ноябрь

родители

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Родительское собрание семинар-практикум «Семья основа воспитания». Памятка для родителей «Воспитание в семье гармоничный личности».

ноября

Родители, дети, педагоги

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Экскурсия с детьми в музей «Истории и ремесел» тема «Быт и семейные традиции коренных народов округа»

декабрь

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С.,социальный педагог.

Семейный клуб «За руку с семьей» - семинар практикум «Поговори со мною мама»

декабрь

родители

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Беседа на тему: «Мои близкие».

Чтение литературы

декабрь

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Беседы  с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам «Моя семья»)

декабрь

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Изготовление дидактических игр на тему семья

декабрь

Родители, дети

Воспитатели.

Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я.Аким  «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье.

январь

дети

Воспитатели.

Сюжетно-ролевые игры «Семья»

январь

Дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Изготовление папки - передвижки «Домашние обязанности»

январь

Дети, воспитатели.

воспитатели

Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи».

январь

Родители.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Изготовление родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи».

январь

Родители, дети.

Воспитатели.

Выставка «Семейные ценности» (фото-газета, древо, игры, пака передвижка, литература, рисунки детей).

февраль

Родители, дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Подготовка к викторине.

февраль

Дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Организация семейного мероприятия викторина   «Моя семья – мое богатство».

февраль

Дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Семейные ценности"30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Семейные ценности»

Подготовила  педагог-психолог

Кизерова Ольга Сергеевна

2018г.

Цель проекта: социально - личностное развитие дошкольников через использование различных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи:

  • Развивающие: развивать познавательную и творческую активность, мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; формировать умение проявлять заботу о родных людях; воспитывать нравственные качества личности (честность, доброжелательность, отзывчивость); формировать потребность в здоровом образе жизни, двигательной активности.
  • Образовательные: формировать у детей представления о семейных традициях, семейных ценностях; обогащать активный словарь детей.

Срок реализации проекта: 4 месяца ноябрь - февраль

Участники проект: социальный педагог, педагоги-психологи, воспитатели, дети старших групп №11, № 6, родители

Актуальность темы

        Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

        Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

        В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Ожидаемые результаты:

От детей:

1. Развитие  нравственных качеств (уважение к старшему поколению, доброта, отзывчивость, честность и т.д.)

2. Познавательная и творческая активность детей, эмоциональная отзывчивость.

3.Формирование семейных традиций.

От родителей:

1. Активное участие родителей в совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

2. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.

3. Формирование опыта работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества.

4. Гармонизация детско - родительских отношений.

5. Создание благоприятного психологического климата в семье.

От педагогов:

1.Укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по теме «семейные ценности».

2.Повышение профессиональной компетенции педагогов.

3.Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм.

Методы и приёмы:

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников: 

  1. метод сравнения.
  2. элементарный анализ.
  3. метод моделирования и конструирования.
  4. метод проектной деятельности.
  5. метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
  6. метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

  • игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
  • сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

 3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

  • прием предложения и обучения способу – педагог не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
  • беседа – является связующим звеном.

 4.Методы коррекции и уточнения:

  • повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
  • метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа

Этапы проекта:

I этап –  диагностико – аналитический.

Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации. Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.

II этап – реализация проекта согласно плану

III этап – итоговый        

С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика, разработанная Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты». Обследование было проведено педагогом-психологом ДОУ.

Результаты рассматривались по следующим направлениям:

  1. Семейные роли
  2. Нарушение эмоциональных контактов
  3. Конфликтные отношения в семье
  4. Агрессия в семейных отношениях

Для выявления уточнения значимости семейных ценностей для родителей было проведено анкетирование.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Изучение и анализ литературы по данной теме.

ноябрь

педагоги

Педагог-психолог  Кизерова О.С, социальный педагог,  воспитатели

Диагностика  детей рисуночный тест «Моя семья».

- ноябрь

февраль

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Анкетирование родителей по теме проекта.

ноябрь

родители

Социальный педагог

Составление плана работы

ноябрь

Специалисты, воспитатели

Педагог-психолог  Кизерова О.С, социальный педагог.

Разработка содержание проекта

«Семейные ценности»

ноябрь

Специалисты, воспитатели

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Консультации   с педагогами деятельность проекта

ноябрь

специалисты

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Беседы с детьми на тему: «Моя семья»

Рисование рисунка.

ноябрь

Дети,

Педагог - психолог.

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей».

Ноябрь

родители

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Родительское собрание семинар-практикум «Семья основа воспитания». Памятка для родителей «Воспитание в семье гармоничный личности».

ноября

Родители, дети, педагоги

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Экскурсия с детьми в музей «Истории и ремесел» тема «Быт и семейные традиции коренных народов округа»

декабрь

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С.,социальный педагог.

Семейный клуб «За руку с семьей» - семинар практикум «Поговори со мною мама»

декабрь

родители

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Беседа на тему: «Мои близкие».

Чтение литературы

декабрь

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Беседы  с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам «Моя семья»)

декабрь

дети

Педагог-психолог  Кизерова О.С.

Изготовление дидактических игр на тему семья

декабрь

Родители, дети

Воспитатели.

Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я.Аким  «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье.

январь

дети

Воспитатели.

Сюжетно-ролевые игры «Семья»

январь

Дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Изготовление папки - передвижки «Домашние обязанности»

январь

Дети, воспитатели.

воспитатели

Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи».

январь

Родители.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Изготовление родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи».

январь

Родители, дети.

Воспитатели.

Выставка «Семейные ценности» (фото-газета, древо, игры, пака передвижка, литература, рисунки детей).

февраль

Родители, дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Подготовка к викторине.

февраль

Дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Организация семейного мероприятия викторина   «Моя семья – мое богатство».

февраль

Дети.

Педагог-психолог  Кизерова О.С., социальный педагог.

Предполагаемый результат проекта:

  1. Умение составить свою родословную.
  2. Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
  3. Уважительное отношение к старшему поколению.
  4. Бережное отношение к семейным фотографиям.
  5. Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды (изготовление игры) январь-февраль
  6. Повышение  качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
  7. Повышение  уровня родительской активности и их педагогических возможностей в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
  8. Воспитание чувства принадлежности ребенка к семье, укрепление семейных взаимоотношение.

Продукт проектной деятельности:  Организация  выставки творческих работ детей   в   детском саду. Консультации, памятки,   папка-передвижка: «Домашние обязанности». Буклеты: дидактические игры, генеалогическое дерево. Фото-газета. Викторина дети и родители.